Муниципальное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя общеобразовательная школа №2
141830, Московская область, Дмитровский район, п. Новосиньково, д.70,
тел./факс 8(496) 2296471
УТВЕРЖДЕНО: Протоколом педагогического совета № 1 от 30.08.2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом № 125 от 30.08.2022 г . директор МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №2 ________________Хомутова Е.В. |
Рабочая программа учебного предмета
«История России. Всеобщая История»
для 6 «А», 6 «Б» классов
на 2022/2023 учебный год
Составитель: Ерёмина М.В
п. Новосиньково
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 8. — С. 7—8).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения составляет 70 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 35 учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История России. История России с древности до XV в. (40 часов)
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Древнерусское государство (IX - начало XII в.) Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в. Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).
Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северовосточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Су-
дебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Русская культура второй половины XIII-XV вв. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
В соответствии с рабочей программой воспитания обучающихся МОУ Синьковской СОШ №2 на уровне основного общего образования в содержание уроков включена информация по следующей теме:
Ноябрь: «День начала Нюрнбергского процесса» (минутка информации)
Всеобщая история. История Средних веков (30 часов).
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в VI —XI вв.: территория, хозяйство, управление.
Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и
церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и
арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распростра-нение ислама.
Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое и Позднее Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное
землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус,
образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия
жизни. Крестьянская община. Города — центры ремесла, торговли, культуры.
Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и
сеньоров. Средневековые города-республики.
Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие.
Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники,
результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и
распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХП—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной
Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных
государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства
в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на
Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и
социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в
ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХП—XV вв. Экспансия
турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире.
Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты.
Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература.
Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в
художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм.
Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов,
управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава:
общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков,
управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные,
борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность
индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов
Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования
населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
4. Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5. Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
8. Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома.
В результате изучения предмета «История» шестиклассник научится:
а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси;
б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; - составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение;
определять исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
составлять и анализ генеалогических схем и таблиц;
определять и использовать исторические понятия и термины;
владеть элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
использовать знания о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
использовать сведения из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
излагать информацию о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
понимать взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
описывать характерные, существенные черты форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
находить в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого; - анализировать информацию, содержащуюся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории; - использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
понимать важность для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
оценивать поступки, человеческие качества на основе осмысления деятельности исторических личностей; - различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
сопоставлять (при помощи учителя) различные версии и оценки исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого;
систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
