СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль второго иностранного языка в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль второго иностранного языка при получении общего среднего образования в школе

Знание иностранных языков в современном мире трудно переоценить. Постоянно растущие международные связи в различных областях человеческой деятельности требуют всё больше специалистов, свободно владеющих не только разговорным языком, но и профессиональной терминологией. Эти специфические знания, безусловно, будут получены уже в высших учебных заведениях, но основа языка, вполне может быть заложена ещё в общеобразовательной школе. Именно поэтому в 2018 году Министерством образования РФ принято решение, что в перечне обязательных для изучения дисциплин наряду с русским, родным и иностранным языками, включено также и обязательное изучение второго иностранного языка.

«В мае 2018 года Министерство образования и науки РФ напомнило образовательным организациям о том, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным для всех. Данная позиция отражена в письме Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08–1214».

Согласно опубликованному на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ изучению второго иностранного языка отводится 2 часа в неделю. К сожалению, эти часы не всегда входят в сетку основных часов, а могут вестись как внеурочные занятия. Очевидно, что это противоречит общей концепции Министерства образования и впрямую нарушает права учащихся. Следует отметить, что в 2016 г. было опубликовано письмо, разрешающее учитывать запросы родителей для введения в программу второго иностранного языка. Однако, письмо от 17 мая 2018 г. № 08–1214, отменяет действие предыдущего, учитывающего согласие родителей, которые не всегда понимают важность принятого решения при отказе.

Между тем опыт стран Евросоюза показывает, что правильно организованный учебный процесс позволяет выпускникам школ освоить три и более иностранных языка. Так в Финляндии, имеющей два государственных языка – финский и шведский, школьники в обязательном порядке изучают второй государственный и английский языки, а также на выбор ещё один или два, например, французский и/или испанский. Причем, нагрузка в данном случае вводится постепенно: в начальной школе – первый иностранный язык, как правило английский; в среднем звене добавляется второй иностранный язык; а старшеклассники овладевают и третьим иностранным языком по выбору. Хочется особо отметить, что родители с пониманием и одобрением относятся к поставленному таким образом гуманитарному образованию.

В отличие от зарубежных стран, родители наших учащихся не всегда осознают значение изучаемого второго языка в развитии и образовании своего ребёнка. Нередко им кажется это неоправданной дополнительной нагрузкой. И сами учащиеся не всегда имеют достаточную мотивацию. Часто такой взгляд обусловлен тем, что в Петербурге большое количество детей занимаются в системе дополнительного образования: это музыкальные и художественные школы, танцевальные студии, дома технического и детского творчества, различные кружки и индивидуальные занятия. Однако, хочется привести слова нашего современника известного английского художника-керамиста, автора книги «Заяц с янтарными глазами» Эдмунда де Вааля: «Если вы знаете языки, вы везде будете как дома», вполне соответствующих словам чешской пословицы: «С каждым новым языком вы проживаете новую жизнь. Если вы знаете только один язык, вы живете всего один раз».

Отметим, что «второй иностранный» не исчезает после окончания девятого класса: согласно ФГОС для старшей школы, второй иностранный язык (базовый и углубленный уровни) также упоминается в числе учебных предметов из обязательных предметных областей.

Таким образом, предметные результаты второго иностранного языка при окончании обучения в средней общеобразовательной школе смогут соответствовать требованиям ФГОС:

  • формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
  • формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
  • расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
  • достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
  • создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.
Категория: Немецкий язык
06.10.2019 11:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!