СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии:

  • с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2019-2020 учебный год;
  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 2) на 2019-2020 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

   Ручной труд играет огромную роль в развитии ребенка и создает благоприятные условия для его обучения и воспитания.

Цель предмета: всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры, обучение простейшим практическим знани­ям и умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.

Задачи:

  • Формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
  • Формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.
  • Расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.
  • Расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
  • Формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
  • Формирование интереса к разнообразным видам труда.
  • Развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
  • Развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
  • Развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
  • Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
  • Формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.
  • Формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Коррекционная работа предусматривает:

  • Коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами.
  • Развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
  • Коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по ручному труду, который доступен большинству обучающихся. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в предоставлении свободы в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своей местности.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Ручной труд дает возможность развития движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Развивая моторику в процессе занятий ручным трудом, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.  У обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. На уроках ручного труда обогащается опыт детей знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов. Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Ручной труд характеризуется многообразием операций, таких, как вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д.

При изготовлении объектов на уроках используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности; проволока, фольга; так называемые бросовые материалы (древесные опилки). Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Уроки ручного труда позволяют обучающимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал, положительно сказывается на развитии познавательной деятельности.

Предусмотрены следующие виды ручного труда:

  • работа с глиной и пластилином;
  • работа с природными материалами;
  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с нитками;

Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда планируются  экскурсии в мастерские школы. Уроки ручного труда тесно связаны с уроками чтения, изобразительного искусства, математики. Сроки реализации рабочей программы 1 год.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

Программа рассчитана на 35 часов в год (1час в неделю).

 

Планируемые результаты

 

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно ­пространственной организации;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
  • принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов    по учебному предмету «Ручной труд»   на конец обучения в 2 классе:

 

Минимальный уровень:

 

Достаточный уровень:

 

  • знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства,
  • приемы, формообразования, соединения деталей;
  • расплющивания глины и пластилина;
  • различать по текстуре глину и пластилин;
  • знать, какой бывает природный материал;
  • уметь работать с нитками;
  • ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя;
  • соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой, клеем
  • знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, приемы формообразования, соединения деталей;
  • правильно и точно знать отличия пластилина и глины, работы с ними;
  • работать аккуратно с природным материалом;
  • соблюдать технику безопасности на уроках;
  • ровно вырезать из бумаги заданные фигуры;
  • правильно работать с клеем;
  • уметь выполнять элементарные работы с иглой и нитками;
  • оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
  • при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по технологической таблице;

 

 

Состав базовых учебных действий обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
  • стремление к безопасному поведению в природе и обществе;
  • положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Регулятивные базовые учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
  • работать с учебными принадлежностями(инструментами)
  • организовывать рабочее место;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
  • оценивать действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо - родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой;
  • наблюдать;
  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

 

Содержание учебного предмета

 

Вводное занятие.

Беседа о труде и профессиях. Ознакомление обучающихся с особенностями урока труда. Требования к поведению обучающихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.

Работа с пластилином.

Элементарные знания о пластилине (свойства материала, цвет, форма). Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из пластилина. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина); раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина); скатывание кругообразными движениями в ладонях -«скатывание» шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», Соединение плоских деталей приемами «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Выполнение заготовок для букв и цифр.

Работа с природными материалами.

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками.

Работа с бумагой.

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

1.Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

  • разметка с помощью шаблона. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
  • разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
  • разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

2.Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

3.Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

4.Складывание фигурок из бумаги(оригами). Приемы сгибания бумаги:

  • «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»;
  • «сгибание прямоугольной формы пополам»;
  • «сгибание сторон к середине»;
  • «сгибание углов к центру и середине»;
  • «сгибание по типу «гармошки»;
  • «вогнуть внутрь»;
  • «выгнуть наружу».

5.Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Работа с нитками.

