СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ИЗО 4 класс для детей с ОВЗ 8 вид

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитанна для детей с ОВЗ 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ИЗО 4 класс для детей с ОВЗ 8 вид»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрена на заседании

Методического объединения

Протокол от «30»августа 2017 г.

№ 1

Ярусова А.А.______

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

от «30» августа 2017 г.

№ 255

Боровинская И.В.______



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Изобразительное искусство»

обучающегося 4 класса

на 2017/2018 учебный год

для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Составитель: Шестакова Татьяна Викторовна

учитель изобразительного искусства




с.п. Алябьевский 2017уч. г


Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………..3

    1. Нормативная база………………………………………………………………………………………………...3

    2. Психолого-педагогическая характеристика……………………………………………………………………4

    3. Цели и задачи……………………………………………………………………………………………………..6

    4. Общая характеристика учебного предмета……………………………………………………………………..7

  1. Содержательный раздел……………………………………………………………………………………………………………....7

    1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы………………………………7

    2. Планируемые результаты учебного предмета (личностные и предметные)………………………………....8

    3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов……………………………………9

  2. Организационный раздел……………………………………………………………………………………………………………11

    1. Учебный план…………………………………………………………………………………………………….11

    2. Тематическое планирование. …………………………………………………………………………………...11

    3. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью…………………………………………………………………………………………………………………….....19


















1. Пояснительная записка

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

Заключения территориальной ПМПК и специальной образовательной Программы по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год).

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы нуждаются в постоянном и последовательном приобщении к осознанной трудовой деятельности. Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей детей с ОВЗ. 

Рабочая программа соответствует содержанию авторской программы «Изобразительное искусство» (И.А. Грошенков), но распределение часов по темам выполнено с учетом психофизических возможностей обучающихся.


1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы

Федерального уровня:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вместе с СанПин 2.4.2.3286-15 Санитаррнно-эпидемиологические правила и нормативы….) (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).

Регионального уровня:

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;

- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»

Уровень общеобразовательной организации:

- Устав МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»;

- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.

    1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического по­ражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.

Развитие ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ни­ями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, на­ли­чи­ем отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой по­с­ту­па­тельный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (сла­бостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием ус­ло­в­ных связей, тугоподвижностью нервных про­цессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.

На­ру­ше­ние объема и те­мпа во­с­п­ри­я­тия, не­до­статочная его диф­фе­ре­н­ци­ровка, не могут не ока­зы­вать от­ри­ца­тель­ного влияния на весь ход развития ре­бенка с умственной отсталостью (интеллектуаль­ны­ми нарушениями).

Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интелле­к­туальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, ос­но­ву которого составляют такие операции, как анализ, си­нтез, сравнение, обо­б­щение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым ря­дом сво­е­об­ра­з­ных черт, про­яв­ля­ю­щи­хся в трудностях установления отношений между ча­с­тя­ми предмета, вы­де­ле­нии его существенных признаков и дифференциации их от не­су­ще­с­т­ве­н­ных, нахо­ж­дении и сравнении предметов по признакам схо­дства и отличия и т. д.

