СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Алгоритм работы при подготовке реализации АООП.
1. Выявление отклонений в развитии обучающегося
2. Подготовка к проведению обследования ребенка ПМПК:
2.1. Получение письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка на обследование ПМПК.
2.2. Направление обучающегося на обследование ПМПК
3. Проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования в заключении ПМПК, заполненном на бланке, указываются: - обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; - рекомендации по определению: формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить (ООП НОО (ООП ООО, ООП СОО), вариант АООП НОО (АООП ООО, АООП СОО), форм и методов психолого-медико-педагогической помощи (направления работы специалистов сопровождения (учитель – логопед, учитель - психолог, учитель – дефектолог и т.д.), - созданию специальных условий для получения образования( в т.ч. условия прохождения государственной итоговой аттестации и т.д.). Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
4. Получение заключения ПМПК с рекомендациями по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ.
5. Предоставление родителями (законными представителями) обучающихся заключения ПМПК в общеобразовательную организацию 6. Определение индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ на основании заключения ПМПК. Заключение ПМПК изучается специалистами психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательной организации (при наличии) или специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в общеобразовательной организации (при наличии). В случае отсутствия данных специалистов используются возможности сетевого взаимодействия с другими организациями при реализации АООП.
7. Определение варианта АООП для обучающегося с ОВЗ (в случае наличия у обучающегося инвалидности - с учетом ИПР) с учетом мнения родителей (законных представителей) Учитываются особые образовательные потребности обучающегося с ОВЗ на основании рекомендаций ПМПК В спорных случаях определения варианта АООП для обучающегося с ОВЗ следует рекомендовать более сложную образовательную среду. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение учебного года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) общеобразовательная организация может перевести обучающегося на обучение по АООП другого варианта.
8. Разработка соответствующей АООП для обучающегося с ОВЗ
8.1. Разработка АООП должна осуществляться рабочей группой, в состав которой должны входить: 23 учителя - предметники, специалисты (педагог-психолог, учителя-дефектологи, социальный педагог и т.д.).
8.2. Персональный состав рабочей группы утверждается распорядительным актом общеобразовательной организации.
8.3.В случае отсутствия у себя соответствующих специалистов общеобразовательная организация: - использует возможности сетевого взаимодействия с другими организациями при реализации АООП, - обращается за помощью в муниципальный или региональный Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи, которые в соответствии с требованиями части 4 статьи 42, 273-ФЗ должны оказывать помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществлять психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывать методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению.
8.4.После разработки рабочей группой соответствующая АООП направляется для экспертизы и согласования в психолого-медико-педагогический консилиум общеобразовательной организации (при его наличии) с целью установления соответствия разработанной АООП требованиям по созданию условий обучения с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ (группе обучающихся), для которого была разработана данная АООП. В случае если АООП разрабатывалась с помощью Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, то и экспертиза может быть проведена специалистами Центра.
8.5. После проведения экспертизы АООП принимается соответствующим коллегиальным органом управления общеобразовательной организацией и утверждается распорядительным актом общеобразовательной организации.
9. Реализация соответствующей АООП Она опирается на организацию деятельности учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в соответствии с программой и планом; и организация мониторинга учебных достижений, социальной компетентности ребенка и эффективности коррекционной работы.
9.1. Организация образовательной деятельности по соответствующей АООП с соблюдением всех требований законодательства об образовании.
9.2.Получение письменного заявления от родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ о переводе на обучение по АООП, а также согласия на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи их ребенку при реализации АООП.
