Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
_____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № _124_ от 28.08.2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2020– 2021 учебный год
по изобразительному искусству
Уровень образования (класс)основное общее 7 класс
Общее количество часов___35___
Количество часов в неделю ___1____
Учитель технологии Шаповалова Полина Ивановна_____________________
Квалификационная категория _______высшая______
Программа разработана на основе: образовательной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в 1-9классах для общеобразовательных учреждений автор Б.М. Неменский.–М: «Просвещение», 2014 г.
2020 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительного искусства » 7 класс составлена на основе:
-требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 2008 г.;
-Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
-Учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2020-2021 учебный год в рамках реализации БУП – 2008;
-Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» в 1-9 классах автор Б.М.Неменский, М:«Просвещение», 2014г.
УМК: 1. Изобразительное искусство. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров (под редакцией Б.М. Неменского.) -М.: «Просвещение» 2016г.
Рабочая программа предназначена для изучения «Изобразительного искусства» на базовом уровне и рассчитана на 1 учебный час в неделю, 34 часов в год. Но в связи с праздничным днем 01.05.2020г. тема урока « Мода, культура и тые» объединяется с темой урока 08.05.20г. « Грим и прическа» и будут проведены 08.05. 2020г.
Изучение изобразительного искусства в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
-формирование качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте, культурной
полноценности в восприятии мира;
- воспитание российской гражданской идентичности:патриотизма, любви, и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Осознание своей этнической принадлежности. Знание культуры своего народа,своего края. Основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
В метапредметном направлении:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей;
-умение формулировать понятия в области искусств;
-умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;
-развитие художественно – образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
-формирование способности к целостному художественному восприятию мира.
В предметном направлении:
-формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, особого способа познания жизни и средства организации общения;
-развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
-развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
-развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира,
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
-освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных(живопись, графика, скульптура),декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне.
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия. Интерпритации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой , эстетической и личностно-значимой ценности;
-развитие индивидуальных способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Для достижения поставленных целей в 7 классе необходимо решение следующих задач:
1.Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
2.Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
3.Формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
4.Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
5.Формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой , эстетической и личностно – значимой ценности;
6.Развитие способностей ориентироваться в мире современной художественной культуры;
7.Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир. Как способностью анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
8.Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
2.Планируемые результаты по изобразительному искусству в 7 классе
Работа по учебно-методическому комплексу: Изобразительное искусство. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров(под редакцией Б.М. Неменского.) -М.: «Просвещение» 2012г.
1.Предметные результаты.
Глава 1«Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры».
обучающиеся научатся:
1.Понимать пространственные виды искусства.
2.Понимать чем отличаются пространственные искусства от временных.
3. Понимать конструктивные, декоративные и изобразительные виды искусства.
4.Отличать и изображать рисунки, наброски, зарисовки.
5.Научатся пользоваться красками(акварель, гуашь и акварель), несколькими графическими материалами.
6.Навыкам конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объемного его изображения.
обучающиеся получат возможность научиться:
1.Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношении пропорции, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
2. Понимать-гармонию, контраст и выразительность плоскостной композиции;
3.Понимать симметрию, ассиметрию и динамическое равновесие;
4.Понимать абстрактные формы в искусстве.
Глава 2. «В мире вещей и зданий».
обучающиеся научатся:
1.Понимать соразмерность и пропорциональность.
2.Понимать способ изображения -перспектива.
3.Понимать композицию макетов.
обучающиеся получат возможность научиться:
1.Применять изученные правила и приемы создания макетов.
2.Создавать образно – тематическиеинсталяции
Глава 3. «Город и человек»
обучающиеся научатся:
1.Понимать материальную культуру прошлого.
2.Понимать архитектуру города.
3.Понимать античное искусство
4.Понимать стили разных эпох - романский, готический, барокко, классицизм, ампир, модерн.
обучающиесяполучат возможность научиться:
1.Применять полученные знания в практике рисования.
2.Изображать архитектурные образы прошлых эпох.
3.Изображать образ современного города.
Глава 4. « Человек в зеркале дизайна и архитектуры».
обучающиеся научатся:
1.Функционально – архитектурной планировки своего жилища.
2.Принципам организации пространства квартиры.
обучающиеся получат возможность научиться:
1.Проектированию плана – проекта « дома своей мечты»
2.Изображать интерьер своей комнаты.
2.Личностные результаты:
у обучающихся будут сформированы:
1.Формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведениями, нравственно – эстетическое оценивание.
2.Проявление особого интереса к новому материалу;
3.Умение самовыражаться, умение выражать свое отношение к произведениям искусства.
У обучающихся могут быть сформированы:
1.Нравственно – эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусствеи жизни;
2.Эстетический вкус учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных искусств;
3.Развитие навыков создания пространственной, временной композиции и понимание ее принципов;
4.Понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально – зрелищных искусствах.
3.Метапредметные результаты:
регулятивные
обучающиеся научатся:
1.Анализировать произведения архитектуры и дизайна: каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику.