Из всех видов мышления (наглядно-дей­с­т­венного, наглядно-образного и сло­весно-ло­гического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­туальными на­ру­ше­ниями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это вы­ра­жа­ет­ся в слабости обобщения, труд­но­с­тях понимания смысла явления или факта. Обу­ча­ю­щи­м­ся присуща сни­же­н­ная активность мыслительных про­це­с­сов и слабая регулирующая роль мы­ш­ления: зачастую, они начинают вы­по­л­нять работу, не до­слушав инструкции, не поняв це­ли задания, не имея внут­ре­н­него плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала нера­з­рывно свя­заны с особеннос­тями их памяти. Запоми­нание, сохранение и во­с­произведение по­лу­че­нной информации обучающимися с умственной отста­лостью (ин­те­л­ле­к­туальными на­ру­ше­ниями) также отличается целым рядом спе­ци­фических особенностей: они луч­ше за­по­ми­нают внешние, иногда слу­чай­ные, зрительно воспринимаемые при­знаки, при этом, труд­нее осознаются и запоминаются внутренние ло­ги­че­с­кие связи; позже, чем у нормаль­ных свер­стников, формируется про­из­воль­ное запоминание, которое требует мно­го­к­ратных по­вторений. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной от­сталостью (ин­те­л­ле­к­туальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое от­личается сужением объе­ма, малой устойчивостью, трудностями его распределения, за­ме­д­ле­н­нос­тью переключения. В значительной степени нарушено произвольное вни­ма­ние, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление тру­дностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в про­це­с­се обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо од­ном объекте или виде деятельности. Представле­ниям и во­об­ра­жению детей с умственной отсталостью (инте­л­ле­к­туальными на­ру­ше­ни­ями) свой­ственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление об­ра­зов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного ма­те­риала. Во­об­ра­же­ние как один из наиболее сложных процессов отли­чается значительной не­с­фо­р­ми­ро­ва­н­нос­тью, что выражается в его примитивности, не­точности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­туальными нарушениями) от­ме­ча­ются недостатки в раз­ви­тии речевой деятельности, физиологической осно­вой которых яв­ляется на­рушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фо­не­ти­че­с­кой, лексической, грам­ма­тической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Моторная сфера детей с умственной отсталостью (инте­л­ле­к­ту­аль­ны­ми на­ру­ше­ниями), как пра­вило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие труд­но­сти обучающиеся испытывают при выполнении заданий, свя­за­н­ных с точной ко­ор­ди­на­ци­ей мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на ов­ла­де­нии письмом и некоторыми трудовыми опе­рациями. Проведение специальных упра­ж­не­ний, включенных как в со­держание коррекционных занятий, так и используемых на от­дель­ных уроках, способствует раз­ви­тию координации и точности движений пальцев рук и ки­сти, а также позволяет под­го­то­вить обучающихся к овладению учебными и трудовыми дей­ствиями, тре­бу­ю­щими определенной моторной ловкости.

В классе 1 обучающийся. Согласно заключению территориальной ПМПК и ИПРА имеет умственную отсталость . Обучение организовано очное, согласно рекомендациям территориальной ПМПК(№ 157 от 27.03.2015 года) и ИПРА (№ 222.16.86/2016)


1.3 Цель и задачи:



Цель программы обучения:

Использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.

Задачи курса:

-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

-содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;

-ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

-дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

-развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.

1.4 Общая характеристика учебного предмета

В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности. Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключи­тельно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.

На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторы­ми доступными по содержанию произведениями известных художников.

Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Наряду с названными учебно-воспитательными задача­ми в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков пси­хического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи учащихся.


2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы

В 4 классе продолжительность учебного года составляет 34 недели. При 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительное искусство» в 4 классе отведено по 1 часу в неделю, что составляет 34 часов за учебный год.

В связи с актированными днями или карантинами возможно уменьшение количества часов, рассчитанное на рассмотрение каждой темы, с целью успешной и полной реализации программы.

Декоративное рисование

Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

Рисование с натуры

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

Рисование на темы

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

Принципы реализации программы:


· индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

· коллективизм;

· креативность (творчество);

· ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;

· научность;

· сознательность и активность учащихся;

· наглядность.


Формы: игры, упражнения, практические задания, тренинги, конструирование ситуаций, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, конкурсы и др.


Методы:

наглядность;

· взаимодействие;

· поощрение;

· наблюдение;

· коллективная работа, работа в парах;

· игра.


Приемы:

· анализ и синтез;

· сравнение;

· аналогия;

· обобщение.

Средства обучения: Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.

Методы контроля

- проверка и оценка знаний.


2.2 Планируемые результаты учебного предмета

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность .

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;

- развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; - воспитание активного эмоционально эстетического отношения к произведениям искусства;

- элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного,

- декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.);

- умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;

- овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.


2.3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов


Оценка "5" 

  1. учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  2. правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  3. верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

  4. умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

  1. учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  2. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  3. умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  1. учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  2. допускает неточность в изложении изученного материала;

  3. допускает небрежности при раскрашивании.

Оценка "2"

1.Учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

2.Не справляется с поставленной целью урока;

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Учащиеся должны уметь:



  • Правильно изображать величину в зависимости от размера от места бумаги.

  • Передавать в рисунке форму прямоугольных цилиндрических, и конических предметов.

  • Использовать осевые линии при построении симметричного рисунка.

  • Передавать объем предмета элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой: косой, по форме.

  • Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов.

  • Рассказать о содержании и особенностях произведения искусств.

  • С помощью учителя определять вид или жанр искусства: декоративно - прикладное, живопись, пейзаж, натюрморт.

  • Анализировать свой рисунок и рисунок товарища по вопросам

  • учителя.

  • Различать декоративные элементы в круге: на диаметрах, в центре, по краям.

