Государственное общеобразовательное автономное учреждение
Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»
РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета ГОАУ Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат Протокол № 105 от 31.08.2022 года | | УТВЕРЖДЕНА Директор ГОАУ Свободненская специальная(коррекционная) школа-интернат ________ О.Б. Николаева |
Адаптированная основная
общеобразовательная
рабочая программа
по технологии
для обучающихся
9«а» класс
на 2022-2023учебный год
г. Свободный 2022г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество.
Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.
Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.
Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в следующих аспектах: — процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах; — открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий. В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях:
были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма;
проанализирован феномен зарождающегося технологического общества;
исследованы социальные аспекты технологии.
Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации.
Изменилась структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор. Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации общества.
На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр.
Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТ
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ. Рабочие программы по учебному предмету «Технология» В. М. Казакевича 5—9 классы— М. : Просвещение, 2020. разработаны на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа- интернат». Программа включает цели и задачи предмета «Технология», общую характеристику курса, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование.
В основу методологии структурирования содержания учебного предмета «Технология» положен принцип модульного построения информации. Основная идея модульного построения содержания состоит в том, что целостный курс обучения строится из логически законченных, относительно независимых по содержательному выражению элементов — блоков. Каждый блок включает в себя тематические модули. Их совокупность за весь период обучения в школе позволяет познакомить учащегося с основными компонентами содержания. Содержание учебного предмета «Технология» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения базовых компонентов, поэтому в основу соответствующей учебной программы закладывается ряд положений:
· постепенное увеличение объёма технологических знаний, умений и навыков;
· выполнение деятельности в разных областях;
· постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблемы (использование комплексного подхода, учёт большого количества воздействующих факторов и т. п.);
· развитие умения работать в коллективе;
· возможность акцентировать внимание на местных условиях;
· формирование творческой личности, способной проектировать процесс и оценивать результаты своей деятельности. В соответствии с принципами проектирования содержания обучения
Значительное снижение зрения накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Имея одинаковое содержание и задачи обучения, адаптированная программа по технологии отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:
• распределении программного материала
• увеличении учебных часов на некоторые разделы и темы программы.
• из базового раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»
уменьшено количество часов занятия по проектированию и созданию изделий на швейной машине. Они заменены уроками, знакомящими с различными видами ручного декоративно прикладного творчества;
• в связи с отсутствием материальной базы раздел «Технология животноводства» отведенные 4 часа данного раздела перенесены в раздел «Технология обработки пищевых продуктов».
• программный материал составлен по модульному принципу, что позволяет учителю осуществлять вариативный подход при составлении рабочих программ для конкретного класса, с учётом индивидуальных особенностей контингента учащихся данного класса на основе педагогической диагностики. Отдельные разделы и темы могут изучаться в иной последовательности, чем указано в примерном учебном плане.
• усилении практической направленности занятий за счет увеличения количества
часов на изучение отдельных тем программы, представляющих особую актуальность.
• методических приёмах, используемых на уроках: использование методов сопряженных
действий; упор на развитие полисенсорности восприятия (подключение слуха, осязания,
обоняния, температурной чувствительности и др.) при изучении объектов и процессов;
формирование активного зрительного восприятия за счёт психофизической активации
зрительной системы;
• коррекционной направленности каждого урока.
Для реализации педагогам воспитательного потенциала урока программы была дополнена модулем школьный урок, который предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями воспитанников. Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:
Использование воспитательных возможностей организации урока.
Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета
Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает:
установление взаимоотношений субъектов деятельности на уроке как отношений субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;
организацию на уроках активной деятельности учащихся, в том числе поисково-исследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности (в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей);
использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
В соответствии с принципами проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования можно выделить следующие
модули предметной области «Технология»:
• школьный урок
• методы и средства творческой и проектной деятельности;
• производство;
• технология;
• техника;
• технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов;
• технологии обработки пищевых продуктов;
• технологии получения, преобразования и использования энергии;
• технологии получения, обработки и использования информации;
• технологии растениеводства;
• социальные технологии
.
В результате обучения по курсу «Технология» с использованием метода проектов дополнительно к основным требованиям учащиеся должны:
знать/понимать
- смысл технологических понятий: текстильные материалы, поделочные материалы, раскрой ткани, шитье, рукоделие;
- виды и свойства тканей, трикотажа и нетканых материалов;
- назначение различных швейных изделий;
- основные стили в одежде и современные направления моды;
- виды традиционных народных промыслов;
- наиболее распространенные профессии текстильной и швейной промышленности;
уметь
- выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;
- работать на швейной машине;
- регулировать качество машинной строчки;
- снимать мерки с фигуры человека;
- строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий;
- выбирать модель с учетом особенностей фигуры;
- моделировать швейные изделия;
- выполнять не менее трех видов художественной отделки швейных изделий;
- подготавливать выкройку и ткань к раскрою;
- выполнять раскрой ткани;
- выполнять соединительные, краевые и отделочные швы;
- проводить примерку изделия;
- определять и исправлять дефекты швейных изделий;
- проводить влажно-тепловую обработку швейных изделий;
- выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
- выполнять мелкий ремонт швейных изделий;
- проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов;
- соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностные результаты
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;
умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
технико-технологическое и экономическое мышление и его использование при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами
У учащихся будут сформированы:
умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
способность моделировать планируемые процессы и объекты;
умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;
способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметными результатами
Освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование технического изделия;
разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
публичная презентация и защита проекта технического изделия;
разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
В психофизической сфере:
развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении машинных операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
Содержание учебного предмета
9класс
1. Введение. Электротехнические работы.
