СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране значительно снизился интерес к чтению книг и художественной литературы, в частности.
Факторы, вызвавшие это явление:
Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приемы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребенка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению - «потому что задали». Это означает, что дети лишаются целого мира - мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека, как интересную личность. В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книги».
Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой – вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребенка в детском саду. В связи с этим возникает потребность в новых технологиях, направленных на формирование основ читательской грамотности ребёнка. Одной из инновационных образовательных технологий использую в работе технологию продуктивного чтения-слушания, разработанную авторами О.В.Чиндиловой и Е.В. Бунеевой. Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Для детей дошкольного возраста характерно чтение - слушание, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного. Конспекты НОД разработала на основе образовательной программы «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева и технологии продуктивного чтения – слушания. Данная технология предполагает 3 этапа:
1.Работа с текстом.
2.Работа с текстом во время чтения.
3.Работа с текстом после чтения.
На первом этапе решается главная задача - вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать произведение. Дети рассматривают иллюстрации, высказывают свои предположения о сказке. На втором этапе дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Работа с текстом после чтения предполагает обсуждение, что обеспечивает углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия. Используются подтекстовые вопросы, направленные на анализ текста. Педагог организует повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. В конце занятия детям предлагается творческое задание, которое усиливает эмоциональное и смысловое восприятие текста. Дает повод для размышления после деятельности. Систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более легким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы помогает соединить в себе воспитание ребенка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Это значит – научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребенком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.
© 2023, Молчанова Надежда Валерьевна 76