Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании Методического объединения Протокол от «30»августа 2017 г. № 1 Ярусова А.А.______ | УТВЕРЖДЕНА приказом директора от «30» августа 2017 г. № 255 Боровинская И.В.______ | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Изобразительное искусство»
обучающегося 4 класса
на 2017/2018 учебный год
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Составитель: Шестакова Татьяна Викторовна
учитель изобразительного искусства
с.п. Алябьевский 2017уч. г
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………..3
Нормативная база………………………………………………………………………………………………...3
Психолого-педагогическая характеристика……………………………………………………………………4
Цели и задачи……………………………………………………………………………………………………..6
Общая характеристика учебного предмета……………………………………………………………………..7
Содержательный раздел……………………………………………………………………………………………………………....7
Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы………………………………7
Планируемые результаты учебного предмета (личностные и предметные)………………………………....8
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов……………………………………9
Организационный раздел……………………………………………………………………………………………………………11
Учебный план…………………………………………………………………………………………………….11
Тематическое планирование. …………………………………………………………………………………...11
Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью…………………………………………………………………………………………………………………….....19
1. Пояснительная записка
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Заключения территориальной ПМПК и специальной образовательной Программы по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год).
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы нуждаются в постоянном и последовательном приобщении к осознанной трудовой деятельности. Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей детей с ОВЗ.
Рабочая программа соответствует содержанию авторской программы «Изобразительное искусство» (И.А. Грошенков), но распределение часов по темам выполнено с учетом психофизических возможностей обучающихся.
1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы
Федерального уровня:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вместе с СанПин 2.4.2.3286-15 Санитаррнно-эпидемиологические правила и нормативы….) (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).
Регионального уровня:
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;
- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»
Уровень общеобразовательной организации:
- Устав МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»;
- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
Развитие ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.
Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Представлениям и воображению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Моторная сфера детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
В классе 1 обучающийся. Согласно заключению территориальной ПМПК и ИПРА имеет умственную отсталость . Обучение организовано очное, согласно рекомендациям территориальной ПМПК(№ 157 от 27.03.2015 года) и ИПРА (№ 222.16.86/2016)
1.3 Цель и задачи:
Цель программы обучения:
Использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи курса:
-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
-содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
-ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
-дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
1.4 Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности. Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи учащихся.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы
В 4 классе продолжительность учебного года составляет 34 недели. При 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительное искусство» в 4 классе отведено по 1 часу в неделю, что составляет 34 часов за учебный год.
В связи с актированными днями или карантинами возможно уменьшение количества часов, рассчитанное на рассмотрение каждой темы, с целью успешной и полной реализации программы.
Декоративное рисование
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Принципы реализации программы:
· индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
· коллективизм;
· креативность (творчество);
· ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
· научность;
· сознательность и активность учащихся;
· наглядность.
Формы: игры, упражнения, практические задания, тренинги, конструирование ситуаций, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, конкурсы и др.
Методы:
наглядность;
· взаимодействие;
· поощрение;
· наблюдение;
· коллективная работа, работа в парах;
· игра.
Приемы:
· анализ и синтез;
· сравнение;
· аналогия;
· обобщение.
Средства обучения: Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Методы контроля
- проверка и оценка знаний.
2.2 Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность .
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;
- развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; - воспитание активного эмоционально эстетического отношения к произведениям искусства;
- элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного,
- декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.);
- умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;
- овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
2.3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала;
допускает небрежности при раскрашивании.
Оценка "2"
1.Учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
2.Не справляется с поставленной целью урока;
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Учащиеся должны уметь:
Правильно изображать величину в зависимости от размера от места бумаги.
Передавать в рисунке форму прямоугольных цилиндрических, и конических предметов.
Использовать осевые линии при построении симметричного рисунка.
Передавать объем предмета элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой: косой, по форме.
Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов.
Рассказать о содержании и особенностях произведения искусств.
С помощью учителя определять вид или жанр искусства: декоративно - прикладное, живопись, пейзаж, натюрморт.
Анализировать свой рисунок и рисунок товарища по вопросам
учителя.
Различать декоративные элементы в круге: на диаметрах, в центре, по краям.
Учащиеся должны знать:
Простейшие сведения о перспективе круга.
Начальные сведения о светотени.
Деление цветового круга на группы теплых и холодных цветов, об особенностях зеленого цвета.