искать и оформлять материалы древней истории своего края, региона, применять краеведческие знания при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
получить опыт историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
личностно осмысливать социальный, духовный, нравственный опыта периода Древней и Московской Руси;
уважать древнерусскую культуру и культуру других народов, понимать культурное многообразие народов Евразии в изучаемый период.
Обучающийся получит возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение;
составлять характеристику исторических деятелей;
участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся;
осознавать свою идентичность как члена этнической группы, для которой общая историческая судьба выступает в качестве важного этнодифференцирующего признака;
осмыслению социально-нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; - пониманию культурного многообразия Восточной Европы в изучаемый период, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов;
умению работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);
сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
целостным представлениям об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца XVI в.;
применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа.
История России. История России с древности до XV в. (40 часов)
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 |
3 | Русь в IX - первой половине XII в. | 10 |
4 | Русь в середине XII – начале XIII в. | 5 |
5 | Русские земли в середине XIII – XIV вв. | 10 |
6 | Формирование единого Русского государства | 9 |
| Итого | 40 |
Тематическое планирование. Всеобщая история. История Средних веков (30 часов)
№п/п | Наименование разделов | Количество часов |
| Введение | 1 |
Раннее Средневековье | 9 |
| Становление средневековой Европы (VI—XI вв.) | 5 |
| Византийская империя и славяне в VI—XI вв. | 2 |
Зрелое и Позднее Средневековье | 20 |
| Арабы в VI—XI вв. | 2 |
| Феодалы и крестьяне | 2 |
| Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 |
7. | Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы | 2 |
8. | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.) | 6 |
9. | Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. | 2 |
10. | Культура Западной Европы в Средние века | 3 |
11. | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 3 |
| Итого | 30 |
Календарно – тематическое планирование по Истории России
в 6 «А» классе на 2022 – 2023 учебный год
№ п/п | № урока по разделу | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Примечание |
I. Введение (1 ч., 2 часа в неделю). |
1 | 1 | Наша Родина – Россия. | 01.09.-02.09. | | |
II. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч, 2 часа в неделю) |
2 | 1 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 01.09.-02.09. | | |
3 | 2 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы и ремесленники. | 05.09.-09.09. | | |
4 | 3 | Образование первых государств. | 05.09.-09.09. | | |
5 | 4 | Восточные славяне и их соседи. | 12.09.-16.09. | | |
6 | 5 | История заселения территории родного края в древности. | 12.09.-16.09. | | |
II. Русь в IX - первой половине XII в. (10 ч., 2 часа в неделю) |
7 | 1 | Первые известия о Руси. | 19.09.-23.09. | | |
8 | 2 | Становление Древнерусского государства. | 19.09.-23.09. | | |
9 | 3 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | 26.09.-30.09. | | |
10 | 4 | Русское государство при Ярославе Мудром. | 26.09.-30.09. | | |
11 | 5 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 03.10.-07.10. | | |
12 | 6 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 03.10.-07.10. | | |
13 | 7 | Место и роль Руси в Европе. | 17.10.-21.10. | | |
14 | 8 | Культурное пространство Европы и культура Руси. | 17.10.-21.10. | | |
15 | 9 | Повседневная жизнь населения. | 24.10.-28.10. | | |
16 | 10 | Русь в IX - первой половине XII в. | 24.10.-28.10. | | |
III. Русь в середине XII – начале XIIIв. (5 ч., 2 часа в неделю). |
17 | 1 | Политическая раздробленность на Руси. | 31.10.-03.11. | | |
18 | 2 | Владимиро – Суздальское княжество. | 31.10.-03.11. | | |
19 | 3 | Новгородская республика. | 07.11.-11.11. | | |
20 | 4 | Южные и юго – западные русские княжества. | 07.11.-11.11. | | |
21 | 5 | Русь в середине XII – начале XIIIв. | 14.11.-18.11. | | |
IV. Русские земли в середине XIII – XIV вв. (10 ч., 2 часа в неделю). |
22 | 1 | Монгольская империя и изменение политической картины мира. | 14.11.-18.11. | | |
23 | 2 | Батыево нашествие на Русь. | 28.11.-02.12. | | |
24 | 3 | Северо – Западная Русь между Востоком и Западом. | 28.11.-02.12. | | |
25 | 4 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. | 05.12.-09.12. | | |
26 | 5 | Литовское государство и Русь. | 05.12.-09.12. | | |
27 | 6 | Усиление Московского княжества. | 12.12.-16.12. | | |
28 | 7 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | 12.12.-16.12. | | |
29 | 8 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIVвв. | 19.12.-23.12. | | |
30 | 9 | Родной край в истории и культуре Руси. | 19.12.-23.12. | | |
31 | 10 | Русские земли в середине XIII – XIV вв. | 26.12.-30.12. | | |
V.Формирование единого Русского государства (9 ч., 2 часа в неделю). |
32 | 1 | Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в. | 26.12.-30.12. | | |
33 | 2 | Московское княжество в первой половине XV в. | 09.01.-13.01. | | |
34 | 3 | Распад Золотой Орды и его последствия. | 09.01.-13.01. | | |
35 | 4 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 16.01.-20.01. | | |
36 | 5 | Русская православная церковь в XV - начале XVI в. | 16.01.-20.01. | | |
