СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в коррекционной школе - интернате. Когда речь идёт о группе детей, проживающих большую часть времени без родителей, в интернатных группах, воспитание как педагогический процесс становится очень важной задачей.
Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса интерната. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способов индивида.
Трудовое воспитание в школе заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Привитию санитарно-гигиенических навыков, воспитанию бережного отношения к своему здоровью и здоровью близких, знакомство с правилами поведения на улице, дороге, на воде, на льду, в доме помогали беседа - памятки по ОБЖ. Дети с удовольствием разбирали, анализировали разные ситуации, произошедшие с другими детьми и свои собственные, воспитанники находили ошибки в поведении друг друга в этих ситуациях, пытались давать советы, «волшебные слова» и т.д.
Занятия по направлению трудового воспитания чаще проводились в форме практикума. Дети учились самостоятельно ухаживать за обувью, одеждой, комнатными цветами, на практике осваивать трудовые навыки. Воспитанию бережного отношения к личному и школьному имуществу способствовали совместные уборки территории участка, клумбы, класса, интерната, ремонт книг и т.д.
Привитию патриотических чувств, любви к «малой» и «большой» родине помогли занятия на темы; «Мир вокруг нас», «Наша страна Россия», «Дом в котором я живу» и т.д.
Дети посетили все открытые общешкольные мероприятия. Во всех мероприятиях принимали участие: читали стихи, пели песни, танцевали и т.д.
Во всех направлениях достигнуты определенные результаты, но все же необходимо продолжать работу по выбранным направлениям. В следующем учебном году ещё предстоит работать над формированием у детей умений и навыков адаптивного поведения, привычек жить в обществе, дружеских отношений, норм культурного поведения, самостоятельности, потребности в общении, знаний о нормах межличностных отношений, санитарно-гигиенических норм.
Цели и задачи воспитательной работы
Цели:
Разработка комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование социально-адаптивной личности в процессе овладения базовыми трудовыми знаниями и навыками необходимых в самостоятельной жизни
Задачи:
Характеристика класса
В группе 13 человек (8 мальчиков и 5 девочек) с качественно разными познавательными способностями. По успеваемости класс на среднем уровне. С программным материалом справляются 6 человек – Асадов Саша, Мышкин Дима, Гранцев Валера, Шушковская Галя, Козяр Юля, Козлова Катя. Есть в классе, к сожалению, и слабые дети это - Гущин Артем, Андрийчук Юля, Левадная Оля, Прохоров Артем, Митюкляев Максим, Лейтис Руслан, которые требуют особого внимания. У этих детей низкий уровень сформированности познавательных процессов. Они выполняют задания под контролем педагогов.
8 класс - это сложившийся, активный, энергичный коллектив. Но в классе есть дети с эмоциональной устойчивостью правил поведения, нарушениями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Это – Асадов Саша. Но в основном ребята класса добросовестны, старательны, ответственны. В большинстве случаев дети доброжелательны, учатся сотрудничеству и взаимоподдержке. Активно участвуют во всех общешкольных мероприятиях, посещают различные кружки. Все дети задействованы в жизни класса и не боятся ответственности. Дети активно участвуют в уборке листвы и мусора на закрепленной территории, убирают класс, подклеивают учебники, оказывают помощь малышам и взрослым. Ко всем детям предъявлялись единые требования, и они старались их выполнять. Чтобы достичь положительных результатов использовали тематические беседы, дидактические игры.
Требования к уровню подготовки воспитанников:
-Знать «Какой я?», «Что я могу?», быть уверенным в самом себе;
-иметь адекватное понимание своих возможностей, способностей, характера; знать свои «сильные» и «слабые» стороны;
- уметь общаться в разных социальных группах;
- иметь навыки речевого, жестового общения;
- владеть своим настроением; мимикой лица;
- знать правила взаимоотношений между людьми;
- уметь улыбаться, спорить, избегать драки, конфликта;
- уметь работать сообща, сотрудничать; учитывать интересы и желания других;
- знать, что здоровье - это бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать;
- понимать значение спорта, физкультуры для организма.
мыть, стирать, гладить, чистить, иметь представления о видах профессий, труде и зарплате; осознавать связь между благополучием человека и его трудом; знать и уметь обращаться с деньгами.
Индивидуальная работа с воспитанниками, требующими особого внимания
Цель: Создание в классе благоприятной среды для формирования и развития личности каждого ученика.
Задачи:
Работа с родителями.
