СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 кл. Рабочая Программа история 2022.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«11 кл. Рабочая Программа история 2022.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя общеобразовательная  школа №2

141830, Московская область, Дмитровский район, п. Новосиньково, д.70,

тел./факс 8(496) 2296471





УТВЕРЖДЕНО:

Протоколом педагогического совета

№ 1 от 30.08.2022 г.


УТВЕРЖДЕНО

Приказом № 125 от 30.08.2022 г .

директор МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №2

________________Хомутова Е.В.









Рабочая программа учебного предмета

«История России. Всеобщая история»

для 11 класса

на 2022/2023 учебный год









Составитель: Ерёмина М.В








п. Новосиньково

2022 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе:

  • Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ Синьковской СОШ №2;

  • Рабочей программы воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования МОУ Синьковской СОШ №2;

  • Примерной программы по истории для 10-11 классов, авторской программы

по «Истории России 10-11 класс" к предметной линии учебников:

УМК: «История России 10-11 класс» в трёх частях, авторы: А. А. Данилов, М.М.Горинов, М.Ю.Моруков, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией академика РАН А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2021 год; по «Новейшей истории 10 класс» О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа, под редакцией А.О.Чубарьяна. Москва. «Просвещение», 2022 год.

Место предмета «История» в учебном плане.

По учебному плану МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №2 на 2022-2023 учебный год на изучение истории в 11 классе выделяется 2 часа в неделю. Согласно календарному графику работы школы на 2022-2023 программа составлена на 68 часов (История России – 44 учебных часа. Всеобщая история – 24 учебных часа).

Цели обучения:

  • Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных прио­ритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески приме­няющего исторические знания в учебной и социальной дея­тельности;

  • Формирование у обучающихся целостной картины мировой и российской истории, учитывающей взаимосвязь всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи:

1) формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

2) овладение учащимися знаниями об основных этапах раз­вития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к месту и роли Рос­сии во всемирно-историческом процессе;

3) воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толе­рантности и мира между людьми и народами, в духе демо­кратических ценностей современного общества;

4) развитие способности учащихся анализировать содержа­щуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

5) формирование у школьников умений применять истори­ческие знания для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональ­ном обществе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (11 класс):

Обучение школьников истории строится на основе развития у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданствен­ной), когнитивной (познавательной), информационно-тех­нологической, коммуникативной.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность

и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и

всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации

(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели

его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных

знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,

пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов

и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя

для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах

конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом

восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически

возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося

гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества,

гражданина России.

Личностные результаты освоения обучающимися предмета «История.

Воспитание и формирование у учащихся следующих убеждений и ка­честв:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений, способность к определению своей пози­ции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «История».

Воспитание и формирование у учащихся следующих умений и способностей:


  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты освоения обучающимися предмета «История».

Воспитание и формирование у учащихся следующих знаний, умений и способностей:

  • овладение целостными представлениями об историчес­ком пути народов своей страны и человечества как необхо­димой основой для миропонимания и познания современно­го общества;

  • способность применять понятийный аппарат историчес­кого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявле­ния и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения истории у обучающихся будут сформированы личностные результаты:

  • знания своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • знания и понятия гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

  • чувства и знания социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений, умения к определению своей пози­ции и ответственному поведению в современном обществе;

  • основы понимания культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

У обучающихся будут сформированы метапредметные результаты:

  • умения сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную,

общественную и др.;

  • умения работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способности решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • способности к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых

процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последователь­ность и длительность исторических событий.

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, ре­зультаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

  • читать историческую карту с опорой на легенду;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобрази­тельных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов и т. п.

  • составлять описание истори­ческих объектов, памятников.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • называть характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях историчес­ких событий.

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) свое отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего и дру­гих народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Основное содержание учебного предмета «История России» (11 класс)

Раздел 1. Апогей и кризис советской системы. СССР в 1945 - 1991-х гг.

