Урок русского языка во II классе
по программе «Школа России»
с применением технологии
личностно-ориентированного обучения
Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»
Цели: формировать понятие прилагательного как части речи; умение определять число, навык правильного написания окончания прилагательных в единственном и множественном числе; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать самостоятельность, целеустремленность.
Необходимо: знать (теоретический уровень), что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает; уметь (практический уровень) находить в тексте прилагательные по значению и вопросам; определять число имени прилагательного по числу имени существительного, с которым оно связано; различать и правильно писать окончания прилагательных.
Оборудование: учебник русского языка для 2 класса (Под ред. В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Русский язык. 2 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2017.); личностно-ориентированный план; проверочный тест; памятка; карточка 1 (два варианта); контрольный лист; карточка 2; карточка-помощь (уровень 3), дополнительное задание; карточка 3; интерактивное оборудование.
Содержание личностно-ориентированного плана
Шаг 1. | Внимательно послушаю учителя, узнаю новое |
Шаг 2. | Выберу нужный мне уровень заданий. Выполню задание (если необходимо, помогу товарищу, или сам попрошу помощи) |
Шаг 3. | Проверю себя |
Шаг 4. | Если есть ошибки, неточности - еще раз прочитаю правило, посоветуюсь с учителем. |
Шаг 5. | Перейду на следующий, белее сложный уровень. |
Личностно-ориентированным планом предусмотрены задания трех уровней и дополнительное задание.
1 -й уровень — репродуктивный, это базовый стандарт, уровень воспроизведения, выделения главного, действия по образцу, по алгоритму, многократного повторения.
2- й уровень — алгоритмический. Задания направлены на развитие умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствуют оценке «хорошо». В плане указываются номера заданий и упражнений, а также страницы учебного пособия, где они помещены.
3-й уровень творческий. Задания этого уровня направлены на развитие самостоятельности мышления и творческого подхода к изучению учебного материала и соответствуют оценке «отлично».
К дополнительному заданию приступают те учащиеся, которые справились с заданиями 1, 2, 3-го уровней.
Задания.
1й-уровень: карточка 1, вариант 1, вариант 2. Взаимопроверка по контрольному листу. Взаимооценка. Контрольный лист. Вариант 1, вариант 2.
Домашнее задание: с. 66, упр. 198.
2й-уровень: карточка 2. Проверка учителем. Памятка.
Домашнее задание: с. 69, упр. 206.
3й-уровень: задание. Проверка и помощь учителя.
Домашнее задание: расскажите о своих собаке или кошке, черепахе, хомяке; опишите внешний вид, характер, повадки и привычки; озаглавьте свой рассказ, запишите его, выделите прилагательные, определите их число.
Дополнительное задание: карточка 3 — игра «Двумя словами».
Отметка/индивидуальный маршрут/:
| Самооценка | Оценка учителя | Средняя оценка |
Уровень | I | | | |
II | | | |
III | | | |
Оценка каллиграфии | | | |
Самостоятельность | | | |
Помощь товарищу | | | |
Настроение | | | |
Итог: | |
Отметка выставляется в зависимости от уровня задания.
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап включает в себя эмоционально-психологический настрой, выявление базовых знаний, определение темы урока, целеполагание.
Работа со специальной доской с применением маркеров
(флипчарт, лист 1).
— Закройте глаза, подумайте о чем-нибудь хорошем, пожелайте мысленно себе удачи. Теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пожелаем друг другу плодотворной работы и теплой дружеской атмосферы в классе (флипчарт, лист 2).
Посмотрите на доску. Представьте, что вы слышите разговор зверей на тему «Какая бывает зима?». Как вы думаете, какие слова выберут звери, говоря о зиме?
Какая бывает зима?
Заяц сказал: «3има бывает белая и пушистая».
Волк завыл: «Зима бывает...»
Синичка пропищала: «Зима бывает...»
Медведь проворчал: «Зима бывает...»
Слова для справок: долгие,долгая, холодная, холодные, голодные, голодная.
-Какие слова нужно вставить и почему?
-Какие слова помогли нам понять, какая бывает зима? Что их объединяет? (в ед. ч.)
-Что приходилось делать со словом, прежде чем вставить в предложение?
Прочитайте тему урока. Какие цели вы можете поставить для себя на этот урок? Познакомьте соседа со своей целью. Чьи цели совпали? Что нужно знать, чтобы быстро и правильно выполнить все задания?
II. Операционный этап состоит из проверки теоретических знаний, самостоятельной работы. Для проверки теоретических знаний можно провести тест.
Тест
Что такое имя прилагательное?
а) часть слова;
б) часть речи;
в) часть предложения.
Имена прилагательные отвечают на вопросы:
а) кто? что?;
б) какой? какая? какое? какие?;
в) что делает? что сделает?
Какая часть речи обозначает признак предмета?
