СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательной деятельности на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование познавательной деятельности на уроках английского языка.

Изучение английского языка – социальный заказ общества. Владение английским языком становится в настоящее время одним из условий профессиональной компетентности специалиста. Низкий уровень иноязычной грамотности специалистов не только подрывает конкурентоспособность нашего государства, но и мешает развитию экономики внутри страны. Английский язык помогает не только быстрее находить диалог с компьютером, но и даёт возможность приобщиться к международному информационному банку.

Как показывает опыт, интерес к изучению иностранного языка в старших классах значительно ослабевает. Поэтому в педагогической сфере идет постоянный поиск путей активизации познавательного интереса у учеников. Одним из условий формирования познавательного интереса у школьников

исследователи считают педагогическое творчество. Творчество – это всегда созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Считается, что "новизна и преобразование – наиболее существенные характеристики творчества"

(В.И. Загвязинский).

«Главное в работе каждого учителя – это стремление превратить процесс обучения из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. Это возможно достичь только превратив свой урок в нестандартный урок, урок творчества. Педагогическая проблема творчества и заключается в создании таких условий, в которых ученик осваивает опыт и открывает и пробует созидать новое. И никаких жестких рекомендаций здесь быть не может, т.к. это противоречит сущности понятия «творчество». Нестандартные формы уроков (уроки творчества) привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению программного материала. При этом создаются идеальные условия для введения языкового материала в ненавязчивой ситуации. У школьников формируется положительное отношение к изучению иностранного языка, они приобретают некоторый социальный опыт в общении адекватно ситуации, умении высказаться экспромтом по теме, т.е. у них складывается индивидуальный речевой опыт.

 

Цель уроков творчества состоит в развитии инициативности и самостоятельности учащихся в процессе общения на иностранном языке, воображения и творчества, расширении кругозора в ходе решения разнообразных познавательных заданий.

Прежде всего, английский язык как учебный предмет – это дополнительное «окно» в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках английского языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству и др.

 Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств.

Всестороннее развитие личности молодого человека совершается целостным процессом воспитания и обучения. Творческие поиски учителей уже много лет направлены к тому, чтобы использовать для этой цели единство учебной и внеурочной деятельности учащихся. Одно из существенных мест здесь принадлежит познавательным интересам.

 

«Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его организаторскими потребностями. Вот почему основным правилом процесса обучения является построение всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах» (Л. С. Выготский) ( слайд 2)

 

Со своими учениками мы начали выпускать газету «Let`s speak English». ( слайд 3) Детям эта идея понравилась, особенно пришлось по душе интервью. Понравились как спрашивать, так отвечать на вопросы. Это дает возможность проявить себя ,научиться задавать вопросы и, отвечая на них, отрабатывать лексический материал. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога.

 

Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, а когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и почти невозможна. вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

 

Не секрет, что намного приятней и интересней изучать иностранный язык в процессе занимательной игры. Игровая атмосфера помогает расслабиться и увеличивает  способность запоминать материал. Чем  ближе к жизни игровая ситуация , тем легче и быстрее учащиеся запоминают употребляемые в ней слова. Через игру можно ввести и закрепить любую лексику. Даже, казалось бы, не игровая тема кроет в себе неожиданные игровые возможности для введения основной и сопутствующей новой лексики. Например, изучая времена года, можно одновременно ввести довольно много описывающих их прилагательных, но опять же в контексте игры.

Самый основной и самый объемный этап урока – отработка лексического материала. И здесь тоже всегда найдется место игре, т.к. она составляет базу общения.

Для, того чтобы запомнить как можно больше слов по определенной теме, я предлагаю ученикам игру «Snowball» (Снежный ком).( слайд 4) Сначала водящий называет одно слово. Пусть это будет слово по теме: «Еда» - egg. Второй ученик повторяет слово первого и называет свое слово – egg, bread, третий ученик – повторяет первые два слова и добавляет свое: egg, bread, milk… и так далее пока очередь снова не дойдет к водящему.

 

Игра “Zoo.”

1.     Скажи классу, какие из этих животных ты можешь увидеть в зоопарке.

Ученик-“I can see a tiger at the zoo.

 

2.Каких животных в зоопарке нет.

Ученик-“Cows don’t live in the zoo или There is no cow in the zoo.”

 

3.Каких животных можно увидеть в деревне.

Ученик: “I can see a horse in the village.”

Guess the Animal

Класс делится на 2 команды. Каждая команда задумывает животное, а другая отгадывает и наоборот.

