СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование каллиграфических навыков учеников в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе обучения детей перед нами, учителями начальных классов, ставится ответственейшая задача – обучать и воспитывать маленьких детей. Учитель в ответе за их целенаправленное и систематическое физическое, умственное и духовное развитие. Для этого он должен знать особенности психологии, общие закономерности психического развития ребенка, а также причины, обуславливающие многообразные индивидуальные различия детей, которые он примет для того, чтобы обучать, воспитывать и любить.

Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом обучения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего и уважение к тому, кто будет читать написанное.

В современном обществе, в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, человеку также много приходится заниматься образованием и самообразованием, вести записи лекций, сообщений, конспектов, тезисов, увеличивается и доля научно-делового письма: переписка, ведение протоколов, документов, написание отчетов, подготовка статей и описание опытов, наблюдений и пр. Во всех этих и многих других случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром письме.

Одним из “больных” вопросов для учителей начальных классов всегда являлся вопрос об обучении детей письму. На этих уроках дети приобретают определенные умения и навыки в области письма.   Исключительно велико значение умения пользоваться письменной речью для каждого человека. При этом письмо становится подлинным средством общения, если будет правильным, чётким и грамотным.

 Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием  правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся. Поэтому для самообразовательного процесса мною была выбрана тема «Развитие каллиграфического навыка письма»

Цели: повышение педагогического мастерства, изучение возможности развития каллиграфического навыка письма.

Задачи: изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научную литературу по теме;

проанализировать состояние уровня сформированности каллиграфических и обще учебных навыков учеников первого класса, наметить пути  оптимизации работы по их усовершенствованию;

формировать графически правильный, точный и достаточно быстрый навык письма;

формировать орфографическую зоркость, которая является основой самоконтроля при письме;

развивать связную речь, умения пользоваться пунктуационными знаками при письме;

На протяжении работы по теме изучена литература ( прил. 1)

Консультации, полученные мною:

Марчик Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах, по теме «Развитие каллиграфических навыков письма» - памятка для родителей «Как помочь ребёнку научиться писать грамотно и красиво».

Сковбель С.И., Бут-Гусаим Н.М., учителей начальных классов,   консультации по вопросу использования индивидуальных пособий для развития мускульной и тактильной памяти учеников 1 класса.

Руководитель МО, консультации по разработке плана-конспекта уроков «Письмо маленькой буквы в», «Буквы Ц,ц», «Правописание слов с непроверяемыми безударными в корне».

Романович Н.С., заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах, консультации по подготовке методического пособия «Минутки чистописания в 4 классе».

Участвовала в работе МО, подготовке докладов по теме самообразования «Мотивация орфографической работы», «Формирование орфографической зоркости и общего алгоритма орфографических действий у младших школьников на уроках русского языка».

При поступлении детей в первый класс поставила перед собой цели:

 усвоение способов начертания письменных букв, их соединений;

 усвоение графических и каллиграфических правил;

 обучение безотрывному написанию одной буквы или 2-3 лёгких букв;

 развитие мускулатуры руки и качеств навыка письма.

 Темп на уроке должен быть достаточным, чтобы учащиеся усвоили начертание букв и слов, однако необходимо приучать к ускоренному письму, развивая уверенность руки. Вся подготовительная работа в букварный и послебукварный период строится в соответствии с методикой изучения орфографии и грамматики.

Изучая методическую литературу, статьи учителей-практиков можно много взяла интересного для себя, но все-таки больше и больше убеждаюсь, что методы обучения в старые времена давали более положительные результаты. Ведь каждый элемент буквы прописывался отдельно, безо всяких повторов и буквы получались без лишних повторов линий.

Виды письменных упражнений по каллиграфии: письмо бордюров, узоров, росчерков.

 Физические упражнения (на развитие мышц руки):

  «ходьба пальчиками»;

 «игра на пианино»;

 «юла»;

 «посолим суп»;

 «человечек ходит»;

 «дождик капает»;

 «пилим дрова»;

 «стреляем из лука»;

 «рисуем в воздухе».

 Игровые ситуации:

 «Бюро находок» (закрепление знания элементов). Учитель выставляет в окошечко элементы, а дети должны узнать, какая буква их «потеряла»;

 «Доктор Айболит» (развитие каллиграфической зоркости и предупреждение ошибок). Доктор (ученик) «ставит диагноз больной букве» и рассказывает, как надо её лечить (правильно писать).

 Письмо с опорой на ориентир (наклонную черту).

 Анализ элементов буквы и движений руки при письме букв и слияний.

 Письмо слияний, слов и предложений с изучаемой буквой.

Для развития мелкой мускулатуры, глазомера придумываю рисунки в воздухе, на листах чистой бумаги. Составляем узоры на “полотенце”, “фартуке”, “матрешке”, вырезанных из бумаги.

Для эмоционального настроя использовала поэтические минутки, письмо под музыку (при механической работе, т.е. списывании, рисовании).

Для снятия усталости проводила физминутки, упражнения для пальцев, упражнения для развития памяти, мышления. В гости приходили Незнайка, Буратино, которые хотят учиться.

Было замечено, что качественное выполнение работы зависит от настроения ребенка, поэтому микроклимат имеет большое значение. Обязательно только при положительных эмоциях ребенка вырабатываются каллиграфические навыки. Использовала разного вида поощрения:

Любуемся каждой написанной буквой.

Не получилось – не беда! Первый блин всегда комом. Вторая лучше, а третья еще лучше.

Похвала: “Молодец, лучше меня написал, совсем как взрослый!”

Выставка работ в классе.

Выставки для родителей.

