СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Игра на свирели как средство развития музыкальных способностей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Игра на свирели как средство развития музыкальных способностей»

Содержание

1. Актуальность работы по развитию музыкальных способностей детей в процессе инструментального музицирования на свирели Стр. 3-5

2. Новизна педагогического опыта. Стр. 6

3. Цели и задачи профессиональной деятельности. Стр. 6

4. Система работы по развитию музыкальных способностей детей на уроках музыки в процессе инструментального музицирования на свмрели. Стр.7-11

5) Заключение. Стр. 12

6) Литература. Стр. 13

7) ПриложениеСтр.14-24

Федеральные государственные образовательные стандарты по предмету «Музыка» предполагают применение различных форм музыкально-практической деятельности учащихся как основы формирования универсальных учебных действий, на формирование которых направлен весь образовательный процесс в школе. В «Стандарт начального общего образования по искусству» в раздел опыта музыкально-творческой деятельности, вводится инструментальное музицирование. Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Игра на инструментах – очень интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Она позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству.

Проблема формирования музыкальных способностей младших школьников не теряет актуальности, прежде всего в связи с различным уровнем наследственных музыкальных задатков, трансформирующихся в процессе деятельности в музыкальные способности.

Поиск путей активизации развития музыкальных способностей свидетельствует о постоянном совершенствовании методики музыкального воспитания младших школьников в процессе различной музыкальной деятельности, в том числе в процессе инструментального музицирования, игры на элементарных музыкальных инструментах.

Одним из направлений развития различных музыкальных способностей является инструментальное музицирование, процесс усвоения навыков игры, а также игра в различных по составу инструментальных ансамблях, игра в детском оркестре, при условии «переживания музыки как выражения некоторого содержания» (Б. М. Теплов). Согласно исследованиям Б. М. Теплова, следует выделить три основные музыкальные способности: «1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения… 2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение… 3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его…Тот комплекс способностей, который мы называем музыкальностью, конечно, не исчерпывается тремя способностями (11, с. 210–211). Отмечается, что «музыкальные способности – многоплановое явление, включающее широкий спектр развивающихся в процессе инструментального музицирования музыкальных данных учащихся» (7, с. 35).

Опыт инструментального музицирования с детьми указывает на высокие потенциальные возможности игры на свирели как средства развития музыкальных способностей младших школьников.

На современном этапе развития музыкальной педагогики эта тема достаточно актуальна. Основным критерием при выборе инструмента для их включения в музыкальные занятии с детьми является простота извлечения звука и овладения навыками игры на них. Таким и является свирель Смеловой. Сегодня интерес к этому инструменту. Сравнительная легкость овладения этим бесхитростным инструментом, тихое, ненавязчивое, естественное звучание делают его идеальным для первоначального музицирования. Каждый раз при звуках свирели дети замирают в ожидании чуда.

Введение инструментального музицирования на свирели Смеловой Э. Л. способствует развитию всех без исключения сторон музыкального слуха (звуковысотного, мелодического, ладового, тембрового, динамического, гармонического, полифонического и т.д.). Особое значение оно приобретает в работе с нечисто интонирующими детьми, когда инструментальное музицирование на свирели является единственной возможностью самовыражения ребенка в исполнительской деятельности. Однако и для детей с хорошо развитым музыкальным (звуковысотным в том числе) слухом этот вид деятельности содействует активизации их музыкального развития, поскольку у ребенка в процессе музицирования естественно устанавливается связь между исполняемыми звуками и его музыкально-слуховыми представлениями о них. При этом учитель ставит как специальную задачу преобразовывать инструментальный звук, исполняемый ребенком на инструменте, в звук вокальный. Для установления слуховой и певческой координации, умения воспринимать и учиться координировать сочетание инструментального и вокального звучания имеет значение и игра на инструменте одновременно с пением.

Игра на свирели дает удивительные результаты в развитии музыкальных способностей учащихся: улучшается чистота интонирования и качество вокального звука, развиваются музыкальная память и вокальное дыхание. На свирели Смеловой можно исполнить разные произведения от русских народных попевок до серьезных классических произведений. В дальнейшем, можно очень легко овладеть нотной грамотой. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребенка, более свободному чтению, улучшению почерка. Развитие дыхательных навыков при музицировании выступает как дыхательная гимнастика, которая позитивным образом влияет на организм ребенка, осуществляя, в том числе и профилактику простудных заболеваний.

