СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации и реабилитации детей в замещающих семьях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимает ведущее место, однако сейчас активно идёт поиск новых педагогических и организационных форм обустройства жизни детей-сирот. Замещающая семья является одним из вариантов решения проблемы сиротства детей. По сравнению с социальными учреждениями, в таких семьях выше возможность адаптироваться ребёнку в социуме, а также ребёнку предоставляется среда для становления и развития его личности. Поэтому в нынешних реалиях актуальным является сопровождение замещающих семей и их мониторинг, так как интеграция детей-сирот из учреждения в замещающую семью имеет специфические особенности. К сожалению, практически все дети-сироты дезадаптированы, имеют задержку психического развития, соматическую ослабленность организма, умственную отсталость, психические расстройства, речевые нарушения и т.п [5]. Прошлый опыт таких детей зачастую несёт в себе пережитое сексуальное, физическое, психологическое насилие, в совокупности с ранней депривацией, отсутствием базового доверия к миру, эти дети испытывают сильный стресс, попадая в замещающую семью, где им необходимо адаптироваться к новым ценностям, правилам и жизни. Изучая данную тему, мы предположили, что адаптация и реабилитация детей в замещающих семьях может быть обеспечена при следующих условиях: создание у ребенка позитивного образа семьи, формирование у ребенка базового доверия к семье. Учитывая специфику детей-сирот, мы разработали коррекционную программу, направленную на обеспечение адаптации и реабилитации детей в замещающих семьях. По нашему мнению разработка коррекционных программ по данному вопросу является актуальным, так как необходимо подобрать те методы и средства, которые могут опосредованно влиять на психику и личность детейсирот, не причиняя им ещё большего дискомфорта. Для будущих родителей также необходимо подобрать методы и средства, при которых взрослые могли бы показать своё расположение к детям, показать свою безопасность для детей. Программа рассчитана на комплексную работу и с ребёнком, и с замещающей семьёй. Для создания благоприятных условий наша программа ориентируется на взаимодействие детей и родителей во время тренинговых упражнений и игр. Мы считаем, что при таких формах и методах взрослые и дети могут расслабиться и в процессе взаимодействия и командных работ создать более доверительные отношения, понять и принять друг друга, что поспособствует снятию внутреннего 176 дискомфорта ребёнка. Основной направленностью детско-родительских отношений в приемной семье должно стать удовлетворение потребности ребенка в постоянном эмоционально теплом эмпатичном общении со взрослым, который любит и принимает его. Таким образом, целью нашей программы является компенсация последствий травматического опыта, пережитого ребенком и создание позитивного образа семьи, формирование базового доверия к семье. В качестве этапов психологопедагогического сопровождение детей в замещающих семьях мы выбрали: диагностический и групповая работа [7]. В задачи коррекционной программы входит: 1. Помочь развить эмпатию по отношению к различным ситуациям, возможным чувствам и опыту других людей. 2. Создать условия для развития большей уверенности в себе, снижению фрустрационного и тревожного состояния. 3. Обучить социально-психологическим навыкам взаимодействия для расширения ролевого репертуара. 4. Стимулировать к совместной работе и к решению возникающих проблем. 5. Формирование доверия к семье и к миру. 6. Повысить уровень социально-психологической адаптированности в семье и социуме. Программа включает в себя 3 блока: диагностический, развивающий, заключительный. Данная программа составлялась на основе тренингов М.Ш. Кипниса, Е.К. Лютовой Е.К., Г.Б. Мониной и др. [1; 2; 3; 4;6 ]. Ожидаемые результаты: повышение коммуникативного уровня у ребёнка и развитие эмпатии, сформированное доверие к миру и семье, обращение внимания ребёнка на положительные характеристики семьи по отношению к нему, понимание своих внутренних переживаний, чувств и эмоций, преодоление психологических барьеров, повышение адаптированности в семье. Диагностический блок: включает в себя 2 этапа: проведение диагностических мероприятий с родителями, проведение диагностических мероприятий с детьми (1 занятие). Развивающий блок: проведение тренингов и упражнений с семьей и ребёнком (6 занятий). Здесь идет игровая психокоррекция и создаются благоприятные условия для раскрытия ребёнка и установления доверительных отношений с семьёй. Заключительный блок: подведение итогов и повторная диагностика, как и в диагностическом блоке проходит 2 этапа: диагностика родителей и диагностика детей (1 занятие). Формат занятий: групповые Продолжительность каждого занятия: 1 час Частота занятий: 1 раз в неделю. Состав группы: гетерогенный В качестве диагностики мы использовали проективную методику "Кинетический рисунок семьи" Р. Бернса и С. Кауфмана. Мы считаем, что данная методика дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка, помогает вы- 177 явить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмысливать семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений. В результатах анализа заполняется бланк результатов оценки КРС по таблице симптомокомплексов. Было выделено пять симтомокомплексов: 1) благоприятная семейная ситуация; 2) тревожность; 3) конфликтность в семье; 4) чувство неполноценности; 5) враждебность в семейной ситуации. Для точности интерпретации важно помнить, что прежде чем интерпретировать определённый рисунок, необходимо посмотреть и на общую картину и результаты, так как существует определённая взаимосвязь между симптомокомплексами. Например, если