Учащиеся должны знать:

  • Простейшие сведения о перспективе круга.

  • Начальные сведения о светотени.

  • Деление цветового круга на группы теплых и холодных цветов, об особенностях зеленого цвета.

  • Назначение осевой линии, начальные сведения о симметрии.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки

и отношения предметов.

  • Выделять изделия народной резьбы по дереву, хохломской росписи.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

четверть

кол-во занятий


I четверть


II четверть

7 ч


III четверть

11ч


IV четверть


итого

34 ч

3.2 Тематический план


п/п

Тема

Количество часов

1.

Рисование с натуры.

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков; рисование тех же предметов на классной доске.

Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя.

Рисование с натуры ветки рябины.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы.

Рисование с натуры игрушки автобуса.

Рисование с натуры игрушки грузовика (фургона).

Рисование с натуры предмета

Симметричной формы (вымпел с изображением ракетки).

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

Рисование с натуры пластикового стакана (натура - раздаточный материал)

Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции

Рисование с натуры игрушки ракеты на машине.

Рисование с натуры домиков для птиц.

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Рисование с натуры в виде набросков столярных или слесарных инструментов.(наброски)

Рисование с натуры предметов симметричной формы.


15ч

2.

Декоративное рисование.

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме – крышка для столика квадратной формы.

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

Декоративное рисование расписной тарелки.

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Декоративное рисование открытки «Букет для мамы»

Декоративное рисование расписного блюда

(узор из ягод и листьев)

Рисование в квадрате узора из декоративно - переработанных форм (Цветы и бабочки).


3.

Рисование на темы.

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

Рисование на тему «Городской транспорт».

Рисование на тему «Весна пришла». Рассматривание иллюстраций картин.

Рисование на тему «Космические корабли в полёте»

Рисование предметов конструктивной формы – (машины игрушечные, разные виды часов)


4.

Беседы об изобразительном искусстве.

Беседа по картинам на тему « Мы растем на смену старшим»

Беседа «Декоративно прикладное искусство». (Резьба по дереву. Богородская игрушка)

Беседа «Золотая хохлома» демонстрация изделий народного промысла (посуда).

Беседа по картинам на тему «Кончил дело - гуляй смело»

Беседа на тему «Декоративно - прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика)

5.

Итого:

34



3.3 Тематическое планирование


п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во час

Кал.

срок

Факт срок

Планируемые результаты


знания

умения

общие учебные умения, навыки и способы

I четверть(8 ч)

1

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).

1



Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки.

Сравнивать предметы по форме, величине, цвету.

2

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

1



Знать названия листьев различных деревьев.

Уметь изображать с натуры лист дерева, анализировать форму и цвет листа дерева, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа.

Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте.

3

Рисование с натуры ветки рябины.


1



Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

Уметь правильно держать карандаш.

4

Составление узора в квадрате из растительных форм.

1



Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геом. форме с учётом симметричного расположения элементов. Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место.

5

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим»(А. Пахомов Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

1



Знать отличие картины от репродукции.

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений, переданных средствами изобразительного искусства.

Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли. Участвовать в диалоге.

6

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

1



Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части. Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя.

7

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)

1



Знать понятие цилиндра.

Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету

8

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

1




Знать приёмы рисования простых геом. узоров (квадратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки листочки, ягоды).

Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

II четверть(7 часов)

9

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

1



Знать понятие «хохлома»; знать предназначение изделий народного промысла (посуды).

Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды). Узнавать и правиль но называть изображенные предметы.

Грамотно и логич. правильно излагать собственные мысли. Участвовать в диалоге, поддерживать беседу на заданную тему.


10

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

1



Знать названия игрушек, их предназначение.

Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы – игрушки; повторять освоенные ранее изображения; уметь всесторонне рассматривать несложные по форме предметы.

Уметь анализировать предметы и отмечать особенности формы, строения, цвета и т.д.

11

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

1



Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (автобуса).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы.


Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

12

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

1



Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (грузовика).

Распознавать формы простейших плоских фигур

13

Рисование на тему «Городской транспорт».

1



Знать виды транспорта, правила уличного движения.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо).

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоц-эстетические переживания от явлений действительности.

14

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.


1



Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, последовательно выполнять построение сложного геом. орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета.

15

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

1



Знать правила построения узора в круге.

Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов. Чётко и правильно осознавать цель своей работы


III четверть(11 ч)


16

Рисование на тему «Зимние забавы детей»

1



Знать признаки зимы, зимние забавы детей.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими.Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

17

Декоративное рисование панно «Снежинки».