Среди детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы, чисто интонируют примерно 15%- 20%учащихся, 35%- дети с неустойчивой интонацией, а около 35% детей просто «гудят». Причины фальшивой интонации различны. Некоторых детей просто никто не учил петь,протягивать звук, слушать себя, музыкальный инструмент, пение других детей. Иногда причина кроется в неумении собрать своё внимание, сосредоточиться или в отсутствии координации между голосом и слухом ребёнка.

Для учителя музыки важной задачей является стремление научить детей чисто интонировать, применяя для этого различные методики: пение по ручным знакам, игру на детских музыкальных инструментах и др. Но в своей практике чистого интонирования в классе добилась только при введении в урок игры на свирели. Большинство детей начинают чисто петь уже в конце 1 – начале 2 классов, а в 4 классе правильно интонируют практически все учащиеся.

Методика игры на свирели рассчитана на обучение детей в условиях класса – оркестра. При этом объединяются индивидуальная и коллективная форма обучения. Возможности свирели довольно большие, и это не просто «дудочка», а самый настоящий музыкальный инструмент. Свирель Смеловой по весу очень лёгкая; она занимает столь мало места, что её можно брать с собой всюду.

Цели и задачи профессиональной деятельности

Цель: развитие музыкальных способностей в процессе инструментального музицирования на свирели ».

Задачи:

- обучающие:

  • приобретение начальных навыков игры на музыкальном инструменте
  • освоение музыкальной грамоты в простых и игровых формах.

-развивающие:

  • приобщение ребенка к миру музыки
  • развитие потребности слушать музыку
  • формирование образно-художественного и творческого мышления, воображения.
  • развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику
  • развитие координационно-двигательных способностей
  • выявление и развитие музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти)

- воспитательные:

  • воспитание любви к музыке, развитие внимания, соблюдение правил поведения на уроке;
  • воспитание интереса к занятиям на музыкальном инструменте.

Программа «Инструментальное музицирование на свирели »

Цель программы:

создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно-практической деятельности, через освоение техники игры на свирели.

Задачи программы:

- формировать и развивать умение эмоционально воспринимать музыку в

различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, игре на

музыкальных инструментах;

- формировать навыки слушания и анализа музыки,

- формировать навыки и умения индивидуального и коллективного

исполнения музыкальных произведений на свирели.

- развивать творческое воображение, зрительно-двигательную

координацию, музыкальный слух и голос, чувство ритма, дыхание;

- совершенствовать координацию слуха и голоса, общую моторику и

мелкую моторику пальцев рук.

- воспитывать позитивное отношение и интерес к музыке, музыкальным

занятиям;

- развивать чувство уверенности в себе и самоутверждение,

- коммуникативные навыки;

- воспитывать исполнительскую культуру игры в ансамбле (оркестре).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

программы:

Личностные результаты:

- готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию;

- уважение к истории и духовным традициям России

- научатся размышлять о музыке, проявлять интерес к музыкальному

искусству и музыкальной деятельности;

- формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на

реализованном творческом потенциале, развитии художественного

вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских

замыслов.

Метапредметные результаты :

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и

видах музыкальной деятельности:

- определять наиболее эффективные способы достижения результата в

исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со

сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на

уроках музыки

Предметные результаты:

- Имеет представления о приемах игры на свирели.

- Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио

(простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском

оркестре, инструментальном ансамбле.

- Владеет основами музыкальной грамоты в объеме:

- Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр,

громкость.

- Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Подбор по слуху

попевок и простых песен.

- Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза.

Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4.

Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в

ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен,

в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух и трехдольность –

восприятие и передача в движении.

- Лад: мажор, минор; тональность, тоника.

- Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в

объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй

октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок

(двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание

по нотам оркестровых партий.

В результате работы по программе « Инструментальное музицирование на свирели » на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:

- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие

замыслы в различных видах музыкальной деятельности в игре на

свирели;

- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-

творческую деятельность; музицировать;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном

письме при исполнении простейших мелодий;

- владеть инструментом и участвовать в коллективной творческой

деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных

образов;

- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-

массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты

собственной музыкально-творческой деятельности

Формы занятий - групповые и индивидуальные.

Продолжительность и регулярность занятий

Программа рассчитана на 4 года обучения при занятиях на уроках по 10-15 минут 1 раз в неделю.

Данная программа предназначена для группового обучения игре на свирели детей, не имеющих музыкальной подготовки и не знающих нот. Знакомство в нотами происходит после того, как ребенок научился играть по слуху». Благодаря приобретенным слуховым представлениям и двигательной моторике дети переходят к нотной записи естественно, через звуки, а не наоборот- через систему знаков к музыке.

