СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Второй иностранный язык: за или против?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни для кого не станет открытием тот факт, что современная жизнь, изменяясь практически молниеносно, предъявляет всё новые требования к членам общества. Успешному человеку нужно быть в курсе развития техники и науки, быстро ориентироваться в мире открытий, уметь использовать любые возможности для самореализации, быть мобильным и коммуникабельным. Так, в современной школе актуальным вопросом, насущным требованием общества стало изучение второго иностранного языка. В то же время введение нового Федерального государственного стандарта основного общего образования, который включил второй иностранный язык в перечень обязательных дисциплин, до сих пор вызывает немало споров и обсуждений.

Конечно, истории известно много поистине незаурядных личностей, которые владели несколькими языками. Например, Клеопатра знала 10 языков, Александр Грибоедов - 9, Лев Толстой - 15. А наш современник писатель и переводчик из Венгрии Иштван Даби на разном уровне владеет 103 языками! Все эти люди вызывают восхищение своим умом и способностями!

Но как же обстоит дело в рамках общеобразовательного процесса? Несомненно, есть как сторонники, так и противники введения второго иностранного языка в школе. Этот вопрос не оставил равнодушным никого: ни учеников, ни родителей, ни учителей.

Плюсы и минусы введения второго иностранного языка

Рассмотрим для начала, почему же стоит изучать второй иностранный язык ещё в школе:

  1. Изучение языков – это отличная гимнастика для ума, которая позволит думать быстро, гибко, логично.
  2. Обширный словарный запас и развитие возможностей памяти. Процесс изучения новой лингвистической системы, логики, графики, орфоэпии, лексики, грамматики развивает интеллектуальные способности.
  3. Уверенность в себе, своих силах, способностях, возможностях. Люди, знающие несколько иностранных языков, более решительны, смело принимают обдуманные решения, не боятся нести ответственность за них.
  4. Расширение границ мира, с которым можно беспрепятственно общаться во время путешествий, бесед по Скайпу с зарубежными друзьями, переписки по электронной почте.
  5. Реальная возможность устроиться на интересную высокооплачиваемую работу, быстрый успешный карьерный рост.
  6. Возможность продолжить свое образование за рубежом, стажировки и практика в международных научных центрах.
  7. Понимание смысла любимых песен, просмотр фильмов без перевода, чтение книг, изданных на родном языке писателя или поэта.
  8. Увлекательное, захватывающее хобби, способ самосовершенствования.
  9. Знание языков расширяет кругозор человека, делает его интересным собеседником. Такие люди много знают, имеют независимое собственное мнение.
  10. Возможность чувствовать себя настоящим, полноценным человеком, жить в полную силу, ощущать мир во всем его многообразии, уважать себя.

В то же время в современных школах мы сталкиваемся с рядом трудностей с введением второго иностранного языка как обязательного предмета:

  1. Увеличение учебной нагрузки на ребенка. Нагрузка на учеников большая и не все дети одинаково успешно с ней справляются. Учебная мотивация к пятому классу заметно снижается, причиной этого является большая нагрузка. По результатам опроса детей менее 30% из них хотели бы изучать второй иностранный язык, так как не успевают подготовиться к остальным предметам.
  2. Для школы введение второго иностранного языка становится проблемой. Нужны новые хорошо подготовленные педагоги с достойной зарплатой. Нужны кабинеты, которых во многих школах не хватает, и занятия ведутся в две смены. Нужны новые учебники, которые стоят немалых денег. Бюджет многих школ этого не сможет позволить.
  3. После школы во многих вузах и техникумах изучается только один иностранный язык. Надо развивать изучение двух языков и в этих учебных заведениях.

Как к изучению языков подходят за рубежом?

Всегда интересно сравнить свою ситуацию с тем, как это у других.

В Европейском союзе школьники обязаны изучать иностранные языки, и это не обсуждается. Обычно на каждый язык выделяется от двух до четырех часов в неделю. В некоторых странах у старшеклассников появляется еще и третий язык. И это не вызывает возмущений у родителей – ведь хорошее образование ценно всегда. Трудно стать признанным специалистом, владея только своим родным языком и немного – английским.

С другой стороны, выбор языков в школах Европы разнится от страны к стране. Например, во Франции планируется отменить изучение второго иностранного, а именно немецкого. По этому поводу даже назревают дипломатические разногласия между Германией и Францией. Учителя немецкого во Франции весьма недовольны перспективой лишиться работы.

Общая тенденция такова, что кроме английского, в европейских странах больше изучают языки соседей, а не восточные или экзотические языки. В Румынии это французский (как и румынский, восходящий к латыни). Во многих восточноевропейских школах до сих пор преподают немецкий – как эхо холодной войны, как знак братства с ГДР. Изредка по этой же причине остается и русский в качестве второго иностранного (Прибалтика).

Испанский язык традиционно в числе лидеров среди преподаваемых в школах Европы, но в североевропейских странах он особенно распространен.