1



Знать последовательность изображения снежинки.

Уметь передавать в графической форме некоторые природные явления.

Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.


18

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).

1



Знать отличие картины от репродукции.


Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций худож. произведений, переданных средствами изобразительного искусства.

Уметь выражать свои мысли.Элементарно обосновывать высказанное суждение.

19

Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

1



Знать понятие «осевая линия».

Уметь анализировать объект изображения. Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь выделять главное.

20

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

1



Знать понятие «осевая линия»; понятие «конус».

Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

21

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

1



Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени.

Распознавать формы простейших плоских фигур

22

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

1



Знать значение праздника.

Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

Распознавать формы простейших плоских фигур

23

Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).

1



Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (подъемного крана или экскаватора).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; совмещать в изображении предмета несколько геометрических фигур; соблюдать определенную последовательность работы.

24

Декоративное рисование открытки к 8 Марта.

1



Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.

25

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

1



Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Распознавать формы простейших плоских фигур

26

Рисование на тему «Пришла весна».Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

1



Знать признаки весны.

Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоц-эстетические переживания от явлений действительности



IV четверть(8 ч)


27

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1



Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму.

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции частей.

Уметь работать не торопясь, уметь сравнивать.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

28

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

1



Знать значение Дня космонавтики.

Уметь рисовать от руки основные геом. фигуры; уметь рисовать по замыслу. Располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

29

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).





1



Знать части изображаемого предмета (настольных, напольных, настенных часов), виды часов, предназначение часов, значение времени в жизни человека.

Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг.

Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира.

30

Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

1



Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

Уметь рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Сравнивать предметы по форме, величине, цвету

31

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)

1



Знать понятие «осевая линия».

Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму.

Уметь рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов. Сравнивать натуру с рисунком.

Устно описывать объекты наблюдения.


32

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

1



Знать правила построения узора в круге.

Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

33

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

1



Знать понятия «симметрия», «ритм».

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов.

Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

34

 Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

1



Знать предназначение изделий декоративно - прикладного искусства.

Уметь рассматривать изделия декоративно-прикладного искусства, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий.     Узнавать и правильно называть изделия декоративно-прикладного искусства.

Уметь выполнять требования учителя


Итого 34 ч







3.3. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью.


Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Методическое обеспечение:

. 1.Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В.

В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.

2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст]: - М.: Просвещение,1956.

3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]: - М.: 2006.-277с.

4.Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с

5. Грошенков, И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975.

6.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный , 1-4 классы ,2009г, под редакцией Воронковой В.В.,

7.Смирнова И.А. «Специальное образование дошкольников с ДЦП». Учебно-методическое пособие. СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-160с.


Информационно – коммуникационные средства:

Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству. Презентации ,фильмы о художниках. Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.

Технические средства обучения:

CD/DVD – проигрыватели.

Ауди-видео магнитофон.

Компьютер.

Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.

Интерактивная доска.

Экранно – звуковые пособия: аудиозаписи музыки ,видеофильмы и презентации: по художественным и этнографическим музеям; музеям кукол; народным промыслам и др.


Учебно-практическое оборудование:


Материалы:


1. Краски акварельные,

гуашевые.

2. Фломастеры разного цвета

3. Цветные карандаши

4. Бумага рисовальная А3, А4 (плотная)

5. Бумага цветная разной плотности.

6. Картон цветной, серый, белый

7. Бумага в крупную клетку

8. Набор разноцветного пластилина.

9. Нитки (разные виды)

10. Природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.)

11. Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш.


Инструменты:


1. Кисти беличьи № 5, 10, 20

2. Кисти из щетины № 3, 10,

3. Стеки.

4. Ножницы.

5.Линейка.

6. Карандашная точилка.

7. Гладилка для бумаги.

Вспомогательные

приспособления:


1. Подкладные доски

2. Подкладной лист или

клеенка.

3. Коробка для хранения

природных материалов.

4. Подставка для кисточки

5. Баночка для клея

6. Листы бумаги для работы с клеем (макулатура)

7. Коробочка для мусора

8. Тряпочки или бумажные

салфетки (влажные) для вытирания рук.

Модели и натуральный ряд


1.Модели геометрических фигур и тел.

2.Муляжи фруктов и овощей (комплект).

3.. Гербарии из листьев, еловые и сосновые шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, тростниковая трава и др.

4. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.

5. Керамические изделия.

6. Предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз, коробки и др.).

8. Образцы новогодних игрушек.

9. Коллекция «Виды и сорта бумаги»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!