СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Зарянова Л. М.

(Средняя школа № 1 г.Тайынша, Северо-Казахстанская область)

 В современном мире  система школьного образования и воспитания характеризуется растущим интересом к более  раннему обучению иностранным языкам, в особенности  – английскому языку. Развивающая роль иностранного языка особенно неоценима на ранней ступени обучения.

Российский лингвист и академик Лев Владимирович Щерба писал: «Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путём сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка».

Иностранный язык в дошкольном и младшем  школьном возрасте рассматривается как средство формирования интеллекта ребёнка и развития его способностей, а также как одно из средств социального взаимодействия, с помощью которого ребёнок учится общаться с другими людьми.

В Республике Казахстан в последние годы наблюдается увеличение числа детей, нуждающихся в специальном обучении или помощи дефектологов. Дети со структурными нарушениями речи требуют особого подхода в школе, и также при обучении иностранному языку. Но реалии  нашей системы образования таковы, что большинство детей с небольшими отклонениями в развитии или с нарушениями речи посещают обычные общеобразовательные школы.

Тем временем, количество школьников, испытывающих трудности в обучении, неуклонно растет: от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают затруднения в обучении, причем для более 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития.

Такие дети испытывают трудности не только в овладении письмом, чтением, счетом, но и в усвоении и понимании текстов и логическом мышлении.

Освоить иностранный язык – это сложная задача, а для таких детей она сложна вдвойне. Важно здесь, в первую очередь, желание ученика. Е.И. Пассов утверждает, что усвоить культуру - значит «знать – уметь – творить –  хотеть», при этом последний элемент он считает главным, так как именно он определяет мотивационный и нравственный аспект человека как индивидуальности.

В настоящее время требования новых образовательных стандартов к программам обучения в начальной школе и к уровню знаний ученика повышаются. Современные тенденции развития образования, необходимость интеграции Казахстана в мировое сообщество обусловили введение изучения английского языка с первого класса.

Исследователи детской речи и психологи утверждают, что двуязычие самым положительным образом сказывается на формировании абстрактного мышления, логике, быстроте реакции.

Но, к сожалению, количество детей,  имеющих разные  проблемы в речи, значительно увеличилось в последнее время. По статистике, у 25% первоклассников имеются логопедические нарушения.

Развитие фонематического восприятия представляет  актуальную проблему, так как число детей с нарушением фонематической стороны речи неуклонно растет. Актуальность этой проблемы в том, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы. Именно раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи помогает корректировать речевую функцию у дошкольников и младших школьников.

Приступая к изучению английского языка,  дети с проблемами речи испытывают большие трудности, так как сформированный фонематический слух является основой правильного звукопроизношения. Так как специальной  программы обучения иностранному языку для детей с проблемами речи нет,  учатся они по общей программе, что значительно затрудняет их обучение.

С первых же школьных уроков английского языка у таких детей возникают серьезные трудности: у них может теряться уверенность в себе, пропадает желание заниматься на уроках и дома. Здесь  важна взаимосвязь учителя иностранного языка, логопеда и родителей, поскольку только сотрудничество может привести к положительным результатам.

Основной способ обучения, используемый в раннем обучении иностранному языку, - специально организованная игра. Она позволяет задействовать внутренние мотивы овладения языком,  создавать мотивы речевых действий  для учеников.

Чтобы научить детей хорошему произношению на английском языке,  необходимо проводить  тренировочные упражнения на развитие фонематического восприятия звуков английского языка и их правильную артикуляцию.

Значительные трудности в обучении основам иностранного языка детей с речевыми нарушениями обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы, её произносительной и понятийной сторон.

Обучение английскому языку школьников с нарушениями речи вместе с подготовкой всех направлений к школьному обучению тесно связано с коррекционно-педагогической работой. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

· развитие сенсорных и моторных функций;

· формирование основы артикуляторных движений;

· развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);

· развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

· формирование черт гармоничной личности (дружбы, любви, уважение и самоуважение, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

Цель учителей в школе - организовывать и направлять личную инициативу учащихся по получению знаний, сделать уроки любимыми, учение – доступным и привлекательным, не пренебрегать повторением и анализом ранее изученного материала. Это дает возможность всем учащимся усвоить и запомнить учебный материал в соответствии с индивидуальными возможностями. Необходимо дать ученику шанс получить оценку за свой труд, согласно его личным установкам.

В процессе разработки учебного материала и методологического инструментария необходимо учитывать возрастные, индивидуально-психологические особенности детей данной категории, а также структуру имеющегося у них речевого дефекта. Все обучение должно проводиться методом предметно-практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений. Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно-практической деятельности на уроках.