Глава 1. СССР в 1945-1953 гг.

Место и роль СССР в послевоенном мире.

СССР – мировая держава. Экономическая и политическая жизнь СССР в послевоенный период 1945-1953. Внутреннее положение СССР. Восстановление и развитие экономики. Планы и факторы экономического роста. Последствия войны для СССР. Промышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и её особенности. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса. Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен. Противоречия промышленного роста. Состояние сельского хозяйства. Обнищание деревни. Послевоенная повседневность. Возвращение к мирной жизни. Социально-демографические проблемы. Уровень потребления. Жилищный кризис. Особенности послевоенного досуга. Рост социальных ожиданий. Методы поддержания социальной стабильности. Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И.В.Сталина. Социальная политика и её приоритеты. Уровень жизни городского и сельского населения. Отмена чрезвычайного положения в СССР.

Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Открытие новых академий, научных институтов и вузов. Введение обязательного образования в объёме семи классов.

Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И.В.Сталина. Социальная политика и её приоритеты. Уровень жизни городского и сельского населения.

Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней. Возобновление съездов общественных организаций. Изменения в политической системе в послевоенные годы. Структура высших органов власти и управления. Единовластие И.В.Сталина. Усиление режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе.

Новая волна политических репрессий. КПСС как основа советской политической системы.

Государственный аппарат. Перестановки и репрессии в высшем руководстве. Послевоенные

идеологические кампании. Постановления о литературе и искусстве.

Восстановление и развитие системы образования. Основные тенденции развития искусства.

Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. Социально-экономическое и культурное развитие советских республик. Религиозные конфессии в СССР. Политические кампании против «буржуазного национализма» и «космополитизма». Положение выселенных народов.

Внешняя политика. Рост коммунистического и национально-освободительного движения. Столкновение геополитических интересов. Внешнеполитические курсы СССР и западных держав. Начало «холодной войны», её причины, проблемы. Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Разделение Европы. Консолидация социалистических стран. Складывание социалистического лагеря. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира. Образование КНР и советско-китайские отношения. Корейская война. Наращивание вооружений. М.Т.Калашников.

Основные понятия: общность людей «советский народ», коммунальный быт, барак, бедняки, товарный дефицит, карточная система, трудодень, коммунистические субботники, вертикаль власти, «выдвиженцы», культ личности, сталинская диктатура, враг народа, бандеровцы, «лесные братья», космополитизм, репатриация, ГУЛАГ, спецпоселенцы, «Дело врачей», «Ленинградское дело», депортация, концлагеря, Еврейский антифашистский комитет, «Доктрина Трумэна», «холодная война», социалистический лагерь, страны «народной демократии», страны «третьего мира», Коминформбюро, ООН, НАТО, МВФ, репарации, конверсия, СЭВ, гонка вооружений, ядерное оружие, атомная бомба.

Глава 2. СССР в 1953-1964 гг.

СССР в 1953-1964 гг.: попытки реформирования советской системы.

Ставка на преодоление трудностей с помощью перестройки управленческих структур.

Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе.

Изменения в политике и культуре. Борьба за власть после смерти И.В.Сталина в советском руководстве: Н.С.Хрущёв, Г.М.Маленков, Л.П.Берия. Номенклатура и реформы.

Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых политических репрессий 30-50-х гг. «Оттепель»: Обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика и осуждение культа личности И.В.Сталина. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая программа КПСС и проект Конституции СССР.

Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Экономический курс Г.М.Маленкова. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Научно-техническая революция в СССР. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ю.А.Гагарин, В.В.Терешкова.

Социальное развитие. Особенности социальной политики. Уровень жизни народа.

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х.

Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление демократизации. Идеалы и ценности молодёжи 60-х гг. противоречивость духовной жизни. Диссиденты. Условия развития литературы и искусства. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Власть и церковь. Зарождение новых форм общественной жизни. Советский спорт. Л.И.Яшин. Особенности повседневной жизни.

