СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи не может протекать так, как в массовой школе. Для того чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки, которая обеспечивается особой системой занятий по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию звукопроизношения.
В свою очередь, обучение грамоте детей с недоразвитием речи нужно рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как один из способов формирования речи.
В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается звукобуквенный состав слова. Наблюдения над звуковым составом слова способствуют формированию осознанного чтения и письма.
Для образования навыка звукобуквенного анализа и синтеза необходимо научить ребенка четко различать и выделять звуки речи, что возможно в том случае, если будет сформировано фонематическое представление об изучаемом звуке с опорой на акустико-кинестетическое взаимодействие.
Особо большое значение приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с предварительным и последующим анализом. Упражнения должны проводиться систематически!
Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком детям, чтобы они понимали значения слов, умели соотносить их с определенными предметами и явлениями окружающего мира. По мере обучения грамоте у детей развивается лексико-грамматический строй речи.
Обучение грамоте имеет два периода: подготовительный (или добукварный) и букварный.
Подготовительному периоду обучения грамоте должно быть уделено значительное внимание. Чем ниже речевой уровень детей, тем больше времени отводится подготовительному периоду. В этот период дети учатся пользоваться речью, обогащается и уточняется их словарь, они приобретают умение строить простые предложения, формируют элементарные грамматические обобщения. Одновременно ведется работа по формированию фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения.
Но этого недостаточно для формирования навыков правильного письма и чтения. Необходимо уделить внимание развитию оптико-пространственных представлений, формированию графо-моторных навыков.
Для начального обучения графическим навыкам важно решить вопрос, чем писать. Большинство детей может начинать письмо толстыми карандашами. Детям с гиперкинезами требуются утяжеленные карандаши и ручки.
При выработке графических навыков необходимо сразу обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма. При этом следует стремиться к тому, чтобы в общей моторике не было чрезмерного напряжения, а пишущая рука легко опиралась предплечьем на стол.
Для тренировки движений рук можно использовать следующие упражнения:
1.Разглаживание листа бумаги на столе правой рукой с придерживанием его левой рукой, и наоборот.
2.Поочередное постукивание по столу расслабленной кистью одной и другой руки.
3.Поворот ладони на ребро, сгибание в кулак, выпрямление, прижимание ладони к столу. То же другой рукой.
4.Предплечье рук подняты вверх, локти опираются на стол – поочередное встряхивание кистями рук – «звонок».
5.Предплечья лежат на столе – поочередное сгибание и разгибание ладоней в кулаки. Согнутому положению одной ладони соответствует разогнутое положение другой ладони.
6.Соединение концевых фаланг пальцев правой и левой руки – «домик».
7.Соединение лучезапястных суставов правой и левой руки с отведением кистей и пальцев – «корзиночка». Легкое многократное соединение большого пальца руки с остальными –«покормим птиц».
8.Отведение и приведение пальцев с усилием – «кошка выпускает когти».
9.Поочередное касание пальцами поверхности стола – «игра на пианино».Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи не может протекать так, как в массовой школе. Для того чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки, которая обеспечивается особой системой занятий по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию звукопроизношения.
В свою очередь, обучение грамоте детей с недоразвитием речи нужно рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как один из способов формирования речи.
В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается звукобуквенный состав слова. Наблюдения над звуковым составом слова способствуют формированию осознанного чтения и письма.
Для образования навыка звукобуквенного анализа и синтеза необходимо научить ребенка четко различать и выделять звуки речи, что возможно в том случае, если будет сформировано фонематическое представление об изучаемом звуке с опорой на акустико-кинестетическое взаимодействие.
Особо большое значение приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с предварительным и последующим анализом. Упражнения должны проводиться систематически!
Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком детям, чтобы они понимали значения слов, умели соотносить их с определенными предметами и явлениями окружающего мира. По мере обучения грамоте у детей развивается лексико-грамматический строй речи.
Обучение грамоте имеет два периода: подготовительный (или добукварный) и букварный.
Подготовительному периоду обучения грамоте должно быть уделено значительное внимание. Чем ниже речевой уровень детей, тем больше времени отводится подготовительному периоду. В этот период дети учатся пользоваться речью, обогащается и уточняется их словарь, они приобретают умение строить простые предложения, формируют элементарные грамматические обобщения. Одновременно ведется работа по формированию фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения.
Но этого недостаточно для формирования навыков правильного письма и чтения. Необходимо уделить внимание развитию оптико-пространственных представлений, формированию графо-моторных навыков.
Для начального обучения графическим навыкам важно решить вопрос, чем писать. Большинство детей может начинать письмо толстыми карандашами. Детям с гиперкинезами требуются утяжеленные карандаши и ручки.
При выработке графических навыков необходимо сразу обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма. При этом следует стремиться к тому, чтобы в общей моторике не было чрезмерного напряжения, а пишущая рука легко опиралась предплечьем на стол.
