СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме Единственное и множественное число имен прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В основе урока лежит системно-деятельностный  метод обучения. На уроке по теме «Единственное и множественное число имен прилагательных» во 2 классе (возраст 8-9 лет) УМК «Школа России » научатся распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе, работать в паре.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме Единственное и множественное число имен прилагательных"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Суража Брянской области











Урок русского языка

во 2в классе






Тема:

« Единственное и множественное число

имен прилагательных».













ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

Шкаредо Жанна Федоровна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория








Сураж, 2017г



Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», часть 2. Москва «Просвещение», 2012год.

Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 Цель: формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе.

 Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена  работа на данном уроке.

 Предметные (УУД):

1) формировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам;

2) определять  число имен прилагательных;

3) развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе;

4) способность контролировать  свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные  признаки прилагательного.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои   действия; оценка: адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.  

  Коммуникативные (УУД):

 1) учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

 2) уметь формулировать собственное мнение и позицию;

 3) строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные (УУД):

1) развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре.

2) развитие самостоятельности;

3) развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.



  1. Оргмомент

  1. - Здравствуйте.

-Для нас сегодня урок необычный. У нас присутствуют гости.

Поздоровайтесь с гостями. Протяните друг другу ладошки и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас все сегодня получится.

Давайте возьмём в помощь внимание, сосредоточенность, дружелюбие.


Итак, урок русского языка


  1. Актуализация знаний.

  1. Минутка чистописания. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

            Позванивать стал колокольчик капели.

            Река пробудилась, растаяли льды,

            Наряд белоснежный надели сады.

     -Что же это? (весна)

Весна - древне-словянское слово, которое обозначает время, когда живется хорошо.


    -Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

    - Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

    - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

- Прежде чем начать письмо разомнем пальчики.


Капелька.


Кап, кап, кап – звенит капель. (Ритмично, на каждый слог, стучат

подушечками пальцев, начиная с

Приближается апрель.  большого, по столу.)

В в

- Обратите внимание на закономерность . продолжите ряд .

- Запишите по памяти словарные слова на букву в.

     Взаимопроверка. (вдруг, весело, ветер, воробей, ворона)

- Оцените себя. Для этого в оценочных листах , напортив выполненного задания №1, зажгите свой огонек успеха соответствующего цвета.

(зеленый – справились с заданием, желтый – допустили ошибку, красный -надо постараться. )

- Какие весенние месяцы вы знаете?

На доске предложение. Разбор.


Апрельские ручьи землю будят.


2. Орфографическая минутка.

     -Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как это происходит?

Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова в столбик и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму. ОБЛАКО

ТРАВА

РАННЯЯ

ЛАНДЫШ

-Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной.


III. Введение в тему урока.

   -Обратите внимание на получившийся ряд слов.

   -Назовите «лишнее» слово.(ранняя)

   -Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

-Определите число имен существительных.

-Давайте обобщим наши знания об имени существительном.


IV. Постановка проблемной ситуации.

    -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово ранняя  

- Скажите, а сможем ли мы определить число этого слова?

 - Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).

Почему не можем?

-Потому что не знаем

-Значит цель нашего урока: научиться определять…….

И тема нашего сегодняшнего урока:…….

V. Первичная проверка понимания.

1. Минута отдыха

Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский передал приход весны звуками. Музыкальное произведение, которое мы сейчас послушаем, называется «Времена года. Апрель».

Вот так начало весны изобразил художник Борис Михайлович Кустодиев. Перед вами репродукция его картины «Весна@

- Что такое репродукция? Обратимся к словарю Ожегова.

Репродукция – это воспроизведение картины путем её фотографирования, а настоящая картина (подлинник) хранится в музее.  


2.. Работа в парах.

- Этот текст описывает картину Б.М. Кустодиева «Весна» Прочитаем его.

На картине изображена _____________весна. ___________солнце освещает городок. По __________небу плывут __________облака. ______________берёзы и ____________вербы тянут свои ветви к ____________небу. Радуются _________солнцу и теплу люди и животные. Весело плавают гуси по __________пруду.. Все почувствовали наступление ___________весны.

  • Слова какой части речи пропущены? Украсьте текст именами прилагательными, найдите, в классе размещены карточки со словами, вставьте их в текст.

Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

    -Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»

     Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственного числа.

    -А что если нам попросить его у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

2) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

    -Давайте понаблюдаем.


- Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном?

VI. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта

Теперь вернёмся к нашим словам

Ед.ч.

Облако

Ед.ч.

Трава

Ед.ч.

Ландыш



Подберите по одному прилагательному к данным существительным.

Напомните мне, почему они называются прилагательными?

Сущ. Прил.



Ед.ч.

Ландыш ( какой?) красивый



Ед.ч.

Трава (какая?) зелёная

Ед.ч.

Облако (какое?) белое



Существительное «ландыш» стоит в ед.ч., прилагательное «красивый» относится к сущ. «ландыш» и обозначает признак этого одного предмета.

Как вы думаете в каком числе стоит имя прилагательное?

- В ед.ч.

А на какой вопрос оно отвечает?