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток: толстые, тонкие, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: (упражнения в разрывании и резании ниток разной длины; связывание цветных ниток, наматывание в клубок, на картонку). Инструменты для швейных работ: игла, наперсток, ножницы. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей. Изготовление плоских игрушек, кисточки из цветных ниток к шапочке. Вдевание нитки в иголку, закрепление в начале и конце строчки. Шитьё по проколам способом «игла вверх – вниз» на полоске картона. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов. Вышивание «в два приёма» нитками одного цвета.

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема

 

Количество часов

 

I

II

III

IV

1.

Работа с глиной и пластилином

2

3

2

1

2.

Работа с природным материалом

2

1

2

-

3.

Работа с бумагой и картоном  

3

3

3

3

4.

Работа с нитками

2

-

-

-

5.

Работа с тканью

-

-

3

-

6.

Работа с текстильными материалами

-

-

-

3

7.

Работа с тесьмой

-

-

-

1

Итого:

9

7

10

8

ВСЕГО:

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

 

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

В течение первого полугодия 2 класса    используется качественная оценка, направленная на  поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в Классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Во 2 классе проводится мониторинг в начале года (вводный), в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме теста. Данные  мониторинга  заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется  динамика формирования  знаний, умений и навыков по предмету.

Со второго полугодия 2 класса осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме теста.

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения тестов, соотносятся с оценками:

- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

Также используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Работа с глиной и пластилином

1.

 

 

 

 

2.

Изготовление из пластилина брусков.

 

 

 

Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот.

  • Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
  • Умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).
  • Умение пользоваться учебной мебелью.
  • Уметь выполнять элементарные работы с пластилином.
  • Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
  • Уметь выполнять элементарные работы с природными материалами. Положительное отношение к окружающей действительности.

Работа с природными материалами

3.

Изготовление игрушек из орехов по образцу и самостоятельно. «Птичка», «Зайчик»

  • Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
  • Умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).
  • Умение пользоваться учебной мебелью.
  • Уметь выполнять элементарные работы с пластилином.
  • Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
  • Уметь выполнять элементарные работы с природными материалами. Положительное отношение к окружающей действительности.

4.

Изготовление игрушек из скорлупы ореха. «Кораблик», «Черепаха».

Работа с бумагой

5.

Виды и сорта бумаги. Аппликация на выбор из мятой бумаги по образцу на темы: «Дерево весной», «… летом», «… осенью», «… зимой»

  • Уметь выполнять элементарные работы с бумагой и картоном.
  • Умение проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий;

 

6.

Складывание фигурки из бумаги «Щенок».

Работа с картоном

7.

Изготовление пакета из плотной бумаги для хранения изделий.

 

Работа с нитками

8.

Связывание ниток в пучок.  Изделия из ниток «Ягоды».

  • Уметь выполнять элементарные работы с нитками
  • Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

 

9.

Пришивание пуговиц.

Работа с глиной и пластилином

10.

Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы.

  • Уметь выполнять элементарные работы с пластилином. Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
  • Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства.

11.

Лепка из пластилина чашки конической формы из пластилиновых жгутиков.

Работа с природными материалами

12.

Аппликации из листьев «Мальчик», «Девочка».

  • Уметь выполнять элементарные работы с пластилином. Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
  • Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства.

Работа с бумагой и картоном

13.

Изготовление плоских елочных игрушек, украшенных аппликацией.

  • Правила ТБ при работе с ножницами. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
  • Геометрические фигуры. Озвучивать план работы, называя используемые материалы, инструменты

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" во 2 классе»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Предмет: Ручной труд

Класс: 2

Учебный год: 2019-2020

Учитель: Финаева Ольга Сергеевна

Квалификационная категория: первая

















с. Новая Брянь

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии:

  • с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2019-2020 учебный год;

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
    образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 2) на 2019-2020 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Ручной труд играет огромную роль в развитии ребенка и создает благоприятные условия для его обучения и воспитания.