СССР и внешний мир. Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Новый курс советской внешней политики: поворот от жёсткой конфронтации к ослаблению международной напряжённости, к диалогу. Отношения с Западом, с капиталистическими и развивающимися странами. Проблемы разоружения. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем. СССР и развивающиеся страны третьего мира. Организация Варшавского договора. События 1956 г. в Венгрии. Карибский кризис и его уроки. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 60-х гг.

Основные понятия: «оттепель», целина, культ личности, десталинизация, вертикаль власти, номенклатура, ВСНХ (высший совет народного хозяйства), реабилитация, волюнтаризм, диссиденты, диссидентское движение, дача, инакомыслие, «тамиздат», паспортная система, поколение «шестидесятников», стиляги, урбанизация, «хрущёвки», клубы самодеятельной (бардовской) песни, мирное сосуществование государств, движение неприсоединения, мировая социалистическая система, МТС (машинно-тракторная станция), мораторий, Организация Варшавского договора (ОВД), гонка вооружений.

Глава 3. СССР в 1964-1985 гг.

Политическое развитие СССР в 1960-х середине 1980-х гг.

Итоги и значение «великого десятилетия». Н.С.Хрущёв. Смена политического курса.

Советский Союз в последние десятилетия своего существования. Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1964-1985 гг. Л.И.Брежнев. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Курс на свёртывание демократических преобразований. Конституция 1977 г. - апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.

Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач.

Косыгинская реформа промышленности. Стройки века. Нефть и газ Сибири. Научные и технические приоритеты. Нарастание трудностей в управлении единым народнохозяйственным комплексом. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Социальная политика: цели, противоречия, результаты. Общий кризис «директивной» экономики и его причины. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели развития.

Национальная политика и национальные движения в 1960-х – середине 1980-х гг. новая историческая общность. Р.Г.Гамзатов. Нарастание противоречий между Центром и республиками. Национальные движения. Эволюция национальной политики.

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. повседневность в городе и деревне. Общественные настроения.литература и искусство: поиски новых путей. С.Ф.Бондарчук, М.М.Плисецкая. Неформалы и диссиденты. А.Д.Сахаров. Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. В.А.Третьяк.

Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг. Ядерное равновесие и международная безопасность. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству (СБСЕ). СССР и страны социализма. Обострение кризиса в странах социалистического лагеря. СССР и развивающиеся страны. Поддержка национально-революционных режимов в странах «третьего мира». От политики разрядки международной напряжённости к новому витку напряжённости со странами Запада. Ввод советских войск в Афганистан.

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической жизни. Ю.В.Андропов и начало формирования идеологии перемен.

Основные понятия: «Большая семёрка», всесоюзные комсомольские стройки, социалистическое соревнование, «застой», Косыгинская реформа, хозрасчёт, ударники, теневая экономика, «чёрный рынок», народный депутат, «Пражская весна», «Социализм с человеческим лицом», спекуляция, товарный дефицит, социалистический реализм, совнарзозы (советы народного хозяйства), совхоз (советское хозяйство).

Глава 4. СССР и Россия в 1985-1991 гг.

Советское государство и общество в условиях «перестройки» 1985-1991 гг.

Революционные перемены в 1989-1991 гг. Обострение общественно-политической и экономической ситуации в стране. М.С.Горбачёв и его окружение: курс на реформы. Начало экономических и политических реформ и их последствия. Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. первый этап экономических преобразований: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и начало перехода к рыночной экономике. Программа «500 дней». Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Гласность и её развитие. Плюрализм мнений. Литература. А.И.Солженицын. кино. Театр. Реабилитация. Начало поворота в религиозной политике.

Реформа политической системы. Начало демократизации советской политической системы. Конституционная реформа 1988-1991 гг. I съезд народных депутатов СССР и его значение. Формирование многопартийности. Раскол КПСС.

