Дата | | Класс - 2-А | Предмет - Русский язык |
Учитель | Шабдинова А.К. |
Тема | Заглавная буква в именах собственных. |
Цель | Создать условия для развития умения употребления заглавной буквы, способствовать ознакомлению со сведениями из истории русского языка; учить анализировать, делать выводы, правильно записывать имена собственные; развивать монологическую и диалогическую речь; воспитывать самостоятельность и аккуратность. |
Планируемые результаты | Предметные: Овладевают умениями опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Личностные: Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Метапредметные: Регулятивные: могут оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – выделяют существенную информацию из текста, осуществляют классификацию. Коммуникативные: умеют задавать вопросы и давать правильный полный ответ на вопрос. |
Тип урока | Открытие новых знаний. Форма проведения: урок-путешествие |
Технологии | Технология проблемного обучения, игровая и здоровьесберегающая технологии |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | Учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г М: Просвещение, 2011 год, 1 часть; разноуровневые карточки с заданиями; условная схема города, изображённая на доске; листы для самооценки. |
Ход урока
1.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем
И друг другу помогаем.
(Дети тихо садятся на места)
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка?
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, какое у вас было домашнее задание? (Записать пять имен друзей в алфавитном порядке).
3. Самоопределение к учебной деятельности.
1) Игра «Буква потерялась»
На доске записаны слова:
Б..рёза
Уч..ник
К..рова
В..тер
Алф..вит
-В этих словах потерялась буква, вы должны записать в строчку, вставляя нужную букву и обозначить ударение. (Проверка по словарю)
-Обратите внимание на первые буквы в словах.
-Какое слово можно прочитать по вертикали? (Буква)
2) Ученик подготовленный читает стихотворение:
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
- Я надеюсь, что вы внимательно слушали стихотворение. Как вы думаете, о чём же пойдёт речь на уроке? (Формулируют тему и цель урока.)
- Действительно, тема нашего урока слова, которые пишутся с заглавной буквы.
- А какова цель нашего урока? (Цель нашего урока узнать какие слова надо писать с заглавной буквы).
- Скажите, а знаете ли вы какие слова это слова?
3) Работа в тетради. Минута каллиграфии.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
- Запишите дату, классная работа.
- Прописываем заглавные буквы Б, У, К, В, А.
4. Актуализация знаний.
Работа по карточкам с дифференцированными заданиями.
(Индивидуальная работа)
1 уровень
- Как тебя зовут? Запишите полностью фамилию, имя, отчество.
2 уровень
- Образуйте отчество и фамилию от имени Иван. (Проверка с доски: Иванов Иван Иванович).
5. Выявление места и причины затруднения.
- Как вы думаете, а кроме имён, отчеств, фамилий есть ли другие слова, которые нужно писать с заглавной буквы? (Ответы детей)
6. Проблемная ситуация.
Проблемный вопрос. Какие слова, кроме имен, пишутся с заглавной буквы?
Чтобы решить нашу проблему мы отправимся в небольшое путешествие. Начнем с нашего города Армянска.
(Учитель открывает доску, на которой изображена условная схема города)
- Есть ли имя у нашего города?
- Имя города, поселка, по-другому это его … (название).
- Армянск - название нашего города.
7. Физкультминутка.
Раз, два - дружно встали,
Три, четыре – пошагали
В парах за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь
8. Работа над новым материалом.
1) - На схеме есть улицы, но у них нет названий. Давайте запишем эти названия.
- Сделайте вывод, как же будем писать название улиц и городов? (Дети делают вывод.)
Вывод: название городов и улиц пишутся с заглавной буквы.
- Дети, а вы были на заливе? А вы знаете, как он называется? (Каркинитский)
-Кто выйдет к доске и напишет название залива? А с какой буквы запишем?
Вывод: Название рек, озер, заливов, морей тоже пишется с заглавной буквы.
- Каждый год мы празднуем «День победы» в определенном месте, недалеко от нашего города. Как оно называется? (Перекопский вал)
- Запишите его название на схеме. С какой буквы запишем?
Какие же еще слова пишутся с заглавной буквы?
Вывод: географические названия тоже пишутся с заглавной буквы.
- Что же вы узнали, путешествуя по городу?
- Наш город большой и красивый. А мы – его жители, что можем сделать, чтобы он был ещё краше?
- А чтобы отправиться дальше, нам понадобится скоростной транспорт. Отгадайте какой:
Чудо птица
Алый хвост
Полетела в стаю звёзд. (Ракета)
9. Физкультминутка.
Встали, надели скафандры, шлемы,
пристегнули ремни, полетели
(Дети повторяют движения за учителем)
2) Беседа по таблице.
- Теперь мы полетим на ракете в далекий космос.
Таблица «Планеты». (Картинка солнечной системы)
- Ребята, как вы думаете, что мы увидели из космической ракеты?
- А как называется планета, на которой мы живём?
- Предположите, как напишем слово Земля?
- Подумайте, а всегда ли слово Земля мы будем писать с заглавной буквы?
3) Работа над многозначностью слова «земля».
- А у планеты Земля есть друзья и подружки – другие планеты? (Чтение названия планет)
- А какая планета уже не считается планетой? (Плутон до 2006 г считался 9 планетой)
10. Самостоятельная работа с самопроверкой.
1) Работа по учебнику стр. 86 упр. 131.
-Прочитайте стихотворение. (Читаем с учителем).
- Кто запомнил, какую планету уже не считают планетой?
- Какое задание вы будете выполнять? Выпишите названия планет.
- Сделайте вывод, как же будем писать название планет?
Вывод: названия планет пишутся с заглавной буквы.
11. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Какие же слова мы будем писать с заглавной буквы?
- Достигли ли мы цели урока.
12. Рефлексия.
- Как вы оцените вашу работу на уроке? (Ученики используют для этого светофоры)
- Какое задание было сложным для вас?
- А что было самым интересным?
13. Информация о домашнем задании.
С. 86 упр. 130. Запишите слова по группам, в каждой группе алфавитный порядок.