 

– Is it a tiger?

– No, it is not.

– Is it a squirrel?

– No, it is not.

 

Применение игровых технологий при обучении иностранному языку эффективно не только в школьном возрасте, но и применительно к взрослой аудитории. Следует уделить внимание играм, предполагающим элементы соревнования между отдельными коллективами, интеллектуальным играм (кроссвордам, лото, головоломкам) и, особенно, ролевой игре.

 

Широко практикуются обучающие имитационные игры, но используются также игры поискового характера, результатом которых должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, возможность широкого варьирования ситуаций, овладение новыми методами непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизационных возможностей и умение быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным.

Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у учащихся готовность, желание играть и общаться.

Игра дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.

 

Игра ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Она также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому ученику попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности.

 

Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся.

Реальные потребности изучающих иностранный язык  связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания  мотивации. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость.

 

При обучении письму я ставлю перед собой задачи: научить детей подписывать открытки и суметь написать письмо зарубежному другу. А чтобы было еще интереснее, дети сами эти открытки придумывают и рисуют. ( слайд 5)

Проблема активизации познавательной деятельности особенно актуальна, поэтому на своих занятиях я всегда стараюсь использовать упражнения, направленные на развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания,  памяти, воображения.  Моя задача - сформировать у обучающихся собственный стиль мышления и основы исследовательской культуры. 

        Для развития воображения и мышления я использую задания такого типа: - сравнить понятия (river-lake-reservoir),

          - исключить лишнее (dress,suit,scarf,shirt,boots),

         -проявить изобретательность: составить предложение, используя в качестве первых букв слов этого предложения следующую группу P A W N / Pupils are writing now. Для развития памяти и внимания я использую карточки различного содержания, например: задание - посмотреть на карточку 30 секунд и запомнить всё, затем задаю неожиданные вопросы: Сколько слов на карточке? Сколько слов в первом ряду? На какие две группы можно разделить все слова?

Цель учителя – организовать работу на уроке таким образом, чтобы познавательная активность детей максимально возросла, ведь мотивация и интерес являются важнейшими условия качественного обучения. Кроме того, очень важным является формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку. 

Один и тот же учебный материал, как доказано психологами, может усваиваться через активное включение различных сенсорных систем.  Когда на уроке английского языка  диктуют  слова,  которые нужно запомнить, один ученик хорошо запоминает на слух. Другой стремится записать по-английски или даже по-русски, чтобы запомнить, третий создаёт зрительный образ предмета (явления), фиксируемого словом, четвёртый пытается объединять слова по каким-либо грамматическим признакам, пятый старается запомнить на слух звуковую оболочку слова и т.д.  Поэтому, представляя учащимся,  выбор вида и форм учебного материала, необходимо предлагать детям задания (где это возможно) в словесном, графическом или предметно-иллюстративном решении. Ученики вправе выбрать какое-либо одно задание и могут рассчитывать на успех, что, естественно, усиливает их учебную мотивацию.

На мой взгляд, презентации удобны и для учителя, и для учеников. Кроме текста, она включает в себя картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Составление требует большой подготовки учителя по выбору материала, продумывания структуры, выбора оформления и т.д. Но это не доставляет никаких сложностей, если учитель умеет обращаться с компьютером и владеет навыками работы с Интернетом.

 На своих урока я активно использую словарь- презентацию. За последнее время дети привыкли получать информацию с дисплеев, а не из печатных источников.  Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого.

На уроках введения нового материала я использую различные образовательные программы:

“Welcome to Muzzy”, The BBC Language courses for children - курс направлен на все виды речевой деятельности. Несмотря на то, что видеопособие рассчитано на детей, его можно использовать на всех уровнях обучения английскому языку.

Интерактивные курсы “Enjoy English” для 2-5 классов, М. Ю. Биболетова.

Практическое использование ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач:

• формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

• совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;

• совершенствовать умения письменной речи, пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социальное и политическое устройство общества;

• знакомить с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

• формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.

Таким образом, содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой техническое средство, которое способствует эффективному обучению, а впоследствии сказывается на общем развитии учащихся.

Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи.

Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одно из возможных решений данной проблемы это технология веб-квест. ( слайд 6)

Что  такое веб-квест?

«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).

 

Web-Quest это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете: 

Наличие проблемы, которую нужно решить. 

Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой учащихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью. 

Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта. 