Содержание программы «Инструментальное музицирование на свирели»

1 год – 33 занятия.

Знакомство с инструментом: общие сведения, устройство свирели, правила хранения и санитарии. Постановкой рук и корпуса во время игры. Положение свирели, постановка правой и левой руки. Звукоизвлечение и аппликатура. Артикуляционная гимнастика. Игры на дыхание. Играем на одном звуке. Соблюдаем последовательность разучивания мелодий: прочитать текст; прохлопать в ладоши ритмический рисунок песни; проговорить графическое

изображение ритма; аккуратно, сдерживая дыхание, проиграть мелодию, слушая звук: добиться красивого, мелодичного звучания; играя на одном

звуке палец не поднимать, добиться мелодии дыханием.

Импровизация. В основе звукотворчества должно лежать слышание детьми

окружающего их мира. На первых порах это изображение голосов птиц и животных, передача в звуках имен и отдельных интонаций. Научить детей слышать окружающий мир и воспроизводить услышанное, на свирели – одна из интереснейших задач практического музицирования. Создание мелодии на заданный текст уже предполагает наличие определенного ритма стиха. Поэтому ребенку остается только досочинить мелодию. Образцами же для

него служат народные попевки, в которых раскрываются основные законы музыкальной композиции: повторность и развитие. Игра мелодии по ритмической записи с цифрами.

2 год – 34 занятия

Звукоизвлечение и аппликатура. Артикуляционная гимнастика. Игры на дыхание. Переходим к звуку до (0). Играем правой рукой. Приступая к освоению диапазона 4–6, можно упражнения из первого года обучения проиграть заново, но уже правой рукой. Аппликатура звука фа-диез (4), ми(5), ре (6). Соблюдаем последовательность разучивания мелодий. Прием игры

legato, staccato. Динамические оттенки "f ", "mf", "mp", " p". Понятия мажор - минор, реприза, лига, фраза. Передувание. Игра на свирели пальцами обеих рук. Игра мелодии по ритмической записи с цифрами.

3 год – 34 занятия

Артикуляционная гимнастика. Игры на дыхание. Повторение изученного за

первых два года. Знаки альтерации. Канон. Двухголосие. Работа над

развитием техники пальцев. Включение в репертуар произведений в

подвижном темпе, с более мелкими длительностями. Работа над

артикуляцией, знакомство с исполнительским приемом двойное стаккато.

Шестнадцатые, синкопа (восьмая, четверть, восьмая). Ритмическая

группировка: пунктир (восьмая с точкой, шестнадцатая). Передувание. Игра

на свирели пальцами обеих рук. Нотная запись на 5 линейках нотоносца

(постепенный переход через цифру к названиям нот).

4 год – 34 занятия

Включение в репертуар произведений, требующих длинной фразы.

Дальнейшая работа над многоголосием, по развитию техники пальцев и артикуляции. Игра в оркестре, ансамбле по нотной записи.

Заключение

Музыкальными способностями, позволяющими освоить любой музыкальный инструмент, в том числе свирель Смеловой, являются: слух, память и ритм, естественно, подразумевается музыкальный слух, музыкальная память и чувство музыкального ритма. Способный ученик должен не только уметь определять звук, его высоту, но и реагировать на «интонацию», «динамику», эмоционально переживать музыку, чувствовать её характер.

Благодаря целенаправленным и целеустремлённым занятиям можно добиться больших результатов в развитии музыкальных способностей. В процессе занятий инструментальным музицированием на свирели у детей развивается музыкальный слух, музыкальная память и чувство музыкального ритма. Занятия игры на свирели помогают реагировать на « интонацию»,» динамику», эмоционально переживать музыку, чувствовать ее характер.

Дети, обучающиеся на этом инструменте приобретут ценный багаж для своего общего музыкального развития и приобщения к музыке, научатся эмоционально переживать и воспринимать музыку.

Начальное обучение игре на свирели создаст благоприятные возможности для формирования музыкально-слухового представления ребенка. Владение основами игры на свирели должно позволить детям продолжить общение с музыкой, став музыкантами-любителями, а также участвовать в самодеятельности или просто музицировать. Взяв в руки свирель, каждый ребенок с первых уроков учится музыке через собственное музицирование. Теперь он становится непосредственным «проводником» всех идей композитора, так как для того, что бы сыграть произведение, необходимо тщательно проанализировать и в буквальном смысле «пропустить через себя», пусть даже неосознанно, все мысли и чувства, передаваемыми звуками. Таким образом, опыт инструментального музицирования с детьми указывает на высокие потенциальные возможности игры на свирели как средства развития музыкальных способностей младших школьников.

