СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме "Синтаксические связи слов в словосочетании"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему "Синтаксические связи слов в словосочетании". Урок открытия новых знаний. В данном конспекте представлена вся организационная структура проведения урока по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме "Синтаксические связи слов в словосочетании"»

Конспект урока русского языка в 8 классе


Тема урока: Синтаксические связи слов в словосочетаниях


Цели урока:

  • познакомить учащихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, с видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл),

  • научить определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлять словосочетания с заданным видом связи, разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • представляют русский язык как язык русского народа, понимают роль родного языка в жизни человека и общества;

  • владеют всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности;

  • соблюдают основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществляют речевой самоконтроль;

  • владеют основами научных знаний о родном языке

Метапредметные:

  • Познавательные:

  • знают разные виды чтения;

  • способны извлекать информацию из различных источников;

  • владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

  • способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

  • используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам

  • Регулятивные:

  • определяют цели деятельности, последовательность действий;

  • Коммуникативные:


  • осуществляют коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные:

  • проявляют уважительное отношение к родному языку;

  • стремятся к речевому самосовершенствованию;

  • понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей;

  • имеют объемный словарный запас;

  • усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Задачи урока:

  • создать условия для ознакомления обучающихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл);

  • обучения определению вида подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлению словосочетания с заданным видом связи, разграничению словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи.

  • способствовать развитию познавательных психических процессов.

  • содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, работа над речевыми нормами.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование, используемое на уроке: ноутбук, проектор, экран.


Организационная структура урока


I этап. Мотивация учебной деятельности

  1. Приветствие, пожелание доброго дня и хороших оценок

  2. Беседа о домашней работе: трудной ли была домашняя работа, с какими проблемами столкнулись?

  3. Проверка домашнего задания:

  1. теоретический опрос:

  • что такое словосочетание? (1 ученик)

  • назовите виды словосочетаний (2 ученик)

  • что не является словосочетанием? (3 ученик)

  1. проверка упр. 63:

  • разграничить свободные словосочетания от фразеологических оборотов: зачитать фразеологические обороты

  1. выборочная проверка упр. 59

  • определите вид следующих словосочетаний: думать о будущем, проходить быстро, навещать больных, книга отца, намерение работать, первое выступление, очень хорошо, наедине с собой.

4. Самооценка домашней работы


(Время, отведенное на данный этап урока – 5 минут. Деятельность учителя: организует проверку домашнего задания в устной форме. Деятельность обучающихся: отвечают, что такое словосочетание, а что не является словосочетанием, называют виды словосочетаний, зачитывают фразеологические обороты из упр. 63, определяют вид словосочетаний, называемых учителем из упр. 59, проводят самооценку работы)


II этап. Актуализация опорных знаний

Распределительный диктант

  • распределить перечисленные словосочетания в три колонки – именные, глагольные и наречные; обозначить главное слово. (Слова выведены на экран через проектор)

Примчаться к тебе, прибыть неожиданно, крыша над головой, по первому снегу, у моего товарища, нежно прикасаясь, снял пальто, спал сидя, бегущий человек, бегущий навстречу, роясь в вещах, больной в палате, на деревянном столе, мамино платье, фамильные драгоценности, лист бумаги.


(Время, отведенное на данный этап урока – 8 минут. Деятельность учителя: организует письменную разминку по усвоению видов словосочетаний по главному слову. Деятельность обучающихся: распределяют слова на три колонки, в зависимости от вида словосочетаний, выполняют соответствующие действия, проверяют у друг друга работы, оценивают их)

  • рефлексия деятельности учащихся: возникли ли у вас сложности при выполнении данного задания?


III этап. Работа по теме урока

  1. Анализ и решение задачи, данной в теоретическом материале на стр. 39. Работа с текстами Ю. Казакова и В. Шукшина. Определение средств связи в словосочетании.


(Деятельность обучающихся: читают тексты, анализируют, в каких словосочетаниях изменение формы главного слова сопровождается изменением формы зависимого слова; в каких зависимое слово употребляется в той форме, которую требует главное; в каких зависимое слово является неизменяемым и присоединяется к главному только по смыслу)


  1. Формулировка целей и задач урока, определение его темы

  • Беседа о том, что зависимое слово присоединяется к главному на основе подчинительной связи. В данных текстах показаны разные виды подчинения зависимого слова к главному. Каковы эти виды связи, как они называются?