Использование технологии веб-квеста на уроках английского языка позволяет решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки просмотрового чтения и чтения с целью извлечения информации; развивать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас обучающихся; формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка, расширять кругозор школьников. Однако следует отметить, что использование веб-квестов в обучении языку требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета.

Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей. Очень многое делается для решения этой проблемы. Валеологизация системы образования предполагает, что каждый урок, каждое школьное мероприятие должно содержать в себе оздоровительный эффект, препятствовать развитию переутомления, не ухудшать здоровье, а способствовать его развитию. Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способностей детей.

На уроках английского языка на начальном этапе данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок. На их основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. Прочному запоминанию также способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия.

На своих уроках я провожу такие песенные физкультминутки и вижу интерес к ним у детей (все слова песен сопровождаются соответствующими действиями).

( слайд 7)

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности. В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

 Не секрет, что чем сильнее учащийся заинтересован  темой или поставленной проблемой, чем больше эта заинтересованность основана на его собственном опыте - тем  больше стимул к освоению нового. А если он, к тому же, чувствует, что его мнение, позиция, опыт интересны одноклассникам и учителю, то из объекта учебно-воспитательного процесса он естественным образом становится субъектом и равноправным участником творческого диалога на уроке. Мотивация к учебной деятельности также значительно возрастает, когда ребенок сам формулирует задачи своей деятельности и способен отследить и проанализировать степень их выполнения.

На уроках английского языка в начале мы обычно обсуждаем, анализируем, что мы уже знаем по предложенной теме. В конце занятий обязательна рефлексия и смооценка. Важно, чтобы учащиеся чувствовали успешность и увидели результат собственной деятельности.  В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии я использую следующие приемы: ( слайд 8)

1. Прием незаконченного предложения.

 

Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что…

Я думаю, мне удалось..

2.Прием рефлексии в форма синквейна (пятистишия), ( слайд 9) который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Слово синквейн происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах.    Покажем правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме; 5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально – образном – обобщенном уровне , повторяющее суть темы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ( слайд 10) : Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения». Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.

Жизнь доказывает, что высокий уровень иноязычной грамотности неизбежно ведёт к повышению интеллектуального, нравственного, экономического, политического потенциала общества, поскольку обеспечивает доступ к мировым общечеловеческим ценностям. Каждый человек, знающий иностранный язык, в определённой мере увеличивает потенциал страны. Языковая компетентность является показателем цивилизованности общества.

Просмотр содержимого документа
«формирование познавательной деятельности»




Краснодарский край ,Выселковский район, посёлок Бейсуг

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 8 посёлка Бейсуг

имени Близнюкова Александра Николаевича

муниципального образования Выселковский район

















Доклад «Формирование познавательной деятельности на уроках английского языка.»



























Подготовила

Учитель английского языка

МБОУ СОШ № 8

Е.Н.Шалимова























Формирование познавательной деятельности на уроках английского языка.

Изучение английского языка – социальный заказ общества. Владение английским языком становится в настоящее время одним из условий профессиональной компетентности специалиста. Низкий уровень иноязычной грамотности специалистов не только подрывает конкурентоспособность нашего государства, но и мешает развитию экономики внутри страны. Английский язык помогает не только быстрее находить диалог с компьютером, но и даёт возможность приобщиться к международному информационному банку.

Как показывает опыт, интерес к изучению иностранного языка в старших классах значительно ослабевает. Поэтому в педагогической сфере идет постоянный поиск путей активизации познавательного интереса у учеников. Одним из условий формирования познавательного интереса у школьников

исследователи считают педагогическое творчество. Творчество – это всегда созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Считается, что "новизна и преобразование – наиболее существенные характеристики творчества"

(В.И. Загвязинский).

«Главное в работе каждого учителя – это стремление превратить процесс обучения из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. Это возможно достичь только превратив свой урок в нестандартный урок, урок творчества. Педагогическая проблема творчества и заключается в создании таких условий, в которых ученик осваивает опыт и открывает и пробует созидать новое. И никаких жестких рекомендаций здесь быть не может, т.к. это противоречит сущности понятия «творчество». Нестандартные формы уроков (уроки творчества) привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению программного материала. При этом создаются идеальные условия для введения языкового материала в ненавязчивой ситуации. У школьников формируется положительное отношение к изучению иностранного языка, они приобретают некоторый социальный опыт в общении адекватно ситуации, умении высказаться экспромтом по теме, т.е. у них складывается индивидуальный речевой опыт.



Цель уроков творчества состоит в развитии инициативности и самостоятельности учащихся в процессе общения на иностранном языке, воображения и творчества, расширении кругозора в ходе решения разнообразных познавательных заданий.