При работе с детьми с нарушениями речи необходимо включать в занятия упражнения на развитие фонематического слуха с использованием фонем английского языка - «Поймай звук», «Тихо – громко», «Угадайте – кто я?», «Звук заблудился», «Правильно-неправильно» и т.д. При изучении новых фонем следует применять приемы звукоподражания, что помогает детям правильно сформировать произношение, ведь  фонемы английского языка отличаются от фонем русского языка.

Изучение иностранного языка может оказывать положительное воздействие на развитие фонематического восприятия у школьников с нарушениями речи при правильной организации занятий.

Обучение должно строиться в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, с частой сменой деятельности, что способствует предотвращению отвлекаемости и снижения работоспособности в результате утомляемости и нарушения активного внимания в процессе занятия. Использование игр в процессе обучения иностранному языку школьников с нарушениями речи, способствует не только сознательному, но и непринужденному усвоению материала. Исходя из особенностей предметной, игровой и речевой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, необходимо строить обучение иностранному языку как обучение деятельности — элементарному практическому общению на иностранном языке с помощью игр, предметно-практических действий, способов и приемов элементарной учебной деятельности (слушать, повторять, отвечать, осознавать языковые структуры, выстраивая их с помощью кубиков, игрушек, картинок).

При этом активизируются процессы восприятия, внимания и памяти. Развитие игрового замысла способствует общему умственному развитию.

Это позволяет предположить, что формирование предпосылок к овладению иностранным языком у детей с речевыми нарушениями способствует как усвоению основ иностранного языка, так и совершенствованию общей готовности к школьному обучению.

 

Просмотр содержимого документа
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 376.37

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ


Зарянова Л. М.

(Средняя школа № 1 г.Тайынша, Северо-Казахстанская область)


В современном мире система школьного образования и воспитания характеризуется растущим интересом к более раннему обучению иностранным языкам, в особенности – английскому языку. Развивающая роль иностранного языка особенно неоценима на ранней ступени обучения.

Российский лингвист и академик Лев Владимирович Щерба писал: «Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путём сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка».

Иностранный язык в дошкольном и младшем школьном возрасте рассматривается как средство формирования интеллекта ребёнка и развития его способностей, а также как одно из средств социального взаимодействия, с помощью которого ребёнок учится общаться с другими людьми.

В Республике Казахстан в последние годы наблюдается увеличение числа детей, нуждающихся в специальном обучении или помощи дефектологов. Дети со структурными нарушениями речи требуют особого подхода в школе, и также при обучении иностранному языку. Но реалии нашей системы образования таковы, что большинство детей с небольшими отклонениями в развитии или с нарушениями речи посещают обычные общеобразовательные школы.

Тем временем, количество школьников, испытывающих трудности в обучении, неуклонно растет: от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают затруднения в обучении, причем для более 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития.

Такие дети испытывают трудности не только в овладении письмом, чтением, счетом, но и в усвоении и понимании текстов и логическом мышлении.

Освоить иностранный язык – это сложная задача, а для таких детей она сложна вдвойне. Важно здесь, в первую очередь, желание ученика. Е.И. Пассов утверждает, что усвоить культуру - значит «знать – уметь – творить – хотеть», при этом последний элемент он считает главным, так как именно он определяет мотивационный и нравственный аспект человека как индивидуальности.

В настоящее время требования новых образовательных стандартов к программам обучения в начальной школе и к уровню знаний ученика повышаются. Современные тенденции развития образования, необходимость интеграции Казахстана в мировое сообщество обусловили введение изучения английского языка с первого класса.

Исследователи детской речи и психологи утверждают, что двуязычие самым положительным образом сказывается на формировании абстрактного мышления, логике, быстроте реакции.

Но, к сожалению, количество детей, имеющих разные проблемы в речи, значительно увеличилось в последнее время. По статистике, у 25% первоклассников имеются логопедические нарушения.

Развитие фонематического восприятия представляет актуальную проблему, так как число детей с нарушением фонематической стороны речи неуклонно растет. Актуальность этой проблемы в том, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы. Именно раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи помогает корректировать речевую функцию у дошкольников и младших школьников.

Приступая к изучению английского языка, дети с проблемами речи испытывают большие трудности, так как сформированный фонематический слух является основой правильного звукопроизношения. Так как специальной программы обучения иностранному языку для детей с проблемами речи нет, учатся они по общей программе, что значительно затрудняет их обучение.

