СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование средств субъективизации на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Это содержание требует повышения качества образования в общеобразовательных учреждениях за счет внедрения нового содержания и инновационных технологий, а это влечет апробацию нового содержания. «Новое содержание» способствует развитию личности ребенка, его становлению как субъекта разнообразных форм и видов деятельности, в том числе и учебной.

В соответствии со Стандартом нового поколения (2009 год) на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

В свою очередь специфика и сущность учебной деятельности предполагает не только самоизменение индивида самого себя как субъекта, но и способность фиксировать эти изменения.

Развитие современного общества осуществляется в процессе формирования отношений, усилением конкуренции во всех сферах общественной жизни, возрастанием требований к моральным и интеллектуальным качествам каждого человека. Дальнейшее прогрессивное развитие общества возможно лишь при условии, что школьное образование будет направлено на развитие творческих и нравственных качеств личности, а не только на знания, умения и навыки. Только знания предметных правил, умения решать творческие предметные задачи недостаточны для достижения успеха в обществе в условиях отношений. Необходимо уметь планировать этапы жизненной карьеры, ставить цели и задачи для каждого этапа, владеть эффективными методами интеллектуальной деятельности, обладать высокой работоспособностью, заниматься самообразованием и защищать свои убеждения.

Основная цель модернизации, сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования. В целях повышения качества образования необходимо введение новых технологий, методик и средств обучения.

Одним из таких средств обучения является субъективизация. Использование средств субъективизации предусматривает обязательное активное и осознанное участие школьника в организации своего обучения, он становится субъектом учения. Основной путь обучения средствами субъективизации предполагает передачу части функций учителя учащимся. В практическом плане это означает, что школьники сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности, принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, в формулировании выводов и обобщений.

Принципиальной новизной предлагаемой методики является постоянное, взаимосвязанное сочетание трёх высокоинтеллектуальных процессов:

- антиципации (предвидения, предопределения учеником своих учебных действий),

- целенаправленного развития логического мышления учащихся,

- повышения речевой активности.

Субъект (от лат. Subjectum – подлежащее) – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности (деятельности).

Под субъективизацией в педагогике понимается качественно новый уровень организации учебного процесса, предусматривающий прямое и непосредственное участие школьника в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. В практическом плане это означает, что ученику передаётся часть функций учителя. По словам доктора педагогических наук и автора методики Г. А. Бакулиной, учащийся с той или иной долей самостоятельности, на основе специально разработанных упражнений определяет тему урока, его дидактическую цель, принимает активное участие в изучении нового материала. Например, на уроках русского языка формулирует определение новой языковой категории, или пунктуационного правила; предопределяет и озвучивает тему минутки чистописания, словарно-орфографической работы, составляет задания к выполненным на уроке упражнениям. Деятельность школьника с первых дней обучения становится предельно осознанной, активной, очень увлекательной, направленной на развитие важнейших качеств его интеллекта.

В качестве основных средств субъективизации выступают:

  1. Систематическое использование антиципации на всех структурных этапах урока;
  2. Применение системы специально разработанных логических упражнений, предполагающих активную интеллектуальную деятельность школьников;
  3. Интенсивное использование устной речи учащихся.

Реализация указанных методических средств обеспечивается новациями в содержании учебной деятельности школьников. Изменения в содержании можно назвать обогащением учебного материала, предусмотренного в используемой учебной программе. Изменения в содержании обучения касаются его нескольких направлений.

Первое направление – работа с терминами.

Второе направление – введение в процесс обучения упражнений нового типа.

Третье направление – новый подход к выполнению упражнений.

Более значительные изменения предусматриваются в организации процесса обучения русскому языку. Они связаны:

  1. С введением нового этапа урока – мобилизующего;
  2. Существенным изменением методики проведения каждого структурного этапа урока (минутки чистописания, словарно-орфографической работы, изучения нового материала и др.);
  3. Реализацией новых принципов проведения уроков русского языка, используемых наряду с общепринятыми. К их числу относятся:
  1. Принцип опережающего отражения в сознании учащегося содержания и видов предстоящей ему учебной деятельности, который заключается в постепенно увеличивающейся роли школьников в планировании, организации и проведении урока русского языка. С помощью нетрадиционным образом организованного учителем процесса обучения и специальных заданий школьники прогнозируют и словесно формулируют тему и дидактическую цель урока, содержание работы на минутке чистописания, определяют тему словарной работы, составляют задания к выполненным на уроке упражнениям и т.д., то есть становятся активными и сознательными участниками учебной деятельности.
  2. Принцип комплексного воздействия на интеллект ребёнка, предполагающий, что учитель использует в учебно-воспитательной работе такие методы и приёмы, подобранные и составленные им упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения, навыки и одновременно вырабатываются и совершенствуются интеллектуальные качества. Набор их может быть различен, но включает не менее четырёх качеств одновременно (например, развитие речевых способностей, словесно-логического мышления, устойчивости и распределения внимания, долговременной памяти).
  3. Принцип обоснованного, аргументированного, доказательного ответа школьника, реализация которого предполагает установку в работе с учащимися с первых дней их обучения в школе на полное, последовательное, доказательное освещение своего мнения преимущественно в виде текста (текста-описания, текста-умозаключения, текста-рассуждения и т.д.) в процессе выполнения всех или большинства заданий и упражнений по русскому языку. Исходным пунктом осуществления этого принципа (как и предыдущего) является специальным образом организованная учебная деятельность, когда ученики поставлены перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

Условием эффективной реализации трёх вышеперечисленных принципов является опора на уже использующийся в развивающих системах обучения принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Он предусматривает сочетание разумной строгости и требовательности к учащимся с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению, точке зрения; возможность свободного высказывания учащегося на уроке по изучаемой теме; обеспечение должного внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, ответам одноклассников, уважительного отношения к другим учащимся.

Подготовка уроков с помощью средств субъективизации – это всегда для учителя захватывающий творческий процесс. А проведение уроков – каждодневный праздник для учителя и учащихся, на котором совместная деятельность ведёт к большой и единой цели: к любви и познанию великолепного явления, которое называется русским языком.

04.03.2015 16:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!