Наблюдение над употреблением имен прилагательных в ед. и мн. числе Иностранцы очень любят изучать русский язык , он очень богатый и красивый , но часто при изучении у них возникают трудности. Посмотрите на экран , это выписки из их писем. Красивые город. холодная погоды. Большие и зелёный деревья. Доброе люди. Богатый русская язык. Как вы думаете, почему иностранцы допустили ошибки? Какое правило они не знают? ( прилагательное зависит от существительного , в каком числе стоит прилагательное , в таком должно стоять существительное. ) Давайте поможем нашим гостям и исправим ошибки. И чтобы больше они их не допускали, над словами подпишем части речи и число. Подчеркнём части речи. Один ученик выполняет у доски , остальные в тетради. Русский язык не простой , чтобы правильно писать нужно знать правила. Откройте учебник Прочитайте правило на странице 92 сравните с нашими выводами. Что обозначают прилагательные в единственном числе? На какие вопросы отвечают? Что обозначают имена прилагательные во множественном числе? На какой вопрос отвечают? Подберите примеры прилагательных во множественном числе . Откройте учебники на стр. 93. -Посмотрите на упражнения под номером 159. -Прочитайте текст( имя ученика) все остальные следят пальчиком. -О чём говорится в тексте? ( о том , что март голубой) (одним предложениям.) -Почему автор назвал март голубым?( природа в марте голубая, небо , уже чистое ясное, тает снег на улицах появились ручейки , светит ярко солнышко и кажется голубым) -В каком предложении выражена главная мысль? ( весь мир голубой!) -Какая часть речи преобладает в тексте?( прилагательное) Подумайте, почему автор не употребил в этом тексте глаголы?( автор описывает картину . Главное для него это передать образ) Художник Василий Бакшеев видел эту картину так.( слайд) Какое время года? ( весна) Какие деревья изображены? ( берёзы) Какое настроение у вас вызывает эта картина?( спокойное…) Обратимся к тексту -Назовите все словосочетания с прилагательным голубой и определить число. ( в первом предложении , во втором , в третьем) -Как определить , в каком числе употреблено каждое имя прилагательное? ( в каком числе стоит существительное в таком и будет имя прилагательное) -Обратите внимание , как заканчивается текст. Что стоит в конце? ( восклицательный знак) -Для чего нам нужен восклицательный знак ( для того чтобы мы обратили внимание ) -Подумайте, как можно озаглавить этот текст. Задание: Запишите текст в тетради, озаглавьте его , подчеркните прилагательные и над именами прилагательными укажите число, срелочкой покажите от какого слово вы задавали вопрос к прилагательному. -Как мы будем оформлять работу ( аккуратно, название по середине строки, текст пишется с красной строчки , с большой буквы, ) Посмотрите на картину Василия Бакшеева и попробуйте сами составить словосочетания с прилагательными.( березы….,небо….,) А теперь, ребята, встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело -Посмотрите на 160 упражнения . -Прочитайте текст . один ученик читает вслух другие в это время следят. -О чём говорится в тексте? ( о маме) -Какие у мамы руки ? Смотрим в текст. (добрые и ласковые) -Какие ещё могут быть мамину руки ( нежные ,заботливые, золотые) -Золотые руки – как вы это понимаете ( у мамы всегда всё получается самое лучшее и вкусное ) - А что сказано про мамино сердце? (верное и чуткое) -Как вы понимаете верное сердце? ( мама всегда помнит своих детей, переживает и заботится ) -Как вы понимаете выражение чуткое сердце ?(она чувствует своего ребёнка даже на расстоянии, всё понимает и в любой момент может помочь) -Какое может быть ещё сердце у мамы? ( доброе, ранимое , любящее) Как вы понимаете выражение не гаснет любовь? В каком значении употребляется, в прямом или переносном? ( мама всегда любит своего ребенка , заботится и любит его , что бы не случилось .) Зачитайте прилагательное в первом предложении , во втором . - прочитайте задание под первой красной точкой.( читают задание) Задание: спишите текст, подчеркните все прилагательные ,укажите число. |