(Деятельность обучающихся: отвечают на вопросы, называют проблему, с которой столкнулись, называют тему урока и выявляют его цели)


  1. Рассматривание примеров, выведенных на экране. 1) у высокого мальчика 2) лист бумаги 3) шел напевая


(Деятельность обучающихся: читают примеры)


Рассмотрите первый пример. Определите, какой частью речи выражено главное слово, какой - зависимое. В каком падеже стоит слово мальчик? В каком падеже стоит зависимое от него слово? Устно просклоняйте по падежам главное и зависимое слово. Поставьте главное слово в форму множественного числа. Как изменится зависимое слово? Изменим главное слово, заменим его на слово девочка. Как изменится зависимое слово?


(Деятельность обучающихся: отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, анализируют и обобщают материал.)


Сделайте вывод: как согласуются главное и зависимое слова при согласовании?


(Деятельность обучающихся: приходят к выводу, что при согласовании главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже.)


- Рассмотрите второй пример. Определите части речи главного и зависимого слов. Устно просклоняйте по падежам главное и зависимое слова. Поставьте главное слово в форму множественного числа. Как изменится зависимое слово? Заменим главное слово на слово стопка. Как изменится зависимое слово?


(Деятельность обучающихся: отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, анализируют и обобщают материал.)


Сделайте вывод: является ли изменяемым зависимое слово при управлении, как оно изменяется при этом способе связи?


(Деятельность обучающихся: приходят к выводу, что при управлении зависимое слово стоит при главном в форме косвенного падежа.)


- Рассмотрите третий пример. Определите части речи главного и зависимого слов. Может ли изменяться зависимое слово? Сделайте вывод


(Деятельность обучающихся: приходят к выводу, что при примыкании зависимое слово является неизменяемым.)


  1. Работа со схемой

  • В схеме не хватает несколько слов, которые нужно вставить учащимся

(Деятельность обучающихся: составляют алгоритм определения способов связи слов в словосочетании. В схеме некоторые слова пропущены, дети их вставляют и заполняют, затем рассказывают алгоритм определения вида словосочетания по способу связи, опираясь на схему и приводя свои примеры)


обозначить «x» _________ слово, задать вопрос к ____________



определить _____________ речи

зависимое слово – н.ф. глагола, _____________, _____________?

примыкание








изменить главное слово

изменилось зависимое?

да нет

согласование






______________

да нет








(Время, отведенное на данный этап – 12 минут)


IV этап. Физминутка.

  • Если слышите слово – поднимите вверх руку, словосочетание – встаньте, если предложение – дотроньтесь до кончика носа указательным пальцем.

Гулять в лесу; я гуляю; тихо; я пошла гулять; гулять утром; мама гуляет; тихо в лесу; тишина; прогуливаясь в лесу; прогуливающиеся в лесу; прогулявшись по лесу; прогульщик.


(Время, отведенное на данный этап – 1 минута)


V этап. Закрепление материала

  1. Фронтальная работа. Выполнение упр. 64


(Время, отведенное на выполнение этого задания – 7 минут. Деятельность учителя – сотрудничество. Деятельность обучающихся: один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях. Следуя алгоритму, определяют способ связи слов в словосочетании. Рефлексия деятельности, коллективное оценивание работы)

  1. Устное выполнение упр. 66 и 69


(Время, отведенное на выполнение этих заданий – 4 минуты. Деятельность учителя: контроль. Деятельность обучающихся: зачитывают словосочетания из упр. 66, отвечают нормативно ли построение словосочетаний, анализируют, работая над упр. 69, рассказывают, какие сочетания слов не являются словосочетаниями. Отвечают, почему?)


  1. Самостоятельная работа

  • решение теста без выбора ответа (тест в приложении)

  • самопроверка по ключам и самооценивание по критериям.


(Время, отведенное на выполнение этого задания – 4 минуты. Деятельность учителя: контроль и оценивание. Деятельность обучающихся: выполняют тест, проверяют его по ключам и оценивают по критериям)


VI этап. Итог урока.

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Назовите способы связи слов в словосочетании.

  • По алгоритму расскажите об определении способа связи слов в словосочетании.

Рефлексия учебной деятельности.

  • Заполнение таблицы «Насколько я успешен» (Проставить галочки напротив того пункта, который вам подходит)


Мне все понятно

У меня остались вопросы

Я ничего не понял





  • Домашнее задание: выполнить упр. 70, учить алгоритм, п.11 в учебнике

  • Выставление оценок.


(Время, отведенное на проведение этого этапа – 4 минуты. Деятельность учителя: подготовка к обобщению, объяснение домашнего задания. Деятельность обучающихся: делают выводы и обобщают, записывают домашнее задание, проводят рефлексию своей деятельности и, если есть вопросы, задают их, определяют для себя задачи на следующий урок)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!