СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки по программе Е.Критской в 3 классе "Певцы родной природы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Соколинская общеобразовательная начальная школа»Бахчисарайского района Республики КрымПевцы родной природы.П. И. Чайковский. Э. Григ.Урок (No29) музыки в 3-м классе.Учитель: Муслюмова З. Р.2018–2019 учебный годСоколиноеПланируемые результаты (предметные): Показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.Понятия музыкальный пейзаж, изобразительность и выразительность музыки, интонация.Формирование УУД:Р -накапливать музыкальные впечатления, на основе которых формируется чувство музыкального стиля;уметь анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения;П -проводит анализ, сопоставляет и сравнивает музыкальныетемы и образыв произведениях разных композиторов;К –работает в группе, выразительно исполняет муз. произведения, вокально-хоровые упражнения(умение петь напевно, легко, не форсируя звук),проявляет чувство любви и бережного отношения к природе и музыке, умениеэмоционально откликаться намузыкальное произведение и выражать свои впечатления в пении или пластике);Музыка. 3 класс. Урок No 29. Тема: «Певцы родной природы. Э. Григ. П. Чайковский» Тип урока: Изучение нового материала. Педагогические цели:Создать условия для развития умений эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям, определять и сравнивать музыкальные и художественные образы, используя средства музыкальной и художественной выразительности, осознавать значение средств музыкальной выразительности, способствовать развитию умений понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека.Задачи:-Познакомить с творчеством композиторов П. Чайковского и Э. Грига; -Учить применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения; -Способствовать осознанию мелодии как основы музыкальногопроизведения; -Создать условия для развития умений осознанно и эмоционально восприниматьмузыку; -Обогащать опыт слушания музыки, формировать духовную культуру детей средствами музыкального искусства и формировать музыкальный вкус;-Уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств. -Развивать представление о средствах музыкальной выразительности; -Развивать воображение, музыкальную память, внутренний слух, представление, что может изобразить музыка; -Развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать, понимать возможности музыки передавать чувства и мысли человека; -Воспитывать любовь к музыке народов мира, любовь к прекрасному, к природе, как неотъемлемой части любви к родине. Проблема урока: Может ли музыка изобразить картины природы?Планируемые результаты:Предметные: -узнают понятия «интонация, музыкальная речь, цикл, сюита, изобразительность и выразительность музыки. -научатся проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и коллективов; -слушать на уроках музыки сочинения и называть их авторов, узнавать их «почерк». Личностные: -принимают позицию слушателя (исполнителя) музыкальных и литературных произведений; владеют навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности.Метапредметные УУД: -эмоционально откликаются на музыкальную характеристику образов пьес; -передают свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; работают в группе; выразительно исполняют музыкальные произведения.Основное содержание темы, понятия и термины: Интонация. Музыкальная речь. Изобразительность и выразительность музыки. Цикл. Музыкальный альбом. Сюита. Музыкальный пейзаж.Образовательные ресурсы: Учебник «Музыка». 3 класс. стр.124-125Авторы Е. Критская, Г. Шмагина, Г. Сергеева. Портреты П.Чайковского и Э.Грига; Репродукции картин русских художников, пейзажи Норвегии; Видеоролики к музыке Чайковского и Грига; Презентация биографии и творчества композиторов Э. Грига и П. и. Чайковского, карточки, цветочки.Музыкальный ряд: Э.Х. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»; П. И.Чайковский пьеса «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года; «Веселая песенка», «Песня о Крыме» А. Ермолова.«Красота природы обладает силой и даром вносить мир в сердца». (Мигель де Сервантес). Ход урока. 1.Организация начала урока. Вход в класс «Март» П. Чайковский.Приветствие Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я! 2.Актуализация опорных знаний. Учитель. –Посмотрите внимательно на картины. (Показ картин.) Что на них изображено? Что объединяет эти картины? (Природа).