Прежде всего, английский язык как учебный предмет – это дополнительное «окно» в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках английского языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству и др.

 Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств.

Всестороннее развитие личности молодого человека совершается целостным процессом воспитания и обучения. Творческие поиски учителей уже много лет направлены к тому, чтобы использовать для этой цели единство учебной и внеурочной деятельности учащихся. Одно из существенных мест здесь принадлежит познавательным интересам.



«Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его организаторскими потребностями. Вот почему основным правилом процесса обучения является построение всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах» (Л. С. Выготский) ( слайд 2)



Со своими учениками мы начали выпускать газету «Let`s speak English». ( слайд 3) Детям эта идея понравилась, особенно пришлось по душе интервью. Понравились как спрашивать, так отвечать на вопросы. Это дает возможность проявить себя ,научиться задавать вопросы и, отвечая на них, отрабатывать лексический материал. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога.



Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, а когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и почти невозможна. вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.



Не секрет, что намного приятней и интересней изучать иностранный язык в процессе занимательной игры. Игровая атмосфера помогает расслабиться и увеличивает способность запоминать материал. Чем ближе к жизни игровая ситуация , тем легче и быстрее учащиеся запоминают употребляемые в ней слова. Через игру можно ввести и закрепить любую лексику. Даже, казалось бы, не игровая тема кроет в себе неожиданные игровые возможности для введения основной и сопутствующей новой лексики. Например, изучая времена года, можно одновременно ввести довольно много описывающих их прилагательных, но опять же в контексте игры.

Самый основной и самый объемный этап урока – отработка лексического материала. И здесь тоже всегда найдется место игре, т.к. она составляет базу общения.

Для, того чтобы запомнить как можно больше слов по определенной теме, я предлагаю ученикам игру «Snowball» (Снежный ком).( слайд 4) Сначала водящий называет одно слово. Пусть это будет слово по теме: «Еда» - egg. Второй ученик повторяет слово первого и называет свое слово – egg, bread, третий ученик – повторяет первые два слова и добавляет свое: egg, bread, milk… и так далее пока очередь снова не дойдет к водящему.



Игра “Zoo.”

1. Скажи классу, какие из этих животных ты можешь увидеть в зоопарке.

Ученик-“I can see a tiger at the zoo.



2.Каких животных в зоопарке нет.

Ученик-“Cows don’t live in the zoo или There is no cow in the zoo.”



3.Каких животных можно увидеть в деревне.

Ученик: “I can see a horse in the village.”

Guess the Animal

Класс делится на 2 команды. Каждая команда задумывает животное, а другая отгадывает и наоборот.



Is it a tiger?

No, it is not.

Is it a squirrel?

No, it is not.



Применение игровых технологий при обучении иностранному языку эффективно не только в школьном возрасте, но и применительно к взрослой аудитории. Следует уделить внимание играм, предполагающим элементы соревнования между отдельными коллективами, интеллектуальным играм (кроссвордам, лото, головоломкам) и, особенно, ролевой игре.



Широко практикуются обучающие имитационные игры, но используются также игры поискового характера, результатом которых должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, возможность широкого варьирования ситуаций, овладение новыми методами непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизационных возможностей и умение быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным.

Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у учащихся готовность, желание играть и общаться.

Игра дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.



Игра ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Она также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому ученику попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности.



Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся.

Реальные потребности изучающих иностранный язык связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания мотивации. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость.



При обучении письму я ставлю перед собой задачи: научить детей подписывать открытки и суметь написать письмо зарубежному другу. А чтобы было еще интереснее, дети сами эти открытки придумывают и рисуют. ( слайд 5)

Проблема активизации познавательной деятельности особенно актуальна, поэтому на своих занятиях я всегда стараюсь использовать упражнения, направленные на развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения. Моя задача - сформировать у обучающихся собственный стиль мышления и основы исследовательской культуры.

Для развития воображения и мышления я использую задания такого типа: - сравнить понятия (river-lake-reservoir),

- исключить лишнее (dress,suit,scarf,shirt,boots),

-проявить изобретательность: составить предложение, используя в качестве первых букв слов этого предложения следующую группу P A W N / Pupils are writing now. Для развития памяти и внимания я использую карточки различного содержания, например: задание - посмотреть на карточку 30 секунд и запомнить всё, затем задаю неожиданные вопросы: Сколько слов на карточке? Сколько слов в первом ряду? На какие две группы можно разделить все слова?