Назначение осевой линии, начальные сведения о симметрии.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
и отношения предметов.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
№ | четверть | кол-во занятий |
| I четверть | 8ч |
| II четверть | 7 ч |
| III четверть | 11ч |
| IV четверть | 7ч |
| итого | 34 ч |
3.2 Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Рисование с натуры. Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков; рисование тех же предметов на классной доске. Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя. Рисование с натуры ветки рябины. Рисование с натуры предметов цилиндрической формы. Рисование с натуры игрушки автобуса. Рисование с натуры игрушки грузовика (фургона). Рисование с натуры предмета Симметричной формы (вымпел с изображением ракетки). Рисование с натуры раскладной пирамидки. Рисование с натуры пластикового стакана (натура - раздаточный материал) Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции Рисование с натуры игрушки ракеты на машине. Рисование с натуры домиков для птиц. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Рисование с натуры в виде набросков столярных или слесарных инструментов.(наброски) Рисование с натуры предметов симметричной формы. | 15ч |
2. | Декоративное рисование. Составление узора в квадрате из растительных форм. Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме – крышка для столика квадратной формы. Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. Декоративное рисование расписной тарелки. Декоративное рисование панно «Снежинки». Декоративное рисование открытки «Букет для мамы» Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев) Рисование в квадрате узора из декоративно - переработанных форм (Цветы и бабочки). | 8ч |
3. | Рисование на темы. Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). Рисование на тему «Моя любимая игрушка». Рисование на тему «Городской транспорт». Рисование на тему «Весна пришла». Рассматривание иллюстраций картин. Рисование на тему «Космические корабли в полёте» Рисование предметов конструктивной формы – (машины игрушечные, разные виды часов) | 6ч |
4. | Беседы об изобразительном искусстве. Беседа по картинам на тему « Мы растем на смену старшим» Беседа «Декоративно прикладное искусство». (Резьба по дереву. Богородская игрушка) Беседа «Золотая хохлома» демонстрация изделий народного промысла (посуда). Беседа по картинам на тему «Кончил дело - гуляй смело» Беседа на тему «Декоративно - прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика) | 5ч |
5. | Итого: | 34 |
3.3 Тематическое планирование
№ п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во час | Кал. срок | Факт срок | Планируемые результаты | |
знания | умения | общие учебные умения, навыки и способы |
I четверть(8 ч) |
1 | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги). | 1 | | | Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. | Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. | Сравнивать предметы по форме, величине, цвету. |
2 | Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал). | 1 | | | Знать названия листьев различных деревьев. | Уметь изображать с натуры лист дерева, анализировать форму и цвет листа дерева, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. | Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте. |
3 | Рисование с натуры ветки рябины. | 1 | | | Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. | Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. | Уметь правильно держать карандаш. |
4 | Составление узора в квадрате из растительных форм. | 1 | | | Знать правила построения узора в квадрате. | Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геом. форме с учётом симметричного расположения элементов. Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место. |
5 | Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим»(А. Пахомов Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»). | 1 | | | Знать отличие картины от репродукции. | Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений, переданных средствами изобразительного искусства. | Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли. Участвовать в диалоге. |
6 | Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы). | 1 | | | Знать правила построения узора в квадрате. | Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части. Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. | Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя. |
7 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля) | 1 | | | Знать понятие цилиндра. | Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету |
8 | Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). | 1 | | | Знать приёмы рисования простых геом. узоров (квадратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки листочки, ягоды). | Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования. | Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. |
II четверть(7 часов) |
9 | Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда). | 1 | | | Знать понятие «хохлома»; знать предназначение изделий народного промысла (посуды). | Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды). Узнавать и правиль но называть изображенные предметы. | Грамотно и логич. правильно излагать собственные мысли. Участвовать в диалоге, поддерживать беседу на заданную тему. | |
10 | Рисование на тему «Моя любимая игрушка». | 1 | | | Знать названия игрушек, их предназначение. | Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы – игрушки; повторять освоенные ранее изображения; уметь всесторонне рассматривать несложные по форме предметы. | Уметь анализировать предметы и отмечать особенности формы, строения, цвета и т.д. |
11 | Рисование с натуры игрушки – автобуса. | 1 | | | Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (автобуса). | Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы. | Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности. |
12 | Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона). | 1 | | | Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (грузовика). | Распознавать формы простейших плоских фигур |
13 | Рисование на тему «Городской транспорт». | 1 | | | Знать виды транспорта, правила уличного движения. | Уметь рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо). | Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоц-эстетические переживания от явлений действительности. |
14 | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | 1 | | | Знать правила построения узора в квадрате. | Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, последовательно выполнять построение сложного геом. орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета. |
15 | Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). | 1 | | | Знать правила построения узора в круге. | Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов. Чётко и правильно осознавать цель своей работы | |
III четверть(11 ч) | |
16 | Рисование на тему «Зимние забавы детей» | 1 | | | Знать признаки зимы, зимние забавы детей. | Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими.Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. |
17 | Декоративное рисование панно «Снежинки». | 1 | | | Знать последовательность изображения снежинки. | Уметь передавать в графической форме некоторые природные явления. | Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного. | |
18 | Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»). | 1 | | | Знать отличие картины от репродукции. | Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций худож. произведений, переданных средствами изобразительного искусства. | Уметь выражать свои мысли.Элементарно обосновывать высказанное суждение. |
19 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов) | 1 | | | Знать понятие «осевая линия». | Уметь анализировать объект изображения. Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь выделять главное. |
20 | Рисование с натуры раскладной пирамидки. | 1 | | | Знать понятие «осевая линия»; понятие «конус». | Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. |
21 | Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал). | 1 | | | Знать понятие «осевая линия». | Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени. | Распознавать формы простейших плоских фигур |
22 | Рисование на тему: «День защитника Отечества». | 1 | | | Знать значение праздника. | Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием. | Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. Распознавать формы простейших плоских фигур |
23 | Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор). | 1 | | | Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (подъемного крана или экскаватора). | Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; совмещать в изображении предмета несколько геометрических фигур; соблюдать определенную последовательность работы. |
24 | Декоративное рисование открытки к 8 Марта. | 1 | | | Знать правила построения узора на листе бумаги. | Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги. | Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать. |
25 | Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).