Если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы написали, чтобы озвучить эти репродукции? Какие средства выразительности вы применили? (ответы детей)2.1 Коллективная игра «Я –композитор».2.2 Задание: Подберите подходящие выразительные средства к музыкальному произведению, созвучному картине «Март». И. Левитана. (карточки)Мелодия (поступающая, скачкообразная, волнообразная). Динамика (тихо, не очень громко, громко). Темп (медленный, умеренный, быстрый). Тембр (фортепиано, скрипка, флейта, труба). Лад (мажор, минор). Дети, давайте вспомним, что означают средства музыкальной выразительности -интонация, мелодия, лад, ритм, темп, динамика, тембр.3.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности уч-ся. Если видишь на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака. Или снежная равнина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется. (пейзаж). Учитель. -Тема нашего урока -«Певцы родной природы». Как вы ее понимаете? -Кто, по вашему мнению, может быть «певцом природы»? -Какие произведения известных композиторов о природе вы знаете?(Ответы детей) -Как вы думаете, какие произведения мы будем слушать на уроке?(Ответы детей)4. Изучение нового материала. 4.1 Информация.Учитель. –Вы назвали музыкальные произведения, в которых композиторы передали красоту природы родного края. Живет на Земле человек, любит свою Землю. Потому что не может жить он без запаха листьев ицветов, без звонкой струи ручья, без рек, гор, морского ветра. Красоту родной природы особенно чувствуют люди искусства –поэты, художники, композиторы. У художников –краски, у поэтов-слова, а в распоряжении композиторов только звуки. Много удивительных волшебников слова, звука, краски, способных передать красоту родной природы в своих произведениях. О них мы сегодня и поговорим на уроке. «Певцами родной природы» так почетно называют двух великих композиторов разных стран Э.Грига (Норвегия) и П. И. Чайковского (Россия).Особое место занимает в их творчестве прекрасное время года –весна. Весенние пейзажи, прилет и пение птиц, восходящее солнце –утро дня и года привлекали их, им они посвятили свои музыкальные шедевры.А помогут мне рассказать о жизни и творчестве этих композиторов наши искусствоведы, историки, музыкальные критики и знатоки теории музыки. 4.2 Краткие сведения из жизни и творчества П. Чайковского.Презентация.Выступление детей.4.3Слушание. Учитель. -Дети, давайте послушаем пьесу из музыкального альбома «Времена года» «Песнь жаворонка».(Просмотр видеоролика)Учитель. -Что вдохновило композитора сочинить такую музыку? Какими средствами он создал художественный образ жаворонка?(ответы детей)(Учащиеся читают стихи о весенней природе). Учитель. -Чтобы увидеть и услышать красоту природы, мы совершим виртуальную экскурсию в картинную галерею.(Просмотр видео на фоне пьесы «Март»П.Чайковского)Учитель. -Какое впечатление сложилось у вас от просмотра картин и прослушанной музыки? Можно ли назвать эту пьесу «музыкальным пейзажемУчитель. -О природе мы часто говорим, как о человеке: небо нахмурилось, солнце улыбнулось; (показывает «солнышко»). В природе все зависит от настроениясолнышка. Учитель. -Почему мое солнышко грустит, чего не хватает, чтобы оно засияло (Ответы детей). Давайте споем веселую песенку, может тогда поднимется настроение у солнышка и станет всем радостно.4.3 Исполнение песни А. Ермолова «Веселая песенка».Учитель. -Вот и проснулось наше солнышко! А помогли нам в этом стихи и веселая мелодия. 4.4 Учитель. –Ребята, сейчас мы послушаем музыку, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. Эта пьеса называется "Утро"норвежского композитора Э. Грига из музыки к драме норвежского драматурга Г. Ибсена "Пер Гюнт".-Пьеса "Утро"-это музыкальный лирический пейзаж, написанный для симфонического оркестра.-Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро "нарисовал"композитор? Можно представить себя в роли дирижеров, передавая характер музыки выразительнымижестами рук.Звучит "Утро" Э ГригКак музыка подсказала, что это утро? (медленный темп, динамика, смена регистра). -Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая музыку, словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.-Какими средствами музыкальной выразительности создается эта картина? Какая мелодия?(Мелодия песенного характера. Она звучит очень мягко, плавно, ласково, нежно, распевно. Она звучит много раз, повторяясь у разных инструментов: у флейт, у гобоев и валторн)-А почему именно деревянные духовые солируют, на что похоже это звучание?(Тембры духовых инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а валторна звучит как охотничий рог)-Как развивается музыка?-(Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку включаются все новые инструменты. Звучание становитсявсе более мощным иярким и доходит до кульминации)-С чем можно сравнить такое развитие, что изобразил композитор?