СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №20» х. Новый Сад

 

 

 

 

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УВР Директор школы

Мартыненко О.Б. Емтыль А.А.

«31.08.2022г.» «31.08.2022г.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по физкультуре

5-6 классов для детей с ОВЗ в МБОУ «СШ №20» х. Новый Сад Тахтаумкайского района Республики адыгея

на 2022-2023 уч.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-2023 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач. Программа физического воспитания учащихся 5-6 классов коррекционной школы (8 вида) составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-6 классы под редакцией И.М. Бгажноковой. Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду.

Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития. У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем.. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.

К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми. Учитель физкультуры может успешно решать стоящие перед ним коррекционные задачи только в том случае, если он будет вести занятие на основе знания структуры дефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся. Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы. Программа ориентирует учителя на последовательное решение коррекционно-воспитательных задач физического воспитания для детей с нарушением интеллекта:

-укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

-формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.; - приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;

- воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности; - развитие чувства темпа и ритма, координации движений;

- усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.

- содействие военно- патриотической подготовке.

Среди различных показателей эффективности процесса воспитания на уроках физической культуры важное значение в специальной коррекционной школе имеет активность учащихся, дисциплинированность, взаимопомощь, внешний вид, наличие соответствующей спортивной одежды, бережное отношение к оборудованию и инвентарю. При прохождении каждого раздела программы необходимо предусматривать задания, требующие применения сформированных навыков и умений в более сложных ситуациях (соревнования, смена мест проведения занятий, увеличение или уменьшение комплексов упражнений и т.д.)

Объем каждого раздела программы рассчитана таким образом, чтобы за определенное количество часов ученики смогли овладеть основой двигательных умений и навыков и включились в произвольную деятельность. Распределение материала носит условный характер. Учитель имеет право изменять сетку часов с учетом климатических условий, региональной специфики.

В программу нашей школы включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, игры- подвижные и спортивные. Такая игра как настольный теннис не проводится в связи с отсутствием необходимого инвентаря.

И такой раздел как лыжная подготовка не проводится в виду отсутствия материально- технической базы для занятий лыжной подготовкой . Часы занятий предусмотренные программой на данный вид распределены между ранее указанными разделами программы.

В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения общеразвивающего и корригирующего характера, с изменением различных исходных положений для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания. В программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, обручи и скакалки. Упражнения в лазании и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции. Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром. Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры и спортивные Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей. В школе для детей с нарушениями интеллекта основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Каждый урок включает элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры.

Успеваемость по предмету «Физическая культура» в 5-6 классах специальной коррекционной школы определяется отношением ученика к занятиям, степенью сформированности учебных умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей.

Занятия с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Проводятся по специальной программе. Если учащиеся изъявляют желание и по заключению врача могут заниматься с классом, им разрешается участие в занятиях под особым контролем учителя, с определенными ограничениями. Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход при развитии двигательных способностей. Следует обратить внимание на необходимость заключения врача о физической нагрузке и возможностях каждого учащегося.

Обязательным для учителя является контроль за уровнем физического развития и состоянием здоровья . По мере прохождения учебного материала проводятся проверочные (контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками из положения сидя ноги врозь.

Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре- мае (избирательно). Полученные данные обрабатываются, сопоставляются с показателями физического развития (рост, вес, объем груди, спирометрия), записываются в специально отведенный журнал о состоянии здоровья, «Паспорт здоровья» и физического развития. К сдаче нормативов учащихся должен допускать врач школы. У учителя физкультуры должна быть следующая документация: программа (базовая или авторская с учетом условий занятий, региона), годовой план- график прохождения учебного материала, тематическое планирование, поурочные планы- конспекты, журнал по ТБ (5-6 классы), журнал физического развития « Паспорт здоровья», план работы по физическому воспитанию на год.

Исключительное значение имеет внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию. В основе ее реализации лежит программный материал. В этом плане особое значение в последние годы приобрела Международная программа «Специальная олимпиада», в которой принимают участие на школьном уровне все учащиеся. Программа предусматривает как тренировки, так и соревнования по различным направлениям и видам спорта. В организации внеклассной, внешкольной спортивной работы учителю следует ориентироваться на программу «Специальной олимпиады.

Говоря о социализации выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида как генеральной цели, нельзя забывать о том, что физическое здоровье является одной из главных составляющих его самостоятельной жизни, поэтому весь педагогический коллектив школы должен рассматривать физическое воспитание (обучение) в числе приоритетных задач, создавать все необходимые условия для успешного решения этой задачи.

Распределение учебного материла по разделам программы и классов

Класс

Виды упражнений, количество часов

 

Гимнастика

Легкая атлетика

Спортивные игры и подвижные игры

5

6

16

16

26

26

26

26

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

5 класс

Гимнастика:

Теоретические сведения: фланг, интервал, дистанция, элементарные сведения о передвижениях по ориентирам.

Практический материал

-Строевые упражнения:(сдача рапорта; повороты кругом переступанием; ходьба по диагонали и против ходом налево, направо; перестроение из колонны по одному, по два (по три, по четыре) последовательными поворотами налево (направо); смена ног в движении; ходьба по ориентирам.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов: - упражнения для развития мышц рук и ног. Одновременное выполнение разнонаправленных движений ногами и руками (шаг левой ногой в сторону, левая рука в сторону и т.д.). Сгибание-разгибание рук в упоре стоя (упор в стену на уровне груди и пояса). Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада. -упражнения для развития мышц шеи:из исходного положения сидя (или стоя) — наклоны головы: вперед, назад, влево, вправо. Повороты головы: влево, вправо. -упражнения для развития мышц туловища: (круговые движения туловища (руки на пояс); отведение ноги назад с подниманием рук вверх; из исходного положения — стоя ноги врозь, руки на пояс — повороты туловища вправо, влево; лежа на животе поочередное поднимание ног, руки вдоль туловища. - упражнения для развития кистей рук и пальцев: (исходное положение — сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены: сгибать и разгибать пальцы; передвижения на руках в упоре лежа по кругу, ноги вместе; то же, но передвижение вправо и влево, одновременно переставляя одноименные руки и ноги. -упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп: (исходное положение — стоя перед опорой, носки ног на бруске высотой 5 см: «удерживание» веса своего тела на носках ног; исходное положение — стоя на пятках спиной к опоре, носки ног на себя: «удерживание» стойки на пятках, сгибая ступни к голени. -упражнения на дыхание.: (полное глубокое дыхание в различных положениях: сидя, стоя, лежа;обучение сознательному управлению ритмом и скоростью своих дыхательных движений. -упражнения для расслабления мышц: (из исходного положения стоя ноги врозь: повороты туловища в стороны с расслабленным поясом верхних конечностей; при поворотах руки должны расслабленно свисать «как плети», отставая от движения плеч; исходное положение — стоя, руки на пояс, вес тела на одной ноге, другая чуть согнута в колене; потряхивание мышцами голени и бедра ногой, не касающейся пола;то же для мышц голени и бедра другой ноги. -упражнения для формирования правильной осанки: (упражнения с удержанием груза (100—150 г) на голове; повороты кругом; приседания; ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук; передвижение по наклонной плоскости; вис на гимнастической стенке.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах:

