СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАСТЕР-КЛАСС Здравствуйте! Как учится художник? Смешивает краски и наносит мазки на холст. Как учится музыкант? Разучивает этюды и гаммы. Как учится журналист? Осваивает приёмы письменной речи. А как учится учитель? Он смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приёмы… только это педагогические краски, этюды и приёмы. Учитель – мастер, виртуоз, он как по нотам играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока. Вот и сегодня я хотела бы предложить вам ещё несколько нот и мелодий для ваших уроков. Но сначала я должна убедиться, что все с хорошим настроением готовы начать работу. У вас в файлах лежат кружки, нарисуйте на них смайлик – улыбчивую рожицу. Вот мы с вами и усвоили первую нотку любого урока – оргмомент. Обычно этот этап в конспекте стоит под цифрой один, но редко кто продумывает его. Один из вариантов – рисование смайлика, именно так я начала свой урок изучения нового материала в 5 классе по теме «Правописание приставок пре-, при-». Другой вариант был использован в 7 классе: определи степень своей готовности к уроку по цвету(красный – готов активно работать, зеленый – средняя степень готовности, белый – не готов к активной работе, нет настроения). Может у вас есть свой вариант? Итак, начало уроку положено, но как же построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС? В поисках ответа на этот вопрос и складывается система моей работы. Сегодня я хочу познакомить вас с уроком, построенным по технологии развития критического мышления. Эта педагогическая технология интересна тем, что помогает «научиться самому учиться», что отвечает современным требованиям образования. Что же она из себя представляет? Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. При моделировании такой системы обучения: ? организованы такие отношения учителя и учащихся, которые основаны на принципах равноправного партнерства, диалога; ? реализуются возможности групповой и парной работы учащихся; возможности рефлексии; ? используются приёмы деятельности, способствующие активной и осмысленной познавательной позиции учеников. Результатом является высокий уровень развития самостоятельного мышления, ярко выраженная мотивация саморазвития, самосовершенствования, достижения на конференциях и олимпиадах, высокий показатель качества знаний. Основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом: ? Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. ? Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. ? Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. ? Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов: ? стадии вызова -актуализирует и обобщает имеющиеся у учащегося знания по данной теме; - пробуждает интерес к изучаемой теме; - побуждает ученика к активной деятельности. ? смысловой стадии - получение новой информации; - осмысление новой информации; - соотнесение новой информации с собственными знаниями. ? стадии рефлексии - целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; - выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов"); - анализ всего процесса изучения материала. ? А теперь рассмотрим, как эти стадии реализовались на конкретном уроке. Урок русского языка в 5 классе Тема: Правописание приставок пре- и при- Цели: Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок. Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности. Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать коммуникативные отношения. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: интерактивная доска, карточки, учебник русского языка. Этапы урока: этапы приемы Что делает учитель Что делает ученик Формирование УУД Оргмомент смайлик Приветствует детей, проверяет готовность к уроку Приветствует учителя. СТАДИЯ ВЫЗОВА Наблюдение над лингвистическим материалом, проблемный вопрос Приветствие Нацеливает обучающихся на работу, активизирует имеющиеся знания по теме; задает проблемный вопрос. Выделяют знакомую и незнакомую информацию; отвечают на вопросы; формулируют тему и цель урока. Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ Наблюдение над языковым материалом и его анализ Проблемный вопрос. Сообщает условия задачи. Создаёт проблемную ситуацию Объясняет новый материал Выполняют задание в гуппах, озвучивают результат; Решают проблемную ситуацию, формулируют правило, составляют алгоритм рассуждения и опорную схему. Регулятивные УУД 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу). СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Лист достижений; работа по алгоритму; «одно словечко», «третий лишний» Инструктирует по выполнению индивидуальных групповых заданий. Выполняют различные задания в парах. Осуществляют контроль. Познавательные УУД 4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 5. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Рефлексия Социализация Синквейн Инструктирует по составлению синквейна Составляют синквейн по заданной форме. Регулятивные УУД 5. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Домашнее задание Творческая работа Ход урока. I. Оргмомент II. Актуализация знаний. - Сегодня мы начинаем изучение новой темы, но ее название пока вам неизвестно, вы должны тему урока сформулировать сами. - Но сначала давайте вспомним, над правописанием какой морфемы мы работали на предыдущих уроках? (Приставки) - Дайте определение приставки. (Значимая часть слова…) - Согласны ли вы с мнением известного вам писателя К.И. Чуковского, который сказал, что «в разнообразии приставок – разнообразие смысла»? - Докажите своё мнение. Выборочный диктант. - Найдите в предложениях слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки. Час обеда приближался, Топот по двору раздался. