СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Овладение вторым иностранным языком

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладение вторым иностранным языком, в данном случае немецким на базе английского, в условиях контактирования трех языков, родного, иностранного первого и иностранного второго создает возможности для большого положительного переноса на трех уровнях:

а) на уровне речемыслительной деятельности: чем большим количеством языков человек владеет, тем более развиты его речемыслительные механизмы, такие как память, механизмы восприятия, выбора, комбинирования, механизмы продуцирования при говорении и письме и т.д.

б) на уровне языка: сходные лингвистические явления в родном языке и в первом иностранном языке переносятся учащимися на второй иностранный язык, что облегчает их усвоение;

в) на уровне учебных умений, которыми обучающийся овладел в процессе изучения родного языка и особенно первого иностранного языка.

Для методики обучения второму языку это означает, что необходимо побуждать учащихся к сравнению (сопоставлению) языковых средств контактирующих языков в тех случаях, когда это поможет предотвратить отрицательное воздействие и осуществить перенос.

Преподавание второго иностранного языка реализуется с 5 класса по 11 класс, в рамках учебного времени по 2 часа в неделю и предполагает достижения учащимися базового уровня обученности, позволяющего учащимся вступать в межкультурную коммуникацию.

Весь учебный курс подразделяется на три этапа:

  • Начальный этап соответствует элементарному уровню обученности. На этом этапе учащиеся должны овладеть минимальными языковыми знаниями, коммуникативными умениями и речевыми навыками, позволяющими осуществлять общение в кругу повседневных жизненных интересов учащихся: в быту, в школе, в общественном месте.
  • Средний этап предполагает достижение учащимися среднего уровня обученности. На данном этапе развиваются и углубляются языковые знания, коммуникативные умения и речевые навыки общения в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально культурной сферах жизни.
  • Завершающий этап соответствует базовому уровню обученности. На этом этапе активно совершенствуются полученные ранее языковые знания, умения и навыки общения.

Поставленные в нормативных документах цели и задачи могут быть успешно реализованы только при условии использования современных подходов к обучению иностранным языкам с учётом психологических особенностей школьников. В данной программе излагаются методические принципы, положенные в основу УМК, раскрывается содержание обучения немецкому языку, как второму, приводятся планируемые результаты освоения учебного предмета, способы и критерии оценки их достижения, а также даётся итоговая работа по немецкому языку с подробной характеристикой её заданий и системой оценки достигнутых результатов.

Принципы обучения, лежащие в основе УМК «Горизонты»

  • Принцип коммуникативной направленности:

Данный принцип имеет важнейшее значение для реализации главной цели обучения – формирования умения общаться на немецком языке с учётом речевых возможностей и потребностей в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме. Задания УМК имеют коммуникативную направленность и включены в учебные ситуации, близкие к реальным ситуациям общения. Они создают для учащихся возможность общаться на темы, связанные с личными интересами учащихся и их ближайшим окружением. В отборе тематики учебного материала учтены интересы возраста и межпредметные связи.

Учебные материалы и система заданий УМК организованы таким образом, чтобы обеспечить создание различных ситуаций общения, интерактивные формы взаимодействия учащихся в парах, малых группах, всей группой, а также речевое партнерство учителя и учащихся в благоприятном психологическом климате. При минимуме освоенных обучающими языковых средств даже условно-речевые задания обязательно включают коммуникативные задачи, которые варьируются применительно к одному и тому же языковому материалу с тем, чтобы обеспечить некоторую новизну при многократном его повторении.

Коммуникативный подход диктует также определённые правила знакомства с языковыми единицами. Для введения слова, словосочетания, грамматической формы или конструкции следует находить такие ситуации общения, ситуационные контексты, которые могут наглядно продемонстрировать функцию данной языковой единицы, обеспечить понимание её значения и показать её реальное употребление в речи.

В структуре УМК учтены психологические особенности школьников: учитель имеет возможность комбинировать задания разных типов, позволяющие поддерживать мотивацию учащихся и регулировать их степень активности на уроке.

  • Принцип интегративного развития коммуникативных навыков:

Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Важно подчеркнуть, что письменная форма речи осваивается в ситуациях, служащих основой для формирования навыков устной речи. Один из приёмов, создающих мотивацию изучения иностранного языка и, в частности, развития навыков письма – включение в УМК ситуаций, дающих возможность общения со сверстниками посредством электронной почты.

Принцип интегративного развития коммуникативных навыков реализуется также и во взаимосвязанном обучении аудированию, говорению и чтению. На основе звучащих текстов в исполнении дикторов-носителей немецкого языка последовательно развиваются навыки чтения, а в ряде заданий акцент делается на тренировке навыков говорения. Аудиотексты выполняют не подсобную роль, а создают реальную языковую среду обучения.

  • Принцип развивающего обучения:

Поскольку приоритетом общего образования является развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей обучающихся, а также их общеучебных и специальных умений, предопределяющих успешность всего обучения, в соответствии с принципом развивающего обучения в УМК «Горизонты» сделан акцент, прежде всего, на развитии общей коммуникативной компетенции учащихся. Подобный подход развивает навыки языкового анализа, необходимые при изучении любого языка.

Формирование коммуникативной компетенции основывается на развитии навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, умении осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Это является одним из важнейших метапредметных результатов освоения образовательной программы общего образования, обозначенных ФГОС второго поколения.

Большое внимание уделяется собственно когнитивному развитию обучающихся. Уже на начальном этапе изучения второго иностранного языка им предлагаются разнообразные проблемно-поисковые задачи на учебном материале, соответствующем уровню развития, которые обеспечивают овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям из английского языка, что также соответствует требованиямиФГОС

Ещё одним важным направлением развивающего обучения является формирование языковой догадки, опоры на интернациональную лексику, заимствования из других языков (русского, английского); умения извлечь значение слова из контекста, догадаться о значении и функции высказывания по ситуации с опорой на иллюстрации.

Развитие познавательных способностей учащихся достигается и через овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, двуязычным словарём, справочными материалами). Не менее важно выполнение многочисленных заданий УМК, формирующих умения работы в парах и в группах.

Категория: Немецкий язык
25.03.2019 12:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!