Цель предмета: всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры, обучение простейшим практическим знани­ям и умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.

Задачи:

  • Формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

  • Формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.

  • Расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.

  • Расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.

  • Формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.

  • Формирование интереса к разнообразным видам труда.

  • Развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).

  • Развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

  • Развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.

  • Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

  • Формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.

  • Формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Коррекционная работа предусматривает:

  • Коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами.

  • Развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

  • Коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по ручному труду, который доступен большинству обучающихся. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в предоставлении свободы в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своей местности.


Общая характеристика учебного предмета


Ручной труд дает возможность развития движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Развивая моторику в процессе занятий ручным трудом, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. У обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. На уроках ручного труда обогащается опыт детей знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов. Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Ручной труд характеризуется многообразием операций, таких, как вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д.

При изготовлении объектов на уроках используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности; проволока, фольга; так называемые бросовые материалы (древесные опилки). Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Уроки ручного труда позволяют обучающимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал, положительно сказывается на развитии познавательной деятельности.

Предусмотрены следующие виды ручного труда:

  • работа с глиной и пластилином;

  • работа с природными материалами;

  • работа с бумагой и картоном;

  • работа с нитками;

Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда планируются экскурсии в мастерские школы. Уроки ручного труда тесно связаны с уроками чтения, изобразительного искусства, математики. Сроки реализации рабочей программы 1 год.


Описание места учебного предмета в учебном плане


Программа рассчитана на 35 часов в год (1час в неделю).


Планируемые результаты


В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно ­пространственной организации;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,

  • принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в 2 классе:


Минимальный уровень:


Достаточный уровень:


  • знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства,

  • приемы, формообразования, соединения деталей;

  • расплющивания глины и пластилина;

  • различать по текстуре глину и пластилин;

  • знать, какой бывает природный материал;

  • уметь работать с нитками;

  • ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя;

  • соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой, клеем

  • знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, приемы формообразования, соединения деталей;

  • правильно и точно знать отличия пластилина и глины, работы с ними;

  • работать аккуратно с природным материалом;

  • соблюдать технику безопасности на уроках;

  • ровно вырезать из бумаги заданные фигуры;

  • правильно работать с клеем;

  • уметь выполнять элементарные работы с иглой и нитками;

  • оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

  • уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;

  • при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по технологической таблице;



Состав базовых учебных действий обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

  • стремление к безопасному поведению в природе и обществе;

  • положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Регулятивные базовые учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

  • работать с учебными принадлежностями(инструментами)

  • организовывать рабочее место;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

  • оценивать действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо - родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой;

  • наблюдать;

  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


Содержание учебного предмета


Вводное занятие.

Беседа о труде и профессиях. Ознакомление обучающихся с особенностями урока труда. Требования к поведению обучающихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.

Работа с пластилином.

Элементарные знания о пластилине (свойства материала, цвет, форма). Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из пластилина. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина); раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина); скатывание кругообразными движениями в ладонях -«скатывание» шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», Соединение плоских деталей приемами «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Выполнение заготовок для букв и цифр.

Работа с природными материалами.

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками.

Работа с бумагой.

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

1.Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

  • разметка с помощью шаблона. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;

  • разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;

  • разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

2.Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

3.Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

4.Складывание фигурок из бумаги(оригами). Приемы сгибания бумаги:

  • «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»;

  • «сгибание прямоугольной формы пополам»;

  • «сгибание сторон к середине»;

  • «сгибание углов к центру и середине»;

  • «сгибание по типу «гармошки»;

  • «вогнуть внутрь»;

  • «выгнуть наружу».

5.Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Работа с нитками.