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! -А что нужно знать, чтобы правильно писать приставки? (Правила) - О правописании каких приставок вам уже известно? (о правописании неизменяемых приставок и приставок, оканчивающихся на з и с) -Правописание каких слов вы можете объяснить? (раздался, поджидал) III. Формулирование темы и цели урока - А почему вы не можете объяснить правописание слов приближался и прекрасный? (Потому что его написание нельзя объяснить данными правилами) - Итак, какая же проблема возникла? (Когда в приставке пишется и, а когда е?) -Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? -Сформулируйте тему урока. ТЕМА УРОКА: «Правописание приставок пре-/при-» Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях. -Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-, узнать, когда пишется -е-, а когда -и- в приставках пре- и при-) Комментарий: Первая стадия – «стадия вызова» позволяет актуализировать знания, вызвать устойчивый интерес к теме, побудить обучаемого к активной работе. На данной стадии я использовала следующие методические приёмы: наблюдение над языковым материалом, проблемный вопрос. Данные методические приёмы позволили, с одной стороны, увидеть знакомую информацию, а с другой стороны, наметить пути поиска «неизвестного в известном», что соответствует метапредмету «знание». Одна из техник этого метапредмета – техника «знающего незнания». Осваивая её, школьники учатся выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Освоение данной техники предполагает развитие таких универсальных учебных действий, как понимание, воображение, рефлексия. IV. Изучение нового материала. Попробуем решить поставленную задачу, работая в группах с материалом карточек. Задание: Выделите в словах приставки. Какое общее значение объединяет слова каждой группы? Сделайте вывод о причинах написания пре- и при-. 1. Прискакать Прибежать Приблизиться 5. Предобрый Премудрый Прекрасный 2. Привязать Прибить Присоединить 6. Превратить Прервать Преградить 3. Пригородный Пришкольный Приморский 4. Приоткрыть Присесть Пригореть Один ученик от каждой группы озвучивает результат работы. - Так от чего зависит написание е и и в приставках пре- и при-? ( От лексического значения) 2) Сформулируйте правило написания приставок пре- и при- Обсудите в группах (уточнения, добавления членами группы). Афиширование. 3) Ребята, откройте учебник русского языка. Прочитайте правило, сопоставьте свои выводы с учебником. Посмотрите, как выделяется данная орфограмма. 4) А теперь послушайте, как о правописании приставок пре-/при- пелось в передаче моего детства «Радионяня». 5) Вернёмся к правилу и попробуем составить алгоритм рассуждения, а также опорную схему. Комментарий: Вторая стадия – «Стадия осмысления содержания». На этом этапе ученики анализировали лингвистический материал, делали выводы, сравнивали результат своей деятельности с параграфом учебника, то есть учащиеся не получали новое знание в готовом виде, а добывали его самостоятельно(требование ФГОС). Также учащиеся учились выражать с помощью схем то, что понимают. Данная способность формируется в рамках метапредмета «знак». V. Закрепление. 1 этап - первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения. Осложненное списывание. Ученики (по очереди) сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву (упражнение №2 на диске) Учитель у интерактивной доски Задание №1. Сначала объясните написание слова, потом запишите, вставляя пропущенную букву Имя пр..лагательное, пр..винтить ручку, пр..открыть дверь, пр..строить террасу, пр..рвал беседу, пр..странные истории, пр..задуматься над историей, пр..ближение поезда, пр..школьный участок. 2 этап - вторичное закрепление (работа в группах). - А теперь поработаем в группах. У каждой группы есть лист достижений, где вы отметите количество правильных ответов на задания, которые будете выполнять совместно. В результате по количеству заработанных баллов вы получите оценки в конце урока. 1) Игра «Одно словечко». Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-, укажите значение приставки 1)Расположенный у берега. (прибрежный). 2)Задуматься на некоторое время. (призадуматься). 3) Вызывающая восхищение, красивая. (прекрасная). 4) Подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться). 5) Нарушитель закона (преступник). Проверка (раньше всех справившаяся группа записывает результат на доске) Результат работы занесите в свой листок. 2)«Третий лишний». Найдите лишнее слово в каждой строчке, объясните свой выбор. Запишите в тетрадь оставшиеся слова, обозначая условия выбора вставленных орфограмм. - пр..мчаться, пр..катить, пр..бить - пр..вязать, пр..лететь, пр..делать - пр..градить, пр..сесть, пр..кусить - пр..вокзальный, пр..спокойный, пр..усадебный - пр..станционный, пр..скучный, пр..скверный Проверка работы группы V. Итоги урока. - Сколько баллов вы заработали? По таблице определите свою оценку. 9 – 10 баллов – «5» 6 – 8 балла – «4» 3 – 5 баллов – «3» 0 – 2 баллов – «2» –Какую цель мы ставили в начале урока? -С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке? -Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ? -У кого остались вопросы? Какие? Комментарий: Многие приёмы, использованные на предыдущих стадиях, логично подготовили стадию «Размышление». На этом этапе произошло осмысление информации и « приращение» нового к уже известному. А такие методические приёмы, как работа по алгоритму, «одно словечко», «третий лишний» и др. позволили организовать самостоятельную работу, направив её на заинтересованное осмысление темы. VI. Рефлексия Составление синквейна об уроке. Комментарий: Завершение – «Рефлексия» поставило точку в развитии действия, а составленные синквейны стали своеобразным продуктом, который необходим при любой работе по технологии. Ведь синквейн – быстрый, но мощный инструмент рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать идеи в нескольких словах. Надо сказать, что каждый вид работы был подвергнут социализации, что является очень важным психологическим моментом в воспитании личности учащегося. Цели были достигнуты, поставленные задачи реализованы. Предполагаемый результат подтвердился. Мне очень важно, что ученики с этого урока ушли с хорошим настроением, обусловленным их личной (быть может) маленькой победой, условия для которой мне помогает создать работа, построенной по технологии критического мышления. На мой взгляд, мне удалось органично и последовательно показать, как уживаются разнообразные приёмы при логичном построении работы по технологии развития критического мышления. VII. Домашнее задание Используя как можно больше слов с пре- и при-, составьте рассказ из 10 предложений. ? Наш мастер-класс подошел к концу. Я хочу пожелать вам успехов в работе и предложить небольшую памятку, а также составить синквейн о мастер-классе. 1. Мастер-класс по теме: «Применение приемов ТРКМ на уроке русского языка». 2. (какой?) 1)__________________, 2)__________________________. 3. (что делали?) 1)______________________,2)____________________,3)___________________. 4. (что полезного узнали?)__________________________________________________________. 5. (ассоциация)_____________________.
Категория: Русский язык
19.02.2015 18:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!