-с гимнастическими палками: (подбрасывание и ловля палки в горизонтальном и вертикальном положении; перебрасывание гимнастической палки с руки на руку в вертикальном положении; повороты туловища с движением рук с гимнастической палкой вперед, за голову, перед грудью; наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо с различными положениями гимнастической палки.;приседание с гимнастической палкой в различном положении. - с большими обручами: (приседание с обручами в руках, повороты направо, налево, вперед, назад (при хвате обруча двумя руками); пролезание в обруч на месте, переход и перепрыгивание из одной обозначенной зоны в другую (из одного лежащего обруча в другой, не задевая обруч); вращение обруча на вытянутой руке, вокруг талии. -с малыми мячами: (подбрасывание мяча левой (правой) рукой под правой (левой) рукой и ловля его; удары мяча о пол правой и левой рукой; броски мяча о стену и ловля его после отскока; переменные удары мяча о пол левой и правой рукой; перебрасывание мяча в парах. -с набивными мячами (вес 2кг): ( передача мяча слева направо и справа налево стоя в кругу; подбрасывание мяча вверх и его ловля; повороты туловища налево, направо с различными положениями мяча; приседание с мячом: мяч вперед, мяч за голову, на голову.;прыжки на двух ногах (мяч у груди). -переноска груза и передача предметов: (передача набивного мяча весом 2 кг в колонне и шеренге; эстафеты с переноской и передачей 2—3 набивных мячей на расстояние до 20 м; переноска гимнастической скамейки (2 учениками), гимнастического козла (3 учениками), гимнастического мата (4 учениками). Лазание и перелазание:лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз с изменением способа лазанья в процессе выполнения задания по словесной инструкции учителя; лазанье по гимнастической стенке по диагонали; лазанье по наклонной гимнастической скамейке под углом 45°.

Равновесие:Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол и его ловлей. Повороты на гимнастической скамейке направо, налево. Ходьба по гимнастической скамейке с подбрасыванием и ловлей мяча. Равновесие на левой (правой) ноге на полу без поддержки. Ходьба: приставными шагами по гимнастической скамейке, с перешагиванием через препятствие на высоте 20—30см. Опорный прыжок:Прыжок через козла: наскок в упор стоя на коленях, соскок с колен со взмахом рук, наскок в упор стоя на коленях, переход в упор присев, соскок с мягким приземлением. Прыжок в упор присев на козла, коня в ширину и соскок прогнувшись. Прыжок ноги врозь. Упражнения для развития пространственно-временной ориентировки и точности движений:Построение в колонну по одному на расстоянии вытянутой руки. Ходьба по диагонали по начерченной линии. Поворот кругом без контроля зрения. Ходьба «змейка» по начерченным линиям. Прохождение расстояния до 3 м от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и воспроизведение дистанции за столько же шагов без контроля зрения. Ходьба по ориентирам, начерченным на гимнастическом бревне. Прыжки назад, влево и в обозначенное место. Легкий бег на месте от 5 до 10с. (Начало и окончание бега определяется учителем.) Повторить задание, но остановиться самостоятельно. Прыжками на двух ногах преодолеть расстояние 5—6м до черты.

Легкая атлетика:

-ходьба: сочетание разновидностей ходьбы (на носках, на пятках, в полуприседе, спиной вперед) по инструкции учителя. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий (присесть, повернуться, выполнить упражнение). Ходьба приставным шагом левым и правым боком. -бег:медленный бег в равномерном темпе до 4мин. Бег широким шагом на носках по прямой (коридор 20—30см). Скоростной бег на дистанции 30, 60 м с высокого старта. Начало из различных исходных положений (упор присев, упор на коленях, лежа на животе, лежа на спине, стоя спиной по направлению бега и т.д.). Бег с преодолением малых препятствий (набивные мячи, полосы — «рвы» шириной до 50см) в среднем темпе. Повторный бег на дистанции 30—60м. -прыжки:прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки произвольным способом (на двух и одной ноге) через набивные мячи (расстояние между препятствиями 80—100см, общее расстояние 5м). Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением зоны отталкивания до 1м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». -метание:метание теннисного мяча в цель с отскоком от пола и его ловлей.. Метание мяча в вертикальную цель (стоя лицом к мишени, стоя спиной — с разворотом). Метание мяча в движущуюся цель (мяч, обруч). Толкание набивного мяча весом 1кг с места одной рукой стоя и сидя.

Спортивные и подвижные игры:

Коррекционные игры: игры на внимание, развивающие игры, игры тренирующие наблюдательность.

Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом( « перебежки с выручкой», « Эстафеты»); игры с прыжками ( « Удочка»,); игры с бросанием, ловлей и метанием( «Снайперы», « точно в цель»);

Пионербол:(изучение правил игры, расстановка игроков и правила их перемещения на площадке; нападающий удар двумя руками сверху в прыжке, ловля мяча над головой, подача мяча двумя руками снизу, подача мяча одной рукой сбоку (боковая подача), бросок мяча двумя руками с двух шагов в движении. Розыгрыш мяча на три паса. Учебные игры).

Баскетбол: (правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом. Санитарно-гигиенические требования к занятиям баскетболом. Стойка баскетболиста:Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди. Ловля мяча двумя руками. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу. Подвижные игры: «Мяч капитану», «Защита укреплений», « Салки»).

Игровые упражнения с элементами пионербола и волейбола( « Мяч соседу», Не дай мяч водящему», « Сохрани позу»).- с элементами баскетбола ( « Мяч с четырех сторон», « Охотники и утки», « Не дай мяч водящему»).

Межпредметные связи

Математика. Единицы длины: метр, километр. Соотношения между единицами длины: 1м = 100см = 1000мм, 1км = 1000м. Развитие устной речи. Самостоятельный последовательный рассказ о правилах игры, выполненном упражнении. Заучивание наизусть 6—7 речевок, считалок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 класс

Теоретические сведения: питание и двигательный режим школьника; распорядок дня; подвижные игры; роль физкультуры в подготовке к труду.

Гимнастика

Теоретические сведения: правила поведения на занятиях по гимнастике; значение утренней гимнастики.

Практический материал:

-построения и перестроения(перестроения из одной шеренги в две. Размыкание на вытянутые руки вперед в движении. Размыкание вправо, влево, от середины приставными шагами на интервал руки в сторону. Перестроение из колонны по одному в колонну по два с поворотами на углах. Полуоборот направо, налево. Изменение длины шага. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Короче шаг!». Понятие о предварительной и исполнительной командах. Повороты кругом. Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:(основные положения движения головы, конечностей, туловища. С фиксированным положением головы выполнять наклоны, повороты и круговые движения туловища, руки за голову. Пружинистые наклоны вперед, в стороны. Сгибание и разгибание рук в упоре на гимнастической скамейке. Выпады в сторону, полуприседы с различным положением рук. Опуститься в сед и встать без помощи рук. -координация движений конечностей в прыжковых упражнениях:(ноги врозь, хлопок в ладоши перед собой; ноги вместе, хлопок в ладоши за спиной. Исходное положение: присед, ноги на ширине плеч, руки в стороны ладонями вверх; выпрыгнуть вверх — ноги в стороны, хлопок над головой, приземлиться в исходное положение. -дыхательные упражнения во время ускоренной ходьбы и медленного бега:(углубленное дыхание с движениями рук после скоростно-силовых упражнений. -упражнения в расслаблении мышц: (расслабление мышц потряхиванием конечностей после выполнения скоростно-силовых упражнений. Маховые движения расслабленными руками вперед, назад, в стороны в ходьбе и беге. -упражнения на осанку:(упражнения с удержанием груза на голове (150—200г); лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз; передвижение по стенке вправо-влево; передвижение по гимнастической скамейке с поворотом кругом.