Цель учителя – организовать работу на уроке таким образом, чтобы познавательная активность детей максимально возросла, ведь мотивация и интерес являются важнейшими условия качественного обучения. Кроме того, очень важным является формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку.

Один и тот же учебный материал, как доказано психологами, может усваиваться через активное включение различных сенсорных систем. Когда на уроке английского языка диктуют слова, которые нужно запомнить, один ученик хорошо запоминает на слух. Другой стремится записать по-английски или даже по-русски, чтобы запомнить, третий создаёт зрительный образ предмета (явления), фиксируемого словом, четвёртый пытается объединять слова по каким-либо грамматическим признакам, пятый старается запомнить на слух звуковую оболочку слова и т.д. Поэтому, представляя учащимся, выбор вида и форм учебного материала, необходимо предлагать детям задания (где это возможно) в словесном, графическом или предметно-иллюстративном решении. Ученики вправе выбрать какое-либо одно задание и могут рассчитывать на успех, что, естественно, усиливает их учебную мотивацию.

На мой взгляд, презентации удобны и для учителя, и для учеников. Кроме текста, она включает в себя картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Составление требует большой подготовки учителя по выбору материала, продумывания структуры, выбора оформления и т.д. Но это не доставляет никаких сложностей, если учитель умеет обращаться с компьютером и владеет навыками работы с Интернетом.

На своих урока я активно использую словарь- презентацию. За последнее время дети привыкли получать информацию с дисплеев, а не из печатных источников. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого.

На уроках введения нового материала я использую различные образовательные программы:

“Welcome to Muzzy”, The BBC Language courses for children - курс направлен на все виды речевой деятельности. Несмотря на то, что видеопособие рассчитано на детей, его можно использовать на всех уровнях обучения английскому языку.

Интерактивные курсы “Enjoy English” для 2-5 классов, М. Ю. Биболетова.

Практическое использование ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач:

• формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

• совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;

• совершенствовать умения письменной речи, пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социальное и политическое устройство общества;

• знакомить с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

• формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.

Таким образом, содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой техническое средство, которое способствует эффективному обучению, а впоследствии сказывается на общем развитии учащихся.

Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи.

Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одно из возможных решений данной проблемы это технология веб-квест. ( слайд 6)

Что такое веб-квест?

«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).


Web-Quest это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете:

Наличие проблемы, которую нужно решить.

Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой учащихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.

Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.

Использование технологии веб-квеста на уроках английского языка позволяет решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки просмотрового чтения и чтения с целью извлечения информации; развивать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас обучающихся; формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка, расширять кругозор школьников. Однако следует отметить, что использование веб-квестов в обучении языку требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета.

Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей. Очень многое делается для решения этой проблемы. Валеологизация системы образования предполагает, что каждый урок, каждое школьное мероприятие должно содержать в себе оздоровительный эффект, препятствовать развитию переутомления, не ухудшать здоровье, а способствовать его развитию. Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способностей детей.

На уроках английского языка на начальном этапе данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок. На их основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. Прочному запоминанию также способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия.

На своих уроках я провожу такие песенные физкультминутки и вижу интерес к ним у детей (все слова песен сопровождаются соответствующими действиями).

( слайд 7)

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности. В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Не секрет, что чем сильнее учащийся заинтересован темой или поставленной проблемой, чем больше эта заинтересованность основана на его собственном опыте - тем больше стимул к освоению нового. А если он, к тому же, чувствует, что его мнение, позиция, опыт интересны одноклассникам и учителю, то из объекта учебно-воспитательного процесса он естественным образом становится субъектом и равноправным участником творческого диалога на уроке. Мотивация к учебной деятельности также значительно возрастает, когда ребенок сам формулирует задачи своей деятельности и способен отследить и проанализировать степень их выполнения.

На уроках английского языка в начале мы обычно обсуждаем, анализируем, что мы уже знаем по предложенной теме. В конце занятий обязательна рефлексия и смооценка. Важно, чтобы учащиеся чувствовали успешность и увидели результат собственной деятельности. В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии я использую следующие приемы: ( слайд 8)

1. Прием незаконченного предложения.


Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что…

Я думаю, мне удалось..

2.Прием рефлексии в форма синквейна (пятистишия), ( слайд 9) который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Слово синквейн происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Покажем правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме;
5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально – образном – обобщенном уровне , повторяющее суть темы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ( слайд 10) : Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения». Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.