Цель; Сделать родителей активными участниками педагогического процесса
Задачи: Педагогическое просвещение родителей (поддерживать связь с родителями, обмен опытом по воспитанию детей в семье,)
Циклограмма работы
Понедельник - гражданско-патриотическая деятельность
Вторник- интеллектуально-познавательная деятельность
Среда - духовно-нравственная деятельность
Четверг- профориентация и трудовая деятельность
Пятница - экологическая и природоохранная деятельность
Суббота- физкультурно-оздоровительная деятельность. Безопасность жизнедеятельности,
Воскресенье- художественно-эстетическая деятельность
Гражданско-патриотическое воспитание
-Формировать у детей гордость за отечественную историю. Народных героев;
-Пробудить интерес к прошлому своего народа. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, к духовно- нравственным ценностям своего народа;
-Формировать восприятие и понимание воспитанниками таких ценностей, как Родина, патриотизм и отечество.
-Знакомить воспитанников со знаменитыми людьми писателями и художниками родного края, проводить конкурсы рисунков;
- Познакомить с традиционными народными праздниками и обычаями;
- Сориентировать детей на гармоничные взаимодействия всех поколений в семье (дети, бабушки, родители)
- Научить детей устанавливать простые родственные связи между людьми, животными.
- Развивать у школьников познавательную активность, устойчивый интерес, внимание, различные виды памяти, формировать мыслительную деятельность;
- Развивать любознательность как основу познавательной деятельности; создавать условия, пробуждающие у воспитанников самостоятельную познавательную активность;
- Обогащать сознание воспитанников новым содержанием, которое способствует накоплению представлений об окружающем мире.
Духовно-нравственная деятельность
-Развивать внеурочную работу и дополнительное образование детей, насыщать детский досуг серьёзным творческим содержанием через игровые формы, систему массовых мероприятий.
-Формировать у детей контактность, толерантность и способность к совместному творческому труду на основе общепринятых нравственных, этических норм общения.
-Изучать потребности и интересов воспитанников в организации проведения внеклассных мероприятий.
- Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе, обеспечивать у детей чувства комфортности, уюта и защищённости.
-Привлекать детей к участию в играх, театрализованных представлениях. Забавах. Развлечениях и праздниках.
- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (взрослых и сверстников), добрые чувства к животным и растениям.
-Углублять представление детей об общечеловеческих ценностях.
-Воспитывать уважение к окружающим. Стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
-Формировать потребность делать добрые дела.
Трудовая деятельность
- Знакомить с основными видами трудовой деятельности;
- Формировать позитивное отношение к труду, прививать уважение к людям труда;
- Создавать условия для удовлетворения потребностей детей в различных видах трудовой деятельности;
- Повышать уровень ответственности, инициативности, самоконтроля.
Экологическая и природоохранная деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
- Формировать потребность в здоровом образе жизни;
- Укреплять здоровье детей, содействовать всестороннему физическому развитию организма ребёнка.
- Создавать возможность воспитанникам демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья.
- Развивать интерес к спорту и оздоровлению, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты.
Художественно-эстетическая деятельность
В своей воспитательной работе с детьми мы опираемся на следующие документы:
1.Закон РФ «Об образовании»;
2.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
3. Положение о Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым «Чеботарская специальная школа- интернат»
4. Годовой рабочий план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Крым «Чеботарская специальная школа- интернат» на 2016-2017 учебный год
5. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
6. Конвенцию о правах ребенка.
7. Устав школы — интерната.
Циклограмма работы.
Понедельник - гражданско-патриотическая деятельность.
Вторник – интеллектуально-познавательна деятельность.
Среда – духовно-нравственная деятельность.
Четверг – профориентация и трудовая деятельность.
Пятница – экологическая и природоохранная деятельность.
Суббота – физкультурно-оздоровительная деятельность. Безопасность жизнедеятельности
Воскресенье – художественно-эстетическая деятельность.
Гражданско-патриотическое воспитание.
- Формировать у детей чувство любви, гордости, признания своему Отечеству.
- Изучать историю, культуру традиции своей Родины.
- Формировать у учащихся готовность к выполнению своего долга перед государством, защите его интересов.
- Изучать традиционные народные праздники и обычаи.
- Научить школьника быть гражданином и патриотом своей школы.
- Углубить представление детей об общечеловеческих ценностях.
- Знакомить воспитанников со знаменитыми людьми, писателями, художниками родного края, проводить конкурсы рисунков.
© 2020, Шкребель Мария Владимировна 1005