СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие педагогов и родителей как психолого-педагогическая проблема

Нажмите, чтобы узнать подробности

Впервые о необходимости взаимодействия педагогов и родителей в конце XIX века заговорили выдающиеся отечественные педагоги: П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский и др. [1; 2; 3]. Основатель оригинальной теории семейного воспитания, П.Ф. Лесгафт в своих работах обращал внимание на то, что лучшей средой для маленького ребенка является семья, существование детских садов - неизбежность и необходимость для детей, лишенных родительского попечения и заботы [2]. По мнению П.Ф. Лесгафта и родители, и педагоги должны сохранить ценнейшие качества ребенка: «впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию» и др. Он писал: «Все это возможно только тогда, когда при воспитании ребенка не преследуется определенная тенденция, не ломают ребенка системою, не предупреждается всякий его почин.» [2]. Автор призывал к изменению воспитательной работы в детских садах, актуально звучат его слова о «рутинных педагогических приемах».

Ценным вкладом в развитие дошкольной педагогики, семейного воспитания были работы видного отечественного ученого П.Ф. Каптерева («Задачи и основы семейного воспитания», «О природе детей», «О детских играх и развлечениях», «Энциклопедия семейного воспитания и обучения»). Особый интерес представляет участие П.Ф. Каптерева в «Родительском кружке». В работе этого кружка велась разработка вопросов семейного воспитания. Ученый признавал необходимость «живой связи семьи с общественными» институтами и видел в этой связи правильное развитие личности [4]. Мы поддерживаем данную точку зрения, видим перспективу эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в открытой позиции педагога, которая при определенных условиях вызывает у родителей ответное желание раскрыться.

Нельзя не согласиться с мнением П.П. Блонского о том, что родители являются первыми воспитателями своих детей, и поэтому семейное воспитание необходимо начинать с них [5]. С.Т. Шацкий писал о необходимости развития серьезной педагогической пропаганды среди населения, которая должна была способствовать оказанию помощи в деле массового воспитания детей [6, с. 122-152]. Великий русский педагог А.С. Макаренко рассматривал семью как трудовой коллектив, который будет взаимодействовать по вопросам воспитания с коллективом учителей и учащихся [7, с. 213-216].

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «Без.активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» [8, с. 11-12]. Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества. Это утверждение особенно важно для нашего исследования. Педагоги могут добиться позитивных результатов только в сотрудничестве с семьей. Путь к успеху - единство целей и задач семьи и детского сада.

В 60-70-е годы XX в. осуществлялись педагогические исследования (И.В. Гребенников, A.M. Низова и др.) целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы «школа-семья-общественность». Результаты показали следующее: важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников [9; 196].

Изменение государственной политики в области образования, в 90-е годы, повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) изменился взгляд на сотрудничество с родителями. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Отечественным педагогом Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др. [10].

В конце XX начале XXI вв. произошли серьезные изменения в системе образования, вызванные реформированием общества. Как было отмечено, в материалах «Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года» подготовленных сотрудниками Института развития дошкольного образования РАО: доктором психологических наук В.И. Слободчиковым, В.А. Петровским, С.Г. Якобсон и др. сложились самые общие типы этих инновационных изменений применительно к разным уровням организации дошкольной образовательной системы.

На социальном уровне - трансформация статуса некогда единого «общественного дошкольного воспитания» в весьма неоднородный институт - «дошкольное образование». Этот институт оказался способен избирательно удовлетворять образовательные (и внеобразовательные) потребности разных слоев населения. Интенсивно развивалась сеть негосударственных дошкольных образовательных учреждений, дошкольное воспитание превращалось в открытую систему, которая могла теперь оперативно реагировать на запросы родителей и общеобразовательной школы.

На организационном уровне — смена унифицированного «детского сада» разными видами и типами дошкольных учреждений (ДОУ), это попытки обеспечить преемственность дошкольного и общего среднего образования за счет создания учебно-воспитательных комплексов «Школа — детский сад», «Центров развития», открытия дошкольных групп на базе школ и др.

На программно-методическом уровне — смена типовой программы вариативными, широкое использование инновационных вариантов программного, оргуправленческого и научно-методического обеспечения деятельности ДОУ, включение в расписание ДОУ новых занятий («Экология», «Иностранный язык» и др.), разработка «сквозных», интегрированных программ и здоровьесберегающих образовательных технологий, интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса [23].

Авторы полагают, что изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние пятнадцать лет, приобрели обширный и во многом необратимый характер.

Задача, поставленная перед дошкольным образованием России, сформулирована в Проекте основных направлений развития российского образования, предлагаемый Министерством образования и науки Российской Федерации; она основывается на положении о том, что дошкольное образование должно являться полноценной ступенью целостной системы образования.

Современный, инновационный период развития страны, определяет новый взгляд на развитие дошкольного образования — реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающего равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе. Важнейшей задачей повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения и их отношения к дошкольному образованию («Основные направления программы развития дошкольного образования в г. Москве на 2008-2017 гг.»).

Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в статье 18 (п.1), что родители являются первыми педагогами. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п. 3). Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения, характер сложившихся между ними отношений занимает в этой системе одну из ведущих позиций.

По мнению педагогов-практиков: Е.П. Арнаутовой, В.Г. Алямовской, Н.Л.Бабкиной, Г.В. Глушковой, ИВ. Голенковой, В.П. Дубровой, Данк Лан Фыонг, М.Г. Дрезниной, Т.А. Данилиной, О.Л. Зверевой, О.А. Куревиной, О.В. Огородновой, Л.В. Свирской и др. наиболее распространенными причинами сложности работы с семьей являются:

  • низкий уровень социально-психологической культуры участников взаимодействия (родителей и воспитателей);
  • непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;
  • недостаточное использование метода педагогического проектирования учебно-воспитательного процесса, которое позволяет сплотить родителей и педагогов, создать ситуации, которые бы подтолкнули их диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем;
  • отсутствие у родителей и воспитателей «педагогической рефлексии»;
  • непонимание воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а семья, родители выступают социальными заказчиками;
  • недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка;
  • отсутствие возможности у родителей в любое для них удобное время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы;
  • консервативность родительской позиции опеки ребенка дошкольного возраста;
  • распространенное отношение педагогов дошкольных учреждений к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к объектам;
  • стереотипная установка педагогов на необходимость вооружать родителей не «житейскими», а научными психолого-педагогическими знаниями о ребенке и его воспитании.

Учеными отмечено, что взаимное отчуждение воспитателей и родителей, связанно с формализацией процесса взаимодействия педагогов и родителей.

14.03.2023 08:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!