Для тренировки движений рук можно использовать следующие упражнения:
1.Разглаживание листа бумаги на столе правой рукой с придерживанием его левой рукой, и наоборот.
2.Поочередное постукивание по столу расслабленной кистью одной и другой руки.
3.Поворот ладони на ребро, сгибание в кулак, выпрямление, прижимание ладони к столу. То же другой рукой.
4.Предплечье рук подняты вверх, локти опираются на стол – поочередное встряхивание кистями рук – «звонок».
5.Предплечья лежат на столе – поочередное сгибание и разгибание ладоней в кулаки. Согнутому положению одной ладони соответствует разогнутое положение другой ладони.
6.Соединение концевых фаланг пальцев правой и левой руки – «домик».
7.Соединение лучезапястных суставов правой и левой руки с отведением кистей и пальцев – «корзиночка». Легкое многократное соединение большого пальца руки с остальными –«покормим птиц».
8.Отведение и приведение пальцев с усилием – «кошка выпускает когти».
9.Поочередное касание пальцами поверхности стола – «игра на пианино».Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи не может протекать так, как в массовой школе. Для того чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки, которая обеспечивается особой системой занятий по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию звукопроизношения.
В свою очередь, обучение грамоте детей с недоразвитием речи нужно рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как один из способов формирования речи.
В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается звукобуквенный состав слова. Наблюдения над звуковым составом слова способствуют формированию осознанного чтения и письма.
Для образования навыка звукобуквенного анализа и синтеза необходимо научить ребенка четко различать и выделять звуки речи, что возможно в том случае, если будет сформировано фонематическое представление об изучаемом звуке с опорой на акустико-кинестетическое взаимодействие.
Особо большое значение приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с предварительным и последующим анализом. Упражнения должны проводиться систематически!
Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком детям, чтобы они понимали значения слов, умели соотносить их с определенными предметами и явлениями окружающего мира. По мере обучения грамоте у детей развивается лексико-грамматический строй речи.
Обучение грамоте имеет два периода: подготовительный (или добукварный) и букварный.
Подготовительному периоду обучения грамоте должно быть уделено значительное внимание. Чем ниже речевой уровень детей, тем больше времени отводится подготовительному периоду. В этот период дети учатся пользоваться речью, обогащается и уточняется их словарь, они приобретают умение строить простые предложения, формируют элементарные грамматические обобщения. Одновременно ведется работа по формированию фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения.
Но этого недостаточно для формирования навыков правильного письма и чтения. Необходимо уделить внимание развитию оптико-пространственных представлений, формированию графо-моторных навыков.
Для начального обучения графическим навыкам важно решить вопрос, чем писать. Большинство детей может начинать письмо толстыми карандашами. Детям с гиперкинезами требуются утяжеленные карандаши и ручки.
При выработке графических навыков необходимо сразу обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма. При этом следует стремиться к тому, чтобы в общей моторике не было чрезмерного напряжения, а пишущая рука легко опиралась предплечьем на стол.
Для тренировки движений рук можно использовать следующие упражнения:
1.Разглаживание листа бумаги на столе правой рукой с придерживанием его левой рукой, и наоборот.
2.Поочередное постукивание по столу расслабленной кистью одной и другой руки.
3.Поворот ладони на ребро, сгибание в кулак, выпрямление, прижимание ладони к столу. То же другой рукой.
4.Предплечье рук подняты вверх, локти опираются на стол – поочередное встряхивание кистями рук – «звонок».
5.Предплечья лежат на столе – поочередное сгибание и разгибание ладоней в кулаки. Согнутому положению одной ладони соответствует разогнутое положение другой ладони.
6.Соединение концевых фаланг пальцев правой и левой руки – «домик».
7.Соединение лучезапястных суставов правой и левой руки с отведением кистей и пальцев – «корзиночка». Легкое многократное соединение большого пальца руки с остальными –«покормим птиц».
8.Отведение и приведение пальцев с усилием – «кошка выпускает когти».
9.Поочередное касание пальцами поверхности стола – «игра на пианино».Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи не может протекать так, как в массовой школе. Для того чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки, которая обеспечивается особой системой занятий по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию звукопроизношения.
В свою очередь, обучение грамоте детей с недоразвитием речи нужно рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как один из способов формирования речи.
В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается звукобуквенный состав слова. Наблюдения над звуковым составом слова способствуют формированию осознанного чтения и письма.
Для образования навыка звукобуквенного анализа и синтеза необходимо научить ребенка четко различать и выделять звуки речи, что возможно в том случае, если будет сформировано фонематическое представление об изучаемом звуке с опорой на акустико-кинестетическое взаимодействие.
Особо большое значение приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с предварительным и последующим анализом. Упражнения должны проводиться систематически!
Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком детям, чтобы они понимали значения слов, умели соотносить их с определенными предметами и явлениями окружающего мира. По мере обучения грамоте у детей развивается лексико-грамматический строй речи.
Обучение грамоте имеет два периода: подготовительный (или добукварный) и букварный.