2.Особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно – образных начал и их социальную роль.
3.Понимать изобразительное искусство как форму художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
4.Конструировать объемно – пространственные композиции, моделировать архитектурно – дизайнерские объекты.
5.Моделировать в своем творчестве основные этапы художественно – производственного процесса в конструктивных искусствах;
6.Умению планировать свою деятельность, а также контролировать процесс и результат работы;
7.Умению выполнять поставленные перед собой свои же задачи.
обучающиеся получат возможность научиться:
1.Конструировать основные объемно – пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно – пространственную композицию;
2.Использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику, динамику тектоники и фактур.
3.Творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных искусств;
4.Анализировать и отбирать информацию в области искусства с использованием различных источников и новых информационных технологий;
5.Использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
6.Использовать разнообразные материалы.
познавательные
обучающиеся научатся:
1.Применять полученные теоретические знания на практике;
2.Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
3.Выбор оснований для сравнения объектов (форма, цвет и т.д.);
4.Понимать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, современного конструктивного искусства;
5.Работать с натуры и по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конструкций зданий и вещной среды.
обучающиеся получат возможность научиться:
1.Пониманию роли и места искусства в жизни человека;
2.Увидеть на примерах конкретных произведений взаимосвязь материала, формы и содержания. Новое понимание красоты современными художниками;
3.Специфики образного языка в конструктивных видах искусства;
4.Формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
4.Коммуникативные результаты.
обучающиеся научатся:
1.Коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
2.Высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства;
3.Знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства;
4.Выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
5.Информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
6.Взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7.Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
8.Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
9.Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
10.Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-Принимать участие в оформлении школы, класса;
-Принимать участие в творческих и предметных выставках, конкурсах, предметных олимпиадах.
Содержание программы по учебному предмету «Изобразительное искусство», (ФГОС ООО) для7 класса рассчитано на 1 часа в неделю, в году - 35 часов.
3.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
№ п/п | Раздел предмета | Количество часов на раздел | Формы контроля |
1. | Искусство композиции основа дизайна и архитектуры Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Буква — строка — текст. Искусство шрифта Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна | 8 | Выставка творческих работ |
2. | В мире вещей и зданий. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания» Вещь, красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне. | 11 | Выставка творческих работ |
3. | Город и человек. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Тема: «Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. | 7 | Выставка творческих работ |
4. | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада» Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя — моделируешь мир. | 9 | Выставка творческих работ |
| Итого: | 35 | |
4.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата |
План | факт |
| Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры | | | |
1. | Конструктивные искусства | 1 | 01.09 | |
2. | Основы композиции в конструктивных искусствах | 1 | 08.09 | |
3. | Прямые линии и организация пространства | 1 | 15.09 | |
4. | Цвет – элемент композиционного творчества | 1 | 22.09 | |
5. | Искусство шрифта | 1 | 29.09 | |
6. | Композиционные основы макетирования | 1 | 06.10 | |
7. | Многообразие форм графического дизайна | 1 | 13.10 | |
8. | Многообразие форм графического дизайна | 1 | 20.10 | |
| В мире вещей и зданий. | | | |
9. | Объект и пространство | 1 | 27.10 | |
10. | Архитектура | 1 | 10.11 | |
11 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | 1 | 17.11 | |
12. | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | 1 | 24.11 | |
13. | Конструкция: часть и целое | 1 | 01.12 | |
14. | Важнейшие архитектурные элементы здания | 1 | 08.12 | |
15. | Вещь: красота и целесообразность | 1 | 15.12 | |
16. | Вещь: красота и целесообразность | 1 | 22.12 | |
17. | Форма и материал | 1 | 29.12 | |
18. | Цвет в архитектуре и дизайне | 1 | 12.01 | |
19. | Цвет в архитектуре и дизайне | 1 | 19.01 | |
| Город и человек. | | | |
20. | Город сквозь времена и страны | 1 | 26.01 | |
21. | Город сегодня и завтра | 1 | 02.02 | |
22. | Живое пространство города | 1 | 09.02. | |
23. | Вещь в городе | 1 | 16.02 | |
24. | Интерьер и вещь в доме | 1 | 02.03 | |
25. | Природа и архитектура | 1 | 09.03 | |
26. | Ты - архитектор | 1 | 16.03 | |
| Человек в зеркале дизайна и архитектуры | | | |
27. | Мой дом – мой образ жизни | 1 | 23.03 | |
28. | Интерьер комнаты | 1 | 06.04 | |
29. | Дизайн и архитектура моего сада | 1 | 13.04 | |
30 | Дизайн и архитектура моего сада | 1 | 20.04 | |
31 | Грим и прическа | 1 | 27.04 | |
32. | Мой костюм- мой облик. | 1 | 04.05 | |
33. | Имидж | 1 | 11.05 | |
34. | Моделируя себя – моделируешь мир | 1 | 18.05 | |
35 | Мода | 1 | 25.05 | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 27.08.2020г. 28.08.2020г.___________ Старун Е.С.
_______________________________
(подпись, расшифровка подписи)