СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: Заглавная буква в именах собственных (биоадекватный урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект к уроку Русского языка по биоадекватной методике на тему: Заглавная буква в именах собственных во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку на тему: Заглавная буква в именах собственных (биоадекватный урок)»

Русский язык 17.02.

Учитель: Хамраева Г.И.

Урок 105. Тема: Заглавная буква в именах собственных. (биоадекватный урок)

Тип урока: урок сообщения нового материала.

Цели: закреплять знания об имени существительном, формировать умение различать имена собственные и писать их с заглавной буквы; развивать воображение, память, внимание, мышление, связную речь; воспитывать интерес к русскому языку.

Познавательные УУД: работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения и ответы, соотносить полученные знания с примерами, умение анализировать.  

Коммуникативные УУД: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть монологической и  диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами.

Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

 Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной    деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие творческого воображения.

Ход урока

I. Организационный момент. Прозвенел звонок для нас,

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

(Поздоровались с гостями)

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок сейчас начнём.

- А начнём мы его с того, что определим, с каким же настроением вы пришли на урок, ребята?

(ученики показывают выбранные ими смайлики).

II. Актуализация опорных знаний.

Каллиграфическая минутка.

- Настало время традиционной минутки чистописания. Сегодня мы будем прописывать парную согласную по глухости – звонкости в сочетании с гласными первого ряда. А что это за согласная, вы определите сами.

На доске записаны слова: Сережка, сережка, шарик, Шарик.

- Прочитайте слова, записанные на доске, наша буква спряталась в каждом из этих слов.

- Так какие буквосочетания будем писать сегодня? (ка ко ку кэ кы)

- Ну, что готовы? Сели прямо, ноги вместе,

                                Под наклон возьмём тетрадь.

                                Левая рука на месте,

                                Правая рука на месте,

                                Можно начинать писать!!!

Словарная работа.

- А теперь вспомним некоторые словарные слова, которые начинаются на букву К. а помогут нам в этом загадки. Вы же любите отгадывать загадки? Ну, тогда начнём.

Голова  - на ножке,
Зелены одёжки.
Сколько их - не сосчитать!
Может - десять, может - пять!
Нарастают густо!
Что это? - ... !
 (Капуста)


Сижу всё лето в тёмных грядках,
Меня нельзя увидеть в профиль!
Зимой в мешках играю в прятки,
А называюсь я… (Картофель)

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня..? 
(Коньки)


Есть колыта и рога,

Летом ходит на луга.

Чтобы были все здоровы,

Молоко дают ...(коровы)

(Учащиеся поочерёдно находят карточки со словарными словами в классе, приносят учителю. Учитель несколько секунд показывает карточку со словом детям, затем убирает её. Ученики пишут это слово по памяти.)

Открывается образец. Ученики обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку.

После один из учеников делает звуко-буквенный анализ слова коньки.

Коньки 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

к [к] – согласный, твёрдый (парный), глухой (парный);

о [а] – гласный, безударный;

н [н'] – согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный);

ь –

к [к'] – согласный, мягкий (парный), глухой (парный);

и [и] – гласный, ударный.

III. Работа по теме урока.

Введение в тему урока.

- А теперь вернёмся к нашим словам, записанным на доске. Прочитайте слова. Сравните. Чем они похожи? (Одинаковые буквы, одинаковое написание)

- Чем они отличаются? (Одни слова написаны с заглавной буквы, другие - со строчной)

- К какой части речи относятся? (Имя существительное)

- А что вы знаете об именах существительных?

- Почему одни слова записаны с заглавной (большой) буквы, а другие – со строчной (маленькой) буквы? (В первом случае – это имя и кличка животного, а во – втором – предметы)

- Определите тему урока. (Заглавная буква в словах)

- Верно, сегодня на уроке мы поговорим о значении и случаях употребления заглавной буквы.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

- Составьте и запишите предложение с этими словами, подчеркните главные члены предложения (1 ученик у доски)

Изучение нового материала в оптимальном функциональном состоянии. (спокойная фоновая музыку).

а) Формирование образа-символа.

1) Сенсорно-моторный этап

- А сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Сядьте удобно, расслабьтесь.

Зимний ясный день. Светит солнышко, его лучики ласково ложатся на деревья, кусты, дома, дорогу, снег. Белый пушистый снег переливается на солнышке разноцветными блёстками. Перед нами дорожка, она ведёт нас по нашему родному городу Симферополь, по нашей любимой улице Эскадронной, на которой находится наша школа. Оглянитесь вокруг, рассмотрите, что вас окружает, дома, природа, люди, животные. Что чувствуете вы в этом месте?

2) Символьный этап

Представьте, что мы идём по дорожке и встречаем знакомого мальчика Серёжу с собакой Шарик. У Серёжи в руке воздушный шарик. Рассмотрите его. Какой он формы, цвета, размера? Попросите этот шарик стать символом нашего урока. Смотрим на воздушный шарик, он волшебным образом увеличился. Присмотритесь, на нём появляются два слова «шарик», но одно слово Шарик написано с заглавной буквы, потому что это кличка собаки, а второе – со строчной. Клички животных пишутся с большой буквы. Присмотритесь, на шарике появилась ещё одна строка, на ней написано: клички животных. Мы проходим вдоль дома, на нём табличка улица Эскадронная. Слово улица написано со строчной буквы, слово Эскадронная – с заглавной, потому что это название улицы. Названия городов, деревень, улиц, рек пишутся с заглавной буквы. Посмотрите на шарик, там возникла ещё одна строка, на ней написано: названия городов, деревень, улиц, рек. Идём дальше, вот небольшое здание, на нём вывеска: клиника доктора Иванова. Слово Иванова написано с большой буквы, потому что это фамилия. Имена, отчества и фамилии людей пишутся с заглавной буквы. Присмотритесь, на шарике снова возникла строка с надписью: названия городов, деревень, улиц, рек.

