СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Минутки чистописания в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Минутки чистописания в начальной школе

Каждый ребенок пересекает порог школы под слова «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе…» И ведь правда, систематическая работа по формированию почерка учащихся – это одна из главных задач начальной школы. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию таких качеств, как аккуратность, старательность, сосредоточенность. Для закрепления этого навыка учителя проводят «минутки чистописания», во время которых происходит отработка написания букв, элементов, соединений букв.

Из урока в урок мы с учениками пишем, повторяем написание букв, элементов, соедине­ний. Однако, механическое написание элементов, букв или их сочетаний неприемлемо. Эта работа должна проводиться творчески, должна стать частью процесса интеллектуального развития учеников. Еще К. Д. Ушинский писал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения». Но всё же вопрос ставится не просто о занимательности, а о том, чтобы она сочеталась с серьезным, напряженным трудом, то есть, чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовала активизации умственной работы, дела­ла ее более привлекательной.

Большинство педагогов дают следующие рекомендации к проведению этого этапа:

  • В работе нужно использовать единую методику обучения каллиграфическому письму при проведении всех уроков.
  • Сделать минутку чистописания универсальной частью урока.
  • Наряду с совершенствованием графических навыков осуществлять фонетическую, словообразовательную, орфографическую работу, углубляя знания по изучаемым темам русского языка.
  • От урока к уроку повышать степень трудности упражнений.

Минутку чистописания можно разделить на два этапа: подготовительный и исполнительный.

Подготовительный этап состоит в свою очередь из двух частей:

1) определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания; 2) составление детьми плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов.

Второй этап – исполнительный – также можно разделить на две части:

1) напоминание учащимся о правильном положении тела во время письма, руки, ручки в руке; 2) самостоятельное выполнение работы.

Какие же вариации минуток чистописания можно рассмотреть для разнообразия данного вида деятельности?

Подготовительный этап скрывает в себе большой потенциал для развития интеллектуальных способностей ребенка. Не обязательно детям предлагать сразу же написание букв и соединений. Можно предложить:

  • Узнать букву по описанию звука (-ов), который (-ые) она обозначает (эта буква обозначает согласный твердый звук, не имеющий мягкой пары, этот звук звонкий, имеющий глухую пару);
  • Узнать букву, которая чаще других использована в тексте, в рисунке, в наборе слов, в ряду букв, в корне каждого слова и т.д. (бобр, зубр, обоз, борщ);
  • Найти лишнюю букву среди других букв (Т П К Е Н);
  • Расшифровать шифр – соответствие буквы и ее места в алфавите (5 – Д, 3 – В, 9 - ?)
  • Найти букву, которую вставим в каждое из написанных словарных слов;
  • Выбрать букву на основе частичного фонетического разбора (эта буква в написанном слове или словах обозначает согласный непарный звонкий и парный глухой звук);
  • На основе подбора синонимов, антонимов, обобщенных понятий выделить общую букву в подобранных словах.

При предъявлении готового образца для чистописания также можно использовать этот материал как способ повторения, пройденного:

  • Дать характеристику всех звуков, которые буква обозначает;
  • Вспомнить изученное правило: особенно актуально для соединений букв (ья, ьё, ьи, ью, ье)

В ходе выполнения подобных заданий активизируется речемыслительная деятельность детей, вспоминается пройденный материал, происходит организационная подготовка к работе на всем уроке целиком. Также данный этап можно использовать как мостик к самоопределению к деятельности или к словарной работе.

После определения темы чистописания, учащимся предлагается рассмотреть представленные образцы и определить порядок действий по написанию буквы и ее элементов. В начале введения минуток чистописания, учащиеся могут просто воспроизводить готовый образец написания букв, элементов, соединений. Далее процесс можно усложнить, вводя кроме последовательностей закономерности. Закономерности также должны меняться от урока к уроку, обеспечивая нарастание сложности. Позднее к составлению цепочек можно привлекать самих учащихся. С целью развития речевой деятельности, литературного кругозора, артикуляционных способностей учащихся им можно предлагать в нагрузку к чистописанию пословицы, поговорки, чисто- и скороговорки, небольшие двустишия.

На этом подготовительный этап к проведению минутки чистописания можно считать оконченным и учащиеся переходят ко второму этапу – исполнительному. Следует иметь ввиду, что предварительно учитель напоминает учащимся о правильной посадке:

  • Ноги – главная точка опоры. Они не должны висеть, можно подставить скамеечку;
  • Руки – лежат на столе, локоть пишущей руки не должен свисать;
  • Спина пряма, голова немного наклонена вперед;
  • Глаза от тетради на расстоянии 30 – 35 см;
  • Плечи горизонтальны, на одном уровне.

Напоминается и о правильном положении ручки: держим тремя пальцами, она лежит между большим и средним пальцами, указательный прижимает сверху ручку. Тетрадь должна лежать правильно, уголок упирается в живот. На данном этапе очень помогают стихотворные «напоминали» типа:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

На этом этапе минутки чистописания возможно проведение пальчиковой разминки. После чего следует самостоятельная работа учащихся по выполнению задания.

Как было отмечено выше, чистописание может быть тесно связанно с повторением пройденного материала, словарно-орфографической работой, формулированием учащимися темы и цели урока. Этот структурный компонент выделяется как отдельный, так как он очень важен с точки зрения его функциональной нагрузки, поскольку существенно повышает степень участия учащихся в активизации учебного процесса.

На всех этапах минутки чистописания (кроме исполнительной) от учащихся требуется развернутый, доказательный ответ, что активизирует речемыслительный процесс и дает возможность осуществлять творческую работу на столь непривычной для этих целей части урока. Роль учащихся в организации и проведении минутки чистописания заметно возрастает, их деятельность по определению темы минутки чистописания, ее содержания становится все более самостоятельной, развивающей, осознанной, активной и поэтому интересной.

11.02.2022 16:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!