СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого воображения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческого воображения

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное изменение окружающего нас мира. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач.

Проблема развития творческого воображения является актуальной проблемой современной педагогики. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость создания условий для развития у детей инициативности, самостоятельности, творческого воображения.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка, особенно старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте воображение развивается наиболее интенсивно. Вместе с тем, если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности данной функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

В толковом словаре С.И. Ожегова воображения трактуется как «способность воображать, творчески мыслить, фантазировать», плод фантазии».

В психологическом словаре дается следующее определение воображения: это «универсальная человеческая способность овладения сферой возможного будущего, придающий его деятельности проектный характер.

В педагогическом словаре дается следующая трактовка понятию «воображение» – «фантазия, психический процесс, заключающийся в создании образов существующих и несуществующих предметов.

Таким образом, на основании вышеперечисленных понятий, можно сделать следующее обобщение. Воображение – фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций.

Воображение бывает непроизвольное т.е. пассивное и произвольное.

Непроизвольное или пассивное воображение – наиболее простая форма воображения. Это те образы, которые возникают без специального намерения со стороны человека и без его усилий. (Например, глядя на причудливые облака, плывущие в небе, мы иногда непроизвольно видим в них неожиданно возникающие образы, например, человека или очертание животного).

Этот вид воображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, воспитателя, продавца и т.д.).

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить творческое воображение и мечту.

Следует отметить, что творческое воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые, пространственные и пр. Так, слушая фортепианные пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, мы отчетливо представляем себе живые характерные сценки. Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении образ Бабы-яги.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов.

Мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность.

Для нашего деятельности важно подробно рассмотреть содержание понятия «творческое воображение».

«Творчество – в прямом смысле – есть созидание нового»

Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Творческое воображениеэто самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности,

Зарубежный исследователь Дж. Гилфорд выделяет четыре основных параметра творческого воображения:

  • быстрота – способность высказывать максимальное количество идей;
  • гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей;
  • оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи;
  • вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Существуют определенные законы, по которым преобразуется познавательный материал в воображении. Так, для возникновения воображения необходимым процессом являются те из них, которые включают элементы наглядности

Творческое воображение – процесс самостоятельного создания новых образов в творческой деятельности. Образы воображения у ребенка дошкольного возраста обладают особой эмоциональностью. Развитие творческого воображения – сложный процесс, который может осуществляться во всех видах детской деятельности, но прежде всего – в продуктивной (рисование, лепка, аппликация, ручной труд) и в игровой деятельности, пронизывая все направления развития ребенка. Поэтому важно определить уровень развития творческого воображения у каждого ребенка и на этой основе осуществлять его дальнейшее развитие.

Главным принципом, лежащим в основе системы К. Орфа, является принцип «учимся, делая и творя». По его словам, «собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, – вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей»

Через игру, с помощью игры, которая для ребенка является потребностью, непроизвольной, внутренне мотивированной деятельностью, каждое занятие проходит в совершенно особой атмосфере, в атмосфере радости, наиболее благоприятствующей творческому процессу самореализации и возможности детского самовыражения [43].

Развивая творческое воображение, и чтобы работа в этом направлении была продуктивной есть комплекс условий, которых следует придерживаться:

  • создание благоприятной атмосферы, побуждающей к творчеству;
  • формирование развивающей предметно-пространственной среды;
  • совершенствование творческого воображения детей с помощью активных организационных форм;
  • высокий профессионализм педагогов;
  • тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Методы и приемы:

  1. метод активации творческих проявлений; (здесь подразумевается направление педагога в самых разных формах, например, выбрать инструмент музыкальный, который больше подойдёт к звучанию капели)
  2. метод моделирования музыкального языка;

(метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и др. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затрудняется.

  1. игровой метод; (это суть творчества, механизм, который запускает все процессы творчества)

Виды деятельности могут быть разными:

  • коммуникативные игры; (способствуют созданию атмосферы приятия друг друга и снятию разного рода зажимов:
  • речевые игры с музыкальным сопровождением, пальчиковая гимнастика; (всё это формируют чувство ритма, интонационный слух и чёткую артикуляцию.
  • поэтическое музицирование – озвучивание стихов и сказок; (это особый творческий процесс подбора звучания в соответствии с текстом и у каждого ребёнка возникает своё видение этого.
  • координационно-подвижные игры и упражнения;
  • (в условиях творчества важно варьировать средства музыкальной выразительности (динамику, темп, регистр, тембр, ритм, форму), - игра на детских музыкальных инструментах, ритмические игры;

(в таких творческих импровизациях переплетаются умения слышать, говорить и играть.

  • элементарная импровизация (двигательная, ритмическая, голосовая, инструментальная). Здесь можно использовать пластические импровизации с детьми, выражать своё эмоциональное состояние в движениях и мимике.

Очень важно с самого начала создать комфортную психологическую обстановку для реализации успешного творческого процесса.

С целью повышения эффективности работы по развитию творческого воображения дошкольников необходимо активно сотрудничать и взаимодействовать с родителями. Прежде всего, это регулярное психологопедагогическое просвещение родителей в вопросах развития творческого воображения в форме круглых-столов, практикумов, мастер-классов; тематических консультаций в группе; публикаций на сайте детского сада и на информационных стендах, в форме информационных буклетов. Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей развитию творческого воображения. Организация совместной досуговой деятельности и непосредственное участие в ней. Пропаганда семейного музицирования.

Творческое воображение не формируется само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений.

20.03.2023 09:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!