СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология продуктивного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране значительно снизился интерес к чтению книг и художественной литературы, в частности.

Факторы, вызвавшие это явление:

  1. Глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета (дети и взрослые могут беспрепятственно получить любую информацию, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения). Художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается, и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?
  2. Засилье СМИ (телевидение, пресса) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий человек-это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчиненным по самой последней модели телефона. Нет рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих книгу как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!
  3. Объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и свое время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания детям. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приемы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребенка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению - «потому что задали». Это означает, что дети лишаются целого мира - мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека, как интересную личность. В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книги».

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой – вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребенка в детском саду. В связи с этим возникает потребность в новых технологиях, направленных на формирование основ читательской грамотности ребёнка. Одной из инновационных образовательных технологий использую в работе технологию продуктивного чтения-слушания, разработанную авторами О.В.Чиндиловой и Е.В. Бунеевой. Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Для детей дошкольного возраста характерно чтение - слушание, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного. Конспекты НОД разработала на основе образовательной программы «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева и технологии продуктивного чтения – слушания. Данная технология предполагает 3 этапа:

1.Работа с текстом.

2.Работа с текстом во время чтения.

3.Работа с текстом после чтения.

На первом этапе решается главная задача - вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать произведение. Дети рассматривают иллюстрации, высказывают свои предположения о сказке. На втором этапе дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Работа с текстом после чтения предполагает обсуждение, что обеспечивает углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия. Используются подтекстовые вопросы, направленные на анализ текста. Педагог организует повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. В конце занятия детям предлагается творческое задание, которое усиливает эмоциональное и смысловое восприятие текста. Дает повод для размышления после деятельности. Систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более легким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы помогает соединить в себе воспитание ребенка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Это значит – научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребенком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.

27.02.2023 13:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!