37 | 6 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 23.01.-27.01. | | |
38 | 7 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 23.01.-27.01. | | |
39 | 8 | Формирование единого Русского государства | 30.01.-03.02. | | |
40 | 9 | История России с древнейших времен до начала 16 века» | 30.01.-03.02. | | |
| | Итого | 40 | | |
Календарно – тематическое планирование по Истории России
в 6 «Б» классе на 2022 – 2023 учебный год
№ п/п | № урока по разделу | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Примечание |
I. Введение (1 ч., 2 часа в неделю). |
1 | 1 | Наша Родина – Россия. | 01.09.-02.09. | | |
II. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч, 2 часа в неделю) |
2 | 1 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 01.09.-02.09. | | |
3 | 2 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы и ремесленники. | 05.09.-09.09. | | |
4 | 3 | Образование первых государств. | 05.09.-09.09. | | |
5 | 4 | Восточные славяне и их соседи. | 12.09.-16.09. | | |
6 | 5 | История заселения территории родного края в древности. | 12.09.-16.09. | | |
II. Русь в IX - первой половине XII в. (10 ч., 2 часа в неделю) |
7 | 1 | Первые известия о Руси. | 19.09.-23.09. | | |
8 | 2 | Становление Древнерусского государства. | 19.09.-23.09. | | |
9 | 3 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | 26.09.-30.09. | | |
10 | 4 | Русское государство при Ярославе Мудром. | 26.09.-30.09. | | |
11 | 5 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 03.10.-07.10. | | |
12 | 6 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 03.10.-07.10. | | |
13 | 7 | Место и роль Руси в Европе. | 17.10.-21.10. | | |
14 | 8 | Культурное пространство Европы и культура Руси. | 17.10.-21.10. | | |
15 | 9 | Повседневная жизнь населения. | 24.10.-28.10. | | |
16 | 10 | Русь в IX - первой половине XII в. | 24.10.-28.10. | | |
III. Русь в середине XII – начале XIIIв. (5 ч., 2 часа в неделю). |
17 | 1 | Политическая раздробленность на Руси. | 31.10.-03.11. | | |
18 | 2 | Владимиро – Суздальское княжество. | 31.10.-03.11. | | |
19 | 3 | Новгородская республика. | 07.11.-11.11. | | |
20 | 4 | Южные и юго – западные русские княжества. | 07.11.-11.11. | | |
21 | 5 | Русь в середине XII – начале XIIIв. | 14.11.-18.11. | | |
IV. Русские земли в середине XIII – XIV вв. (10 ч., 2 часа в неделю). |
22 | 1 | Монгольская империя и изменение политической картины мира. | 14.11.-18.11. | | |
23 | 2 | Батыево нашествие на Русь. | 28.11.-02.12. | | |
24 | 3 | Северо – Западная Русь между Востоком и Западом. | 28.11.-02.12. | | |
25 | 4 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. | 05.12.-09.12. | | |
26 | 5 | Литовское государство и Русь. | 05.12.-09.12. | | |
27 | 6 | Усиление Московского княжества. | 12.12.-16.12. | | |
28 | 7 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | 12.12.-16.12. | | |
29 | 8 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIVвв. | 19.12.-23.12. | | |
30 | 9 | Родной край в истории и культуре Руси. | 19.12.-23.12. | | |
31 | 10 | Русские земли в середине XIII – XIV вв. | 26.12.-30.12. | | |
V.Формирование единого Русского государства (9 ч., 2 часа в неделю). |
32 | 1 | Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в. | 26.12.-30.12. | | |
33 | 2 | Московское княжество в первой половине XV в. | 09.01.-13.01. | | |
34 | 3 | Распад Золотой Орды и его последствия. | 09.01.-13.01. | | |
35 | 4 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 16.01.-20.01. | | |
36 | 5 | Русская православная церковь в XV - начале XVI в. | 16.01.-20.01. | | |
37 | 6 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 23.01.-27.01. | | |
38 | 7 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 23.01.-27.01. | | |
39 | 8 | Формирование единого Русского государства | 30.01.-03.02. | | |
40 | 9 | История России с древнейших времен до начала 16 века» | 30.01.-03.02. | | |
| | Итого | 40 | | |
Календарно – тематическое планирование по Всеобщей Истории в 6 «А» классе
на 2022 – 2023 учебный год
№ п/п | № урока по разделу | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Примечание | |
Введение(1ч., 2 часа в неделю). | |
| | Живое Средневековье. | 06.02.-10.02. | | | |
Раннее Средневековье (9 часов, 2 часа в неделю). | |
Глава 1. Становление средневековой Европы (VI-XI века) (5ч., 2 часа в неделю). | |
| | Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII веках. | 06.02.-10.02. | | | |
3 | | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 13.02.-17.02. | | | |
4 | | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 13.02.-17.02. | | | |
5 | | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках. | 27.02.-03.03. | | | |
6 | | Британия и Ирландия в раннее Средневековье. | 27.02.-03.03. | | | |
Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках (2ч., 2 часа в неделю) | |
7 | | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. | 06.03.-10.03. | | | |
8 | | Образование славянских государств. | 06.03.-10.03. | | | |
Глава 3. Арабы в VI-XI веках (2ч., 2 часа в неделю) | |
9 | 1 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 13.03.-17.03. | | | |
10 | 2 | Культура стран халифата. | 13.03.-17.03. | | | |
Зрелое и Позднее Средневековье (20 часов, 2 часа в неделю). | |
Глава 4. Сеньоры и крестьяне (2ч., 2 часа в неделю) | |
11 | | Средневековая деревня и ее обитатели. | 20.03.-24.03. | | | |
12 | | В рыцарском замке. | 20.03.-24.03. | | | |
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2ч., 2 часа в неделю) | |
13 | | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века. | 27.03.-31.03. | | | |