а) имя прилагательное;
б) имя существительное;
в) глагол,
с какой частью речи связано имя прилагательное?
а) с именем существительным;
б) с глаголом;
в) с местоимением.
Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам;
б) по числам:
в) по числам, по родам.
Укажи имена прилагательные:
а) замечаешь;
б) оранжевый;
в) насекомое;
г) красивые.
В предложении прилагательное чаще всего бывает:
а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) второстепенным членом.
Самопроверка по ключу на доске (флипчарт, лист 3).
Ключ: 1б, 2б, За, 4а, 5в, 6б,г, 7в.
Самооценка. /отметка в индивидуальном маршруте/
Кто поставил себе 5, 4? В чем были затруднения? Как преодолеть затруднения? Ваши предложения?
Подведем итог. Что вы знаете о прилагательном? (Флипчарт, лист 4.)
По словам детей составляется опорная схема-памятка
Теоретический материал вы усвоили. Поработаем практически. Для того чтобы работать самостоятельно, необходимо знать, в каком числе стоят имена прилагательные в словосочетаниях. Вспомним, как определить число существительного? Как связаны между собой существительные и прилагательные? Для этого заполним таблицу.
Ученики заполняют таблицу на доске.
Приступайте к выполнению личностно-ориентированного плана. Если есть необходимость — обращайтесь к памятке (флипчарт, лист 5).
Памятка
Единственное число | Множественное число |
м. р. | ж. р. | ср. р. |
Какой? -ой, -ый, -ий | Какая? -ая, -яя | Какое? -ое, -ее | Какие? -ые, -ие |
1 -й уровень Карточка 1
Вариант 1
Прочитайте словосочетания. Выпишите
только словосочетания по схеме сущ. + прил., определите число, род прилагательного.
Ветка ели, еловая ветка, сосновая шишка, пушистый снег, горы льда, холодное море, жители гор, лесные жители.
Вариант 2
Прочитайте словосочетания. Выпишите только словосочетания по схеме сущ. + прил., определите число, род прилагательного.
Ветер с севера, кудрявая берёзка, ледяная горка, след волка, заячий след, белое облако, рисовать кистью, тёмные леса.
Взаимопроверка по контрольному листу.
Вариант 1
Еловая ветка (ед. ч„ ж. р.)
сосновая шишка (ед. ч„ ж.р.)
пушистым снег _(ед.ч., м.р.)
холодное море (ед.ч., ср.р..)
лесные жители (мн.ч.)
Вариант 2
Кудрявая берёзка (ед.ч, ж.р.)
ледяная горка (ед.ч, ж.р.)
заячий след (ед.ч., м.р.)
белое облако(ед, ч., ср.р.)
тёмные леса (мн.ч.)
— Оцените работу. Кто выполнил работу на 5, 4? У кого оценка 3? Где испытывали затруднения?
2-й уровень
Карточка 2
Подберите к прилагательным имена существительные. Заполните таблицу примерами. Выделите окончания.
Какой? м. р. | Какая? ж. р. |
горький лук косолап.. золот.. | весёлая музыка колюч.. широк.. |
Какое? ср. р. | Какие? мн. ч. |
горячее лето жарк.. бан.. | дружные ребята солнечн.. весенн.. |
Задание проверяется и оценивается учителем.
3-й уровень
Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Используйте слова день, небо, облака, погода, зима. Составьте и запишите с ними 5 предложений. Выполните синтаксический разбор одного из предложений.
— У нас появились консультанты. Вы можете обращаться к ним за помощью и проверкой.
Помощь
День: пасмурный, ясный, холодный, морозный, солнечный.
Небо: синее, ясное, серое, тёмное, туманное.
Облака: тяжёлые, огромные, снежные, лёгкие, серые.
Погода: холодная, дождливая, снежная, промозглая, тёплая.
Дополнительное задание Карточка 3
Замените предложение сочетанием прилагательного с существительным.
Например: цветы, которые растут в саду, — садовые цветы.
Собака, которая живёт в комнате, —
Отдых, который бывает летом, -
Задание, которое нужно выполнить дома, —
Каникулы, которые бывают зимой, -
Кто справился со всеми заданиями, включая дополнительное? Что нужно было сделать? Кто желает его прочитать?
III. Этап итоговой рефлексии, в ходе которой учащиеся анализируют свою работу, отмечают настроение, используя индивидуальный маршрут (так же, как и на протяжении всего урока) (флипчарт, лист 6).
Подведем итоги нашей работы. Над какой темой работали?
Достигли ли мы общей цели?
Совпала ли общая цель с индивидуальной, своей?
Посмотрите, какие вы получили оценки за сегодняшний урок
-Какое настроение преобладало у вас на уроке?
-Кто доволен своей работой? (Ученики анализируют возникшие затруднения.)
-Что пока не удалось?
IV. Этап выбора домашнего задания.
Учащиеся имеют право выбрать задание разного уровня сложности.