Подготовительному периоду обучения грамоте должно быть уделено значительное внимание. Чем ниже речевой уровень детей, тем больше времени отводится подготовительному периоду. В этот период дети учатся пользоваться речью, обогащается и уточняется их словарь, они приобретают умение строить простые предложения, формируют элементарные грамматические обобщения. Одновременно ведется работа по формированию фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения.
Но этого недостаточно для формирования навыков правильного письма и чтения. Необходимо уделить внимание развитию оптико-пространственных представлений, формированию графо-моторных навыков.
Для начального обучения графическим навыкам важно решить вопрос, чем писать. Большинство детей может начинать письмо толстыми карандашами. Детям с гиперкинезами требуются утяжеленные карандаши и ручки.
При выработке графических навыков необходимо сразу обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма. При этом следует стремиться к тому, чтобы в общей моторике не было чрезмерного напряжения, а пишущая рука легко опиралась предплечьем на стол.
Для тренировки движений рук можно использовать следующие упражнения:
1.Разглаживание листа бумаги на столе правой рукой с придерживанием его левой рукой, и наоборот.
2.Поочередное постукивание по столу расслабленной кистью одной и другой руки.
3.Поворот ладони на ребро, сгибание в кулак, выпрямление, прижимание ладони к столу. То же другой рукой.
4.Предплечье рук подняты вверх, локти опираются на стол – поочередное встряхивание кистями рук – «звонок».
5.Предплечья лежат на столе – поочередное сгибание и разгибание ладоней в кулаки. Согнутому положению одной ладони соответствует разогнутое положение другой ладони.
6.Соединение концевых фаланг пальцев правой и левой руки – «домик».
7.Соединение лучезапястных суставов правой и левой руки с отведением кистей и пальцев – «корзиночка». Легкое многократное соединение большого пальца руки с остальными –«покормим птиц».
8.Отведение и приведение пальцев с усилием – «кошка выпускает когти».
9.Поочередное касание пальцами поверхности стола – «игра на пианино».Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи не может протекать так, как в массовой школе. Для того чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки, которая обеспечивается особой системой занятий по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию звукопроизношения.
В свою очередь, обучение грамоте детей с недоразвитием речи нужно рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как один из способов формирования речи.
В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается звукобуквенный состав слова. Наблюдения над звуковым составом слова способствуют формированию осознанного чтения и письма.
Для образования навыка звукобуквенного анализа и синтеза необходимо научить ребенка четко различать и выделять звуки речи, что возможно в том случае, если будет сформировано фонематическое представление об изучаемом звуке с опорой на акустико-кинестетическое взаимодействие.
Особо большое значение приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с предварительным и последующим анализом. Упражнения должны проводиться систематически!
Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком детям, чтобы они понимали значения слов, умели соотносить их с определенными предметами и явлениями окружающего мира. По мере обучения грамоте у детей развивается лексико-грамматический строй речи.
Обучение грамоте имеет два периода: подготовительный (или добукварный) и букварный.
Подготовительному периоду обучения грамоте должно быть уделено значительное внимание. Чем ниже речевой уровень детей, тем больше времени отводится подготовительному периоду. В этот период дети учатся пользоваться речью, обогащается и уточняется их словарь, они приобретают умение строить простые предложения, формируют элементарные грамматические обобщения. Одновременно ведется работа по формированию фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения.
Но этого недостаточно для формирования навыков правильного письма и чтения. Необходимо уделить внимание развитию оптико-пространственных представлений, формированию графо-моторных навыков.
Для начального обучения графическим навыкам важно решить вопрос, чем писать. Большинство детей может начинать письмо толстыми карандашами. Детям с гиперкинезами требуются утяжеленные карандаши и ручки.
При выработке графических навыков необходимо сразу обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма. При этом следует стремиться к тому, чтобы в общей моторике не было чрезмерного напряжения, а пишущая рука легко опиралась предплечьем на стол.
Для тренировки движений рук можно использовать следующие упражнения:
1.Разглаживание листа бумаги на столе правой рукой с придерживанием его левой рукой, и наоборот.
2.Поочередное постукивание по столу расслабленной кистью одной и другой руки.
3.Поворот ладони на ребро, сгибание в кулак, выпрямление, прижимание ладони к столу. То же другой рукой.
4.Предплечье рук подняты вверх, локти опираются на стол – поочередное встряхивание кистями рук – «звонок».
5.Предплечья лежат на столе – поочередное сгибание и разгибание ладоней в кулаки. Согнутому положению одной ладони соответствует разогнутое положение другой ладони.
6.Соединение концевых фаланг пальцев правой и левой руки – «домик».
7.Соединение лучезапястных суставов правой и левой руки с отведением кистей и пальцев – «корзиночка». Легкое многократное соединение большого пальца руки с остальными –«покормим птиц».
8.Отведение и приведение пальцев с усилием – «кошка выпускает когти».
9.Поочередное касание пальцами поверхности стола – «игра на пианино».
© 2015, Спирина Марина Семёновна 1228