С первых же школьных уроков английского языка у таких детей возникают серьезные трудности: у них может теряться уверенность в себе, пропадает желание заниматься на уроках и дома. Здесь важна взаимосвязь учителя иностранного языка, логопеда и родителей, поскольку только сотрудничество может привести к положительным результатам.

Основной способ обучения, используемый в раннем обучении иностранному языку, - специально организованная игра. Она позволяет задействовать внутренние мотивы овладения языком, создавать мотивы речевых действий для учеников.

Чтобы научить детей хорошему произношению на английском языке, необходимо проводить тренировочные упражнения на развитие фонематического восприятия звуков английского языка и их правильную артикуляцию.

Значительные трудности в обучении основам иностранного языка детей с речевыми нарушениями обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы, её произносительной и понятийной сторон.

Обучение английскому языку школьников с нарушениями речи вместе с подготовкой всех направлений к школьному обучению тесно связано с коррекционно-педагогической работой. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

· развитие сенсорных и моторных функций;

· формирование основы артикуляторных движений;

· развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);

· развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

· формирование черт гармоничной личности (дружбы, любви, уважение и самоуважение, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

Цель учителей в школе - организовывать и направлять личную инициативу учащихся по получению знаний, сделать уроки любимыми, учение – доступным и привлекательным, не пренебрегать повторением и анализом ранее изученного материала. Это дает возможность всем учащимся усвоить и запомнить учебный материал в соответствии с индивидуальными возможностями. Необходимо дать ученику шанс получить оценку за свой труд, согласно его личным установкам.

В процессе разработки учебного материала и методологического инструментария необходимо учитывать возрастные, индивидуально-психологические особенности детей данной категории, а также структуру имеющегося у них речевого дефекта. Все обучение должно проводиться методом предметно-практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений. Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно-практической деятельности на уроках.

При работе с детьми с нарушениями речи необходимо включать в занятия упражнения на развитие фонематического слуха с использованием фонем английского языка - «Поймай звук», «Тихо – громко», «Угадайте – кто я?», «Звук заблудился», «Правильно-неправильно» и т.д. При изучении новых фонем следует применять приемы звукоподражания, что помогает детям правильно сформировать произношение, ведь фонемы английского языка отличаются от фонем русского языка.

Изучение иностранного языка может оказывать положительное воздействие на развитие фонематического восприятия у школьников с нарушениями речи при правильной организации занятий.

Обучение должно строиться в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, с частой сменой деятельности, что способствует предотвращению отвлекаемости и снижения работоспособности в результате утомляемости и нарушения активного внимания в процессе занятия. Использование игр в процессе обучения иностранному языку школьников с нарушениями речи, способствует не только сознательному, но и непринужденному усвоению материала. Исходя из особенностей предметной, игровой и речевой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, необходимо строить обучение иностранному языку как обучение деятельности — элементарному практическому общению на иностранном языке с помощью игр, предметно-практических действий, способов и приемов элементарной учебной деятельности (слушать, повторять, отвечать, осознавать языковые структуры, выстраивая их с помощью кубиков, игрушек, картинок).

При этом активизируются процессы восприятия, внимания и памяти. Развитие игрового замысла способствует общему умственному развитию.

Это позволяет предположить, что формирование предпосылок к овладению иностранным языком у детей с речевыми нарушениями способствует как усвоению основ иностранного языка, так и совершенствованию общей готовности к школьному обучению.


Литература:

1. Романенко Е. А. Обучение детей с речевыми нарушениями английскому языку. - Сайт Педагогика онлайн

2. Маркитанова Р.М. Актуальные проблемы организации и содержания обучения детей с отклонениями в развитии в условиях школы надомного обучения// Коррекционная педагогика, научно - методический журнал 3(15), 2006

3. Аверин В.А. Психология детей и подростков - Санкт-Петербург, 1998.

4. Бонуэл Ч.К., Сазерлент Т.Е. Непрерывность активного обучения: выбор интерактивных методов деятельности для активизации учебной работы школьников. - БГУ центр проблем развития образования, 2005.

5. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: «Просвещение», 2001.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 5 т. - М.: «Педагогика», 1983.

7. Грибовская О.В. Информационно-коммуникативные технологии в обучении английскому языку в условиях нового содержания образования. www.petropavl.kz/

8.Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. - М., 2005.

9. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: «Слово», 2000.

10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.: Просвещение, 1991.

11. Скрябина М.Л. Особенности обучения иностранному языку детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. - http://nsportal.ru/

12. Маловичко Л. М. Основные направления коррекционно-ориентированной работы по обучению английскому языку дошкольников с нарушениями речи // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 497-499.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!