Жизнь доказывает, что высокий уровень иноязычной грамотности неизбежно ведёт к повышению интеллектуального, нравственного, экономического, политического потенциала общества, поскольку обеспечивает доступ к мировым общечеловеческим ценностям. Каждый человек, знающий иностранный язык, в определённой мере увеличивает потенциал страны. Языковая компетентность является показателем цивилизованности общества.

Список литературы:

1.Общая педагогика. Учебное пособие для ВУЗов; Загвязинский В. И., Емельянова И. Н.; Высшая школа; 2008 г.

2.Теория обучения в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, испр.; Загвязинский В. И. ; 2008

3.Педагогический словарь ; Загвязинский В. И. ; 2008 ;

4.Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1926 г

5.Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании.

ИТО-99"

6.Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест.

http://ikt-ylka.blogspot.com/2009/02/5.html

7.Быховский Я.С.Образовательные веб-квесты.

http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php

8. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности

учащихся http://festival.1september.ru/articles/513088/

Интернет-ресурсы ( слайд 11)

dnz20zaychik.at.ua600 × 450

http://innagromowa.rusedu.net/post/2807/22388

http://nsportal.ru

http://hurrayenglish.ru/k-uroku/igri-na-uroke/

http://festival.1september.ru/articles/513088/

http://festival.1september.ru/articles/210672/

http://web-kvest.ru/

primwiki.ru

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=535351#1

http://www.forum.schoolpress.ru/article/115/1197

http://festival.1september.ru/articles/611193/

www.uchportal.ru

http://pedagog.pspu.ru

http://fle.bgpu.ru/files/conf2013/article/43.htm



Просмотр содержимого презентации
«Формирование познавательной деятельности на уроках английского языка»

Формирование познавательной деятельности на уроках английского языка Выполнила  учитель английского языка МБОУ СОШ №8  Шалимова Е.Н.

Формирование познавательной деятельности на уроках английского языка

Выполнила

учитель английского языка МБОУ СОШ №8

Шалимова Е.Н.

«Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его организаторскими потребностями. Вот почему основным правилом процесса обучения является построение всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах» (Л. С. Выготский)
  • «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с
  • его организаторскими потребностями. Вот почему основным правилом процесса обучения является построение всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах» (Л. С. Выготский)
Главное в работе каждого учителя – это стремление превратить процесс обучения из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск

Главное в работе каждого учителя – это стремление превратить процесс обучения из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск

«Snowball» (Снежный ком). Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся.

«Snowball» (Снежный ком).

Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся.

Обучение письму-создай и подпиши открытку.

Обучение письму-создай и подпиши открытку.

«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

  • Веб-квест способствует:
  • поиску Интернет информации, которую поручает учащимся учитель,
  • развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации,
  • развитию компьютерных навыков учащихся и повышению их словарного запаса,
  • развитию исследовательских и творческих способностей учащихся,
  • поощрению учеников учится независимо от учителя,
  • повышение личностной самооценки.
Физкультминутка.

Физкультминутка.

Самооценка.Самоанализ.Самоконтроль.(рефлексия)

Самооценка.Самоанализ.Самоконтроль.(рефлексия)

  • 1. Прием незаконченного предложения.
  • Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что…
  • Я думаю, мне удалось..
Синквейн (пятистишие)

Синквейн (пятистишие)

  • 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);
  • 2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);
  • 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);
  • 4. (четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме;
  • 5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально – образном – обобщенном уровне , повторяющее суть темы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Таким образом, осуществление образовательных, личностных и метапредметных результатов на уроках английского языка позволяет достичь главной цели образования - подготовить личность к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря иноязычному обучению, ориентированной на самостоятельное участие в учебно-познавательном процессе, а также направленной на ее успешное включение в трудовую деятельность.
Интернет -рессурсы

Интернет -рессурсы

  • dnz20zaychik.at.ua600 × 450
  • http://innagromowa.rusedu.net/post/2807/22388
  • http://nsportal.ru
  • http://hurrayenglish.ru/k-uroku/igri-na-uroke/
  • http://festival.1september.ru/articles/513088/
  • http://festival.1september.ru/articles/210672/
  • http://web-kvest.ru/
  • primwiki.ru
  • http://bibliofond.ru/view.aspx?id=535351#1
  • http://www.forum.schoolpress.ru/article/115/1197
  • http://festival.1september.ru/articles/611193/
  • www.uchportal.ru
  • http://pedagog.pspu.ru
  • http://fle.bgpu.ru/files/conf2013/article/43.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!