СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 кл. Рабочая Программа история 2022

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«6 кл. Рабочая Программа история 2022»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя общеобразовательная  школа №2

141830, Московская область, Дмитровский район, п. Новосиньково, д.70,

тел./факс 8(496) 2296471





УТВЕРЖДЕНО:

Протоколом педагогического совета

№ 1 от 30.08.2022 г.


УТВЕРЖДЕНО

Приказом № 125 от 30.08.2022 г .

директор МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №2

________________Хомутова Е.В.







Рабочая программа учебного предмета

«История России. Всеобщая История»

для 6 «А», 6 «Б» классов

на 2022/2023 учебный год









Составитель: Ерёмина М.В








п. Новосиньково

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

В основной школе ключевыми задачами являются:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 8. — С. 7—8).


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения составляет 70 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 35 учебных неделях. 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

История России. История России с древности до XV в. (40 часов)

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Древнерусское государство (IX - начало XII в.) Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в. Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).

Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северовосточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Су-

дебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Русская культура второй половины XIII-XV вв. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

В соответствии с рабочей программой воспитания обучающихся МОУ Синьковской СОШ №2 на уровне основного общего образования в содержание уроков включена информация по следующей теме:

Ноябрь: «День начала Нюрнбергского процесса» (минутка информации)

Всеобщая история. История Средних веков (30 часов).

Средние века: понятие и хронологические рамки.

Раннее Средневековье

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в VI —XI вв.: территория, хозяйство, управление.

Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и

церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и

арабов. Культура Византии.

Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распростра-нение ислама.

Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое и Позднее Средневековье

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное

землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус,

образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия

жизни. Крестьянская община. Города — центры ремесла, торговли, культуры.

Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и

сеньоров. Средневековые города-республики.

Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие.

Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники,

результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и

распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в ХП—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной

Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных

государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства

в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на

Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и

социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в

ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в ХП—XV вв. Экспансия

турок-османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире.

Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты.

Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература.

Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в

художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм.

Раннее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов,

управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава:

общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков,

управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные,

борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность

индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов

Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.

Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования

населения. Культура.

Историческое и культурное наследие Средневековья.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

Изучение истории в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:

в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;

в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;

в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;

в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;

в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); 

владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);

называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;

определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;

группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

3. Работа с исторической картой:

находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;

устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.

4. Работа с историческими источниками:

называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;

различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;

извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.

5. Историческое описание (реконструкция):

характеризовать условия жизни людей в древности;

рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;

рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);

давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;

сравнивать исторические явления, определять их общие черты;

иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;

объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;

высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.

8. Применение исторических знаний:

раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;

выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома.

В результате изучения предмета «История» шестиклассник научится:

    • локализовать во времени этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

      • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

      • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

        • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

        • раскрывать характерные, существенные черты:

а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси;

б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

        • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории;

        • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

    • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

    • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; - составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение;

    • определять исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

    • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

    • составлять и анализ генеалогических схем и таблиц;

    • определять и использовать исторические понятия и термины;

    • владеть элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

    • использовать знания о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

    • использовать сведения из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

    • излагать информацию о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

    • описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

    • понимать взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

    • высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

    • описывать характерные, существенные черты форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

находить в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого; - анализировать информацию, содержащуюся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории; - использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,

  • раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

  • понимать важность для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

  • оценивать поступки, человеческие качества на основе осмысления деятельности исторических личностей; - различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

  • сопоставлять (при помощи учителя) различные версии и оценки исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

  • определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого;

  • систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

  • искать и оформлять материалы древней истории своего края, региона, применять краеведческие знания при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

  • получить опыт историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

  • личностно осмысливать социальный, духовный, нравственный опыта периода Древней и Московской Руси;

  • уважать древнерусскую культуру и культуру других народов, понимать культурное многообразие народов Евразии в изучаемый период.

Обучающийся получит возможность научиться:

        • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

        • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

        • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение;

  • составлять характеристику исторических деятелей;

  • участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся;

  • осознавать свою идентичность как члена этнической группы, для которой общая историческая судьба выступает в качестве важного этнодифференцирующего признака;

  • осмыслению социально-нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; - пониманию культурного многообразия Восточной Европы в изучаемый период, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов;

  • умению работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;

  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);

  • сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

  • целостным представлениям об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца XVI в.;

  • применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа.

