СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ (задания 3, 4, 5)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие материалы для подготовки к экзаменационной работе по русскому языку за курс основной школы

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/1

Задание №3. Выразительные средства.

МЕТАФОРА

Это слово в переносном смысле (скрытое сравнение). Чаще всего выражается глаголами, существительными

Например: Горят гроздья рябин.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

ЭПИТЕТ

Образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар.

Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

НО: не являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.

Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

СРАВНЕНИЕ

Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:

а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)

Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки,

И берёзы стоят, как большие свечки.

б) сравнительным придаточным предложением

Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

в) существительным в Т.п.

Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые выражения (Бежать сломя голову = бежать быстро)

Задание №4 Правописание приставок

1. Приставки, оканчивающиеся на 3 и С

Написание приставок, оканчивающихся на 3 и С (БЕЗ - БЕС, ВОЗ - ВОС, ВЗ - ВС, ИЗ - ИС, НИЗ - НИС, РАЗ - РАС, ЧРЕЗ - ЧРЕС, ЧЕРЕЗ - ЧЕРЕС), зависит от глухости - звон­кости последующего звука:

А) приставка оканчивается на 3:

если первый согласный звук корня звонкий (раздать);

если корень начинается с гласной буквы (разузнать).

Б) приставка оканчивается на С:

если первый согласный звук корня глухой (распилить).

Простое правило, но, к сожалению, иногда к концу девятого класса ученики забывают о звонких и глухих согласных:

ПАРНЫЕ

ЗВОНКИЕ Б В Г Д З Ж

ГЛУХИЕ П Ф К Т С Ш

НЕПАРНЫЕ

ЗВОНКИЕ Р Л М Н Й (сонорные)

ГЛУХИЕ Х Ц Ч Щ

Приставка С относится к НЕИЗМЕНЯЕМЫМ приставкам (ее написание не зависит от последующей согласной корня: сгиб, сделать, сбросить.

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ПРИСТАВКИ: на, в, за, о, у, по, об, про, до, во, под, над

Приставки ПРИ и ПРЕ

Написание приставки ПРИ- и ПРЕ- зависит от лексического значения:

Приставка ПРИ-

Близость, нахождение рядом с чем-то: пришкольный.

Приближение: приехать, прибыть.

Неполнота действия: привстать, присесть.

Присоединение: приклеить, прибить.

Приставка ПРЕ-

1) =очень: предлинный

2) =пере: преградить

ЗАДАНИЕ №5 Правописание суффиксов

Н И НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ

От какой части речи слово образовано?

В непроизводных прилагательных пишется одна буква Н

(синий, юный, пряный, румяный и др.)

От существительного (суффиксы)

Н

НН

1. ан-/-ян-: серебряный, песчаный

Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный.

2. -ин-: соловьиный, гусиный.

1. -онн-, -енн-: лекционный, соломенный. Искл.: ветреный, НО: (без)ветренный. (если прил. образовано от разноскл. сущ. на -мя, то в суффиксе всегда пишется -нн-, даже при смене глас­ных Е на Я: имя — именной — безымянный).

2. Производящая основа на -н- + суффикс -н-: истин­ный, чугунный.

Масляный — от «масло» (сделанный из, на, работающий на, источник, пропитанный) Масленый — «маслить» (блин, взгляд, руки, неделя и др.)

Ветреный — день, человек, мысли и др. Ветряной — мельница, двигатель, оспа.

От глагола

Полная или краткая форма?

Полная форма

(вид производящего глагола, наличие зависимых слов и суффиксов -ова-, -ева-)

Н

НН

1. Образовано от глагола несов.вида, нет завис.сл. и суфф. -ова-,-ева:вязаный шарф.

ИСКЛ.: виденный, виданный, слышанный, слыхан­ный, желанный, нежданный, неожиданный, нечаянный, жеманный, чеканный, деланный, считанный, недреманный, медленный, священный, негаданный, ненадеванный.

2. Особый случай — слова раненый, крещеный, кон­туженый. Если нет завис, слов и приставок, пишет­ся -н-: раненый солдат.

3. Сочетания типа: чиненый-перечиненый, хоженый- перехоженый.

4. В сложный словах, если образованы от глагола несов.вида: свежемороженый.

ИСКЛ.: долгожданный, перочинный, мыловаренный, смолокуренный, вино­куренный, доморощенный, пивоваренный.

1. Образовано от глагола сов. вида: недовязанный шарф, решенная задача.

ИСКЛ.: придАное, конченый человек, назвАный брат, посажЕный отец, прощеное воскресенье, смышленый.

2. Наличие зависимых слов:вязанный из шерсти шарф.

3. Суффиксы -ова-/-ева-:балован­ный, лакированный.

ИСКЛ.: кованый, жеваный, клеваный(у них -ов-, -ев- находится в составе корня, поэтому они пишутся по общему правилу: кованый ларец — кованный медью ларец — подкованный конь).

4. В сложных словах, если они образованы от глаго­лов сов. вида:свежезамороженный.

Краткая форма

Какая часть речи?

Причастие (одна буква Н)

Прилагательное (столько Н, сколько в полной фор­ме)

1. Обозначает действие, поэтому легко заменяется глаголом: Фирма образована в 2000 году — Фирму образовали в 2000 году.

2. Сохраняет лексическое значение глагола: средст­ва изысканы — изыскать.

3. Есть дополнение в творительном падеже без пред­лога: тучи рассеяны ветром.

1. Обозначает качество, нельзя заменить глаголом: она изящна и образованна.

2. В переносном значении: манеры изысканны.

3. Употреблено в однородном ряду с другим прилага­тельным: ученики рассеянны и невнимательны.

ИСКЛ.:(лицо )заплакано (пальто) поношено.

Н И НН В НАРЕЧИЯХ НА -О (Е)

В наречии пишется столько Н, сколько в полном прилагательном:

говорить взволнованно; бешено мчать­ся.

В предложении наречия являются обстоятельством, отвечают на вопрос КАК? (в отличие от кратких прила­гательных и причастий, которые в предложении явля­ются именной частью сказуемого).

Ср.: вести себя (как?) воспитанно — общество (каково?) дисциплинированно и воспитанно — дитя (каково? )воспитано примером взрослых.

Н И НН В СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

У существительных на -ик(а), -ица, -ость, -ота пи­шется столько Н, сколько в производящем прилагатель­ном: нефтяник – нефтяной - нефть; труженик – труженый - трудиться.

ИСКЛ.: ставленник, бессреб­реник, сребреник (монета).

Категория: Русский язык
30.12.2014 13:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!