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток: толстые, тонкие, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: (упражнения в разрывании и резании ниток разной длины; связывание цветных ниток, наматывание в клубок, на картонку). Инструменты для швейных работ: игла, наперсток, ножницы. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей. Изготовление плоских игрушек, кисточки из цветных ниток к шапочке. Вдевание нитки в иголку, закрепление в начале и конце строчки. Шитьё по проколам способом «игла вверх – вниз» на полоске картона. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов. Вышивание «в два приёма» нитками одного цвета.



Учебно-тематический план

п/п

Тема


Количество часов


I

II

III

IV

1.

Работа с глиной и пластилином

2

3

2

1

2.

Работа с природным материалом

2

1

2

-

3.

Работа с бумагой и картоном

3

3

3

3

4.

Работа с нитками

2

-

-

-

5.

Работа с тканью

-

-

3

-

6.

Работа с текстильными материалами

-

-

-

3

7.

Работа с тесьмой

-

-

-

1

Итого:

9

7

10

8

ВСЕГО:


34
































Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.


Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

В течение первого полугодия 2 класса используется качественная оценка, направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в Классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Во 2 классе проводится мониторинг в начале года (вводный), в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме теста. Данные мониторинга заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений и навыков по предмету.

Со второго полугодия 2 класса осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме теста.

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения тестов, соотносятся с оценками:

- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

Также используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.



















Тематическое планирование


Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Работа с глиной и пластилином

1.





2.

Изготовление из пластилина брусков.




Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот.

  • Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

  • Умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).

  • Умение пользоваться учебной мебелью.

  • Уметь выполнять элементарные работы с пластилином.

  • Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

  • Уметь выполнять элементарные работы с природными материалами. Положительное отношение к окружающей действительности.

Работа с природными материалами

3.

Изготовление игрушек из орехов по образцу и самостоятельно. «Птичка», «Зайчик»

  • Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

  • Умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).

  • Умение пользоваться учебной мебелью.

  • Уметь выполнять элементарные работы с пластилином.

  • Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

  • Уметь выполнять элементарные работы с природными материалами. Положительное отношение к окружающей действительности.

4.

Изготовление игрушек из скорлупы ореха. «Кораблик», «Черепаха».

Работа с бумагой

5.

Виды и сорта бумаги. Аппликация на выбор из мятой бумаги по образцу на темы: «Дерево весной», «… летом», «… осенью», «… зимой»

  • Уметь выполнять элементарные работы с бумагой и картоном.

  • Умение проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий;


6.

Складывание фигурки из бумаги «Щенок».

Работа с картоном

7.

Изготовление пакета из плотной бумаги для хранения изделий.


Работа с нитками

8.

Связывание ниток в пучок. Изделия из ниток «Ягоды».

  • Уметь выполнять элементарные работы с нитками

  • Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


9.

Пришивание пуговиц.

Работа с глиной и пластилином

10.

Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы.

  • Уметь выполнять элементарные работы с пластилином. Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

  • Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства.

11.

Лепка из пластилина чашки конической формы из пластилиновых жгутиков.

Работа с природными материалами

12.

Аппликации из листьев «Мальчик», «Девочка».

  • Уметь выполнять элементарные работы с пластилином. Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

  • Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства.

Работа с бумагой и картоном

13.

Изготовление плоских елочных игрушек, украшенных аппликацией.

  • Правила ТБ при работе с ножницами. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

  • Геометрические фигуры. Озвучивать план работы, называя используемые материалы, инструменты

14.

Изготовление бумажного шара из 2 кругов.

15.

Изготовление бумажного шара из 4 полос.

Работа с глиной и пластилином.

16.

Лепка чайной посуды в форме шара. «Чайник для заварки».

  • Умение работать с учебными принадлежностями.

  • Умение адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Умение ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя.

17.

Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ). Медвежонок.

18.

Лепка по образцу стилизованных фигур животных, птиц (пластический способ). Утка.

Работа с природными материалами.

19.

Изготовление из шишки фигурки человечка, фигурки птички.

  • Уметь наблюдать, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • Умение обращаться за помощью и принимать помощь

20.

Изготовление композиции «Пальма»

Работа с бумагой и картоном.

