СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Цель курса:
обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2 тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
Содержание обучения:
1.Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
3. Правописание приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
5. Орфограммы в окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
6. Правописание сложных слов
- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
7. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания предлогов
8. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
9. Правописание частиц
- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание числительных
- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
11. Принципы и правила переносов
Цель: повторить принципы и правила переносов
Итоговая работа
- тест
Тематический план курса (34 часа)
Название тем курса |
Кол-во часов по теме |
Форма занятий |
Дата |
|
1 |
Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки. |
1 |
Лекция с составлением таблиц-памяток |
|
2 |
Орфограммы в корнях |
1 |
Тренировочные задания |
|
3 |
Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные |
1 |
Семинары-практикумы. |
|
4 |
Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне |
1 |
Тестирование по темам |
|
5 |
Правописание приставок |
1 |
Семинары-практикумы |
|
6 |
Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки |
1 |
Лекция. Практическое применение правил |
|
7 |
Написание приставок, зависящее от значения |
1 |
Тренировочные задания |
|
8 |
Орфограммы в суффиксах |
1 |
Семинары-практикумы |
|
9 |
О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. |
1 |
Лекции с составлением алгоритмов по темам |
|
10 |
Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск |
1 |
Тренировочные задания |
|
11 |
Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик) |
1 |
Семинары-практикумы. |
|
12 |
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий |
1 |
Тестирование по темам |
|
13 |
Орфограммы в окончаниях |
1 |
Семинары-практикумы |
|
14 |
О, Ё после шипящих в окончаниях слов |
1 |
Семинары - практикумы |
|
15 |
Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов |
1 |
Тренировочные задания |
|
16 |
Правописание сложных слов |
1 |
Семинары-практикумы |
|
17 |
Соединительная гласная в сложных словах |
1 |
Лекция учителя. |
|
18 |
Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных |
1 |
Тренировочные задания |
|
19 |
Правописание предлогов |
1 |
Семинары-практикумы |
|
20 |
Правописание производных и непроизводных предлогов. |
1 |
Семинары-практикумы |
|
21 |
Слитное и раздельное написание предлогов |
1 |
Тренировочные задания |
|
22 |
Правописание союзов |
1 |
Семинары-практикумы |
|
23 |
Слитное и раздельное написание союзов |
1 |
Компьютерное тестирование |
|
24 |
Правописание частиц |
1 |
Тренировочные задания |
|
25 |
Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. |
1 |
Семинары -практикумы |
|
26 |
Правописание не и ни с разными частями речи |
1 |
Тренировочные задания |
|
27 |
Правописание числительных |
1 |
Семинары -практикумы |
|
28 |
Мягкий знак на конце и в середине числительных |
1 |
Семинары -практикумы |
|
29 |
Принципы и правила переносов |
1 |
Тренировочные задания |
|
30 |
Итоговое повторение. |
1 |
Тренировочные задания |
|
31 |
Контрольная работа |
1 |
Компьютерное тестирование |
|
32 |
Анализ ошибок |
1 |
Работа над ошибками |
|
33 |
Грамматические ошибки |
1 |
Тренировочные задания |
|
34 |
Речевые ошибки. |
1 |
Тренировочные задания |
© 2021, Линник Ирина Васильевна 278