СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм работы при подготовке реализации АООП.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм работы при подготовке реализации АООП.

1. Выявление отклонений в развитии обучающегося

2. Подготовка к проведению обследования ребенка ПМПК:

2.1. Получение письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка на обследование ПМПК.

2.2. Направление обучающегося на обследование ПМПК

3. Проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования в заключении ПМПК, заполненном на бланке, указываются: - обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; - рекомендации по определению: формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить (ООП НОО (ООП ООО, ООП СОО), вариант АООП НОО (АООП ООО, АООП СОО), форм и методов психолого-медико-педагогической помощи (направления работы специалистов сопровождения (учитель – логопед, учитель - психолог, учитель – дефектолог и т.д.), - созданию специальных условий для получения образования( в т.ч. условия прохождения государственной итоговой аттестации и т.д.). Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

4. Получение заключения ПМПК с рекомендациями по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ.

5. Предоставление родителями (законными представителями) обучающихся заключения ПМПК в общеобразовательную организацию 6. Определение индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ на основании заключения ПМПК. Заключение ПМПК изучается специалистами психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательной организации (при наличии) или специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в общеобразовательной организации (при наличии). В случае отсутствия данных специалистов используются возможности сетевого взаимодействия с другими организациями при реализации АООП.

7. Определение варианта АООП для обучающегося с ОВЗ (в случае наличия у обучающегося инвалидности - с учетом ИПР) с учетом мнения родителей (законных представителей) Учитываются особые образовательные потребности обучающегося с ОВЗ на основании рекомендаций ПМПК В спорных случаях определения варианта АООП для обучающегося с ОВЗ следует рекомендовать более сложную образовательную среду. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение учебного года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) общеобразовательная организация может перевести обучающегося на обучение по АООП другого варианта.

8. Разработка соответствующей АООП для обучающегося с ОВЗ

8.1. Разработка АООП должна осуществляться рабочей группой, в состав которой должны входить: 23 учителя - предметники, специалисты (педагог-психолог, учителя-дефектологи, социальный педагог и т.д.).

8.2. Персональный состав рабочей группы утверждается распорядительным актом общеобразовательной организации.

8.3.В случае отсутствия у себя соответствующих специалистов общеобразовательная организация: - использует возможности сетевого взаимодействия с другими организациями при реализации АООП, - обращается за помощью в муниципальный или региональный Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи, которые в соответствии с требованиями части 4 статьи 42, 273-ФЗ должны оказывать помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществлять психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывать методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению.

8.4.После разработки рабочей группой соответствующая АООП направляется для экспертизы и согласования в психолого-медико-педагогический консилиум общеобразовательной организации (при его наличии) с целью установления соответствия разработанной АООП требованиям по созданию условий обучения с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ (группе обучающихся), для которого была разработана данная АООП. В случае если АООП разрабатывалась с помощью Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, то и экспертиза может быть проведена специалистами Центра.

8.5. После проведения экспертизы АООП принимается соответствующим коллегиальным органом управления общеобразовательной организацией и утверждается распорядительным актом общеобразовательной организации.

9. Реализация соответствующей АООП Она опирается на организацию деятельности учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в соответствии с программой и планом; и организация мониторинга учебных достижений, социальной компетентности ребенка и эффективности коррекционной работы.

9.1. Организация образовательной деятельности по соответствующей АООП с соблюдением всех требований законодательства об образовании.

9.2.Получение письменного заявления от родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ о переводе на обучение по АООП, а также согласия на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи их ребенку при реализации АООП.