Общеразвивающие упражнения и корригирующие упражнения с предметами:

-с гимнастическими палками(подбрасывание гимнастической палки и ловля ее после хлопка двумя руками. Основные положения с гимнастической палкой: с палкой вольно, палку за голову (на голову), палку за спину, палку влево. Прыжки через гимнастическую палку, лежащую на полу: вперед-назад и влево-вправо. Приседы с ранее разученными положениями палки. Круговые движения туловищем с различными положениями палки. Ходьба с движениями палки вперед, вверх, за голову, влево, вправо (1мин). Выполнить 3—4 упражнения с гимнастической палкой. -с большими обручами:(Передвижение сквозь ряд обручей, катание обруча, пролезание в катящийся обруч, набрасывание и снятие обруча со стойки, вращение обруча с движениями (при ходьбе, беге). Подбрасывание и ловля обруча. -со скакалками: (скакалка, сложенная вчетверо. Повороты туловища вправо, влево, растягивая скакалку руками. Скакалка сзади. Повторить с отведением рук назад. Различные прыжки через скакалку на двух ногах. -с набивными мячами:(перекладывание мяча из рук в руку перед собой и за спиной. Подбросить мяч вверх, поймать его. Из седа мяч удерживается голеностопными суставами, сед углом согнув ноги, сед углом, перекаты назад, мяч вперед. Перебрасывание мяча в кругу, в квадрате, в треугольнике. Перекатывание мяча на дальность стоя и сидя. Прыжки через мяч влево, вправо, вперед, назад). -переноска груза и передача предметов: (переноска 2—3 набивных мячей общим весом до 6—7кг на расстояние 8—10м. Переноска гимнастических матов (двух матов вчетвером на расстояние до 5 м). В колоннах и шеренгах передача флажков друг другу, набивного мяча в положении сидя и лежа, слева направо и наоборот). Лазанье и перелезание:. (лазанье по гимнастической стенке с чередованием различных способов. Лазанье по гимнастической стенке с попеременной перестановкой ног и одновременным перехватом руками. Лазанье по гимнастической стенке с предметом в руке (мяч, гимнастическая палка, флажок). Передвижение в висе на руках по гимнастической стенке вверх, вниз, вправо, влево (для мальчиков), смешанные висы спиной и боком к гимнастической стенке (для девочек). Перелизанние через последовательно расположенные препятствия различными способами с включением бега, прыжков, равновесия). Равновесие.: (равновесие на левой (правой) ноге на гимнастической скамейке и на рейке гимнастической скамейки. Ходьба по гимнастической скамейке с поворотами налево, направо с различными движениями рук, с хлопками под ногой. Повороты в приседе, на носках. Ходьба по гимнастической скамейке с набивным мячом в руках (мяч в различных исходных положениях).

Опорный прыжок:(прыжок в упор присев на козла, соскок с поворотом налево направо. Прыжок ноги врозь через козла с поворотом на 90 градусов. Преодоление препятствий (конь, бревно) прыжком боком с опорой на левую (правую) ногу). Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений: ( ходьба «змейкой» и по диагонали с поворотами у ориентира. Прохождение расстояния до 5м от одного ориентира до другого за определенное количество шагов с открытыми глазами и воспроизведение пространственного передвижения за столько же шагов без контроля зрения. Сочетание простейших исходных положений рук и ног по инструкции учителя с контролем зрения и без контроля.. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке по ориентирам, изменяющим длину шага. Прыжок вправо, влево, назад в обозначенное место без контроля зрения. Ходьба или легкий бег на месте в течение 5, 10, 15с по команде учителя).

Легкая атлетика

-ходьба: (ходьба с изменением направлений по сигналу учителя. Ходьба скрестным шагом. Ходьба с выполнением движений рук на координацию. Ходьба с преодолением препятствий. Понятие о технике спортивной ходьбы). -Бег: (медленный бег с равномерной скоростью до 5мин. Бег на 60м с низкого старта. Эстафетный бег (встречная эстафета) на отрезках 30—50м с передачей эстафетной палочки. Бег с преодолением препятствий (высота препятствий до 30—40см). Беговые упражнения. Повторный бег и бег с ускорением на отрезках до 60м). -Прыжки: (прыжки на одной ноге, на двух с поворотами налево, направо, кругом. Прыжки в стойке ноги с крестно с продвижением вперед. Прыжки на каждый 3-й и 5-й шаг в ходьбе и беге). Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением отталкивания в зоне до 80см. Отработка отталкивания.

-метание: (метание малого мяча в вертикальную цель шириной до 2м на высоте 2—3м и в мишень диаметром 100см с тремя концентрическими кругами (диаметр первого круга 50см, второго — 75см, третьего — 100см) из различных исходных положений). Метание малого мяча в цель с отскоком от стены и пола, а затем его ловлей. Метание малого мяча на дальность способом из-за головы через плечо с 4—6 шагов разбега. Толкание набивного мяча весом 2кг с места в сектор стоя боком.

Спортивные и подвижные игры:

Подвижные игры: «Птицы и клетка», «Заяц без логова», «Перестрелка», «Запрещенное движение», «Падающая палка», «Мяч в кругу».

Волейбол:(Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке.Стойка и перемещения волейболиста. Передача мяча сверху двумя руками над собой и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Прыжки с места и с шага в высоту и длину. Игры (эстафеты) с мячами.

Баскетбол:(Влияние занятий баскетболом на организм учащихся).

Остановка шагом. Передача мяча двумя руками от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча одной рукой на месте и в движении шагом. Бросок мяча по корзине двумя руками снизу и от груди с места. Подвижные игры с элементами баскетбола: «Не давай мяча водящему», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч». Эстафеты с ведением мяча. Сочетание движений: бег — ловля мяча — остановка шагом— передача двумя руками от груди. Бег с ускорением до 10м (3—5 повторений за урок). Упражнения с набивными мячами весом до 1кг. Прыжки со скакалкой до 1мин. Выпрыгивание вверх (до 8—15 раз).

Хоккей на полу :(правила безопасной игры в хоккей на полу. Передвижение по площадке в стойке хоккеиста влево, вправо, назад, вперед. Способы владения клюшкой, ведение шайбы).

Межпредметные связи

Развитие устной речи: выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи; определять смысловое и содержательное отличия при использовании различных прилагательных к одному и тому же существительному. Например: легкая, тяжелая атлетика; лыжная, спортивная подготовка; оздоровительная, спортивная гимнастика. Математика: знать и четко представлять горизонтальное, вертикальное, наклонное положения тела и его звеньев в пространстве при выполнении различных гимнастических и спортивных упражнений. География: знать горизонт, линию и стороны горизонта, выявлять на местности особенности рельефа для определения наиболее эффективной схемы двигательной деятельности при выполнении подвижных и спортивных упражнений на пересеченной местности.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

I четверть ( 18 часов )

Резервные уроки №

 

п/п темы

Содержание темы

Кол-во часов

Дата

 

Основы знаний.

 

 

 

1.

Инструктаж безопасности при занятиях лёгкой атлетикой. Беседа: «Человек занимается физкультурой».

1

 

 

 

Ходьба.

 

 

 

2.

Сочетание разновидностей ходьбы по инструкции учителя.

1

 

 

3.

Выполнение ходьбы с остановками для выполнения задач.

1

 

 

4.

Повторение ходьбы приставным шагом правым и левым боком. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.

1

 

 

 

Бег.

 

 

 

5.

Выполнение медленного бега в равномерном темпе до 4 мин. Бег с преодолением малых препятствий.

1

 

 

6.

Выполнение скоростного бега на 30-60 м с высокого. Бег из различных исходных положений.

1

 

 

 

Прыжки

 

 

 

7.

Обучение прыжкам через скакалку на месте в различном темпе. Подвижная игра «Салки»

1

 

 

8-9.

Обучение прыжку в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением зоны отталкивания до 1м.

2

 

 

10-11.