Внешняя политика в 1985-1991 гг. «Новое мышление» в международных отношениях. Отказ от военной помощи странам «третьего мира». СССР и Запад. Начало разоружения. Конец «холодной войны». Распад социалистической системы.

Разблокирование региональных конфликтов. Результаты политики «нового мышления». Отношение к М.С.Горбачёву и его внешней политике в СССР и в мире.

Национальная политика. Национальные движения. Кризис межнациональных отношений. Демократизация и подъём национальных движений. Противостояние между союзным Центром и республиками. «Парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Конец «перестройки». Августовский путч 1991 г. Распад СССР.

Основные понятия: перестройка, стратегия ускорения, политический плюрализм, гласность, съезд народных депутатов, антиалкогольная кампания 1985 г., социальные лифты, рыночная экономика, ваучер, «челнок», ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению), импичмент, конверсия оборонных предприятий, скрытая инфляция, межрегиональная депутатская группа, нефтедоллары, «Новое политическое мышление», «Парад суверенитетов», расширение НАТО на Восток, Азиатско-Тихоакеанское сообщество.

Раздел 2. Российская Федерация.

Глава 1. Российская Федерация в 1992 г. - начале XXI века.

Россия в 1992 -1993 гг. Российская экономика на пути к рынку. Начало радикальных экономических преобразований. Падение жизненного уровня населения. Приватизация. Развитие экономики России в 1992-1998 гг. Дефолт 1998 г. и его последствия. Экономические меры правительства Е.М.Примакова. Первые результаты и цена экономических реформ 1990-х гг. Россия в мировой экономике.

Политическое противостояние в 1991 - 1993 гг. Особенности революционных преобразований в России. Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Разработка новой Конституции России. Политико-конституционный кризис 1993 г. Конституция России 1993 г. и её значение. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Результаты политического развития 1990-е гг.

Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор. Конституция 1993 г. о принципах федерального устройства России. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чечня как важнейший фактор внутренней политики России. Военнно-политический кризис в Чеченской Республике. Основные политические кампании 1993-1999 гг. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг.

Духовная жизнь страны в 1990-е гг. исторические условия развития духовной жизни, науки и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии.

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. Новое место России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Восточный вектор внешней политики. Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики.

Основные понятия: олигарх, «война законов», дефолт, либерализация цен, «шоковая терапия», «потребительская корзина», залоговый аукцион, индивидуальная трудовая деятельность, кооперация, приватизация, «Семибанкирщина», коммерческий банк, политико-конституционный кризис, Конституционная реформа, Конституционный суд, межнациональный конфликт, Федеративный договор, «финансовые пирамиды», БРИКС.


Глава 2. Россия в 1999 – 2022 гг.

Политическая жизнь России в начале XXI в. Отставка президента Б.Н.Ельцина. президент В.В.Путин и его программа. Укрепление российской государственности. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Усиление борьбы с терроризмом. Судебная реформа. Выборы 2003-2004 гг. Реформа управления. Итоги политического развития страны в 2000-е гг.

Экономика России в начале XXI в. переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего долга. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных проектов. Демографическая политика. Итоги социально-экономического развития страны.

Повседневная и духовная жизнь. Развитие элементов гражданского общества. Власть и СМИ. Развитие образования, науки, культуры. Достижения российского спорта. Власть и церковь.

Внешняя политика России в начале XXI в. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. Отношения России с США и Западом. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за рубежом. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Укрепление позиций России на международной арене. Итоги внешней политики России.

Россия в 2008-2018 гг. президент Д.А.Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Россия и мировой экономический кризис. Социальная политика в условиях экономического кризиса. Ориентиры инновационного развития. Россия в системе международных отношений. Выборы в Государственную думу 2011 г. Президентские выборы 2012 г. Воссоединение Крыма с Россией.

Внешняя политика. Участие России в борьбе с международным терроризмом в Сирии. Укрепление обороноспособности страны. Социально-экономическое развитие. Культура, наука, спорт.

Выборы в Государственную думу 2016 г. Президентские выборы 2018 г.