Список литературы

1. Абдулин Э. Б. Николаева Е. В. Теория музыкального образования.- М., 2004.

2. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. – Учебное пособие. – М.: Просвещение 1983.

3. Баренбойм Л. Система музыкального воспитания К. Орфа. – Л.: Музыка, 1970.

4.Вопросы музыкальной педагогики, выпуск 10. Сост. Усов Ю., М., 1991.

5.Василюк Ф.Е. «Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)». М., 1984.

6.Грач Б.Я. «Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано». М., 1965.

7.Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., 2005.

8.Даулинг С. «Формирование фантазии: точка зрения детского аналитика». //2001.

9.Ляховицкая С.С. «Развитие навыков самостоятельности у юных музыкантов». М., 1965.

10.Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах». М., 1984.

11.Петров В. «Основы начального обучения на кларнете французской системы». М., 1991.

Репертуарный список.

1.Литовко Ю. «Пастушок» Легкие пьесы для блокфлейты

2.Покровский А. «В школе и дома» Методическое пособие для обучения игре на блокфлейте. М., 1989.

3.Покровский А. «Учитель и ученик» Начальная школа ансамблевой игры на деревянных духовых инструментах. М., 1992.

4.Пушечников И. «Азбука начинающего блокфлейтиста». М., 1991.

5.Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте». М., 1998.

6.Хабихт Г. «Пьесы для блокфлейты», Pro musika Verlag Leipzig, 1978.

Программа составлена на основе программы Т.А Рокитянской « Каждый ребенок – музыкант», Е.С. Киселевой «Жаворонушки», Н.В. Голубевой «Серебрянный колокольчик».В репертуаре используются русские народные песни, пьесы для блокфлейты Виноградова, А. Зарубы, Рокитянской и других современных и зарубежных композиторов.

Приложение

Репертуар первого года обучения

Андрей-Воробей (песенка-прибаутка)

Кошку грамоте учили

Не спи, солнышко

Котик (прибаутка)

Считалка (детская песенка)

Барабанщик муз Ю.Литовко

Буду летчиком муз. Е Тиличеевой

Барашеньки – крутороженьки (русская народная песня )

Дин – дон (песенка прибаутка)

Детская песенка муз. Л. Слука

Гармошка муз. Е.Тиличеевой сл.М.Долинова

Про лошадку ( детская песенка)

Лепешки (украинская прибаутка)

Дождик (русская народная песня)

Уж как шла лиса по травке (русская народная песня)

У кота – воркота (русская народная песня)

Ванечка муз. С.Воронцовского

Сорока (русская народная песня)

Приди, приди, солнышко (украинская прибаутка)

Горелки (русская прибаутка)

Велосипедист муз. А. Метелицына

Белые гуси муз. М.Красева

Пастушок (детская песенка)

Ходит зайка по саду (русская народная песня)

Репертуар второго года обучения

На катке (детская песенка)

Баю, баюшки, баю (колыбельная)

Василек (русская народная песня)

Песенка-марш муз. Е.Тиличеевой

Белка муз. А.Березняк

Солнышко (детская песенка)

Цыплятки муз. А.Филиппенко

Весна муз. Г.Фрида

Зайчик, ты зайчик (русская народная песня)

Мы на луг ходили ( русская народная песня)

Маленькая Юлька (словенская народная песня)

Дедушка (русская народная песня – прибаутка)

Н а зеленом лугу (латвийская народная полька)

Колыбельная муз. И. Брамса

Экосез муз. Л. Бетховена

Andante муз. Й. Гайдн;

Тихая ночь муз.Ф.Грубера

Jingle bells муз. J.Pierpont

Мелодия из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» муз. Л. Оливейра

Катюша муз. М.Блантера

Вальс расставания из кинофильма «Женщины» муз. Я. Френкеля

Самая хорошая Муз. В. Иванникова

Вальс при свечах из кинофильма «Мост Ватерлоо» (шотландская народная

мелодия)

Репертуар третьего года обучения

Я гуляю (русская народная песня)

Солнышко (русская народная песня)

Вдоль, да по речке (русская народная песня)

Во поле берёза стояла (русская народная песня)

Как у наших у ворот (русская народная песня)

Светит месяц (русская народная песня)

массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты

собственной музыкально-творческой деятельности

Формы занятий - групповые и индивидуальные.

Продолжительность и регулярность занятий

Категория: Музыка
26.02.2022 10:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!