2 Современное производство и профессиональное образование
3. Декоративно-прикладное творчество
4. Проектирование и изготовление изделий
.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
9 «А» КЛАСС 68часов
14 | Занятие | Часы | Содержание | Характеристики основных видов деятельности учащихся | Дата |
| | 2 | Введение | | План | Факт |
1 | 1.1 | 2 | Введение. Инструктаж по охране труда. Цели и задачи курса технологии в 9 классе. Основные правила организации труда. Правила поведения в школьной мастерской. | Личностные- Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности. Метапредметные-Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства. планирование процесса познавательно-трудовой деятельности Предметные - владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства | 8.09 | |
| | 8 | Электротехнические работы | | |
2 | 2.1 | 2 | История радиоэлектроники. Электромагнитные волны и передача информации | Личностные- мотивация к работе на результат и бережному отношению к материальным ценностям. Метапредметные-самостоятельное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Предметные-владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач. | 15.09 | |
| 2.2 | 2 | Правила электробезопасности и технология радиомонтажных работ. Технология электро - радиотехнических измерений | 22.09 | |
| 2.3 | 2 | Элементы электрических цепей. Полупроводниковые приборы | 29.09 | |
| 2.4 | 2 | Бытовые радиоэлектронные приборы. Простые автоматические устройства | 6.10 | |
3 | | 12 | Современное производство и профессиональное образование | |
| 3.1 | 2 | Основы профессионального самоопределения. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. | | 13.10 | |
| 3.2 | 2 | Классификация профессий | | 20.10 | |
| 3.3 | 2 | Виды профессиональной карьеры | | 27.10 | |
| | 2 | Профессиональные интересы, склонности и способности | | 10.11 | |
| | 2 | Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении | | 17.11 | |
| | 2 | Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения. Профессиональная пригодность. | | 24.11 | |
| | 8 | Кулинария | |
3 | 3.1 | 2 | Сервировка стола к празднику. | Личностные-мотивация к работе на результат и бережному отношению к материальным ценностям. Метапредметные-самостоятельное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Предметные-владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач. | 01.12 | |
| 3.2 | 2 | Приготовление пряников. | 08.12 | |
| 3.3 | 2 | Новый год. Обряды, традиции русского народа. | 15.12 | |
| 3.4 | 2 | Приготовление праздничных блюд. | 22.12 | |
| | 20 | Декоративно-прикладное творчество | |
4 | 4.1 | 2 | Основные элементы вязания крючком. Вязание полотна. | Личностные - Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Метапредметные-Планирование процесса познавательной деятельности. Предметные– подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии, сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве; решение художественного образа средствами фактуры материалов; | 19.01 | |
| 4.2 | 2 | Техника филейного вязания крючком | 26.01 | |
| 4.3 4.4 | 2 | Декоративная отделка трикотажных изделий | 02.02 | |
| 4.5 | 2 | Кружева, прошвы, бахрома, шнуры, кисти, пуговицы. | 09.02 | |
| 4.6 | 2 | Вывязывание салфетки любой формы в технике филейного вязания | 16.02 | |
| 4.7 | 2 | Вывязывание салфетки любой формы в технике филейного вязания | 02.03 | |
| 4.8 | 2 | Вывязывание салфетки любой формы в технике филейного вязания | 09.03 | |
| 4.9 | 2 | Модные аксессуары. | 16.03 | |
| 4.10 4.11 | 2 | Творческий проект «Сумка для пляжа» | 23.03 | |
| | 16 | Проектирование и изготовление изделий | |
5 | 5.1 | 2 | Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. | Личностные-мотивация к работе на результат и бережному отношению к материальным ценностям. Метапредметные-Планирование процесса познавательной деятельности Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса, натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов Предметные– владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации; контроль промежуточных и конечных результатов труда, моделирование художественного оформления объекта труда; способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры; создание художественного образа и воплощение его в материале; развитие пространственного художественного воображения; | 06.04 | . |
| 5.2 | 2 | Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. | 13.04 | |
| 5.3 | 2 | Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия | 20.04 | |
| 5.4 | 2 | Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия | 27.04 | |
| 5.5 5.6 | 2 | Выполнение проекта | 04.05 | |
| 5.7 | 2 | Оценка стоимости готового изделия. Разработка вариантов рекламы изделия. | 11.05 | |
| 5.8 | 2 | Защита проекта | 18.05 | |