| 1 | | | Знать понятие «осевая линия». | Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. | Распознавать формы простейших плоских фигур |
26 | Рисование на тему «Пришла весна».Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце») | 1 | | | Знать признаки весны. | Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних. Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоц-эстетические переживания от явлений действительности | |
IV четверть(8 ч) | |
27 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
| 1 | | | Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму. | Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции частей. | Уметь работать не торопясь, уметь сравнивать. Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. |
28 | Рисование на тему «Космические корабли в полете» | 1 | | | Знать значение Дня космонавтики. | Уметь рисовать от руки основные геом. фигуры; уметь рисовать по замыслу. Располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
29 | Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные). | 1 | | | Знать части изображаемого предмета (настольных, напольных, настенных часов), виды часов, предназначение часов, значение времени в жизни человека. | Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг. Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира. |
30 | Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ). | 1 | | | Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. | Уметь рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком. | Сравнивать предметы по форме, величине, цвету |
31 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт) | 1 | | | Знать понятие «осевая линия». Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму. | Уметь рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов. Сравнивать натуру с рисунком. Устно описывать объекты наблюдения. |
32 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). | 1 | | | Знать правила построения узора в круге. | Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов. Элементарно обосновывать высказанное суждение. |
33 | Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. | 1 | | | Знать понятия «симметрия», «ритм». Знать правила построения узора в квадрате. | Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов. Слушать объяснение учителя и ответы товарищей. |
34 | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). | 1 | | | Знать предназначение изделий декоративно - прикладного искусства. | Уметь рассматривать изделия декоративно-прикладного искусства, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий. Узнавать и правильно называть изделия декоративно-прикладного искусства. | Уметь выполнять требования учителя |
| Итого 34 ч | | | | | | |
3.3. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Методическое обеспечение:
. 1.Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В.
В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.
2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст]: - М.: Просвещение,1956.
3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]: - М.: 2006.-277с.
4.Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с
5. Грошенков, И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975.
6.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный , 1-4 классы ,2009г, под редакцией Воронковой В.В.,
7.Смирнова И.А. «Специальное образование дошкольников с ДЦП». Учебно-методическое пособие. СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-160с.
Информационно – коммуникационные средства:
Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству. Презентации ,фильмы о художниках. Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.
Технические средства обучения:
CD/DVD – проигрыватели.
Ауди-видео магнитофон.
Компьютер.
Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.
Интерактивная доска.
Экранно – звуковые пособия: аудиозаписи музыки ,видеофильмы и презентации: по художественным и этнографическим музеям; музеям кукол; народным промыслам и др.
Учебно-практическое оборудование: |
Материалы: | 1. Краски акварельные, гуашевые. 2. Фломастеры разного цвета 3. Цветные карандаши 4. Бумага рисовальная А3, А4 (плотная) 5. Бумага цветная разной плотности. 6. Картон цветной, серый, белый 7. Бумага в крупную клетку 8. Набор разноцветного пластилина. 9. Нитки (разные виды) 10. Природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.) 11. Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш. |
Инструменты: | 1. Кисти беличьи № 5, 10, 20 2. Кисти из щетины № 3, 10, 3. Стеки. 4. Ножницы. 5.Линейка. 6. Карандашная точилка. 7. Гладилка для бумаги. |
Вспомогательные приспособления: | 1. Подкладные доски 2. Подкладной лист или клеенка. 3. Коробка для хранения природных материалов. 4. Подставка для кисточки 5. Баночка для клея 6. Листы бумаги для работы с клеем (макулатура) 7. Коробочка для мусора 8. Тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук. |
Модели и натуральный ряд | 1.Модели геометрических фигур и тел. 2.Муляжи фруктов и овощей (комплект). 3.. Гербарии из листьев, еловые и сосновые шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, тростниковая трава и др. 4. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов. 5. Керамические изделия. 6. Предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз, коробки и др.). 8. Образцы новогодних игрушек. 9. Коллекция «Виды и сорта бумаги» |