История России. История России с древности до XV в. (40 часов)

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение.

1

2

Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

3

Русь в IX - первой половине XII в.

10

4

Русь в середине XII – начале XIII в.

5

5

Русские земли в середине XIII – XIV вв.

10

6

Формирование единого Русского государства

9


Итого

40

Тематическое планирование. Всеобщая история. История Средних веков (30 часов)

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Введение

1

Раннее Средневековье

9

Становление средневековой Европы (VI—XI вв.)

5

Византийская империя и славяне в VI—XI вв.

2

Зрелое и Позднее Средневековье

20

Арабы в VI—XI вв.

2

Феодалы и крестьяне

2

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

7.

Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы

2

8.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.)

6

9.

Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

2

10.

Культура Западной Европы в Средние века

3

11.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века


3


Итого

30



Календарно – тематическое планирование по Истории России

в 6 «А» классе на 2022 – 2023 учебный год

№ п/п

№ урока по разделу

Наименование

разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Примечание

I. Введение (1 ч., 2 часа в неделю).

1

1

Наша Родина – Россия.

01.09.-02.09.



II. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч, 2 часа в неделю)

2

1

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

01.09.-02.09.



3

2

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы и ремесленники.

05.09.-09.09.



4

3

Образование первых государств.

05.09.-09.09.



5

4

Восточные славяне и их соседи.

12.09.-16.09.



6

5

История заселения территории родного края в древности.

12.09.-16.09.



II. Русь в IX - первой половине XII в. (10 ч., 2 часа в неделю)

7

1

Первые известия о Руси.

19.09.-23.09.



8

2

Становление Древнерусского государства.

19.09.-23.09.



9

3

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

26.09.-30.09.



10

4

Русское государство при Ярославе Мудром.

26.09.-30.09.



11

5

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

03.10.-07.10.



12

6

Общественный строй и церковная организация на Руси.

03.10.-07.10.



13

7

Место и роль Руси в Европе.

17.10.-21.10.



14

8

Культурное пространство Европы и культура Руси.

17.10.-21.10.



15

9


Повседневная жизнь населения.

24.10.-28.10.



16

10

Русь в IX - первой половине XII в.

24.10.-28.10.



III. Русь в середине XII – начале XIIIв. (5 ч., 2 часа в неделю).

17

1

Политическая раздробленность на Руси.

31.10.-03.11.



18

2

Владимиро – Суздальское княжество.

31.10.-03.11.



19

3

Новгородская республика.

07.11.-11.11.



20

4

Южные и юго – западные русские княжества.

07.11.-11.11.



21

5

Русь в середине XII – начале XIIIв.

14.11.-18.11.



IV. Русские земли в середине XIII – XIV вв. (10 ч., 2 часа в неделю).

22

1

Монгольская империя и изменение политической картины мира.

14.11.-18.11.



23

2

Батыево нашествие на Русь.

28.11.-02.12.



24

3

Северо – Западная Русь между Востоком и Западом.

28.11.-02.12.



25

4

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.

05.12.-09.12.



26

5

Литовское государство и Русь.

05.12.-09.12.



27

6

Усиление Московского княжества.

12.12.-16.12.



28

7

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

12.12.-16.12.



29

8

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIVвв.

19.12.-23.12.



30

9

Родной край в истории и культуре Руси.

19.12.-23.12.



31

10

Русские земли в середине XIII – XIV вв.

26.12.-30.12.



V.Формирование единого Русского государства (9 ч., 2 часа в неделю).

32

1

Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в.

26.12.-30.12.



33

2

Московское княжество в первой половине XV в.

09.01.-13.01.



34

3

Распад Золотой Орды и его последствия.

09.01.-13.01.



35

4

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

16.01.-20.01.



36

5

Русская православная церковь в XV - начале XVI в.

16.01.-20.01.



37

6

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

23.01.-27.01.



38

7

Формирование культурного пространства единого Российского государства

23.01.-27.01.



39

8

Формирование единого Русского государства

30.01.-03.02.



40

9

История России с древнейших времен до начала 16 века»

30.01.-03.02.