Делаем вывод:

Прилагательное в ед.ч. обозначает признак одного предмета и отвечает на вопрос какой?

Давайте посмотрим, может быть ещё есть вопросы, на которые отвечают прилагательные в ед. ч.?

«Трава» и «облако» по аналогии.

Ребята, поставьте существительные во мн.ч.

Ед.ч. мн.ч.

Ландыш - ландыши

Трава - травы

Облако - облака

Подставим к ним те же прилагательные.

Мн.ч.

Ландыши (какие?) красивые

Травы (какие?) зелёные

Облака (какие?) белые

Существительное «ландыши» стоят во мн.ч., т.е обозначает много или несколько предметов, прилагательное «красивые » относится к сущ. «ландыш» и обозначает признак многих или нескольких предметов.

Как вы думаете, в каком числе стоит имя прилагательное?

На какой вопрос отвечает имя прилагательное во мн.ч.?


VII. Стадия осмысления

  1. Работа в группах.


Возьмите карточки.

Измените, прилагательные по числам.

Ед.ч. Мн.ч.

Берёза (……….) кудрявая ………… какие? ……..

Облако (………..) пушистое …………какие? ……...

День (………..) тёплый …………. какие?...........

Измените, прилагательные по числам.

Ед.ч. Мн.ч.

Река (……….) быстрая ………… какие? ……..

Озеро (………..) прозрачное …………какие? ……...

Пруд (………..) мелкий …………. какие?...........

Измените, прилагательные по числам.

Ед.ч. Мн.ч.

Бабочка (……….) красивая ………… какие? …………

Облако (………..) белое …………какие? ………….

Колокольчик (………..) синий …………. какие?..............


Итак, группы готовы. Подумайте над вопросами: изменяются ли имена прилагательные по числам, на какие вопросы отвечают?


Давайте обобщим всё, что мы сегодня узнали нового.

Имя прилагательное



ед.ч мн.ч.

признак одного признак нескольких

предмета предметов





какой? какая? какие?

какое?



Проверим, правильный ли вывод мы сделали?

(учебник стр. 92)



Вывод: Как определить число имен прилагательных?


Составление алгоритма:

  1. Определи число существительного.

  2. Поставь вопрос к прилагательному.

  3. Определи число прилагательного.

зажгите свой огонек успеха соответствующего цвета.


VIII. Физкультминутка.


- Где можно применить полученные знания?



Следующее задание на партах (карточки).

. Работа в парах.

А поможет вам алгоритм.

Как определить, в каком числе нам нужно употребить имя прилагательное?

- От какой части речи это зависит?


- Вставьте пропущенное имя прилагательное ГОЛУБОЙ в предложения.


______ месяц март. _______ небо, снега _______. На снегах тени - как синие молнии. ______ даль,_______ льды. ______ на снегу следы. _______ перелески, _______ канавы. Первые _______ лужи и последние ________ сосульки. А на горизонте ___________ полоска далёкого неба. Весь мир ______!

(Н.Сладков)


- Почему автор назвал март голубым? В каком предложении выражена главная мысль.

- Как вы определили в каком числе нужно употребить прилагательное голубой в данном тексте?

Проверка по образцу в учебнике. Учебник стр.93, упр. 159. Какой вывод сделаем?


Вывод: Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.


зажгите свой огонек успеха соответствующего цвета.



IХ. Стадия закрепления


  1. Разноуровневые задания


Уровень 1

Задание. К данным именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные.

____________ помидор __________ берёзы

____________ дорога ___________окна


Уровень 2

Задание. Укажи число имён прилагательных.

Свежий хлеб, горячие пирожки, высокие дома, русская песня.



Уровень 3

Задание. Из предложений выпиши словосочетания имени прилагательного с именем существительным. Укажи число имён прилагательных.

Пришла тёплая весна._________________________________________________

Ласково светит весеннее солнышко.___________________________________

Тает последний снежок.________­­­­­­­­­­­____________________________________


зажгите свой огонек успеха соответствующего цвета.


Х. Рефлексии


Ответьте на главный вопрос урока: «Могут ли изменяться по числам прилагательные?»


Побудь учителем минутку,

Поставь оценку, но не в шутку!

Задание

Огонек успеха:

«справились с заданием»

« допустили ошибку»

«надо постараться»

1

Словарная работа


2

Орфографическая минутка


3

Знание правил


4

Нахождение прилагательных


5

Участие в работе группы


6

Работа с текстом


7

Участие в работе пары



- Кто «отлично» поработал?

- Кто поработал «хорошо»?

- Кто не доволен своей работой?

УРОК; (какой?)…..

НАСТРОЕНИЕ (какое)…., ,,,,.. ….,

УЧЕНИКИ (какие?)…, …, …,

УЧИТЕЛЬ (какой)…., …., ….

XI. Выставление оценок.. Д.З.

Дорогие ребята и уважаемые гости, я желаю вам: «Пусть же всё вокруг вас будет удивительным и разным! И вокруг вас и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова – прилагательные.

Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Гостям за внимание.

Прозвенел наш друг- звонок

И закончился урок!

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!