СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие творческого воображения
На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное изменение окружающего нас мира. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач.
Проблема развития творческого воображения является актуальной проблемой современной педагогики. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость создания условий для развития у детей инициативности, самостоятельности, творческого воображения.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка, особенно старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте воображение развивается наиболее интенсивно. Вместе с тем, если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности данной функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
В толковом словаре С.И. Ожегова воображения трактуется как «способность воображать, творчески мыслить, фантазировать», плод фантазии».
В психологическом словаре дается следующее определение воображения: это «универсальная человеческая способность овладения сферой возможного будущего, придающий его деятельности проектный характер.
В педагогическом словаре дается следующая трактовка понятию «воображение» – «фантазия, психический процесс, заключающийся в создании образов существующих и несуществующих предметов.
Таким образом, на основании вышеперечисленных понятий, можно сделать следующее обобщение. Воображение – фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций.
Воображение бывает непроизвольное т.е. пассивное и произвольное.
Непроизвольное или пассивное воображение – наиболее простая форма воображения. Это те образы, которые возникают без специального намерения со стороны человека и без его усилий. (Например, глядя на причудливые облака, плывущие в небе, мы иногда непроизвольно видим в них неожиданно возникающие образы, например, человека или очертание животного).
Этот вид воображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, воспитателя, продавца и т.д.).
Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить творческое воображение и мечту.
Следует отметить, что творческое воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые, пространственные и пр. Так, слушая фортепианные пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, мы отчетливо представляем себе живые характерные сценки. Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении образ Бабы-яги.
Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов.
Мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.
Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность.
Для нашего деятельности важно подробно рассмотреть содержание понятия «творческое воображение».
«Творчество – в прямом смысле – есть созидание нового»
Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности,
Зарубежный исследователь Дж. Гилфорд выделяет четыре основных параметра творческого воображения:
Существуют определенные законы, по которым преобразуется познавательный материал в воображении. Так, для возникновения воображения необходимым процессом являются те из них, которые включают элементы наглядности
Творческое воображение – процесс самостоятельного создания новых образов в творческой деятельности. Образы воображения у ребенка дошкольного возраста обладают особой эмоциональностью. Развитие творческого воображения – сложный процесс, который может осуществляться во всех видах детской деятельности, но прежде всего – в продуктивной (рисование, лепка, аппликация, ручной труд) и в игровой деятельности, пронизывая все направления развития ребенка. Поэтому важно определить уровень развития творческого воображения у каждого ребенка и на этой основе осуществлять его дальнейшее развитие.
Главным принципом, лежащим в основе системы К. Орфа, является принцип «учимся, делая и творя». По его словам, «собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, – вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей»
Через игру, с помощью игры, которая для ребенка является потребностью, непроизвольной, внутренне мотивированной деятельностью, каждое занятие проходит в совершенно особой атмосфере, в атмосфере радости, наиболее благоприятствующей творческому процессу самореализации и возможности детского самовыражения [43].
Развивая творческое воображение, и чтобы работа в этом направлении была продуктивной есть комплекс условий, которых следует придерживаться:
Методы и приемы:
(метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и др. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затрудняется.
Виды деятельности могут быть разными:
(в таких творческих импровизациях переплетаются умения слышать, говорить и играть.
Очень важно с самого начала создать комфортную психологическую обстановку для реализации успешного творческого процесса.
С целью повышения эффективности работы по развитию творческого воображения дошкольников необходимо активно сотрудничать и взаимодействовать с родителями. Прежде всего, это регулярное психологопедагогическое просвещение родителей в вопросах развития творческого воображения в форме круглых-столов, практикумов, мастер-классов; тематических консультаций в группе; публикаций на сайте детского сада и на информационных стендах, в форме информационных буклетов. Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей развитию творческого воображения. Организация совместной досуговой деятельности и непосредственное участие в ней. Пропаганда семейного музицирования.
Творческое воображение не формируется само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений.
© 2023, Тычкина Светлана Геннадьевна 245