Обучение элементам прыжка в высоту с укороченного разбега способом « перешагивание».

2

 

 

 

 

Метание

 

 

 

12-13.

Обучение метанию малого мяча в цель с отскоком от пола и его ловлей.

2

 

 

 

 

 

 

 

14.

Выполнения метания мяча в вертикальную и движущуюся цель.

1

 

 

15-16.

Обучение толканию набивного мяча весом 1 кг с места одной рукой стоя и сядя.

2

 

 

 

Гимнастика

 

 

 

17.

Инструктаж безопасности при занятиях гимнастикой. Понятия фланг, дистанция, интервал.

1

 

 

 

Строевые упражнения.

 

 

 

18.

Обучение сдаче рапорта учителю. Выполнение поворотов на месте с переступанием.

1

 

 

 

II четверть (14 часов)

 

Резервные уроки №

 

п/п темы

Содержание темы

Кол-во часов

Дата

Примечание

 

Строевые упражнения.

 

 

 

 

1.

Обучение ходьбе в различном темпе по диагонали и противоходом налево, направо.

1

 

 

 

2.

Обучение перестроению из колонны по одному в колонну по два.

1

 

 

 

 

Общеразвивающие и корригирующиеупражнения без предметов.

 

 

 

 

3.

Повторение упражнений на формирование правильной осанки, дыхательные упражнения.

1

 

 

 

4.

Повторение упражнений для развитие кистей рук и пальцев и укрепление мышц голеностопных суставов и стоп.

1

 

 

 

5.

Повторение упражнений для развития и укрепления мышц туловища

1

 

 

 

 

Упражнения с предметами, на снарядах.

 

 

 

 

6.

Разучивание комплексов упраж

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №20» х. Новый Сад





«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УВР Директор школы

Мартыненко О.Б. Емтыль А.А.

«31.08.2022г.» «31.08.2022г.»









Адаптированная рабочая программа

по физкультуре

5-6 классов для детей с ОВЗ в МБОУ «СШ №20» х. Новый Сад Тахтаумкайского района Республики адыгея

на 2022-2023 уч.г.
































2022-2023 учебный год


Пояснительная записка


Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач. Программа физического воспитания учащихся 5-6 классов коррекционной школы (8 вида) составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-6 классы под редакцией И.М. Бгажноковой. Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду.

Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития. У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем.. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.

К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми. Учитель физкультуры может успешно решать стоящие перед ним коррекционные задачи только в том случае, если он будет вести занятие на основе знания структуры дефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся.
Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.
Программа ориентирует учителя на последовательное решение коррекционно-воспитательных задач физического воспитания для детей с нарушением интеллекта:

-укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

-формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;

- воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
- развитие чувства темпа и ритма, координации движений;

- усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.

- содействие военно- патриотической подготовке.

Среди различных показателей эффективности процесса воспитания на уроках физической культуры важное значение в специальной коррекционной школе имеет активность учащихся, дисциплинированность, взаимопомощь, внешний вид, наличие соответствующей спортивной одежды, бережное отношение к оборудованию и инвентарю. При прохождении каждого раздела программы необходимо предусматривать задания, требующие применения сформированных навыков и умений в более сложных ситуациях (соревнования, смена мест проведения занятий, увеличение или уменьшение комплексов упражнений и т.д.)

Объем каждого раздела программы рассчитана таким образом, чтобы за определенное количество часов ученики смогли овладеть основой двигательных умений и навыков и включились в произвольную деятельность. Распределение материала носит условный характер. Учитель имеет право изменять сетку часов с учетом климатических условий, региональной специфики.

В программу нашей школы включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, игры- подвижные и спортивные. Такая игра как настольный теннис не проводится в связи с отсутствием необходимого инвентаря.

И такой раздел как лыжная подготовка не проводится в виду отсутствия материально- технической базы для занятий лыжной подготовкой . Часы занятий предусмотренные программой на данный вид распределены между ранее указанными разделами программы.

В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения общеразвивающего и корригирующего характера, с изменением различных исходных положений для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания. В программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, обручи и скакалки. Упражнения в лазании и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры и спортивные Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
В школе для детей с нарушениями интеллекта основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Каждый урок включает элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры.

Успеваемость по предмету «Физическая культура» в 5-6 классах специальной коррекционной школы определяется отношением ученика к занятиям, степенью сформированности учебных умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей.

Занятия с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Проводятся по специальной программе. Если учащиеся изъявляют желание и по заключению врача могут заниматься с классом, им разрешается участие в занятиях под особым контролем учителя, с определенными ограничениями. Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход при развитии двигательных способностей. Следует обратить внимание на необходимость заключения врача о физической нагрузке и возможностях каждого учащегося.

Обязательным для учителя является контроль за уровнем физического развития и состоянием здоровья . По мере прохождения учебного материала проводятся проверочные (контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками из положения сидя ноги врозь.

Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре- мае (избирательно). Полученные данные обрабатываются, сопоставляются с показателями физического развития (рост, вес, объем груди, спирометрия), записываются в специально отведенный журнал о состоянии здоровья, «Паспорт здоровья» и физического развития. К сдаче нормативов учащихся должен допускать врач школы.
У учителя физкультуры должна быть следующая документация: программа (базовая или авторская с учетом условий занятий, региона), годовой план- график прохождения учебного материала, тематическое планирование, поурочные планы- конспекты, журнал по ТБ (5-6 классы), журнал физического развития « Паспорт здоровья», план работы по физическому воспитанию на год.

Исключительное значение имеет внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию. В основе ее реализации лежит программный материал. В этом плане особое значение в последние годы приобрела Международная программа «Специальная олимпиада», в которой принимают участие на школьном уровне все учащиеся. Программа предусматривает как тренировки, так и соревнования по различным направлениям и видам спорта. В организации внеклассной, внешкольной спортивной работы учителю следует ориентироваться на программу «Специальной олимпиады.

Говоря о социализации выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида как генеральной цели, нельзя забывать о том, что физическое здоровье является одной из главных составляющих его самостоятельной жизни, поэтому весь педагогический коллектив школы должен рассматривать физическое воспитание (обучение) в числе приоритетных задач, создавать все необходимые условия для успешного решения этой задачи.

Распределение учебного материла по разделам программы и классов

Класс

Виды упражнений, количество часов


Гимнастика

Легкая атлетика

Спортивные игры и подвижные игры

5

6

16

16

26

26

26

26





СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

5 класс

Гимнастика:

Теоретические сведения: фланг, интервал, дистанция, элементарные сведения о передвижениях по ориентирам.