9.3.В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании: - комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП, - заключения ПМПК, - с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном локальным нормативным актом общеобразовательной организации. 24 Если проблема с организацией образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ возникает из – за позиции семьи, то общеобразовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства). В содержание обращения в уполномоченные органы целесообразно дать развернутую характеристику сложившейся ситуации с ребенком, представить психолого – педагогический анализ, описать поведение родителей, меры, предпринятые общеобразовательной организацией. Образовательная программа должна иметь: титульный лист, образовательная программа должны быть прошита, пронумерована, скреплена подписью руководителя и печатью общеобразовательной организации, образовательная программа имеет приложения. Варианты организации образовательной деятельности в рамках инклюзивного образования I вариант: обучение по индивидуальному учебному плану в классе, где реализуется ООП соответствующего уровня. Обучающийся с ОВЗ, который получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения, может обучаться по индивидуальному учебному плану. В большей степени это относится к детям с первично сохранным интеллектом, и чей уровень психофизического и речевого развития приближается к нормативному. В этом случае в ООП соответствующего уровня вносятся дополнения: в целевой раздел ООП – описание индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ (цели, планируемые результаты, в содержательный раздел – программа коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, при необходимости внесение дополнений, корректив в рабочие программы учебных предметов, в организационный раздел - индивидуальный учебный план для обучения обучающегося с ОВЗ с пояснительной запиской, в которой должны быть отражены вопросы организации образовательной деятельности обучающегося с ОВЗ с учетом его особых образовательных потребностей на основании заключения ПМПК. II вариант: обучение по соответствующей АООП в классе, где реализуется ООП соответствующего уровня. Данная ситуация предполагает правильное понимание как родителями обучающихся с ОВЗ, так и педагогическим коллективом общеобразовательной организации, возможностей ребенка, с одной стороны, и возможностей общеобразовательной организации, с другой. Совместное обучение обучающегося с ОВЗ с более низким уровнем психического и речевого развития, которому рекомендовано ПМПК обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе потребует от общеобразовательной организации более серьезного подхода к созданию специальных условий, поэтому не все образовательные организации могут этому соответствовать. Обучение обучающегося с ОВЗ в одном классе со сверстниками по адаптированной основной общеобразовательной программе потребует от общеобразовательной организации дополнительных ресурсов, а именно: разработки соответствующей АООП, введения ставок учителя - дефектолога, педагога-тьютора, 25 подготовки педагогов основного образования к работе с обучающимися с ОВЗ, организации при необходимости сетевого взаимодействия при реализации АООП. Учебные занятия по данному варианту могут проводится по индивидуальному расписанию, которое должно быть согласовано с родителями (законными представителями) обучающегося. Расписание занятий интегрируется в соответствии с индивидуальным учебным планом. Например, вместо уроков физики, химии, иностранного языка в классе, к которому прикреплен обучающийся с ОВЗ, для него планируются уроки трудового обучения, которые проводятся по расписанию уроков технологии в других классах общеобразовательной организации. Обучающийся с ОВЗ приходит на урок технологии в другой класс и выполняет индивидуальные задания в соответствии со своей АООП. Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по индивидуальному учебному графику за сеткой часов индивидуального учебного плана, после динамической паузы в режиме учебного дня. III вариант: создание отдельных классов для обучающихся с ОВЗ по соответствующим АООП Реализация данного варианта также потребует от общеобразовательной организации серьезного подхода к созданию специальных условий, поэтому не все образовательные организации также смогут этому соответствовать (требования к разработке АООП, созданию условий приведены в соответствующих разделах данных Методических рекомендаций). При поступлении в инклюзивный класс на основе заключения ПМПК для ребенка с ОВЗ составляется адаптированная образовательная программа и заключается договор между школой и родителями (или законными представителями) учащегося о характере предоставляемых образовательных и коррекционно-образовательных услуг, формах и способах участия родителей в процессе обучения и воспитания ребенка с ОВЗ и ориентировочных результатах инклюзивного обучения. Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает адаптированную образовательную программу для обучающихся с ОВЗ. Основные сокращения, термины, использованные в данных методических рекомендациях сокращения 273-ФЗ - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа; БУД – базовые учебные действия; ЗПР – задержка психического развития; инклюзивное образование - инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; ИПРА - индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида; НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата; НОО – начальное общее образование; обучающиеся с ОВЗ - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), дети - инвалиды ОВЗ – ограниченные возможности здоровья; ООО – основное общее образование; ООП (НОО, ООО, СОО) - основная общеобразовательная программа (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования); 26 ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия; ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум; РАС – расстройства аутистического спектра; СИПР – специальная индивидуальная программа развития; СОО – среднее общее образование; ТМНР – тяжелые и множественные нарушения развития. ТНР – тяжелые нарушения речи; УУД универсальные учебные действия; ФГОС НОО – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; ФГОС НОО ОВЗ, Стандарт – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; ФГОС ООО – федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; ФГОС ОУО, Стандарт – федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); ФГОС СОО– федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; ЦППМСП - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; термины, определения адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (пункт 28 статьи 2 273-ФЗ), индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (пункт 23 статьи 2 273-ФЗ), инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей(пункт 27 статьи 2 273-ФЗ). качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (пункт 29 статьи 2 273-ФЗ), квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (пункт 5 статьи 2 273-ФЗ), направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно- 27 тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (пункт 23 статьи 2 273- ФЗ), образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ (пункт 17 статьи 2 273-ФЗ), образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (пункт 18 статьи 2 273-ФЗ), обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 273-ФЗ), педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (пункт 21 статьи 2 273-ФЗ), средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратнопрограммные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности(пункт 26 статьи 2 273-ФЗ), участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (пункт 31 статьи 2 273-ФЗ),
© 2021, Павлова Елена Владимировна 630