Актуальные проблемы российского общества и государства в XXI в.: тенденции и перспективы развития.

Основные понятия: стабилизационный фонд, гражданское общество, демократическое государство, диверсификация производства, «исламский радикализм» (фундаментализм), мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система (пропорциональная система представительства), правовое государство, разделение властей, «Большая двадцатка», ШОС (Шанхайская организация сотрудничества).


Основное содержание учебного предмета

«Всеобщая история. Новейшая история 1946 г.- начало XXI в.» (11 класс)

Введение. Всеобщая история. Новейшее время. Концепции исторического развития в Новейшее время. Цивилизационный подход. Теория мирового центра и периферии. Концепции модернизации. Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны».

Глава I. Послевоенный мир. Международные отношения. Политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки.

Международные отношения в 1945 – первой половине 1950-х гг.

Начало «холодной войны». Доктрина Трумэна. Гонка вооружений. План Маршала. Раскол германии. Образование ФРГ и ГДР. Установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Международные отношения в 1950 –1980-х гг. Двухполюсная (биполярная) система международных отношений. Две тенденции в развитии международных отношений в годы «холодной войны». Ослабление международной напряжённости в 1950-е гг. суэцкий кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра (1957). Берлинский кризис 1958-1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Война США во Вьетнаме (1965-1973 гг.). Гонка ядерных вооружений и проблема ограничения вооружений. Разрядка международной напряжённости. Превращение Китая в центр силы в международных отношениях. От разрядки к конфронтации. Ракетный кризис.

Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970-е гг. Главные черты экономического развития. Государство благосостояния. «Общество потребления». Особенности формирования государства благосостояния в странах Запада. «Скандинавская модель» государства благосостояния.

Кризисы 1970 – 1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества.

Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное информационное общество. Постиндустриальное общество и современные политические процессы. Демократизация.

Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика неоконсерваторов. Идеология и политика «третьего пути». Человеческий капитал. Государство социальных инвестиций.

Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения.

Политические партии и политические идеологии. Мировоззренческие принципы политических идеологий. Гражданское общество и социальные проблемы на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского общества в 1960-е гг. Бурные 1960-е гг. Движения гражданских инициатив в период формирования постиндустриального общества. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения. Дискуссия вокруг понятия «Гражданское общество».

Соединённые Штаты Америки. Послевоенный курс: «мировая ответственность». Администрации Дж. Кеннеди (1961-1963 гг.) и Л. Джонсона (1963-1969 гг.). администрация Р. Никсона (1969-1974 гг.). Р. Рейган и «рейганомика» (1981-1989 гг.). Дж. Буш-старший (1989-1993 гг.). «Третий путь» Б. Клинтона (1993-2001 гг.). Администрация Дж. Буша-младшего (2001-2009 гг.). Ипотечный кризис в США и мировой финансово-экономический кризис 2008 г. Администрация Б. Обамы (2009-2017 гг.). Администрация Д. Трампа. Внешняя политика США.

Великобритания. Лейбористы у власти. 1945-1951 гг. «Политический маятник». «Консервативная революция» М. Тэтчер. «Третий путь» Э. Блэра (1997-2007 гг.) и Г. Брауна (2007-2010 гг.). премьер-министры Д. Кэмерон (2010-2016 гг.), Т. Мэй (2016-2019 гг.), Б. Джонсон. Этнические проблемы. Конституционная реформа. Внешняя политика Великобритании.

Франция. Временный режим (1944-1946 гг.). Четвёртая республика (1946-1958 гг.). Пятая республика. Президент Ш. де Голь (1958-1969 гг.). Майский кризис 1968 г. и отставка Ш. де Голя. Президент В. Жискар д Эстен (1974-1981 гг.). Президент Ф. Миттеран (1981-1995 гг.). Президент Ж. Ширак (1995-2007 гг.). Президент Н. Саркози (2007-2012 гг.). Президент Ф. Олланд (2012-2017 гг.). Президент Э. Макрон. Внешняя политика Франции.