Практический материал

-Строевые упражнения:(сдача рапорта; повороты кругом переступанием; ходьба по диагонали и против ходом налево, направо; перестроение из колонны по одному, по два (по три, по четыре) последовательными поворотами налево (направо); смена ног в движении; ходьба по ориентирам.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:
- упражнения для развития мышц рук и ног. Одновременное выполнение разнонаправленных движений ногами и руками (шаг левой ногой в сторону, левая рука в сторону и т.д.). Сгибание-разгибание рук в упоре стоя (упор в стену на уровне груди и пояса). Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада.
-упражнения для развития мышц шеи:из исходного положения сидя (или стоя) — наклоны головы: вперед, назад, влево, вправо. Повороты головы: влево, вправо.
-упражнения для развития мышц туловища: (круговые движения туловища (руки на пояс); отведение ноги назад с подниманием рук вверх; из исходного положения — стоя ноги врозь, руки на пояс — повороты туловища вправо, влево; лежа на животе поочередное поднимание ног, руки вдоль туловища.
- упражнения для развития кистей рук и пальцев: (исходное положение — сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены: сгибать и разгибать пальцы; передвижения на руках в упоре лежа по кругу, ноги вместе; то же, но передвижение вправо и влево, одновременно переставляя одноименные руки и ноги.
-упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп: (исходное положение — стоя перед опорой, носки ног на бруске высотой 5 см: «удерживание» веса своего тела на носках ног; исходное положение — стоя на пятках спиной к опоре, носки ног на себя: «удерживание» стойки на пятках, сгибая ступни к голени.
-упражнения на дыхание.: (полное глубокое дыхание в различных положениях: сидя, стоя, лежа;обучение сознательному управлению ритмом и скоростью своих дыхательных движений.
-упражнения для расслабления мышц: (из исходного положения стоя ноги врозь: повороты туловища в стороны с расслабленным поясом верхних конечностей; при поворотах руки должны расслабленно свисать «как плети», отставая от движения плеч; исходное положение — стоя, руки на пояс, вес тела на одной ноге, другая чуть согнута в колене; потряхивание мышцами голени и бедра ногой, не касающейся пола;то же для мышц голени и бедра другой ноги.
-упражнения для формирования правильной осанки: (упражнения с удержанием груза (100—150 г) на голове; повороты кругом; приседания; ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук; передвижение по наклонной плоскости; вис на гимнастической стенке.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах:

-с гимнастическими палками: (подбрасывание и ловля палки в горизонтальном и вертикальном положении; перебрасывание гимнастической палки с руки на руку в вертикальном положении; повороты туловища с движением рук с гимнастической палкой вперед, за голову, перед грудью; наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо с различными положениями гимнастической палки.;приседание с гимнастической палкой в различном положении.
- с большими обручами: (приседание с обручами в руках, повороты направо, налево, вперед, назад (при хвате обруча двумя руками); пролезание в обруч на месте, переход и перепрыгивание из одной обозначенной зоны в другую (из одного лежащего обруча в другой, не задевая обруч); вращение обруча на вытянутой руке, вокруг талии.
-с малыми мячами: (подбрасывание мяча левой (правой) рукой под правой (левой) рукой и ловля его; удары мяча о пол правой и левой рукой; броски мяча о стену и ловля его после отскока; переменные удары мяча о пол левой и правой рукой; перебрасывание мяча в парах.
-с набивными мячами (вес 2кг): ( передача мяча слева направо и справа налево стоя в кругу; подбрасывание мяча вверх и его ловля; повороты туловища налево, направо с различными положениями мяча; приседание с мячом: мяч вперед, мяч за голову, на голову.;прыжки на двух ногах (мяч у груди).
-переноска груза и передача предметов: (передача набивного мяча весом 2 кг в колонне и шеренге; эстафеты с переноской и передачей 2—3 набивных мячей на расстояние до 20 м; переноска гимнастической скамейки (2 учениками), гимнастического козла (3 учениками), гимнастического мата (4 учениками).
Лазание и перелазание:лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз с изменением способа лазанья в процессе выполнения задания по словесной инструкции учителя; лазанье по гимнастической стенке по диагонали; лазанье по наклонной гимнастической скамейке под углом 45°.

Равновесие:Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол и его ловлей. Повороты на гимнастической скамейке направо, налево. Ходьба по гимнастической скамейке с подбрасыванием и ловлей мяча. Равновесие на левой (правой) ноге на полу без поддержки. Ходьба: приставными шагами по гимнастической скамейке, с перешагиванием через препятствие на высоте 20—30см.
Опорный прыжок:Прыжок через козла: наскок в упор стоя на коленях, соскок с колен со взмахом рук, наскок в упор стоя на коленях, переход в упор присев, соскок с мягким приземлением. Прыжок в упор присев на козла, коня в ширину и соскок прогнувшись. Прыжок ноги врозь.
Упражнения для развития пространственно-временной ориентировки и точности движений:Построение в колонну по одному на расстоянии вытянутой руки. Ходьба по диагонали по начерченной линии. Поворот кругом без контроля зрения. Ходьба «змейка» по начерченным линиям. Прохождение расстояния до 3 м от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и воспроизведение дистанции за столько же шагов без контроля зрения. Ходьба по ориентирам, начерченным на гимнастическом бревне. Прыжки назад, влево и в обозначенное место. Легкий бег на месте от 5 до 10с. (Начало и окончание бега определяется учителем.) Повторить задание, но остановиться самостоятельно.
Прыжками на двух ногах преодолеть расстояние 5—6м до черты.

Легкая атлетика:

-ходьба: сочетание разновидностей ходьбы (на носках, на пятках, в полуприседе, спиной вперед) по инструкции учителя.
Ходьба на носках с высоким подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий (присесть, повернуться, выполнить упражнение). Ходьба приставным шагом левым и правым боком.
-бег:медленный бег в равномерном темпе до 4мин. Бег широким шагом на носках по прямой (коридор 20—30см). Скоростной бег на дистанции 30, 60 м с высокого старта. Начало из различных исходных положений (упор присев, упор на коленях, лежа на животе, лежа на спине, стоя спиной по направлению бега и т.д.). Бег с преодолением малых препятствий (набивные мячи, полосы — «рвы» шириной до 50см) в среднем темпе. Повторный бег на дистанции 30—60м.
-прыжки:прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки произвольным способом (на двух и одной ноге) через набивные мячи (расстояние между препятствиями 80—100см, общее расстояние 5м). Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением зоны отталкивания до 1м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».
-метание:метание теннисного мяча в цель с отскоком от пола и его ловлей.. Метание мяча в вертикальную цель (стоя лицом к мишени, стоя спиной — с разворотом). Метание мяча в движущуюся цель (мяч, обруч). Толкание набивного мяча весом 1кг с места одной рукой стоя и сидя.

Спортивные и подвижные игры:

Коррекционные игры: игры на внимание, развивающие игры, игры тренирующие наблюдательность.

Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом( « перебежки с выручкой», « Эстафеты»); игры с прыжками ( « Удочка»,); игры с бросанием, ловлей и метанием( «Снайперы», « точно в цель»);

Пионербол:(изучение правил игры, расстановка игроков и правила их перемещения на площадке; нападающий удар двумя руками сверху в прыжке, ловля мяча над головой, подача мяча двумя руками снизу, подача мяча одной рукой сбоку (боковая подача), бросок мяча двумя руками с двух шагов в движении. Розыгрыш мяча на три паса. Учебные игры).

Баскетбол: (правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом. Санитарно-гигиенические требования к занятиям баскетболом. Стойка баскетболиста:Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди. Ловля мяча двумя руками. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу. Подвижные игры: «Мяч капитану», «Защита укреплений», « Салки»).

Игровые упражнения с элементами пионербола и волейбола( « Мяч соседу», Не дай мяч водящему», « Сохрани позу»).- с элементами баскетбола ( « Мяч с четырех сторон», « Охотники и утки», « Не дай мяч водящему»).

Межпредметные связи

Математика. Единицы длины: метр, километр. Соотношения между единицами длины:
1м = 100см = 1000мм, 1км = 1000м.
Развитие устной речи. Самостоятельный последовательный рассказ о правилах игры, выполненном упражнении. Заучивание наизусть 6—7 речевок, считалок.


















6 класс

Теоретические сведения: питание и двигательный режим школьника; распорядок дня; подвижные игры; роль физкультуры в подготовке к труду.

Гимнастика

Теоретические сведения: правила поведения на занятиях по гимнастике; значение утренней гимнастики.

