СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированное обучение в начальной школе как средство развития творческой личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческого воображения обучающихся начальной школы средствами интегрированного обучения.

Повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение оно имеет в младшем школьном возрасте. Именно на этапе начального образования закладываются основы развития личности, которая обладает, прежде всего, творческим мышлением и воображением.

По мнению Р.С. Немова, «творческое мышление – это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Основная особенность творческого мышления – это умение анализировать любые проблемы, выявлять противоречия, находить решение, прогнозировать возможные варианты развития» [4].

Дж. Гилфорд считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем следующих особенностей: оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей; гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения; беглость, способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации» [6].

В каждом возрастном периоде развитие творческой личности происходит по-разному, причем различные факторы, влияющие на это развитие, в том или ином возрасте, будут иметь первостепенное значение. В дошкольном и младшем школьном возрасте значимыми являются факторы организации учебно-воспитательной деятельности и особенности среды.

Ребенок-школьник способен к процессу творчества. Основным механизмом в творчестве ребенка является воображение как процесс оперирования образами и их комбинирования. Е. И. Рогов считает, что «воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи на основе переработки, мысленной реконструкции представлений, имеющихся в опыте человека». Источником воображения является объективная реальность. Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением.

Ученые выделяют два основных вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазии во сне). Активное воображение включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение, представляющие ценность для других людей или общества в целом и воплощающиеся в конкретные оригинальные продукты деятельности [3].

Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Человечество лишилось бы произведений искусства. Дети никогда бы не услышали сказок. Творческое воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно большое значение приобретает этот психический процесс при обучении. Поэтому в детской психологии школьный возраст все чаще рассматривается не просто как сензитивный период развития воображения, но и как сензитивный период развития творческого потенциала личности [1].

Любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка, изобразительное искусство и т.д.) требуют эффективной работы этой психической функции. Без воображения школьники не могут учиться, усваивать содержание учебных программ. Слушая объяснения учителя, ребёнок должен представлять ситуации, с которыми он не сталкивался в жизни, представлять образы, не существующие в действительности. Поэтому для успешной учебы в школе и развития творческой личности необходимо, чтобы ребенок обладал хорошо развитым воображением. Работа по развитию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности, объема заданий, с учетом возраста и психофизического развития детей. В задачи таких упражнений входит, прежде всего, расширение кругозора детей, развитие и активация речи, обучение приемам оперирования образами и представлениями. Важным условием раскрытия творческих способностей является создание общей атмосферы комфортности и увлечённости, а также оказание при необходимости разного вида помощи.

Категория: Психологу
10.01.2021 16:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!