Собственные и нарицательные имена существительные.
Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет
Цели:
формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные;
учить подбирать примеры таких слов самостоятельно;
развивать речь, мышление.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся распознавать имена существительные;
использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; озаглавливать текст.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Словарная работа
— Запишите слово шел с разными приставками. Прочитайте слова, которые получились.
— Как написали приставки?
— Какую гласную написали в основе слова? Подчеркните ее. Запомните это слово.
Орфографическая минутка
— Какие слова вы написали в домашней работе с заглавной буквы?
— Кто выполнил дополнительное задание? (Заслушиваются 2—3 доклада учащихся о происхождении своей фамилии.)
Откройте учебник на с. 56 и прочитайте информацию на «Страничке для любознательных». (Учитель вместе с сильными учениками читает текст.)
— Какие способы возникновения фамилий вы узнали? Как образована ваша фамилия?
Самоопределение к деятельности
» - Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила, пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто гут подскажет? (Золушка.)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно он зовется... (Чиполлино.
Лечит он больных зверей,
Лечит маленьких детей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... {Айболит).
Толстяк живет на крыше
Летает он всех выше. (Карлсон.)
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой. (Буратино.)
Как вы написали имена сказочных героев?
Определите тему урока.
1. Работа по теме урока
Упр. 97 (с. 57).
(Коллективное выполнение. Ответы на вопросы записываю! с комментированием.)
Упр. 99 (с. 58).
(Самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой.)
2. Физкультминутка
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
На четыре — руки вниз.
3. Закрепление изученного материала
Упр. 98 (с. 57).
(Самостоятельное выполнение.)
Как вы озаглавили текст?
В каких словах подчеркнули заглавную букву?
— Рефлексия
Карточка
Добавь в группу слов одно имя собственное.
Карлсон, Кот в сапогах,....
«Дюймовочка», «Белоснежка и семь гномов»,....
Г.Х. Андерсен, К.И. Чуковский,...
(Фронтальная проверка.
Также можно использовать КИМы (тест 7, с. 26—27).)
— Подведение итогов урока
Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке?
К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали?
Что особенного о написании названий книг, сказок вы узнали?
Какие книги вы любите?
Дома вам надо написать об этом текст.
Какие умения примените?
Домашнее задание
Написать текст (два-три предложения) на тему «Моя любимая км ига».