Наши соседи – жители Украины – тоже планируют введение обязательного второго иностранного для своих детей. Причем английский вводится уже с первого класса, а второй – с пятого. Выбор предлагаемых для изучения языков, достаточно широк:

• немецкий;

• французский;

• испанский;

• польский;

• русский;

• языки национальных меньшинств.

Как видим, европейцы в основной массе единодушны в необходимости лингвистического разнообразия в средней школе.

Главное, как всегда, заключается в деталях. Нужно, чтобы реализация была столь же хорошей, сколько и сама идея. Чтобы были созданы адекватные условия со стороны кадров, построения учебного плана, материального обеспечения.

Какой второй иностранный язык выбрать?

На мой взгляд, это английский и немецкий языки.

Как известно, английский язык является международным языком общения. Его используют бизнесмены, пилоты, дипломаты, политики, диспетчеры и ученые. Этот иностранный язык доминирует в списке иностранных языков, изучаемых в школах и вузах во всем мире. Английский язык занимает второе место в мире по числу говорящих на нем людей. Число носителей английского языка как родного — около 410 млн., говорящих (включая второй язык) — около 1 млрд. человек.

Современные тенденции общественного развития в Европе способствуют возрастающей роли немецкого языка, который входит в десятку языков мира, и популярность которого как изучаемого иностранного языка возрастает. Каждый год немецкий язык начинают изучать 15–18 миллионов человек. Число носителей немецкого языка насчитывает 105 млн. человек, и еще около 80 млн. владеют им как иностранным языком. Этот язык широко распространен в сети Интернет. Около 7 % пользователей Интернет говорят на немецком языке, а 12 % запросов в поисковой системе Google делается на немецком языке. Немецкий и английские языки относятся к одной языковой семье — индоевропейской, к одной группе –германской, к одной подгруппе — западно-германской. Немцы и англичане имеют общее происхождение, их предки — племена древних германцев.

Основа английского языка осталась германской, но он включает в себя огромное количество французских, латинских, кельтских и скандинавских заимствований. Основой немецкого языка являются наречия древнегерманских племён. Этот язык не испытал на себе влияние старофранцузского языка и, как английский, включает в себя много латинских заимствований.

Заключение

Анализируя вышесказанное, хочется сказать, что введение в образовательную программу второго иностранного языка несёт в себе как плюсы, так и минусы. Если мы не в силах изменить сам стандарт, то, возможно, следует рассмотреть вариант не обязательного изучения, а, скажем, по выбору. Думается, вариант факультативных занятий тоже стал бы неплохой альтернативой уроку.

В заключение хотелось бы привести слова Святого Августина, который говорил: «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость».

Ни для кого не станет открытием тот факт, что современная жизнь, изменяясь практически молниеносно, предъявляет всё новые требования к членам общества. Успешному человеку нужно быть в курсе развития техники и науки, быстро ориентироваться в мире открытий, уметь использовать любые возможности для самореализации, быть мобильным и коммуникабельным. Так, в современной школе актуальным вопросом, насущным требованием общества стало изучение второго иностранного языка. В то же время введение нового Федерального государственного стандарта основного общего образования, который включил второй иностранный язык в перечень обязательных дисциплин, до сих пор вызывает немало споров и обсуждений.

Конечно, истории известно много поистине незаурядных личностей, которые владели несколькими языками. Например, Клеопатра знала 10 языков, Александр Грибоедов - 9, Лев Толстой - 15. А наш современник писатель и переводчик из Венгрии Иштван Даби на разном уровне владеет 103 языками! Все эти люди вызывают восхищение своим умом и способностями!

Но как же обстоит дело в рамках общеобразовательного процесса? Несомненно, есть как сторонники, так и противники введения второго иностранного языка в школе. Этот вопрос не оставил равнодушным никого: ни учеников, ни родителей, ни учителей.

Плюсы и минусы введения второго иностранного языка

Рассмотрим для начала, почему же стоит изучать второй иностранный язык ещё в школе:

  1. Изучение языков – это отличная гимнастика для ума, которая позволит думать быстро, гибко, логично.
  2. Обширный словарный запас и развитие возможностей памяти. Процесс изучения новой лингвистической системы, логики, графики, орфоэпии, лексики, грамматики развивает интеллектуальные способности.
  3. Уверенность в себе, своих силах, способностях, возможностях. Люди, знающие несколько иностранных языков, более решительны, смело принимают обдуманные решения, не боятся нести ответственность за них.
  4. Расширение границ мира, с которым можно беспрепятственно общаться во время путешествий, бесед по Скайпу с зарубежными друзьями, переписки по электронной почте.
  5. Реальная возможность устроиться на интересную высокооплачиваемую работу, быстрый успешный карьерный рост.
  6. Возможность продолжить свое образование за рубежом, стажировки и практика в международных научных центрах.
  7. Понимание смысла любимых песен, просмотр фильмов без перевода, чтение книг, изданных на родном языке писателя или поэта.
  8. Увлекательное, захватывающее хобби, способ самосовершенствования.
  9. Знание языков расширяет кругозор человека, делает его интересным собеседником. Такие люди много знают, имеют независимое собственное мнение.
  10. Возможность чувствовать себя настоящим, полноценным человеком, жить в полную силу, ощущать мир во всем его многообразии, уважать себя.

