СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Буквы з и с на конце приставок» (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: Соболева Татьяна Витальевна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Краткое описание: урок познакомит с условиями написания букв з и с на конце приставок, закрепит умение написания данной орфограммы.

Тип урока: изучение нового материала

Цель учителя: сформировать представление учащихся о выборе написания з и с на конце приставок

Цель ученика: познакомиться со способами написания з и с на конце приставок

Планируемые результаты:

Личностные: формирование умения самостоятельной работы

Матапредметные: соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения

Познавательные:

1.уметь выполнять анализ (выделять условия написания з и с на конце приставок)

2. уметь выстраивать логическую цепь рассуждений при выборе з и с на конце приставок

Регулятивные:

1.уметь определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства её осуществления

Коммуникативные:

1.уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Предметные:

1. знать условия выбора написания з и с на конце приставок

2.уметь использовать слова с данными приставками в речи

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

1.Организационный момент. (Слайд 1)

2.Актуализация знаний.

Обращение к эпиграфу: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Эти слова принадлежат К. Чуковскому. Талантливый мастер слова не случайно самое пристальное внимание уделял приставкам. Мы обратимся к приставкам, оканчивающимся на з и с. (Слайд 2)

Тема нашего урока: «Буквы з и с на конце приставок». Сегодня на уроке нам предстоит

  • узнать условия выбора написания з и с на конце приставок
  • закрепить условия написания з и с на конце приставок
  • уметь использовать слова с данными приставками в речи

3.Изучение новой темы.

1.Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь ответить на вопрос: «Когда в приставках на з- и - с пишется з, а когда с»?

Слушайте, слушайте да внимайте,

а на ус мотайте:

Двери открываются,

Сказка начинается!

Будет сказка занимательна,

Слушайте, дети, ее внимательно!

Кто уши хорошо раскроет,

Тот правильно все усвоит,

А кто невзначай уснет,

Тот ничего не поймет.

В те далекие времена в одном сказочном королевстве жила – была королева З. И были у нее дочери - красавицы: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ. Были они звонкие и дружили только со звонкими: Б, В, Г, Д, Ж, Л, М, Н, Р, безусловно, с З. Но принцессы были очень любознательны: любопытно им, как живут в соседнем королевстве. И вот однажды ранним утром, когда все еще спали, они потихоньку выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Долго шли они, преодолели три горы, переплыли три реки, съели три каравая хлеба. Вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры очень обрадовались. В этом городе жили глухие согласные: П, Ф, К, Т, Ш, Х, Ц, Ч, Щ во главе с королевой С. Когда принцессы Звонкие постучали в ворота, их спросили:

- Что вам угодно?

- Мы пришли посмотреть, как вы живете, - ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ.

- Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные, и войти к нам вы можете только при одном условии.

- Ребята, как вы думаете: что это за условие? (Они должны поменять свою звонкую согласную З на С.).

- Как вы думаете, что было дальше? (Ребята высказывают свое мнение.) Конечно, когда сестры Звонкие поменяли З на С, их впустили в город. Жителям этого королевства понравились принцессы РАС, БЕС, ВОС, НИС, ВС, ИС, и они подружились с ними.

С тех пор существуют в русском языке очень похожие между собой приставки, которые отличаются лишь одной буквой.

2.Итак, ребята, попробуйте сделать вывод, когда же эти приставки пишется с буквой З, а когда – С? (Дети дают ответ, что в приставках на з-(с-) перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими – с).

Ваш вывод, ребята, абсолютно верен.

4.Закрепление изученного.

1.Знакомство с орфограммой № 11на стр. 31 учебника (2 часть)

2. «Это интересно». Поэтическая минутка. (Слайд 3)

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз -, из -, через -, раз - и без-.

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С.

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

3. Работа с учебником. Упр. 437(Ребята устно отрабатывают образец рассуждения при выборе З и С на конце приставок).

Мы с вами рассмотрели условия выбора согласных З и С на конце приставок, и мне хотелось бы узнать, как каждый из вас усвоил эту тему. Для этого предлагаю выполнить задания, с которыми вы, безусловно, справитесь.

Выборочный диктант. Прослушать текст «Водопад». Выписать слова, в которых приставки оканчиваются на З и С. Обозначить орфограмму, доказать устно условия выбора написания.

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Все кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном восхищении на красивое явление природы. Особенный восторг у зрителей вызывает водопад в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы испаряются в воздухе. (Слайд 4)

Лингвистическая физминутка. Учитель называет слово. Если в нем есть приставка на З, то встают дети первого варианта. Если есть приставка н С, то – дети второго варианта.

Творческий диктант. Замените существительное с предлогом близким по значению прилагательным. Запишите, обозначая условия выбора написания согласных на конце приставок.

Город без людей (беЗлюдный город), путь без конца (беСконечный путь), вечер без звука (беЗзвучный вечер), человек без характера (беСхарактерный человек), воин без страха (беСстрашный воин), ночь без покоя (беСпокойная ночь), дерево без плодов (беСплодное дерево). (Слайд 5)

Мини – тест по теме «Правописание приставок на З и С». (Листы с распечатанным тестом лежат на партах).

  1. В каком слове приставка оканчивается на – з?

а) и…гибаться; б) и…подлобья; в) ра…плата; г) ра…положиться

  1. В каком слове приставка оканчивается на – с?

а) ра…грызть; б) во…ход; в) во…наградить; г) ра…валина

  1. В каком слове приставка оканчивается на – з?

а) ра.свет; б) ра…пахнуть в) в…порхнула г) в…летела

  1. В каком слове приставка оканчивается на – с?

а) и…бежать; б) ра…работать; в) и…пугать; г) во…буждало

  1. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) и…царапать, и…бить; б) ра…цветилась, бе…ценный;

в) бе…жалостный, бе…шумный; г) бе…вкусица, ра…шнуровать

Ключ к мини – тесту: 1) А; 2) Б; 3) Г; 4) В; 5) Б. (Слайд 6)

5. Подведение итогов урока.

Закончите предложение:

а) «Буква З пишется на конце приставок, если…». Приведите примеры, обоснуйте свой ответ.

б) «Буква С пишется на конце приставок, если…». Приведите примеры, обоснуйте свой ответ.

6. Домашнее задание: стр. 30 – 31 (часть 2), упр.438.

Категория: Русский язык
29.06.2015 04:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!