Германия. Экономическое и политическое развитие ФРГ (1949-1990 гг.). Экономическое и политическое развитие ГДР (1949-1990 гг.). «Бархатная революция» в ГДР. Объединение Германии. Объединённая Германия в 1990-е гг. Канцлер Г. Шрёдер (1998-2005 гг.). Канцлер А. Меркель. Мировой финансовый кризис. Миграционный кризис и рост правого популизма. «Большая коалиция» в 2018 г. Результаты компромиссов.

Италия. Провозглашение республики. Центризм. Клиентелизм. Левоцентризм и его кризис. Провал идеи «третьей фазы». Развал партийной системы. Правительство С. Берлускони (2001-2006). Коалиционное правительство левых и правых сил Э. Летта (2013-2014), М. Ренци (2014-2016). Правительство П. Джентилоне (2016-2018). «Движение пяти звёзд». Программа правительства Дж. Конте 2018 г.

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы.

Становление и кризис коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Пражская весна. Попытки реформ в странах социалистического лагеря. Революции 1989-1991 гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия. События конца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Революции 1989-1991 гг.: общее и особенное. Революция в Польше. 1990-х гг. Социальные отношения. Политические и экономические реформы. «Шоковая терапия» и её итоги. Внешнеполитические позиции восточноевропейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе.

Страны Центральной, Восточной Европы и Европейский союз.

Глава II. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине ХХ в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации.

Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Индокитай. Мусульманский мир. Мировая социалистическая система. Политическое развитие государств Тропической и Южной Африки.

Мусульманские страны. Основные тенденции в развитии мусульманских стран. Турция. Иран. Исламская революция 1979 г. Египет. Революция в Египте 2011 г. Арабская весна. Индонезия. «Новый порядок». Демократический режим. Умеренный ислам. Радикальный ислам.

Китай. Гражданская война и победа народной революции в Китае (1946-1949). Выбор путей развития Китая (1949-1957). «большой скачок» и народные коммуны. Реализация коммунистической утопии (1958-1976). «Культурная революция» (1966-1976). Нарастание советско-китайских противоречий. Начало реформ в Китае (1978). Теория Дэн Сяопина. Достижения и проблемы КНР.

Индия в 1950-1991 гг. Дж. Неру. И. Ганди. Реформы М. Сингха (1991-1998). Современные проблемы Индии.

Новые индустриальные страны. Япония: от поражения к лидерству; научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Послевоенные реформы и японское «экономическое чудо». Кризис в Японии середины 1970-х гг. Реформы Д. Коидзуми (2001-2006). Тема Курильских островов. Проблемы современной Японии.

«Экономическое чудо» в странах Восточной Азии. Южная Корея (Республика Корея). Тайвань. Гонконг. Сингапур. Малайзия. Таиланд. Филиппины.

Место государств Азии и Африки в современном мире.

Латинская Америка. Цивилизационные особенности стран Латинской Америки.

Страны Латинской Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально-экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в Новейшей истории регионов.

Глава III. Современный мир и новые вызовы XXI в.

Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI в. Глобализация и новые вызовы XXI в. роль государства в условиях глобализации. Мировой финансово-экономический кризис 2008 г. Глобализация и фундаментализм. Самоопределение человека в глобальном мире. Глобализация и регионализация. Глобализация и нарастание разрыва между богатыми и бедными. Проблема «мирового Юга». Глобализация и четвёртая промышленно-технологическая революция. Пандемия.

Международные отношения в конце ХХ — начале XXI в. Лидерство единственной сверх державы или многополюсный мир. Внешняя политика США. Ближневосточный конфликт. Региональная интеграция в современном мире. Европейский Союз. Расширение и трансформация НАТО. Ирак в центре международных конфликтов. Международный терроризм. Военная операция России в Сирии. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.