Практический материал:

-построения и перестроения(перестроения из одной шеренги в две. Размыкание на вытянутые руки вперед в движении. Размыкание вправо, влево, от середины приставными шагами на интервал руки в сторону. Перестроение из колонны по одному в колонну по два с поворотами на углах. Полуоборот направо, налево. Изменение длины шага. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Короче шаг!». Понятие о предварительной и исполнительной командах. Повороты кругом.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:(основные положения движения головы, конечностей, туловища. С фиксированным положением головы выполнять наклоны, повороты и круговые движения туловища, руки за голову. Пружинистые наклоны вперед, в стороны. Сгибание и разгибание рук в упоре на гимнастической скамейке. Выпады в сторону, полуприседы с различным положением рук. Опуститься в сед и встать без помощи рук.
-координация движений конечностей в прыжковых упражнениях:(ноги врозь, хлопок в ладоши перед собой; ноги вместе, хлопок в ладоши за спиной. Исходное положение: присед, ноги на ширине плеч, руки в стороны ладонями вверх; выпрыгнуть вверх — ноги в стороны, хлопок над головой, приземлиться в исходное положение.
-дыхательные упражнения во время ускоренной ходьбы и медленного бега:(углубленное дыхание с движениями рук после скоростно-силовых упражнений.
-упражнения в расслаблении мышц: (расслабление мышц потряхиванием конечностей после выполнения скоростно-силовых упражнений. Маховые движения расслабленными руками вперед, назад, в стороны в ходьбе и беге.
-упражнения на осанку:(упражнения с удержанием груза на голове (150—200г); лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз; передвижение по стенке вправо-влево; передвижение по гимнастической скамейке с поворотом кругом.

Общеразвивающие упражнения и корригирующие упражнения с предметами:

-с гимнастическими палками(подбрасывание гимнастической палки и ловля ее после хлопка двумя руками. Основные положения с гимнастической палкой: с палкой вольно, палку за голову (на голову), палку за спину, палку влево. Прыжки через гимнастическую палку, лежащую на полу: вперед-назад и влево-вправо. Приседы с ранее разученными положениями палки. Круговые движения туловищем с различными положениями палки. Ходьба с движениями палки вперед, вверх, за голову, влево, вправо (1мин). Выполнить 3—4 упражнения с гимнастической палкой.
-с большими обручами:(Передвижение сквозь ряд обручей, катание обруча, пролезание в катящийся обруч, набрасывание и снятие обруча со стойки, вращение обруча с движениями (при ходьбе, беге). Подбрасывание и ловля обруча.
-со скакалками: (скакалка, сложенная вчетверо. Повороты туловища вправо, влево, растягивая скакалку руками. Скакалка сзади. Повторить с отведением рук назад. Различные прыжки через скакалку на двух ногах.
-с набивными мячами:(перекладывание мяча из рук в руку перед собой и за спиной. Подбросить мяч вверх, поймать его. Из седа мяч удерживается голеностопными суставами, сед углом согнув ноги, сед углом, перекаты назад, мяч вперед. Перебрасывание мяча в кругу, в квадрате, в треугольнике. Перекатывание мяча на дальность стоя и сидя. Прыжки через мяч влево, вправо, вперед, назад).
-переноска груза и передача предметов: (переноска 2—3 набивных мячей общим весом до 6—7кг на расстояние 8—10м. Переноска гимнастических матов (двух матов вчетвером на расстояние до 5 м). В колоннах и шеренгах передача флажков друг другу, набивного мяча в положении сидя и лежа, слева направо и наоборот).
Лазанье и перелезание:. (лазанье по гимнастической стенке с чередованием различных способов. Лазанье по гимнастической стенке с попеременной перестановкой ног и одновременным перехватом руками. Лазанье по гимнастической стенке с предметом в руке (мяч, гимнастическая палка, флажок). Передвижение в висе на руках по гимнастической стенке вверх, вниз, вправо, влево (для мальчиков), смешанные висы спиной и боком к гимнастической стенке (для девочек). Перелизанние через последовательно расположенные препятствия различными способами с включением бега, прыжков, равновесия).
Равновесие.: (равновесие на левой (правой) ноге на гимнастической скамейке и на рейке гимнастической скамейки. Ходьба по гимнастической скамейке с поворотами налево, направо с различными движениями рук, с хлопками под ногой. Повороты в приседе, на носках. Ходьба по гимнастической скамейке с набивным мячом в руках (мяч в различных исходных положениях).

Опорный прыжок:(прыжок в упор присев на козла, соскок с поворотом налево направо. Прыжок ноги врозь через козла с поворотом на 90 градусов. Преодоление препятствий (конь, бревно) прыжком боком с опорой на левую (правую) ногу).
Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений: ( ходьба «змейкой» и по диагонали с поворотами у ориентира. Прохождение расстояния до 5м от одного ориентира до другого за определенное количество шагов с открытыми глазами и воспроизведение пространственного передвижения за столько же шагов без контроля зрения. Сочетание простейших исходных положений рук и ног по инструкции учителя с контролем зрения и без контроля.. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке по ориентирам, изменяющим длину шага. Прыжок вправо, влево, назад в обозначенное место без контроля зрения.
Ходьба или легкий бег на месте в течение 5, 10, 15с по команде учителя).

Легкая атлетика

-ходьба: (ходьба с изменением направлений по сигналу учителя. Ходьба скрестным шагом. Ходьба с выполнением движений рук на координацию. Ходьба с преодолением препятствий. Понятие о технике спортивной ходьбы).
-Бег: (медленный бег с равномерной скоростью до 5мин. Бег на 60м с низкого старта. Эстафетный бег (встречная эстафета) на отрезках 30—50м с передачей эстафетной палочки. Бег с преодолением препятствий (высота препятствий до 30—40см). Беговые упражнения. Повторный бег и бег с ускорением на отрезках до 60м).
-Прыжки: (прыжки на одной ноге, на двух с поворотами налево, направо, кругом. Прыжки в стойке ноги с крестно с продвижением вперед. Прыжки на каждый 3-й и 5-й шаг в ходьбе и беге).
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением отталкивания в зоне до 80см. Отработка отталкивания.

-метание: (метание малого мяча в вертикальную цель шириной до 2м на высоте 2—3м и в мишень диаметром 100см с тремя концентрическими кругами (диаметр первого круга 50см, второго — 75см, третьего — 100см) из различных исходных положений).
Метание малого мяча в цель с отскоком от стены и пола, а затем его ловлей. Метание малого мяча на дальность способом из-за головы через плечо с 4—6 шагов разбега. Толкание набивного мяча весом 2кг с места в сектор стоя боком.

Спортивные и подвижные игры:

Подвижные игры: «Птицы и клетка», «Заяц без логова», «Перестрелка», «Запрещенное движение», «Падающая палка», «Мяч в кругу».

Волейбол:(Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке.Стойка и перемещения волейболиста. Передача мяча сверху двумя руками над собой и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Прыжки с места и с шага в высоту и длину. Игры (эстафеты) с мячами.

Баскетбол:(Влияние занятий баскетболом на организм учащихся).

Остановка шагом. Передача мяча двумя руками от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча одной рукой на месте и в движении шагом. Бросок мяча по корзине двумя руками снизу и от груди с места.
Подвижные игры с элементами баскетбола: «Не давай мяча водящему», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч».
Эстафеты с ведением мяча. Сочетание движений: бег — ловля мяча — остановка шагом— передача двумя руками от груди. Бег с ускорением до 10м (3—5 повторений за урок). Упражнения с набивными мячами весом до 1кг. Прыжки со скакалкой до 1мин. Выпрыгивание вверх (до 8—15 раз).

Хоккей на полу :(правила безопасной игры в хоккей на полу. Передвижение по площадке в стойке хоккеиста влево, вправо, назад, вперед. Способы владения клюшкой, ведение шайбы).