9.3.В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании: - комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП, - заключения ПМПК, - с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном локальным нормативным актом общеобразовательной организации. 24 Если проблема с организацией образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ возникает из – за позиции семьи, то общеобразовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства). В содержание обращения в уполномоченные органы целесообразно дать развернутую характеристику сложившейся ситуации с ребенком, представить психолого – педагогический анализ, описать поведение родителей, меры, предпринятые общеобразовательной организацией. Образовательная программа должна иметь: титульный лист, образовательная программа должны быть прошита, пронумерована, скреплена подписью руководителя и печатью общеобразовательной организации, образовательная программа имеет приложения. Варианты организации образовательной деятельности в рамках инклюзивного образования I вариант: обучение по индивидуальному учебному плану в классе, где реализуется ООП соответствующего уровня. Обучающийся с ОВЗ, который получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения, может обучаться по индивидуальному учебному плану. В большей степени это относится к детям с первично сохранным интеллектом, и чей уровень психофизического и речевого развития приближается к нормативному. В этом случае в ООП соответствующего уровня вносятся дополнения: в целевой раздел ООП – описание индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ (цели, планируемые результаты, в содержательный раздел – программа коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, при необходимости внесение дополнений, корректив в рабочие программы учебных предметов, в организационный раздел - индивидуальный учебный план для обучения обучающегося с ОВЗ с пояснительной запиской, в которой должны быть отражены вопросы организации образовательной деятельности обучающегося с ОВЗ с учетом его особых образовательных потребностей на основании заключения ПМПК. II вариант: обучение по соответствующей АООП в классе, где реализуется ООП соответствующего уровня. Данная ситуация предполагает правильное понимание как родителями обучающихся с ОВЗ, так и педагогическим коллективом общеобразовательной организации, возможностей ребенка, с одной стороны, и возможностей общеобразовательной организации, с другой. Совместное обучение обучающегося с ОВЗ с более низким уровнем психического и речевого развития, которому рекомендовано ПМПК обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе потребует от общеобразовательной организации более серьезного подхода к созданию специальных условий, поэтому не все образовательные организации могут этому соответствовать. Обучение обучающегося с ОВЗ в одном классе со сверстниками по адаптированной основной общеобразовательной программе потребует от общеобразовательной организации дополнительных ресурсов, а именно: разработки соответствующей АООП, введения ставок учителя - дефектолога, педагога-тьютора, 25 подготовки педагогов основного образования к работе с обучающимися с ОВЗ, организации при необходимости сетевого взаимодействия при реализации АООП. Учебные занятия по данному варианту могут проводится по индивидуальному расписанию, которое должно быть согласовано с родителями (законными представителями) обучающегося. Расписание занятий интегрируется в соответствии с индивидуальным учебным планом. Например, вместо уроков физики, химии, иностранного языка в классе, к которому прикреплен обучающийся с ОВЗ, для него планируются уроки трудового обучения, которые проводятся по расписанию уроков технологии в других классах общеобразовательной организации. Обучающийся с ОВЗ приходит на урок технологии в другой класс и выполняет индивидуальные задания в соответствии со своей АООП. Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по индивидуальному учебному графику за сеткой часов индивидуального учебного плана, после динамической паузы в режиме учебного дня. III вариант: создание отдельных классов для обучающихся с ОВЗ по соответствующим АООП Реализация данного варианта также потребует от общеобразовательной организации серьезного подхода к созданию специальных условий, поэтому не все образовательные организации также смогут этому соответствовать (требования к разработке АООП, созданию условий приведены в соответствующих разделах данных Методических рекомендаций). При поступлении в инклюзивный класс на основе заключения ПМПК для ребенка с ОВЗ составляется адаптированная образовательная программа и заключается договор между школой и родителями (или законными представителями) учащегося о характере предоставляемых образовательных и коррекционно-образовательных услуг, формах и способах участия родителей в процессе обучения и воспитания ребенка с ОВЗ и ориентировочных результатах инклюзивного обучения. Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает адаптированную образовательную программу для обучающихся с ОВЗ. Основные сокращения, термины, использованные в данных методических рекомендациях сокращения 273-ФЗ - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа; БУД – базовые учебные действия; ЗПР – задержка психического развития; инклюзивное образование - инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; ИПРА - индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида; НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата; НОО – начальное общее образование; обучающиеся с ОВЗ - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), дети - инвалиды ОВЗ – ограниченные возможности здоровья; ООО – основное общее образование; ООП (НОО, ООО, СОО) - основная общеобразовательная программа (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования); 26 ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия; ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум; РАС – расстройства аутистического спектра; СИПР – специальная индивидуальная программа развития; СОО – среднее общее образование; ТМНР – тяжелые и множественные нарушения развития. ТНР – тяжелые нарушения речи; УУД универсальные учебные действия; ФГОС НОО – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; ФГОС НОО ОВЗ, Стандарт – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; ФГОС ООО – федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; ФГОС ОУО, Стандарт – федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); ФГОС СОО– федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; ЦППМСП - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; термины, определения адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (пункт 28 статьи 2 273-ФЗ), индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (пункт 23 статьи 2 273-ФЗ), инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей(пункт 27 статьи 2 273-ФЗ). качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (пункт 29 статьи 2 273-ФЗ), квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (пункт 5 статьи 2 273-ФЗ), направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно- 27 тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (пункт 23 статьи 2 273- ФЗ), образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ (пункт 17 статьи 2 273-ФЗ), образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (пункт 18 статьи 2 273-ФЗ), обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 273-ФЗ), педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (пункт 21 статьи 2 273-ФЗ), средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратнопрограммные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности(пункт 26 статьи 2 273-ФЗ), участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (пункт 31 статьи 2 273-ФЗ),

31.10.2021 08:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!