б) Повтор информации.

Давайте снова посмотрим на шарик. На верхней строке написаны два слова «шарик», одно с заглавной буквы, другое – со строчной. Следующая строка надпись: клички животных. Читаем строку ниже: названия городов, деревень, улиц, рек. Смотрим дальше: имена, отчества и фамилии людей.

Пишутся с заглавной буквы: имена, отчества и фамилии людей; клички животных; названия городов, деревень, улиц, рек.

Поблагодарите шарик за знания. Поблагодарите это замечательное место за отдых.

Физкультминутка.

IV. Закрепление знаний.

3) Логический этап

1. Беседа, составление образа.

- Где сегодня вы побывали в воображаемом путешествии?

- Что видели?

- Какие ощущения возникли?

- Кого встретили?

- Какой образ рассматривали? Нарисуйте в своих альбомах.

- Какие слова на нём появились?

- Напишите на верхней строке два слова «шарик», одно с заглавной буквы, другое – со строчной.

- Почему одно слово написано с заглавной буквы?

- Какая надпись появилась на строке ниже?

- Запишите ниже на шарике: клички животных.

- Какие слова появились ещё ниже?

- Запишите на следующей строке: названия городов, деревень, улиц, рек.

- Что было написано в самом низу?

- Запишите в самом низу: имена, отчества и фамилии людей.

- Сравните свой образ с образом на экране.

- Какие знания вы получили?

4) Лингвистический этап

2. Работа с правилом.

- Давайте проверим полученные знания по учебнику. (Дети читают, а затем проговаривают правило на с. 52, 53, выполняя упражнение «Лесенка»)

Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Моторно-кинестетический этап

3. Фронтальная работа.

Упражнение 102 на с.60

- Как вы думаете, выделенные слова собственные или нарицательные? Спишите. Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

Выборочное списывание по вариантам (2 ученика у доски)

1 вариант выписывает имена собственные.

2 вариант – имена нарицательные.

Кукушка. Марс. Кошка. Салгир. Человек. Школа. Корова Зорька. Почтальон Печкин.

Озеро. Леонид.

4. Самостоятельная работа.

Подберите к словам клички, имена, фамилии, названия. Запишите.

Кот …………..

деревня ………………

девочка ………………..

конь ………………..

город ……………………

река ……………………

тётя …………………….

учительница ………………………………….

улица ………………….

- Слова, которые состоят из трёх слогов, обведите цветным карандашом любого цвета.

V. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Как пишутся имена собственные, нарицательные?

- Приведите свои примеры.

- Чем понравился сегодняшний урок?

- Оцените свою работу при помощи светофора. Покажите своё настроение.


Домашнее задание: задание на карточках.

К словам левого столбика подберите фамилию, имя и отчество. Запиши.

поэт Лев Николаевич Толстой

писатель Исаак Ильич Левитан

космонавт Александр Сергеевич Пушкин

художник Петр Ильич Чайковский

композитор Юрий Алексеевич Гагарин














Карточка к уроку 105. К словам левого столбика подберите фамилию, имя и отчество. Запиши.

поэт Лев Николаевич Толстой

писатель Исаак Ильич Левитан

космонавт Александр Сергеевич Пушкин

художник Петр Ильич Чайковский

композитор Юрий Алексеевич Гагарин

Карточка к уроку 105. К словам левого столбика подберите фамилию, имя и отчество. Запиши.

поэт Лев Николаевич Толстой

писатель Исаак Ильич Левитан

космонавт Александр Сергеевич Пушкин

художник Петр Ильич Чайковский

композитор Юрий Алексеевич Гагарин

Карточка к уроку 105. К словам левого столбика подберите фамилию, имя и отчество. Запиши.

поэт Лев Николаевич Толстой

писатель Исаак Ильич Левитан

космонавт Александр Сергеевич Пушкин

художник Петр Ильич Чайковский

композитор Юрий Алексеевич Гагарин

Карточка к уроку 105. К словам левого столбика подберите фамилию, имя и отчество. Запиши.

поэт Лев Николаевич Толстой

писатель Исаак Ильич Левитан

космонавт Александр Сергеевич Пушкин

художник Петр Ильич Чайковский

композитор Юрий Алексеевич Гагарин

Карточка к уроку 105. К словам левого столбика подберите фамилию, имя и отчество. Запиши.

поэт Лев Николаевич Толстой

писатель Исаак Ильич Левитан

космонавт Александр Сергеевич Пушкин

художник Петр Ильич Чайковский

композитор Юрий Алексеевич Гагарин

Подберите к словам клички, имена, фамилии, названия. Запишите.

Кот …………..

деревня ………………

девочка ………………..

конь ………………..

город ……………………

река ……………………

тётя …………………….

учительница ………………………………….

улица ………………….


Подберите к словам клички, имена, фамилии, названия. Запишите.

Кот …………..

деревня ………………

девочка ………………..

конь ………………..

город ……………………

река ……………………

тётя …………………….

учительница ………………………………….

улица ………………….


Подберите к словам клички, имена, фамилии, названия. Запишите.

Кот …………..

деревня ………………

девочка ………………..

конь ………………..

город ……………………

река ……………………

тётя …………………….

учительница ………………………………….

улица ………………….


Подберите к словам клички, имена, фамилии, названия. Запишите.

Кот …………..

деревня ………………

девочка ………………..

конь ………………..

город ……………………

река ……………………

тётя …………………….

учительница ………………………………….

улица ………………….


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!