Межпредметные связи

Развитие устной речи: выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи; определять смысловое и содержательное отличия при использовании различных прилагательных к одному и тому же существительному. Например: легкая, тяжелая атлетика; лыжная, спортивная подготовка; оздоровительная, спортивная гимнастика.
Математика: знать и четко представлять горизонтальное, вертикальное, наклонное положения тела и его звеньев в пространстве при выполнении различных гимнастических и спортивных упражнений.
География: знать горизонт, линию и стороны горизонта, выявлять на местности особенности рельефа для определения наиболее эффективной схемы двигательной деятельности при выполнении подвижных и спортивных упражнений на пересеченной местности.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

I четверть ( 18 часов )

Резервные уроки №


п/п темы

Содержание темы

Кол-во часов

Дата


Основы знаний.




1.

Инструктаж безопасности при занятиях лёгкой атлетикой. Беседа: «Человек занимается физкультурой».

1




Ходьба.




2.

Сочетание разновидностей ходьбы по инструкции учителя.

1



3.

Выполнение ходьбы с остановками для выполнения задач.

1



4.

Повторение ходьбы приставным шагом правым и левым боком. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.

1




Бег.




5.

Выполнение медленного бега в равномерном темпе до 4 мин. Бег с преодолением малых препятствий.

1



6.

Выполнение скоростного бега на 30-60 м с высокого. Бег из различных исходных положений.

1




Прыжки




7.

Обучение прыжкам через скакалку на месте в различном темпе. Подвижная игра «Салки»

1



8-9.

Обучение прыжку в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением зоны отталкивания до 1м.

2



10-11.

Обучение элементам прыжка в высоту с укороченного разбега способом « перешагивание».

2





Метание




12-13.

Обучение метанию малого мяча в цель с отскоком от пола и его ловлей.

2








14.

Выполнения метания мяча в вертикальную и движущуюся цель.

1



15-16.

Обучение толканию набивного мяча весом 1 кг с места одной рукой стоя и сядя.

2




Гимнастика




17.

Инструктаж безопасности при занятиях гимнастикой. Понятия фланг, дистанция, интервал.

1




Строевые упражнения.




18.

Обучение сдаче рапорта учителю. Выполнение поворотов на месте с переступанием.

1




II четверть (14 часов)


Резервные уроки №


п/п темы

Содержание темы

Кол-во часов

Дата

Примечание


Строевые упражнения.





1.

Обучение ходьбе в различном темпе по диагонали и противоходом налево, направо.

1




2.

Обучение перестроению из колонны по одному в колонну по два.

1





Общеразвивающие и корригирующиеупражнения без предметов.





3.

Повторение упражнений на формирование правильной осанки, дыхательные упражнения.

1




4.

Повторение упражнений для развитие кистей рук и пальцев и укрепление мышц голеностопных суставов и стоп.

1




5.

Повторение упражнений для развития и укрепления мышц туловища

1





Упражнения с предметами, на снарядах.





6.

Разучивание комплексов упражнений с гимнастическими палками.


1




7.

Разучивание комплексов упражнений с гимнастическими обручами.

1




8.

Разучивание комплекса упражнений с малыми мячами.

1




9.

Разучивание комплекса упражнений с набивными мячами.






Лазание и перелазание.





10

Выполнение лазания по гимнастической стенке вверх и вниз с изменением способа лазания по инструкции учителя.

1





Равновесие.






11.

Выполнение ходьбы по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол и его ловлей, с подбрасыванием и ловлей мяча.


1





Опорный прыжок.






12.

Обучение прыжку через козла: наскок в упор стоя на коленях, соскок с колен взмахом рук.


1





13.

Обучение прыжку в упор присев на козла, ноги в ширину и соскок прогнувшись.


1





Упражнения для развития пространственно- временной ориентировки.

1





14.

Повторение ходьбы « Змейка» по начерченным линиям. Прохождение расстояния до 3 м от одного расстояния до другого с открытыми и закрытыми глазами.


1.






III четверть (20 часов)


Резервные уроки



п/п темы

Содержание темы

Кол-во часов

Дата






1.

Инструктаж по технике безопасности на уроке при занятиях спортивными играми. Игры на внимание.

1




Пионербол




2.

Изучение правил игры в пионербол. Расстановка игроков и правила перемещения на площадке

1



3-5.

Обучение нападающему удару двумя руками сверху в прыжке. Игра: « Не дай мяч водящему».

3



6-7.

Обучение подаче мяча двумя руками снизу, боковая подача. Учебная игра.

2



8-10.

Обучение броску мяча двумя руками сверху с двух шагов( трех шагов) в движении. Учебная игра.

3




Баскетбол.




11-12.

Изучение правил игры в баскетбол. Обучение стойке баскетболиста с передвижением вправо, влево, вперед, назад.

2



13-14.

Обучение передаче и ловле мяча от груди двумя руками. Игра: « гонка мячей по кругу».

2



15-17.

Обучение ведению мяча на месте и в движении. Остановка по свистку.

3



18-20.

Обучение броску мяча двумя руками в кольцо. Учебная игра без ведения мяча.

3





IV четверть ( 16 часов )

Резервные уроки №


п/п темы

Содержание темы

Кол-во часов

Дата


Спортивные игры. Пионербол.




1-2.

Повторение нападающему удару двумя руками сверху в прыжке, ловли мяча над головой.

2



3-4.

Повторение подачи 2-мя руками снизу, боковая подача.

2



5-6.

Повторение розыгрышу мяча на три паса. Учебная игра.

2




Легкая атлетика.




7.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях легкой атлетикой . Повторение ходьбы приставным шагом правым и левым боком. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.

1




Бег.




8.

Выполнение медленного бега в равномерном темпе до 4 мин. Бег широким шагом на носках ( коридор 20-30 см).

1



9-10.

Выполнение бега на скорость 60 м с высокого и низкого старта. Эстафетный бег ( 60 м по коридору).

2




Прыжки.




11.

Повторение прыжков через скакалку на месте в различном темпе. Подвижная игра «Салки»

1



12-13.

Повторение прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением зоны отталкивания до 1м.

2



14.

Повторение метания малого мяча в цель с отскоком от пола и его ловлей.

1



15.

Выполнения метания мяча в вертикальную и движущуюся цель.

1



16.

Обучение толканию набивного мяча весом 1 кг с места одной рукой стоя

1






6 класс

I четверть ( 18 часов )


Резервные уроки №


п/п темы

Содержание темы

Кол-во часов

Дата


Основы знаний





1.

Инструктаж безопасности при занятиях лёгкой атлетикой .Беседа: «Роль физкультуры в подготовке к труду.

1





Ходьба





2.

Повторение ходьбы с изменением направления по сигналу учителя. Ходьба с выполнением движений рук на координацию.

1




3.

Выполнение ходьбы с преодолением препятствий. Понятие о спортивной ходьбе.

1





Бег.





4.

Выполнение медленного бега с равномерной скоростью до 5мин.Беговые упражнения

1




5.

Повторение бега на 60 м с низкого старта. Эстафетный бег на отрезках 30-50 м с передачей эстафетной палочки.

1




6.

Выполнение повторного бега и бега с ускорением на отрезках до 60 м. Бег с преодолением препятствий.

1




7.

Выполнение бега с ускорением на отрезке 30 м, бег на 30 м ( 3-6 раз);бег на отрезке 60м-2 раза.

1





Прыжки.

1





8-9

Обучение прыжкам на одной ноге, двух ногах с поворотом направо, налево с движением вперед.

2




10.