(Музыка словно рассветает, показывая, как встает солнце.Музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней)Сам Э. Григ писал об этом произведении: «Это настроение утренней природы, где при первом же форте солнце прорывается сквозь облака». –Тембры духовых инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а валторна звучит как охотничий рог. В учебнике на стр.124 представлена нотная запись основной мелодии. Вся мелодия словно вырастает из основного мотива, основной интонации, как колос из зернышка. Давайте напоем ее. 4.5 Пластическое интонирование основной мелодии пьесы, рукам показать кульминацию (восход солнца).Учитель. Да, красота родной природы и искреннее чувство любви к ней помогли композитору создать прекрасную «музыкальную картину». 4.6 Информация. Краткие сведения о жизни и творчестве Э.Грига. Презентация. 5.Творческое применение знаний. Составление синквейна по прослушанным произведениям. 1.Пьеса. 2.Радостное, спокойное. 3.Любоваться, воспевать, беречь. 4.Восхищаться и беречь красоту природы. 5.Пробуждение. 6. Подведение итога. Вывод: Мы прослушали две пьесы разных композиторов разных стран, а синквейн получился один. Что объединило их? Любовь к родной природе, к родине, к народу. Ведь не зря слова «родник, природа, народ, родина» имеют один корень. Ими надо не только восхищаться, но и беречь их. Учитель. –Дети, а вы любите свою родину? Как она называется? (Наша родина Крым. Мы любим ее за красоту природы, за шум моря, крик чаек, ласковое солнце). -Многие композиторы и поэты воспели красоту Крыма в своих произведениях. 7. Вокально -хоровая работа. Исполнение песни А. Ермолова «Песня о Крыме»».8.Информация о домашнем задании. (на выбор)-Нарисуйте утро, каким вы его себе представили, слушая музыкуЭ. Х. Грига или П. И Чайковского. -Найдите картину художника, изображающую красоту родного края.Устно опишите ее.При помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, дудочки и других –сочините к ней небольшой этюд.-Прочитайте рассказы К. И. Паустовского о композиторе П. И. Чайковском -«Скрипучие половицы», о композиторе Э. Григе –«Корзина с еловыми шишками»9. Рефлексия учебной деятельности. (Итог урока).Учитель. -Вспомните тему и цели нашего урока. Удалось ли нам их реализовать? Кто такие «певцы родной природы»? Какие средства музыкальной выразительности они использовали при создании произведений?Может ли музыка изобразить картины природы?-Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения, которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и запомнились вам? Рефлексия. Продолжите предложения «Я научился.»,«Мне захотелось.», «Я смог.», «Было интересно.», «Было трудно.». -Музыка, которуюмы сегодня слушали, изображает картины природы, отображаетдушевное состояние человека, чувстваи мысли, связанные с его внутренним миром, ипередаётнастроение, связанное с образами природы.Пьеса Э. Грига рисует начало времени суток -утро, а произведение Чайковского –пробуждение природы («начало» года)«Красота природы обладает силой и даром вносить мир в сердца». (Мигель де Сервантес). Учитель. (На доске плакат с изображением дерева). Если вам понравился урок, вы получили полезные знания и удовольствие от услышанной музыки, прикрепите их к дереву, и оно «зацветет» точно так, как зацвели все деревья за окном. Урок окончен. До свидания.-Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения, которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и запомнились вам? Рефлексия. Продолжите предложения «Я научился.», «Мне захотелось.», «Я смог.», «Было интересно.», «Было трудно.».Доп мат.Как и на прошлом уроке, выполните задание: закройте глаза, опустите голову и поднимите ее в тот момент, когда музыка нарисует восход солнца.(Прослушивание произведения.)Особенность музыки заключается в том, что это вид искусства, который может показать развитие события во времени. Например, картина способна показать только то, что происходит в какой-то один момент. Посмотрите на картины, размещенные на доске: на них время словно остановилось, замерло на мгновение. А музыка может показать, как событие или явление развивается, становится другим. Это очень хорошо прослеживается в пьесе Э. Грига «Утро». Запомните: музыка показывает развитие события во времени.—С каким русским композитором Э. Григ был в дружеских отношениях? (С Петром Ильичом Чайковским.)—Что роднит музыку этих двух композиторов? (Мелодичность, песенность, напевность.)VII. Повторениепройденногоматериала

Категория: Музыка
17.10.2020 11:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!