СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и игровые упражнения в формировании слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слоговая структура слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.

Включая дидактические игры в коррекционные занятия обеспечивается позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление).

Особо важна роль игры в плане становления ребенка как субъекта коммуникативной и учебно-познавательной деятельности, что служит действенной профилактикой возможной школьной неуспеваемости.

Использование дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлено необходимостью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей школьного возраста с ОНР для обеспечения социальной успешности в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в ФГОС.

Практическая значимость использования таких игр состоит в возможности оптимизации этапа коррекционного воздействия, с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей детей с речевой патологией и интеграцией в образовательные области; возможности определения уровня речевого развития, слоговой структуры слова и определении индивидуального маршрута каждого ребёнка; повышении качества сформированности речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Игры и игровые упражнения

в формировании слоговой структуры слова

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и успешного обучения в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи.

Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов.

Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологический структурой слова. Учащиеся начальной школы с ОНР часто сознательно избегают употребления наиболее трудно произносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с болезненным переживанием этих явлений.

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.

Построить коррекционную работу можно в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Ход упражнения:

Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.

Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.

Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

На коррекционном этапе работа проводится на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

  1. Игра «Букводэнс»- направлена на закрепление графического образа гласных букв и соотнесение их со звуком, дифференциацию понятий «буква» и «звук». Игра хорошо подойдет в качестве физкультминутки во время логопедического занятия.

Инструкция: Дети свободно танцуют под музыку, как только логопед поднимет карточку с гласной буквой, надо выполнить соответствующее данной букве движение (логопед с детьми разучивает эти движения заранее) и пропеть данный звук.

«А»- руки подняты вверх, раскачиваем руками в разные стороны. Увидели что-то страшное, убегаем и поем звук «Ааааааа!»

«О» - обхватить голову обеими руками. Болит голова, поем звук «Ооооо!»

«У»- Качаем воображаемую куклу на руках и поем звук «Ууууу»

«И»- Руки на поясе, движение корпусом влево-вправо. Улыбаемся прохожим и поем звук «Иииии»

«Э»- Ладошки у рта, как рупор. Заблудились в лесу, поем звук «Эээээ»

«Ы»- Корпус и руки опускаем вниз впереди себя. Устали, не хотим делать уроки, поем звук «Ыыыыы»

В процессе игры объясняем детям, что в русском языке 6 гласных звуков, а гласных букв- 10.

  1. «Произнеси звук «А» столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук «О» столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
  2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
  3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

«Пирамидка» -Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).

«Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.

– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.

– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Материал: палочки.

Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Пирожки»

Цель: развивать умение делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Расширять словарный запас по лексической теме «Продукты»

Ход игры: Ребенок вместе с логопедом произносит стихотворение, отхлопывая в ладоши каждое слово. Лепим пирожки: сколько слов, столько и пирожков.

Я пеку, пеку, пеку

Всем друзья по пирожку!

Теперь лепим пирожки (хлопаем в ладоши) на каждый слог в слове. Пример слов: МО-ЛО-КО, МУ-КА, ТЕ-СТО и пр. Помним правило: сколько гласных в слове, столько и слогов.

Игра «Метро»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Расширять словарный запас по лексической теме «Транспорт»

Материал: вагоны

Ход игры: Ребенок вместе с логопедом произносит стихотворение, отхлопывая в ладоши каждое слово:

Мы с Петро зашли в метро

На платформе мы стояли

Все вагоны сосчитали!

Ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает вагончики. Сколько слогов в слове, столько и вагончиков. Слова: ПЕ-РЕ-ХОД, ПЕ-ШЕ-ХОД, Э-ЛЕ-КТРИ-ЧКА и пр. Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра «Молоток»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Расширять словарный запас по лексической теме «Инструменты»

Материал: предметные картинки по теме «Инструменты»

Ход игры: Ребенок вместе с логопедом произносит стихотворение, на каждое слово он бьет кулачком- «молоточком» по ладоням логопеда, поочередно, то правой, то левой рукой:

Тук-тук молоток,

Поиграй со мной, дружок!

Логопед показывает ребенку картинку с изображением инструмента. Ребёнок произносит название инструмента, разделяя слово на слоги, бьет молоточками по ладоням логопеда. Примеры слов: ПИ-ЛА, ТО-ПОР, РУ-БА-НОК и пр.

Игра «Кнопочка» ( с использованием «Поп-ит»)

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие и правильно ставить ударение, выделяя ударный слог. Расширять словарный запас по лексической теме «Игрушки»

Материал: предметные картинки по теме «Игрушки» например и игра «Поп ит»

Ход игры: Ребенок вместе с логопедом произносит стихотворение:

Слова громко пропеваю

И на кнопку нажимаю!

Логопед показывает ребенку картинку с изображением игрушки. Ребёнок произносит название игрушки, разделяя слово на слоги, ставит правильное ударение, выделяя ударный слог. Тянет названную картинку к пот ит, протяжно пропевая ударный слог. После этого нажимает на кнопочку. Примеры слов: Ку-КЛА, Ю-ЛА, Ку-БИ-КИ и пр.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.

Материал: картинки.

Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.

Материал: картинки.

Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами. Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.

Материал: картинки, карточки с цифрами.

Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.

Материал: картинки.

Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются). Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.

Материал: мяч.

Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.

Материал: мяч.

Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.

Материал: мяч.

Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково». Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.

Материал: предметные картинки.

Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок:

Мосалёт

Ломасёт самолёт

Самолёт

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.

Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.

Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.

Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).

Ход упражнения:

Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.

Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.

Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.

Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Таким образом, упражнения подбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов ведётся длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому можно достичь значительных результатов по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР.

20.03.2024 21:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!