Повторение прыжка в длину с разбега способом « согнув ноги». Отработка отталкивания.

2




11.

Повторение элементов прыжка в высоту с разбега способом « перешагивание». Отработка отталкивания.

1





Метание.





12.

Повторение метания малого мяча в цель с отскоком от стены и пола и его ловлей

1




13.

Повторение метания малого мяча в вертикальную цель шириной до 2 м и в мишень с тремя концентрическими кругами.

1




14-15

Обучение метанию малого мяча на дальность способом из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега.

2




16.

Повторение толкания набивного мяча весом 2 кг с места стоя.

1





Гимнастика.





17.

Правила техники безопасности на уроке. Беседа: Правила поведения на занятиях по гимнастике.

1





Построения и перестроения.





18.

Выполнение перестроения из одной шеренги в две. Игра « Запрещенное движение»

1






II четверть (14 часов)


Резервные уроки №

п/п темы

Содержание темы

Кол-во часов

Дата


Строевые упражнения





1.

Повторение размыкания на вытянутые руки на месте. Выполнение команд: « Шире шаг!», « Короче шаг!».

1




2

ОРУ без предметов.

1





Повторение основных положений движения головы, конечностей, туловища.





3.

Обучение координационным движениям конечностей в прыжковых упражнениях.

1




4.

Выполнение дыхательных упражнений во время ускоренной ходьбы и медленного бега.

1





ОРУ с предметами.





5.

Повторение комплекса упражнений с гимнастическими палками.

1




6.

Повторение комплексов упражнений с гимнастическими обручами и набивными мячами.

1




7.

Разучивание комплекса упражнений со скакалками.

1





Лазание и перелазание.





8.

Повторение лазанья по гимнастической стенке с чередованием различных способов, с предметами.

1




9.

Обучение передвижению в висе на руках на гимнастической стенке вверх, вниз, влево, вправо.

1





Равновесие.





10.

Повторение равновесия на левой ( правой) ноге на гимнастической скамейке и на рейке гимнастической стенки.

1




11.

Выполнение ходьбы по гимнастической скамейке с набивным мячом, с поворотами направо, налево с различными движениями рук, хлопками под ногой.

1





Опорный прыжок.





12.

Обучение прыжку в упор присев на козла, соскок с поворотом налево (направо).


1




13.

Обучение прыжку ноги врозь через козла с поворотом на 90 градусов.

1





Упражнения для развития пространственно- временной дифференцировки и точности движений.





14.

Выполнение прохождения расстояния до 5 м за определенное количество шагов с контролем и без контроля зрения. Прыжки вправо, влево, вперед без контроля зрения.


1





III четверть (20 часов)


Резервные уроки №


п/п темы

Содержание темы

Кол-во часов

Дата






1.

Инструктаж по технике безопасности на уроке при занятиях спортивными играми. Общие сведения о игре в волейбол.

1




Волейбол.




2-3.

Изучение правил игры в волейбол. Расстановка и перемещение игроков на площадке

2



4-6

Обучение передаче мяча сверху двумя руками над собой.

3



8-10.

Обучение передаче мяча снизу двумя руками. Учебная игра в пионербол.

3



11-12.

Обучение нижней прямой подаче. Эстафеты с мячом.

2




Баскетбол.




13-14.

Обучение передаче мяча двумя руками от груди с места и в движении шагом.Борьба за мяч.

2



15-16.

Обучение ведению мяча одной рукой на месте и в движении.Эстафеты.

2




Хоккей на полу.




17-18.

Изучение правил игры в хоккей на полу.Обучение передвижений по площадке в стойке хоккеиста влево,вправо, назад, вперед.

2



19-20.

Ознакомление с способами владения клюшкой, ведения шайбы. Учебная игра.

2










IV четверть ( 16 часов )


Резервные уроки №


п/п темы

Содержание темы

Кол-во часов

Дата


Спортивные игры





1-3.

Повторение передачи мяча с верху двумя руками над собой и в парах сверху двумя руками.

3




4-5

Отработка ударов, розыгрыш мяча, ловля мяча. Учебная игра.





6

Выполнение расстановки игроков, перемещение на площадке. Повторение стойки и перемещения волейболистов.

1





Легкая атлетика





7.

Инструктаж безопасности при занятиях лёгкой атлетикой. Беседа: «Роль физкультуры в подготовке к труду.

1





Ходьба





8.

Повторение ходьбы с изменением направления по сигналу учителя. Ходьба с выполнением движений рук на координацию.

1




9.

Выполнение ходьбы с преодолением препятствий. Понятие о спортивной ходьбе.

1





Бег.





10-11.

Выполнение медленного бега с равномерной скоростью до 5мин.Беговые упражнения Выполнение бега с ускорением на отрезке 30 м, бег на 30 м ( 3-6 раз);бег на отрезке 60м-2 раза.

2





12-13.

Повторение бега на 60 м с низкого старта. Эстафетный бег на отрезках 30-50 м с передачей эстафетной палочки.

2





Прыжки.





14.

Повторение прыжков на одной ноге, двух ногах с поворотом направо, налево с движением вперед.

1




15.

Повторение прыжка в длину с разбега способом « согнув ноги». Отработка отталкивания.

1





Метание.





16.

Повторение толкания набивного мяча весом 2 кг с места стоя. 1

1






Планируемые результаты освоения программ.

5 класс

Гимнастика:

Знать:

- правила поведения при выполнении строевых команд, гигиены после занятий физическими упражнениями;
- приемы выполнения команд «налево!», «направо!».

Уметь:
-выполнять команды «направо!», «налево!», «кругом!»; соблюдать интервал;
-выполнять исходное положение без контроля зрения;
-правильно и быстро реагировать на сигнал учителя;
-выполнять опорный прыжок через козла ноги врозь;
-сохранять равновесие на наклонной плоскости;
-выбирать рациональный способ преодоления препятствия;
-выбирать наиболее удачный способ переноски груза.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА:

Знать:

-фазы прыжка в длину с разбега.
Уметь:
-выполнять разновидности ходьбы;
-передвигаться в медленном темпе в течение 4мин, пробегать на время дистанцию 60м;
-выполнять прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» из зоны отталкивания не более 1м;
-прыгать в высоту способом «перешагивание» с пяти шагов разбега.

ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ:

Знать:

-общие сведения об игре;
-правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячами.
Уметь:
-выполнять передвижение в стойке приставными шагами; остановку по свистку; передачу и ловлю мяча; ведение мяча.

6 класс

ГИМНАСТИКА:

Знать:

-как правильно выполнить перестроение из колонны по одному в колонну по два;
-как избежать травм при выполнении лазанья и опорного прыжка.

Уметь:
-подавать команды при выполнении общеразвивающих упражнений, соблюдать дистанцию в движении;
-выполнять прыжок через козла способом «ноги врозь»;
-сохранять равновесие в упражнениях на гимнастическом скамейке;
-преодолевать подряд несколько препятствий с включением перелезания, лазанья;


ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА:

Знать:

-фазы прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»;
-правила передачи эстафетной палочки во встречной эстафете.
Уметь:
-ходить спортивной ходьбой;
-пробегать в медленном равномерном темпе 5мин;
-правильно финишировать в беге на 60м;
-правильно отталкиваться в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги» и в прыжках в высоту способом «перешагивание»;
-метать малый мяч в цель с места из различных исходных положений и на дальность с 4—6 шагов разбега.

ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ:

Знать:

-расстановку и перемещение игроков на площадке.
Уметь:
-принимать стойку волейболиста;

-перемещаться в стойке вправо, влево, назад;

-выполнять передачу мяча сверху двумя руками в парах; нижнюю прямую подачу





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!