Россия в современном мире. Постсоветское пространство. Политическое развитие. Прибалтийские государства. Интеграционные процессы. Содружество Независимых Государств (СНГ). Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Конфликты на постсоветском пространстве. Карабахский конфликт. Гражданская война в Таджикистане. Приднестровский конфликт. Абхазский и Южноосетинский конфликты. Конфликт в Донбассе. Донецкая и Луганская Народные Республики (ДНР и ЛНР).

На пути к новой научной картине мира. Теория самоорганизации. Концепция глобальной (универсальной) эволюции. Новые подходы к пониманию места человека в мире. На пути к новой космологии.

Культура и искусство во второй половине XX — начале XXI в. Наука в 1945-1960-е гг.

Новый виток научно-технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины XX — начала XXI в. Массовая культура. Завершение эпохи модернизма. Постмодернизм. Литература. Искусство кино. Изобразительное искусство. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре. Интернет и становление глобального информационного пространства. На пути к новому объяснению мира. На пути к формированию новых ценностей.

Заключение. Итоги XX века и проблемы мирового развития. Глобализация и антиглобалисты. Интеграция, интернационализм и национализм. Демократия и тоталитаризм. Международно-политические системы. Повседневная жизнь.

Тематическое планирование по истории России


№ п/п

Наименование разделов

Количество

часов

Раздел 1. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг.

1

Глава 1. СССР в 1945-1953 гг.

9

2

Глава 2. СССР в 1953-1964 гг.

7

3

Глава 3. СССР в 1964-1985 гг.

7

4

Глава 4. СССР и Россия в 1985-1991 гг.

5

Раздел 2. Российская Федерация.


5

Глава 1. Россия в 1991- начале XXI века

9

6

Глава 2. Россия в 1999 – 2022 гг.

7


Итого

44


Календарно – тематическое планирование по истории России в 11 классе

на 2022 – 2023 учебный год

№ п/п

№ урока по разделу

Наименование разделов и тем

План

Факт

Примечание

Раздел I. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг.

Глава 1. СССР в 1945-1953 гг.

1

Место и роль СССР в послевоенном мире

01.09.-02.09.




2

Восстановление и развитие экономики



3

Изменения в политической системе в послевоенные годы

05.09.-09.09.




4

Идеология, наука и культура в послевоенные годы



5

Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР

12.09.-16.09.




6

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»



7


Локальные войны. Наращивание вооружений

19.09.-23.09.

.



8

Послевоенная повседневность. Социально-демографические проблемы



9

Семинар и тестирование по теме: «СССР в 1945-1953 гг.»

26.09.-30.09.



Глава 2. СССР в 1953-1964 гг.

1

Смена политического курса

26.09.-30.09.



2

Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

03.10.-07.10.




3

Научно-техническая революция в СССР. Успехи в освоении космоса



4

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

17.10.-21.10.




5

Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг.



6

Политическое развитие в 1960-х –середине 1980-х гг.

24.10.-28.10.




7

Семинар и тестирование по теме: «СССР в 1953-1964 гг.»



Глава 3. СССР в 1964-1985 гг.

1

Социально-экономическое развитие страны в 1960-х –середине 1980-х гг.

31.10.-03.11.




2

Национальная политика и национальные движения в 1960-х –середине 1980-х гг.



3

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х-первой половине 1980-х гг.

07.11.-11.11.




4

Политика разрядки международной напряжённости



5

СССР и мир в начале 1980-х гг. предпосылки реформ.

14.11.-18.11.




6

Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической жизни СССР



7

Семинар и тестирование по теме: «СССР в 1964-1985 гг.»

28.11.-02.12.



Глава 4. СССР и Россия в 1985-1991 гг.

1

Социально-экономическое развитие СССР в 1985 -1991 гг.

28.11.-02.12.



2

Перемены в духовной жизни в годы перестройки

05.12.-09.12.




3

Реформы политической системы



4

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике

12.12.-16.12.




5

Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР



Раздел 2. Российская Федерация.


