СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология продуктивного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). Краткая версия.

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом. I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Практикум

Технология продуктивного чтения

Три этапа работы с текстом (на примере 6 класса)

Экологические проблемы в литосфере

До чтения

  • Выскажите предположение, о чем может говориться в тексте с таким названием.
  • Объясните, что значит разумное природопользование.

Во время чтения

  • Чтобы проверить свое предположение, прочитайте текст, ведя диалог с автором:
  • – задайте вопрос к тексту;
  • – предположите ответ;
  • – проверьте себя по тексту.
  • После чтения текста сделайте вывод по проблеме ответа

Искусственная часть литосферы ( В – Что это такое? Чем представлена? О – Предположите ответ.) не избежала пагубного воздействия времени. Ветровая эрозия сокрушает, казалось бы неподвластные пирамиды Египта. Под действием воды и ветра рушатся древние статуи, в Венеции разъедаются солёной мраморные плиты дворцов. Пройдут тысячелетия – и эти сооружения из камня могут остаться символами былых эпох. (П – на какой вопрос мы получили ответ?)

В результате работы воды и ветра перемещается огромное количество частиц разрушенных горных пород. Этот процесс называют эрозией. – Каковы причины возникновения данного процесса? О – Предположите ответ.) Эрозия «съедает» пространства пахотных земель, морские и речные берега. Только за последние сто лет эрозии подверглась третья часть всех обрабатываемых земель мира. Наибольших размеров эти процессы достигли в крупных земледельческих районах – на территории Индии, Китая и США. Главной причиной современной эрозии является хозяйственная деятельность людей: распашка склонов, вырубка лесов, неумеренный выпас скота. (П – На какой вопрос мы получили ответ? В – К каким последствиям приводит эрозия? О – Предположите ответ.) Рост оврагов и пыльные бури – основные следствия водной и ветровой эрозии (рис. 1)

(П – На какой вопрос мы получили ответ? В – Как можно предотвратить действие эрозии? Составьте перечень мероприятий, направленных на сохранение природных ландшафтов.) Для борьбы с ними создаются лесозащитные полосы, на склонах сеют травы и сажают деревья (рис.2)

Современная разработка полезных ископаемых сопровождается гигантским перемещением горных пород. Масштабы человеческой деятельности зачастую могут быть сравнимы с природными геологическими процессами. Например, ежегодно вынимаемые из недр огромные массы полезных ископаемых и сопутствующих пород превышают объем изливаемой всеми вулканами лавы. Реки вырабатывают свои долины тысячелетиями, вынося горные породы, а при строительстве каналов для этого требуется всего лишь несколько лет. ( П – на какой вопрос мы получили ответ?)

После чтения сделайте вывод о проблеме

Категория: География
21.07.2015 11:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!