СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология продуктивного чтения в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Технология продуктивного чтения в начальной школе.

Читать и не понимать - то же, что совсем не читать. (Ян Амос Коменский.)

Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, поняли смысл прочитанного.

Вместе с тем школьная практика показывает, что в досуге сегодняшнего ребёнка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, ( его вытеснили различные компьютерные игры, резко изменилась общественная жизнь )интерес к литературе заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения.

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения информации, ведется перечитывание, глубокое понимание текста.

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагала работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала мы готовим ребёнка к восприятию текста: рассказываем о писателе, тематике его произведений, затем объясняем значение непонятных (с нашей точки зрения) слов, которые мы сами заранее выписали из текста, потом (опять же сами) выразительно читаем текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на наши вопросы. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан нами. В результате деятельность детей не мотивирована и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

Сейчас ФГОС предусматривают, чтобы дети говорили сами и многие из вас, наверно, используют технологию продуктивного чтения на уроках.

Организация продуктивного чтения состоит из трех этапов: Целью первого этапа «Работа с текстом до чтения», является развитие умений предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам или создание проблемной ситуации. Задача учителя: мотивировать на прочтение произведения. Главная цель второго этапа «Работа с текстом во время чтения» – освоение содержания, основной мысли текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Наша задача: обеспечить полноценное восприятие текста. Первичное чтение (самостоятельное чтение или комбинированное, выявление первичного восприятия с помощью беседы, выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраски прочитанного текста) Перечитывание текста (повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов, анализ: комментированное чтение, диалог с автором через текст, беседа по прочитанному произведению и т.д., постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части). Беседа по содержанию в целом (обобщение прочитанного, обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение, пересказ, словесное рисование). На заключительном этапе урока «Работа с текстом после чтения» идет обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, формулирование основной идеи текста. Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие и понимание текста. На этом этапе используются обобщающие вопросы, творческие задания. При этом формируются предметные универсальные учебные действия: умение производить анализ и сравнение, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, умение читать свободно, бегло и выразительно вслух и «про себя», со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему. Формируются метапредметные УУД: умение обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умение проявлять инициативу и самостоятельность; умение ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.

Литературное чтение

Предлагаю вниманию фрагменты работы с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица» с использованием технологии продуктивного чтения На 1 этапе «Работа с текстом до чтения» ребята делятся на группы, им даются задания. Первая группа по иллюстрации пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте? Вторая группа, используя ключевые слова (Ворона, Лисица, сыр, ель), высказывает свое предположение о происходящих событиях. Третья группа пытается предположить, о чем пойдет речь в рассказе по его названию и автору. На втором этапе «Работа с текстом во время чтения»: 1.Первичное (самостоятельное) чтение текста - Подтвердились ли наши предположения? 2.Перечитывание текста. «Диалог с автором» - Вопросы к автору. Примерные задания: -Что заставило Лисицу льстить Вороне? - Проследите по тексту, какие глаголы использует автор для описания действий Вороны. -Вспомните последовательность действий, совершаемых Лисицей? С какой целью она это делает? (вертит хвостом; на цыпочках подходит; говорит так сладко, чуть дыша; глаз не сводит; была такова) -Кому из главных героев подходят для описания слова? (неуклюжая, глупая, задумчивая, доверчивая, хитрая, расчётливая, коварная, плутовка, растяпа, простофиля) Обоснуйте свой ответ.- Деление текста на части: завязка, кульминация, развязка, мораль. Выборочное чтение частей произведения: «…бог послал кусочек сыру» «…сырный дух Лису остановил» «Сыр выпал…» «Уж сколько раз твердили миру…» На заключительном этапе урока «Работа с текстом после чтения»: - Проблемный вопрос ко всему тексту. «Что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» - Какие из пословиц подходят к басне: «Верь своим очам, а не чужим речам» «На языке медок, а на сердце - ледок» «У лести нет чести»

Математика

Технология продуктивного чтения при решении задач играет одну из ведущих ролей в формировании грамотной математической речи и универсальных учебных действий младших школьников.

Технология продуктивного чтения связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях как синтез и анализ, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Эти мыслительные операции в психолого-педагогической литературе принято называть логическими приемами мышления или приемами умственных действий.

Продуктивные приемы - это приемы, которые связаны с активной работой мышления через использование приемов умственных действий (анализ и синтез, классификация, аналогия, обобщение). В окружающей жизни возникает множество таких жизненных ситуаций, которые связаны с числами и требуют выполнения арифметических действий над ними - это задачи.