Каллиграфические навыки формируются не только на уроках обучения письму, но и на других уроках. В 1 полугодии 1-го года обучения диагностированы возрастные группы нарушений письма «Трудности в овладении письмом»:

 Нечёткое знание букв алфавита.

 Сложности при переводе звука в букву, печатной буквы в письменную

 Трудности звукобуквенного анализа и синтеза.

 трудности в плавном чтении слов.

 Трудности в письме отдельных букв. Анализ результатов учебной деятельности учащихся  1 «В» класса ( прил. 2 ).

Причинами типичных ошибок письма у младших школьников являются:

 Малый опыт чтения и письма;

 Недостаточный навык звукобуквенного анализа слов;

 Неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память;

Влияние просторечия и диалектного произношения.

С помощью наблюдений, тестовых заданий выявлены психофизиологические особенности: нечёткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти (Приложение 3).

Во 2 классе изменяются условия письма – возрастает темп урока, объём орфографической работы, усложняется алгоритм написания слов. Сжимается время на самопроверку, т.о. возрастает роль орфографической и каллиграфической зоркости. Поставила перед собой цели:

 тщательная работа над формами групп букв и различными соединениями в порядке усложнения;

 ускорение темпа письма учащихся;

 формирование безотрывности и ритмичности;

 закрепление навыков, полученных в первом классе.

 В целях предупреждения ошибок следует приучала детей к быстроте выполнения операций по контролю за написанием и проверке орфограмм. Ученик, не успевающий проверить написанное, часто пишет «по догадке», что может привести к ошибке. Необходим предупредительный анализ трудных слов. Причины же орфографических и каллиграфических ошибок – в том, что ребёнку трудно распределять внимание между решениями каллиграфической и графической задач. Особенно проявляется это у медлительных детей. Поэтому на данном этапе так важна автоматизация навыков.

Виды письменных упражнений по каллиграфии:

Регуляция наклона букв с помощью ориентира.

 Письмо слияний и слов с заданной буквой.

 Игровые ситуации:

 «Буква заблудилась» (отработка написания букв).

 «Идём во фруктовый магазин». Учащиеся подбирают и пишут слова на заданную тему, которые начинаются, например, с буквы а:

 «Третий лишний» (отработка классификации букв со сходным начальным элементом).

В 1 полугодии 2-го класса продолжала наблюдения возрастных групп нарушений письма:

нарушение формирования процесса письма

 Смешение печатных и письменных букв.

 Трудности в удержании и воспроизведении моторного образа слова.

 Затруднения при слиянии букв в слоги и слогов в слова.

 Побуквенное чтение.

 Затруднения в письме на слух.

 Написание слов без гласных.

 Слияние или расщепление слов.

Во 2 полугодии 2-го года обучения диагностировались стойкие ошибки одного или нескольких видов. Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках. Такие ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. При этом сохраняется достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, а процесс овладения техникой письма завершён. Как видно, дисграфия не может быть поставлена на 1 и 2 году обучения, однако уже в 1-2 классах можно выявить группу детей, имеющих реальные симптомы развивающейся дисграфии (Диковицкая А., Скребель М., Лосич С.) Анализ результатов учебной деятельности во 2 классе (прил. 4).

В 3-4 классах осуществлялись следующие  цели:

 автоматизация навыка письма;

 ускорение темпа с сохранением правильности.

 Процесс обучения характеризуется тем, что усиливается внимание к орфографической зоркости, быстроте выполнения задач, к скорости, каллиграфии и формированию индивидуального почерка. Самостоятельность в грамотном письме теперь оценивается в индивидуальной письменной речи учащихся.

Применяла виды письменных упражнений по каллиграфии:

Письмо под ритмический счёт: умеренно, затем в ускоренном темпе.

 Сопоставительный анализ форм оптически сходных букв.

 Упражнения на предупреждение уподоблений сходных букв (росчерки, сочетания букв, слова со сходными буквами, предложения)

 Списывание, диктант, письмо по памяти с каллиграфической самопроверкой.

На 3 году обучения диагностируется возрастные группы нарушений письма: дизорфография (неумение применять при письме орфографические правила после периода закрепления).

На протяжении работы по теме накопила теоритический материал, систематизировала и собрала практический материал для тиражирования индивидуальных пособий в 1 классе по теме на диске (прил. 4), комплекс упражнений «Пальчиковая гимнастика», «Минутки чистописания в 3 классе» с упражнениями для языковой разминки, «Минутки чистописания в 4 классе» с орфографическими разминками.

Критериями оценки эффективности работы выступают уровни обученности и мотивации учащихся, результативность участия в различных интеллектуальных состязаниях. По результатам анализа мониторинга обученности по учебным предметам возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания (прил. 5), возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся (прил. 6).

В  соответствии  с  недостатками  почерков  учащихся   стоит намечать индивидуальную систему работы по формированию графических навыков  и  исправлению недостатков формирующихся почерков у младших школьников. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс  даже  в  том  случае, когда мы говорим о его технической, сугубо каллиграфической стороне,  -  это обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности.  Особенно велика роль интеллекта  на  этапе  становления  навыка  письма.  От  ученика требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать,  обобщать, синтезировать  и   только   потом   осуществлять   нужные   движения   тонко координировать их.

      Безусловно, каллиграфический навык можно сформировать и без  опоры  на интеллект как сугубо предметное, имитационное  действие.  Но  тогда  процесс обучения, во-первых, будет значительно  более  длительным,  а  во-вторых,  в результате  мы  получим  сформированный  почерк  ребенка,   но   не   внесем желательных изменений в личность ученика: у  него  не  появится  способность самостоятельно анализировать зрительно воспринимаемый  образец,  планировать его воссоздание, произвольно управлять своими движениями, контролировать  их

и так далее.

 

 

 

 

24.01.2015 17:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!