21.

Изготовление аппликаций с разметкой деталей по линейке. «Грузовик».

  • Уметь соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами

22.

Изготовление аппликаций с разметкой деталей по линейке. «Автофургон».

Работа с тканью.

23.

Экскурсия в швейную мастерскую. Раскрой из ткани заготовки изделия. «Квадраты из ткани 5см-5см»

  • Владение некоторыми технологическими приёмами ручной обработки материалов. Правила хранения игл. Свойства ниток. Дать отчёт о последовательности изготовления изделия.

24.

Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой. Изготовление игольницы

25.

Продолжение работы – изготовление игольницы.

Работа с бумагой и картоном.

26.

Изготовление аппликации «Сказочный цветок» по шаблону.

  • Уметь соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Работа с глиной и пластилином.

27.

Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок».

  • Умение работать с учебными принадлежностями.

Работа с бумагой и картоном.

28.

Изготовление композиции (макета) из складных бумажных фигурок к сказке «Колобок».

  • Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения. Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

29.

Изготовление модели дорожного знака «Переход».

30.

Продолжение изготовления модели дорожного знака «Переход».

Работа с текстильными материалами.

31.

Вышивание закладки из канвы прямой строчкой

  • Уметь работать с нитками; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)


32.

Вышивание салфетка из канвы стежком «вперёд иголкой» с перевивом (шнурок).

33.

Продолжение вышивания салфетки.

Работа с тесьмой.

34.

Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы.

  • Правила пользования ножницами.

  • Приготовить рабочее место с соблюдением правил гигиены.

35.

Выставка работ.





















Материально – техническое обеспечение


Учебно-методический комплект:

1. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 2 класс. Учебник для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). СПб.: филиал изд – ва «Просвещение», 2018.


Дидактический материал в виде:

  • предметов различной формы, величины, цвета;

  • таблиц на печатной основе;

  • программного обеспечения для персональ­ного компьютера.


Демонстрационный материал:

  • таблицы, муляжи фруктов, овощей, грибов;

  • коллекция образцов тканей и ниток, бумаги и картона.


Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач:

  • ножницы школьные со скруглёнными концами, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, иголки, ножницы, коробочки;

  • измерительные приборы (шаблоны, линейки, чертежные треугольники).


Материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием:

  • бумага (писчая, альбомная, цветная, для аппликаций и оригами);

  • картон (обычный, цветной);

  • ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.);

  • пластилин (или глина, пластика, солёное тесто);

  • фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА.


Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео­записи), отражающие основные темы курса ручной труд.

Технические средства обучения:

  • компьютер, интерактивная доска.


Литература для учителя:


  1. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1969. – 216 с.

  2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа – Пресс, 1994. – 416 с.

  3. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство, физ. культура, ручной труд, музыка и пение). Пособие для учителей / Под ред. В.Г. Петровой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с., ил.

  4. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред.учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с., [8] вкл. л.

  5. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.

  6. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1968. – 160 с.

  7. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1969. – 152 с.

  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2004. – 192 с.

  9. Путем творчества. Страничка жизни и опыта одной экспериментальной школы: Сборник статей. / Под ред. проф. В.П. Кащенко. – М.: Типография «Продпуть», 1922. – 58 с.

  10. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч.  Ч.2. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с. - Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.

  11. Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999. 1. Ананьева Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964 г.

  12. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: игры и фокусы с бумагой. СПб., 1994 г.

  13. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 1988 г.

  14. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.,1992 г.

  15. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.,1976 г.

  16. Гусакова М.А. Аппликация. М., 1987 г.

  17. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969 г.

  18. Коррекционная работа во вспомогательной школе. Л.,1978 г.

  19. Лапшин В. А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990 г.

  20. Лиштван З.В. Конструирование. М., 1981 г.

  21. Мирский С.Л. Индивидуальный подход у учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М.,1990 г.