Итого

40





Календарно – тематическое планирование по Истории России

в 6 «Б» классе на 2022 – 2023 учебный год

№ п/п

№ урока по разделу

Наименование

разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Примечание

I. Введение (1 ч., 2 часа в неделю).

1

1

Наша Родина – Россия.

01.09.-02.09.



II. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч, 2 часа в неделю)

2

1

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

01.09.-02.09.



3

2

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы и ремесленники.

05.09.-09.09.



4

3

Образование первых государств.

05.09.-09.09.



5

4

Восточные славяне и их соседи.

12.09.-16.09.



6

5

История заселения территории родного края в древности.

12.09.-16.09.



II. Русь в IX - первой половине XII в. (10 ч., 2 часа в неделю)

7

1

Первые известия о Руси.

19.09.-23.09.



8

2

Становление Древнерусского государства.

19.09.-23.09.



9

3

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

26.09.-30.09.



10

4

Русское государство при Ярославе Мудром.

26.09.-30.09.



11

5

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

03.10.-07.10.



12

6

Общественный строй и церковная организация на Руси.

03.10.-07.10.



13

7

Место и роль Руси в Европе.

17.10.-21.10.



14

8

Культурное пространство Европы и культура Руси.

17.10.-21.10.



15

9


Повседневная жизнь населения.

24.10.-28.10.



16

10

Русь в IX - первой половине XII в.

24.10.-28.10.



III. Русь в середине XII – начале XIIIв. (5 ч., 2 часа в неделю).

17

1

Политическая раздробленность на Руси.

31.10.-03.11.



18

2

Владимиро – Суздальское княжество.

31.10.-03.11.



19

3

Новгородская республика.

07.11.-11.11.



20

4

Южные и юго – западные русские княжества.

07.11.-11.11.



21

5

Русь в середине XII – начале XIIIв.

14.11.-18.11.



IV. Русские земли в середине XIII – XIV вв. (10 ч., 2 часа в неделю).

22

1

Монгольская империя и изменение политической картины мира.

14.11.-18.11.



23

2

Батыево нашествие на Русь.

28.11.-02.12.



24

3

Северо – Западная Русь между Востоком и Западом.

28.11.-02.12.



25

4

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.

05.12.-09.12.



26

5

Литовское государство и Русь.

05.12.-09.12.



27

6

Усиление Московского княжества.

12.12.-16.12.



28

7

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

12.12.-16.12.



29

8

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIVвв.

19.12.-23.12.



30

9

Родной край в истории и культуре Руси.

19.12.-23.12.



31

10

Русские земли в середине XIII – XIV вв.

26.12.-30.12.



V.Формирование единого Русского государства (9 ч., 2 часа в неделю).

32

1

Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в.

26.12.-30.12.



33

2

Московское княжество в первой половине XV в.

09.01.-13.01.



34

3

Распад Золотой Орды и его последствия.

09.01.-13.01.



35

4

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

16.01.-20.01.



36

5

Русская православная церковь в XV - начале XVI в.

16.01.-20.01.



37

6

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

23.01.-27.01.



38

7

Формирование культурного пространства единого Российского государства

23.01.-27.01.



39

8

Формирование единого Русского государства

30.01.-03.02.



40

9

История России с древнейших времен до начала 16 века»

30.01.-03.02.





Итого

40













Календарно – тематическое планирование по Всеобщей Истории в 6 «А» классе

на 2022 – 2023 учебный год



№ п/п

№ урока по разделу

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Примечание


Введение(1ч., 2 часа в неделю).


Живое Средневековье.

06.02.-10.02.




Раннее Средневековье (9 часов, 2 часа в неделю).


Глава 1. Становление средневековой Европы (VI-XI века) (5ч., 2 часа в неделю).


Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII веках.

06.02.-10.02.




3

Христианская церковь в раннее Средневековье.

13.02.-17.02.




4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

13.02.-17.02.




5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках.

27.02.-03.03.




6

Британия и Ирландия в раннее Средневековье.

27.02.-03.03.




Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках (2ч., 2 часа в неделю)


7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

06.03.-10.03.




8

Образование славянских государств.

06.03.-10.03.




Глава 3. Арабы в VI-XI веках (2ч., 2 часа в неделю)


9

1

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

13.03.-17.03.




10

2

Культура стран халифата.

13.03.-17.03.




Зрелое и Позднее Средневековье (20 часов, 2 часа в неделю).