14 | | Горожане и их образ жизни | 27.03.-31.03. | | | |
Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. (2ч., 2 часа в неделю) | |
15 | | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 10.04.-14.04. | | | |
16 | | Крестовые походы. | 10.04.-14.04. | | | |
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвека) (6ч., 2 часа в неделю) | |
17 | | Как происходило объединение Франции | 17.04.-21.04. | | | |
18 | | Что англичане считают началом своих свобод | 17.04.-21.04. | | | |
19 | | Столетняя война | 24.04.-28.04. | | | |
20 | | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии | 24.04.-28.04. | | | |
21 | | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 03.05.-05.05. | | | |
22 | | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII - XV веках | 03.05.-05.05. | | | |
Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках (2ч) | | | 09.11.-13.11. |
23 | | Польша и Чехия в XIV-XV веках | 08.05.-12.05. | | | |
24 | | Завоевание турками – османами Балканского полуострова | 08.05.-12.05. | | | |
Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века (3ч., 2 час в неделю) | |
25 | | Образование и философия. Средневековая литература. | 15.05.-19.05. | | | |
26 | | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии | 15.05.-19.05. | | | |
27 | | Научные открытия и изобретения | 22.05.-26.05. | | | |
Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3 ч., 2 часа в неделю) | |
28 | | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. | 22.05.-26.05. | | | |
29 | | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 29.05.-31.05. | | | |
30 | | Наследие Средних веков в истории человечества. | 29.05.-31.05. | | | |
| | Итого | 30 | | | |
Календарно – тематическое планирование по Всеобщей Истории в 6 «Б» классе
на 2022 – 2023 учебный год
№ п/п | № урока по разделу | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Примечание | |
Введение(1ч., 2 часа в неделю). | |
| | Живое Средневековье. | 06.02.-10.02. | | | |
Раннее Средневековье (9 часов, 2 часа в неделю). | |
Глава 1. Становление средневековой Европы (VI-XI века) (5ч., 2 часа в неделю). | |
| | Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII веках. | 06.02.-10.02. | | | |
3 | | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 13.02.-17.02. | | | |
4 | | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 13.02.-17.02. | | | |
5 | | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках. | 27.02.-03.03. | | | |
6 | | Британия и Ирландия в раннее Средневековье. | 27.02.-03.03. | | | |
Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках (2ч., 2 часа в неделю) | |
7 | | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. | 06.03.-10.03. | | | |
8 | | Образование славянских государств. | 06.03.-10.03. | | | |
Глава 3. Арабы в VI-XI веках (2ч., 2 часа в неделю) | |
9 | 1 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 13.03.-17.03. | | | |
10 | 2 | Культура стран халифата. | 13.03.-17.03. | | | |
Зрелое и Позднее Средневековье (20 часов, 2 часа в неделю). | |
Глава 4. Сеньоры и крестьяне (2ч., 2 часа в неделю) | |
11 | | Средневековая деревня и ее обитатели. | 20.03.-24.03. | | | |
12 | | В рыцарском замке. | 20.03.-24.03. | | | |
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2ч., 2 часа в неделю) | |
13 | | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века. | 27.03.-31.03. | | | |
14 | | Горожане и их образ жизни | 27.03.-31.03. | | | |
Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. (2ч., 2 часа в неделю) | |
15 | | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 10.04.-14.04. | | | |
16 | | Крестовые походы. | 10.04.-14.04. | | | |
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвека) (6ч., 2 часа в неделю) | |
17 | | Как происходило объединение Франции | 17.04.-21.04. | | | |
18 | | Что англичане считают началом своих свобод | 17.04.-21.04. | | | |
19 | | Столетняя война | 24.04.-28.04. | | | |
20 | | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии | 24.04.-28.04. | | | |
21 | | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 03.05.-05.05. | | | |
22 | | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII - XV веках | 03.05.-05.05. | | | |
Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках (2ч) | | | 09.11.-13.11. |
23 | | Польша и Чехия в XIV-XV веках | 08.05.-12.05. | | | |
24 | | Завоевание турками – османами Балканского полуострова | 08.05.-12.05. | | | |
Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века (3ч., 2 час в неделю) | |
25 | | Образование и философия. Средневековая литература. | 15.05.-19.05. | | | |
26 | | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии | 15.05.-19.05. | | | |
27 | | Научные открытия и изобретения | 22.05.-26.05. | | | |
Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3 ч., 2 часа в неделю) | |
28 | | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. | 22.05.-26.05. | | | |
29 | | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 29.05.-31.05. | | | |
30 | | Наследие Средних веков в истории человечества. | 29.05.-31.05. | | | |
| | Итого | 30 | | | |
Лист изменений и дополнений в рабочую программу
№ п/п | Вид дополнений и изменений | Причина внесения изменений и дополнений | Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись | Дата утверждения и № приказа директора, подпись |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Согласовано
ШМО учителей естественно-научных дисциплин
Протокол заседания №____
от «____» _______2022 г.
Руководитель ШМО ________________ (ФИО)
Согласовано
Зам. директора по УВР
________________ (ФИО)
«____»_______2022 г.
35