СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы изучения второго иностранного языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы изучения немецкого языка, как второго иностранного.

Изменения в политической, экономической жизни, происходящие в стране, повлекли за собой преобразования и в системе образования и, соответственно, в области преподавания и изучения иностранных языков, расширение международных контактов, сотрудничество на всех уровнях ставит перед современной школой задачу: изучение учащимися нескольких иностранных языков. Современные тенденции общественного развития в Европе способствуют возрастающей роли немецкого языка, который входит в десятку языков мира, и популярность которого как изучаемого иностранного языка возрастает. Каждый год немецкий язык начинают изучать 15–18 миллионов человек. Число носителей немецкого языка насчитывает 105 млн. человек, и еще около 80 млн. владеют им как иностранным языком. Этот язык широко распространен в сети Интернет. Около 7 % пользователей Интернет говорят на немецком языке, а 12 % запросов в поисковой системе Google делается на немецком языке. Немецкий и английские языки относятся к одной языковой семье — индоевропейской, к одной группе –германской, к одной подгруппе — западно-германской. Немцы и англичане имеют общее происхождение, их предки — племена древних германцев. Основа английского языка осталась германской, поэтому наблюдается сходство в языках: Тема обязательного изучения второго иностранного языка в школе не оставила равнодушными родителей и преподавателей. Если учащимся или их родителям задать вопрос: «Для чего изучать иностранные языки?», то, скорее всего, мы получим такие ответы: для путешествий, для общения с иностранцами, для чтения литературы и просмотра фильмов в оригинале. Достаточно ли это сильные мотивы изучать иностранные языки для современных школьников? Очевидно, что необходимо искать другие аргументы, которые смогут убедить обучающихся и их родителей в пользе изучения более чем одного иностранного языка. Поэтому тема мотивации к изучению второго иностранного языка является актуальной. Какие аргументы это могут быть?

Любое обучение меняет мозг. А когда мозг учится, в нем увеличивается количество и качество нервных связей, эффективность серого и белого вещества растет. Изучение иностранных языков в этом смысле чрезвычайно эффективно благодаря переключению кодов. Когда вы переходите с одного языка на другой, для мозга это очень трудная работа. А трудная – значит хорошая. Что лучше – знать несколько языков, но плохо, или один – зато в совершенстве? По мнению ученых, для развития нашего мозга выгоднее первый вариант.

Абсолютно все научные исследования лингвистов и психологов однозначно свидетельствуют о том, что чем больше языков человек знает, тем выше его интеллектуальный уровень, лучше способность к адаптации в окружающем мире и все познавательные способности, необходимые для учёбы. Память становится более прочной, ёмкой и более ассоциативной. Не случайно, в дореволюционной России в гимназиях изучали латынь и древнегреческий язык. Никто не собирался на них разговаривать, педагоги понимали и старались использовать развивающий потенциал изучения языков. Дети в дворянских семьях обязательно изучали 2-3 иностранных языка. Традиционно знание иностранных языков являлось в России показателем образованности.

Сегодня владение иностранным языком в Европе относится к числу основных компетенций, так же как умение писать и читать. Во многих странах (не только европейских) школьники успешно изучают два, а то и три иностранных языка. Например, в Тунисе - все ученики изучают 4 языка – арабский (родной), французский, английский и один иностранный по выбору (испанский, немецкий или итальянский). В Египте – арабский (родной) плюс 2 иностранных языка. В Грузии, Армении, Украине Казахстане, Азербайджане – 2 иностранных языка).

Неуверенность в своих силах.

Многие ученики говорят, что не обладают способностями к изучению иностранного языка, но это заблуждение. Люди в своей жизни освоили один из самых сложных мировых языков – русский, который по своей структуре намного сложнее, чем тот же английский или немецкий языки. Мы научились в русском языке спрягать каждый глагол, склонять каждое существительное по падежам, учить наизусть ударения (причем в зависимости от падежа, рода и числа ударения часто меняются). Для иностранцев выучить русский язык – это поистине неимоверный труд. Так что, русские люди являются носителем одного из самых сложных языков, и о неспособности изучения языка иностранного говорить не приходится.

Отсутствие поддержки со стороны родителей

Родители в большинстве случаев обходятся без знания иностранного языка в течение всей своей жизни. Видимо, поэтому они не придают особого значения этому предмету в школе.

Им следовало бы зарождать и поддерживать у своих детей стремление изучать иностранные языки, при этом постоянно разъясняя, что это реальная возможность устроиться на интересную высокооплачиваемую работу и иметь быстрый карьерный рост, понимать смысл любимых песен, смотреть фильмы без перевода. Знание языков расширяет кругозор человека, делает его интересным собеседником. Такие люди много знают, имеют собственное независимое мнение, ощущают мир во всём его многообразии, уважать себя. Таким должен быть современный человек. А бывает и так что родители в свое время изучали другой язык, в отличие от их ребенка и просто не могут помочь ему, если он столкнулся с трудностями при изучении материала или при выполнении домашнего задания

Недостаточное количество часов, отведенное на изучение иностранного языка

При такой сетке часов (3часа в неделю английский язык в среднем и старшем звене обучения, 2 часа в начальной школе и 1 час немецкий язык как второй иностранный) вряд ли можно реализовать дифференцированный, тем более индивидуальный подход, создать для них благоприятную образовательную и воспитательную среду. Кроме того, бывают сбои в расписании, когда из-за карантина, праздничных дней, выпадающих среди учебной недели и т.д. предмет отсутствует в расписании в течение нескольких недель.

Поэтому с такими большими временными промежутками между занятиями преподавателю бывает достаточно сложно внедрять формы активного обучения и реализовать программу коммуникативного обучения.

Школьники забывают учебный материал, эффективность и результативность работы понижается.

Недостаточный уровень технической оснащённости учебных кабинетов

Но, безусловно, внедрение второго иностранного языка — увеличение учебной нагрузки на ученика. Не все дети одинаково успешно с ней справляются. Учебная мотивация к пятому классу заметно снижается, причиной этого является большая нагрузка. По результатам опроса детей менее 30 % из них хотели бы изучать второй иностранный язык, так как не успевают подготовиться к остальным предметам,

Выводы

Пути решения поднятой проблемы:

  • для того, чтобы мотивировать детей на изучение второго иностранного языка, учителю необходимо не только хорошо владеть вторым иностранным языком, но и обогащать уроки знаниями из страноведении, истории языка, личным опытом общения с иностранцами;
  • участие в городских и всероссийских мероприятиях также является хорошей мотивацией.
Категория: Немецкий язык
12.01.2021 18:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!