Глава 1. Россия в 1991- начале XXI века

1

Российская экономика на пути к рынку

19.12.-23.12.




2

Первые результаты и цена экономических реформ 1990-х гг.



3

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.

26.12.-30.12.




4

Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.



5

Духовная жизнь страны в 1990-е гг.

09.01.-13.01.




6

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг.



7

Россия на постсоветском пространстве

16.01.-20.01.




8

Политическая жизнь России в начале XXI века



9

Семинар и тестирование по теме: «Россия в 1991- начале XXI века»

23.01.-27.01.



Глава 2. Россия в 1999 – 2022 гг.

1

Экономика России в начале XXI века

23.01.-27.01.



2

Повседневная и духовная жизнь

30.01.-03.02.




3

Внешняя политика России в начале XXI века



4

Россия в 2008 – 2022 гг.

06.02.-10.02.




5

Россия в системе международных отношений



6

Семинар и тестирование на тему: «Россия в 1999 – 2022 гг.»

13.02.-17.02.




7

Итоговый семинар и тестирование по теме: «СССР и Россия в 1945-2022 гг.»












Тематическое планирование по Всеобщей истории

№п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Введение. Всеобщая история. Новейшее время

1


2


Глава 1. Послевоенный мир. Международные

отношения, политическое и экономическое

развитие стран Европы и Северной Америки

12

3

Глава 2. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки

3

4

Глава 3. Современный мир и новые вызовы XXI века

6

5

Заключение. Итоги XX века и проблемы мирового развития

2


Итого

24


Календарно – тематическое планирование по всеобщей истории в 11 классе

на 2022-2023 учебный год


№ п/п

№ урока по разделу

Наименование разделов и тем

План

Факт

Примечание

Введение

1

Всеобщая история: Новейшее время.

27.02.-03.03.



Глава 1. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое

развитие стран Европы и Северной Америки

2

1

Международные отношения в 1945 – первой половине 1950-х гг.

27.02.-03.03.



3

2

Международные отношения в 1950 –1980-е гг.

06.03.-10.03.




4

3

Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970-е гг.



5

4

Кризисы 1970 – 1980-х гг.

Становление постиндустриального информационного общества

13.03.-17.03.




6

5

Экономическая и социальная политика



7

6

Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути»

20.03.-24.03.




8

7

Политическая борьба



9

8

Гражданское общество. Социальные движения

27.03.-31.03.




10

9

Соединённые Штаты Америки



11

10

Великобритания

Франция

10.04.-14.04.




12

11

Германия. Италия



13

12

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы

17.04.-21.04.



Глава 2. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки

14

1

Концепции исторического развития в Новейшее время

Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития

17.04.-21.04.



15

2

Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия. Китай. Индия

24.04.-28.04.




16

3

Япония. Новые индустриальные страны

Латинская Америка



Глава 3. Современный мир и новые вызовы XXI века

17

1

Глобализация и новые вызовы XXI века

03.05.-05.05.




18

2

Международные отношения в конце XX – начале XXI века



19

3

Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты

10.05.-12.05.




20

4

На пути к новой научной картине мира



21

5

Культура и искусство во второй половине XX – начале XXI века

15.05.-19.05.




22

6

Семинар и тестирование на тему: «Современный мир и новые вызовы XXI века»



Заключение. Итоги XX века и проблемы мирового развития

23

1

Итоги XX века и проблемы мирового развития

22.05.-25.05.




24

2

Итоговый семинар и тестирование на тему: «Всеобщая история. Новейшее время»





Итого

24











Лист изменений и дополнений в рабочую программу



№ пп

Вид дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений.

Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись

Дата утверждения и № приказа директора, подпись
















































Согласовано

ШМО учителей естественно-научных дисциплин

Протокол заседания №____

от «____» _______2022 г.



Руководитель ШМО ________________

Согласовано

Зам. директора по УВР

________________

«____»_______2022 г.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!