у ребёнка высокий балл по симптомокомплексу благоприятная семейная ситуация, то по остальным симптомокомплексам будут низкие баллы. Это работает и в обратную сторону: если по симптомокомплексам, где отражается негативная обстановка в семье и наличие проблем, набирается высокий балл, то по симптомокомплексу благоприятной семейной ситуации будет низкий балл. Если же ребёнок набирает по всем симптомокомплексам высокий балл или же низкий балл, то можно сказать о наличии противоречия у ребёнка. Эмпирическое исследование было проведено на базе ГКУСО РО «Таганрогский центр помощи детям» № 7. Всего было сделано 15 рисунков детьми разных возрастов: от 5 до 17 лет. Среди испытуемых были дети из многодетной замещающей семьи, что по нашему мнению даёт более полную картину семейной ситуации. Анализ полученных результатов показал, что результаты по симптомокомплексам не противоречат друг другу, что говорит о достоверности данных и результатов. Судя по количеству набранных баллов по каждому симптомокомплексу, мы можем выделить наиболее высокие показатели у симптомокомплексов благоприятная семейная ситуация и конфликтность в семье. Положительным является то, что больше всего баллов набрал симптомокомплекс благоприятная семейная ситуация. Также результаты показали, что экспериментальная семья Алёны Д, Виктории Д. Никиты Д. и Максима Д. одна из самых адаптированных и благоприятных. Сравнивая все симптомокомплексы, мы можем отметить большую сумму баллов лишь по симптомокомплексу благоприятная семейная ситуация и отсутствие или минимальное значение по другим симптомокомплексам. Мы можем предположить, что дети адаптированы и уже проходили реабилитационные мероприятия. По наблюдению специалистов Центра помощи детям, данная семья активно участвует во всех конференциях, тренингах, круглых столах и поддержива- 178 ет связь с Центром помощи детям. Результаты такой заинтересованности родителей и их готовности развиваться мы видим по рисункам детей. По результатам данного теста наибольший интерес представляет работа испытуемого Глеба И. По симптомокомплексу благоприятной семейной ситуации он набрал самое низкое значение, а по симптомокомплексам тревожности и конфликтности в семье самое высокое. Также небольшая сумма баллов есть и по симптомокомплексам чувство неполноценности в семье и враждебность в семейной ситуации. Это является нехорошим признаком, и мы можем предположить о наличии неразрешённых проблем в семье, предполагаем о наличии низкого уровня доверительных отношений в семье и низкой адаптации ребёнка. В качестве рекомендаций этой семье мы бы посоветовали пройти консультирование у специалистов Центра помощи детям и более плотное сотрудничество с психологами и социальными педагогами центра. Анализ проведённых мероприятий развивающего блока показал достоверность проведённой психодиагностики. По нашим наблюдениям, большинство родителей были заинтересованы в проработке проблемных зон, говорили о детях с теплотой и доверяли им при выполнении игровых упражнений. Дети в свою очередь активно участвовали во всех игровых упражнениях и большинство детей всячески показывали хорошее отношение к своим опекунам. Но будет нечестно сказать, что все были положительно настроены и открыты. Некоторые родители и дети либо стеснялись, либо терялись при выполнении упражнений, связанных с доверием и раскрытием своих чувств. Семьи, чьи баллы по симптомокомплексу благоприятная семейная ситуация были высокими и имели низкие баллы по симптомокомплексам тревожности и конфликтности в семье, не чувствовали стеснения и не чувствовали дискомфорт в групповых занятиях. Семьи, чьи баллы по симптомокомплексам тревожности и конфликтности в семье были высокими, а баллы по симптомокомплексу благоприятная семейная ситуация были низкими, имели проблемы в групповых упражнениях, не могли раскрыться. Можно предположить, что для таких родителей необходима индивидуальная программа, так как в группе вероятность эффективности адаптации и реабилитации детей значительно снижается. Мы можем предположить, что эти семьи могут иметь неразрешённые проблемы, которые они не хотят освещать в присутствии других семей. Таким образом, в ходе нашего исследования мы подтвердили необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации и реабилитации детей в замещающих семьях. Подобранная нами методика выявила проблемные зоны у испытуемых и общий уровень адаптированности детей в семьях. Выявлено четкое отличие от семей, где дети проходят реабилитационные мероприятия и родители участвуют в мероприятиях Центра помощи детям, и семей, не заинтересованных в психолого-педагогическом сопровождении. Полученные нами результаты говорят о перспективности психологопедагогического сопровождения семей, его важности и актуальности. Ведь подобным семьям действительно трудно говорить о кризисных ситуациях и проблемах в семье, не многие способны самостоятельно найти пути преодоления и решения конфликтных ситуаций. Наше эмпирическое исследование показало, что психолого-педагогическое сопровождение адаптации и реабилитации детей в за- 179 мещающих семьях повышает психолого-педагогическую компетенцию родителей, повышает шанс на благополучное сожительство детей с некровными родителями и полноценное развитие. Однако вероятность благополучной адаптации и реабилитации ребёнка в замещающей семье возможно только при психологопедагогическом сопровождении, организуемом на принципах системности, целенаправленности и непрерывности, а также при условии скоординированной работы психологов, социальных педагогов и медиков Центра помощи детям. Только тогда замещающие семьи могут преодолеть трудности в адаптации и реабилитации детей.

Категория: Психологу
05.06.2023 18:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!