Сегодня мы с вами будем решать задачи, и, применяя технологию продуктивного чтения, рассмотрим несколько приёмов по формированию применения усвоенной информации в разнообразных нетиповых случаях, требующих создания новых методов при работе с задачей.

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания задач начинаю с первых уроков, составляя математические рассказы по иллюстрациям и картинкам в учебнике, усложняя приёмы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Вот несколько приёмов работы над задачей до её чтения.

В ходе урока (это не относится к урокам открытия новых знаний) предлагаю игру «Попробуй найти!», в ходе которой я кратко сообщаю классу, про что будет наша задача или её вид. Во время игры развивается внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике. Большим плюсом в работе с задачей станет то, если учащимся не составит труда по схеме, рисунку сказать, про что будет задача. Ещё одна игра - «Угадай-ка!». Выбранный ученик читает в учебнике любые три слова задачи или другого задания, а дети должны быстро отыскать в тексте учебника требуемый номер или формулировку правила.

Приём «Верите ли Вы?» может быть началом урока открытия новых знаний. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, ситуацию, обстановку, систему правил. Например, в начале изучения темы «Углы» во 2 класс предлагаю учащимся (слайд14) поиграть в игру «Верю - не верю»: Прошу установить, верны ли утверждения

Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом.

Угол – это геометрическая фигура.

Угол состоит из двух пресекающихся прямых.

Бывают углы остроумные и тупые.

Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.

Равные углы – это те, у которых равны стороны.

Бывает угол прямой.

Угол может быть тощим.

Затем прошу учеников обосновать свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст учебника, практическая работа, электронное приложение) я возвращаюсь к данным утверждениям и прошу детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Для организации продуктивного чтения в процессе обучения решению задач необходимо ориентироваться на основные этапы.

Работаем над простыми задачами.

- От мотка проволоки отрезали 8 м, в нём осталось 7м. Сколько метров проволоки было в мотке?

- О чём говориться в задаче?

- Что известно?

- Что нужно найти?

- Представьте себе моток проволоки. Что с ним сделали?(отрезали 8 м).

- Как отрезали кусок проволоки? (проволоку резали ножницами по металлу).

- Что мы знаем об оставшемся мотке? (длина проволоки в нём 7м)

- Что нам нужно найти? (сколько проволоки было в мотке до того, как от него отрезали часть проволоки).

- Каким действием будем решать задачу?

- Назовите ответ задачи. (в мотке 15 м проволоки)

- Кто не согласен?

- У кого такой же ответ?

- Сколько обратных задач можно составить к данной задаче? (2)

Процесс получения задачи, обратной данной, насыщен различными приёмами умственных действий. Учащиеся должны проанализировать задачу, составить план решения, осуществить его.

Прием решения обратной задачи является эффективным для развития логического мышления, так как в процессе составления обратной задачи учащиеся анализируют данные и искомое исходной задачи, синтетическим путем подставляют полученное числовое значение вместо искомого, а одно из данных ставят на его место. Дети учатся сравнивать исходную задачу и полученную в результате изменения.

- Итак, составьте обратную задачу, где неизвестным будет меньшая часть.

- Нарастите задачу: добавьте третью часть. Как будет выглядеть ваша задача? (От мотка проволоки отрезали длинный кусок 8 м и короткий 3 м. После этого в нём осталось 7м. Сколько метров проволоки было в мотке?)

- Изменится ли действие задачи? (нет)

- А ответ? (да)

- Почему? (добавили ещё одну часть)

- Какой вопрос неуместен в задаче? (сколько проволоки осталось; сколько отрезали).

Формированию читательской грамотности способствует и тесное взаимодействие с библиотекой. Проводятся библиотечные уроки, на которых, используя предметное содержание, обучающиеся получают возможность поработать с дополнительной литературой, углубить свои знания, а главное, выполняют продуктивные задания на поиск и понимание прочитанного, преобразование и интерпретацию, оценку информации. Традицией являются книжные выставки по различной тематике: «Книжные новинки», «Парад литературных героев», «Книги-юбиляры», «Юбилеи писателей», «В мире словарей» и др.

Немаловажным является взаимодействие с родителями. Родители привлекаются к проведению мероприятий. Традиционным является проведение конкурсов «мама, папа, я – читающая семья».

Технология продуктивного чтения помогает учителю в решении задач ФГОС, поскольку способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

Достоинства технологии продуктивного чтения:

применима самостоятельно вне урока

возрастосообразна и доступна

ориентирована на развитие личности читателя

развивает умение прогнозировать результаты чтения

способствует достижению понимания на уровне смысла

Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».

20.12.2019 18:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!