Глава 4. Сеньоры и крестьяне (2ч., 2 часа в неделю)


11

Средневековая деревня и ее обитатели.

20.03.-24.03.




12

В рыцарском замке.

20.03.-24.03.




Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2ч., 2 часа в неделю)


13

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века.

27.03.-31.03.




14

Горожане и их образ жизни

27.03.-31.03.




Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. (2ч., 2 часа в неделю)


15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

10.04.-14.04.




16

Крестовые походы.

10.04.-14.04.




Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвека) (6ч., 2 часа в неделю)


17

Как происходило объединение Франции

17.04.-21.04.




18

Что англичане считают началом своих свобод

17.04.-21.04.




19

Столетняя война

24.04.-28.04.




20

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

24.04.-28.04.




21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

03.05.-05.05.




22

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII - XV веках

03.05.-05.05.




Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках (2ч)



09.11.-13.11.

23

Польша и Чехия в XIV-XV веках

08.05.-12.05.




24

Завоевание турками – османами Балканского полуострова

08.05.-12.05.




Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века (3ч., 2 час в неделю)


25

Образование и философия. Средневековая литература.

15.05.-19.05.




26

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

15.05.-19.05.




27

Научные открытия и изобретения

22.05.-26.05.




Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3 ч., 2 часа в неделю)


28

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

22.05.-26.05.




29

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

29.05.-31.05.




30

Наследие Средних веков в истории человечества.

29.05.-31.05.






Итого

30




















Календарно – тематическое планирование по Всеобщей Истории в 6 «Б» классе

на 2022 – 2023 учебный год



п/п

урока по разделу

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Примечание


Введение(1ч., 2 часа в неделю).


Живое Средневековье.

06.02.-10.02.




Раннее Средневековье (9 часов, 2 часа в неделю).


Глава 1. Становление средневековой Европы (VI-XI века) (5ч., 2 часа в неделю).


Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII веках.

06.02.-10.02.




3

Христианская церковь в раннее Средневековье.

13.02.-17.02.




4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

13.02.-17.02.




5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках.

27.02.-03.03.




6

Британия и Ирландия в раннее Средневековье.

27.02.-03.03.




Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках (2ч., 2 часа в неделю)


7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

06.03.-10.03.




8

Образование славянских государств.

06.03.-10.03.




Глава 3. Арабы в VI-XI веках (2ч., 2 часа в неделю)


9

1

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

13.03.-17.03.




10

2

Культура стран халифата.

13.03.-17.03.




Зрелое и Позднее Средневековье (20 часов, 2 часа в неделю).


Глава 4. Сеньоры и крестьяне (2ч., 2 часа в неделю)


11

Средневековая деревня и ее обитатели.

20.03.-24.03.




12

В рыцарском замке.

20.03.-24.03.




Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2ч., 2 часа в неделю)


13

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века.

27.03.-31.03.




14

Горожане и их образ жизни

27.03.-31.03.




Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. (2ч., 2 часа в неделю)


15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

10.04.-14.04.




16

Крестовые походы.

10.04.-14.04.




Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвека) (6ч., 2 часа в неделю)


17

Как происходило объединение Франции

17.04.-21.04.




18

Что англичане считают началом своих свобод

17.04.-21.04.




19

Столетняя война

24.04.-28.04.




20

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

24.04.-28.04.




21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

03.05.-05.05.




22

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII - XV веках

03.05.-05.05.




Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках (2ч)



09.11.-13.11.

23

Польша и Чехия в XIV-XV веках

08.05.-12.05.




24

Завоевание турками – османами Балканского полуострова

08.05.-12.05.




Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века (3ч., 2 час в неделю)


25

Образование и философия. Средневековая литература.

15.05.-19.05.




26

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

15.05.-19.05.




27

Научные открытия и изобретения

22.05.-26.05.




Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3 ч., 2 часа в неделю)


28

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

22.05.-26.05.




29

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

29.05.-31.05.




30

Наследие Средних веков в истории человечества.

29.05.-31.05.






Итого

30














Лист изменений и дополнений в рабочую программу





№ п/п

Вид дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений

Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись

Дата утверждения и № приказа директора, подпись























Согласовано

ШМО учителей естественно-научных дисциплин

Протокол заседания №____

от «____» _______2022 г.

Руководитель ШМО ________________ (ФИО)





Согласовано

Зам. директора по УВР

________________ (ФИО)

«____»_______2022 г.





35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!