  22. Новикова Е.Б. Коррекционно-развивающая направленность трудового обучения детей. Журнал «Воспитание и обучение», №5, 2007 г.- с.41.

  23. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей/ Под редакцией В.Г. Петровой. М., 1976 г.

  24. Павлова Н.Т. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. М.,1988.

  25. Пасынок Ю. Ю. Составление рабочей программы. Журнал « Управление начальной школой». №9/сентябрь, 2009 г.- с.33.

  26. Петрова И.М. Объёмная аппликация. Учебно-методическое пособие. СПб., 2003 г.

  27. Петрова И.М. Волшебные полоски. СПб., 2002 г.

  28. Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда. М., 1982 г.

  29. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

  30. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. СПб., 2003 г.


Литература для учащихся:


  1. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с., ил.

  2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.

  3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.

  4. Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.


Литература для родителей:


  1. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,

  2. Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.

  3. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры //Нач. школа. – 1998. - № 11/12. – С. 25-32.

  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.

  5. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

  6. Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». / Под ред. А.И. Шустова, - изд. 3-е, пер. – М.: Просвещение, 1975. – 191 с.

  7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

  8. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1975. – 175 с.

  9. Степанова О.А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. – 2001. - №4. – С. 3-7.

  10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981.

  11. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // «Дошкольное воспитание», 1965, №10.

  12. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское, 1990. – 144 с.

  13. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с., ил.

  14. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.

  15. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.

  16. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно развивающие игры для детей 6-10 лет: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 96 с.

  17. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992. – 96 с.

  18. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ «Союз», 2005. – 103 с.

  19. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.

  20. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

  21. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада.  – М.: Просвещение, 1983. – 144 с., ил.

  22. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 94 с.

  23. Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996. - №2. – С. 77-83

  24. Детям о природе. Экология в играх для детей 5 - 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Под ред. Л.М. Потаповой. – Ярославль: Академия развития: Академия, Кº: Академия Холдинг, 2000. – 224 с
















Диагностика сформированности знаний, умений и навыков учащихся младших классов по трудовому обучению.


Диагностика направлена на выявление объективных особенностей и возможностей каждого ребёнка, составление прогноза его развития с тем, чтобы в дальнейшем создать наиболее благоприятные условия обучения и воспитания.

При использовании диагностики учитывались следующие параметры и критерии:


п/п

Параметры

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Организация рабочего места.

Соблюдение правил безопасной работы с инструментами.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Анализ объектов труда.

Планирование предстоящего хода работы по вопросам учителя.

Сформированность навыков работы по предметно-инструкционной карте, чертежу, образцу.

Приёмы работы с различными материалами.

Самостоятельность выполнения работы.

Употребление в речи технической терминологии.

Анализ своей работы и работы товарища.



Критерии оценки:

  1. Высокий уровень – полное усвоение предложенных знаний; правильно, самостоятельно выполняет задание. 5в

  2. Уровень выше среднего – выполняет задание с единичными ошибками; с незначительной помощью учителя. 3с

  3. Средний уровень – выполняет задание по образцу с ошибками; с помощью учителя. 2 нс

  4. Уровень ниже среднего – выполняет задания только с помощью, с ошибками. 1н

  5. Низкий уровень – усвоение отдельных знаний и навыков; не понимает инструкцию к заданию, не справляется даже с помощью учителя. 0



Оценка уровня ЗУН по трудовому обучению

__________________________________

Фамилия, имя учащегося

Клас сы

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4











4вс





















2нс





















0











Параметры оценки


Организация рабочего места.


Соблюдение правил безопасной работы с инструментами.


Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Анализ объектов труда.

Планирование предстоящего хода работы по вопросам учителя.

Сформированность навыков работы по предметно-инструкционной карте, чертежу, образцу.


Приёмы работы с различными материалами.

Самостоятельность выполнения работы.

Употребление в речи технической терминологии.


Анализ своей работы и работы товарища.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!