В то же время в современных школах мы сталкиваемся с рядом трудностей с введением второго иностранного языка как обязательного предмета:

  1. Увеличение учебной нагрузки на ребенка. Нагрузка на учеников большая и не все дети одинаково успешно с ней справляются. Учебная мотивация к пятому классу заметно снижается, причиной этого является большая нагрузка. По результатам опроса детей менее 30% из них хотели бы изучать второй иностранный язык, так как не успевают подготовиться к остальным предметам.
  2. Для школы введение второго иностранного языка становится проблемой. Нужны новые хорошо подготовленные педагоги с достойной зарплатой. Нужны кабинеты, которых во многих школах не хватает, и занятия ведутся в две смены. Нужны новые учебники, которые стоят немалых денег. Бюджет многих школ этого не сможет позволить.
  3. После школы во многих вузах и техникумах изучается только один иностранный язык. Надо развивать изучение двух языков и в этих учебных заведениях.

Как к изучению языков подходят за рубежом?

Всегда интересно сравнить свою ситуацию с тем, как это у других.

В Европейском союзе школьники обязаны изучать иностранные языки, и это не обсуждается. Обычно на каждый язык выделяется от двух до четырех часов в неделю. В некоторых странах у старшеклассников появляется еще и третий язык. И это не вызывает возмущений у родителей – ведь хорошее образование ценно всегда. Трудно стать признанным специалистом, владея только своим родным языком и немного – английским.

С другой стороны, выбор языков в школах Европы разнится от страны к стране. Например, во Франции планируется отменить изучение второго иностранного, а именно немецкого. По этому поводу даже назревают дипломатические разногласия между Германией и Францией. Учителя немецкого во Франции весьма недовольны перспективой лишиться работы.

Общая тенденция такова, что кроме английского, в европейских странах больше изучают языки соседей, а не восточные или экзотические языки. В Румынии это французский (как и румынский, восходящий к латыни). Во многих восточноевропейских школах до сих пор преподают немецкий – как эхо холодной войны, как знак братства с ГДР. Изредка по этой же причине остается и русский в качестве второго иностранного (Прибалтика).

Испанский язык традиционно в числе лидеров среди преподаваемых в школах Европы, но в североевропейских странах он особенно распространен.

Наши соседи – жители Украины – тоже планируют введение обязательного второго иностранного для своих детей. Причем английский вводится уже с первого класса, а второй – с пятого. Выбор предлагаемых для изучения языков, достаточно широк:

• немецкий;

• французский;

• испанский;

• польский;

• русский;

• языки национальных меньшинств.

Как видим, европейцы в основной массе единодушны в необходимости лингвистического разнообразия в средней школе.

Главное, как всегда, заключается в деталях. Нужно, чтобы реализация была столь же хорошей, сколько и сама идея. Чтобы были созданы адекватные условия со стороны кадров, построения учебного плана, материального обеспечения.

Какой второй иностранный язык выбрать?

На мой взгляд, это английский и немецкий языки.

Как известно, английский язык является международным языком общения. Его используют бизнесмены, пилоты, дипломаты, политики, диспетчеры и ученые. Этот иностранный язык доминирует в списке иностранных языков, изучаемых в школах и вузах во всем мире. Английский язык занимает второе место в мире по числу говорящих на нем людей. Число носителей английского языка как родного — около 410 млн., говорящих (включая второй язык) — около 1 млрд. человек.

Современные тенденции общественного развития в Европе способствуют возрастающей роли немецкого языка, который входит в десятку языков мира, и популярность которого как изучаемого иностранного языка возрастает. Каждый год немецкий язык начинают изучать 15–18 миллионов человек. Число носителей немецкого языка насчитывает 105 млн. человек, и еще около 80 млн. владеют им как иностранным языком. Этот язык широко распространен в сети Интернет. Около 7 % пользователей Интернет говорят на немецком языке, а 12 % запросов в поисковой системе Google делается на немецком языке. Немецкий и английские языки относятся к одной языковой семье — индоевропейской, к одной группе –германской, к одной подгруппе — западно-германской. Немцы и англичане имеют общее происхождение, их предки — племена древних германцев.

Основа английского языка осталась германской, но он включает в себя огромное количество французских, латинских, кельтских и скандинавских заимствований. Основой немецкого языка являются наречия древнегерманских племён. Этот язык не испытал на себе влияние старофранцузского языка и, как английский, включает в себя много латинских заимствований.

Заключение

Анализируя вышесказанное, хочется сказать, что введение в образовательную программу второго иностранного языка несёт в себе как плюсы, так и минусы. Если мы не в силах изменить сам стандарт, то, возможно, следует рассмотреть вариант не обязательного изучения, а, скажем, по выбору. Думается, вариант факультативных занятий тоже стал бы неплохой альтернативой уроку.

В заключение хотелось бы привести слова Святого Августина, который говорил: «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость».

29.01.2022 02:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!