Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании Методического объединения Протокол от «30»августа 2017 г. № 1 Ярусова А.А.____________ | УТВЕРЖДЕНА приказом директора от «30» августа 2017 г. № 255 БоровинскаИ.В.________ | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Изобразительное искусство»
обучающегося 3 класса
на 2017/2018 учебный год
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Составитель: Шестакова Татьяна Викторовна
учитель изобразительного искусства
с.п. Алябьевский 2017уч. г
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………..3
Нормативная база………………………………………………………………………………………………...3
Психолого-педагогическая характеристика……………………………………………………………………4
Цели и задачи……………………………………………………………………………………………………..5
Общая характеристика учебного предмета……………………………………………………………………..7
Содержательный раздел……………………………………………………………………………………………………………...7
Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы………………………………7
Планируемые результаты учебного предмета (личностные и предметные)………………………………....11
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов……………………………………12
Организационный раздел……………………………………………………………………………………………………………13
Учебный план……………………………………………………………………………………………………..13
Тематическое планирование. …………………………………………………………………………………...14
Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью…………………………………………………………………………………………………………………….....30
1.Пояснительная записка.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Заключения территориальной ПМПК и специальной образовательной Программы по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой и авторской программы И.А.Грошенкова «Изобразительное искусство» – М.; Просвещение, 2006; Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п
1.1Нормативно-правовая база для разработки программы
Федерального уровня:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Регионального уровня:
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;
- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»
Уровень общеобразовательной организации:
- Устав МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»;
- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
Развитие ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.
Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Представлениям и воображению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Моторная сфера детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
В классе 1 обучающийся. Согласно заключению территориальной ПМПК и ИПРА имеет умственную отсталость . Обучение организовано очное, согласно рекомендациям территориальной ПМПК(№ 29 от 11.09.2015 года) и ИПРА(№ 102.16.86/2017)
1.3 Цели и задачи:
Цели:
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
- Воспитание интереса к изобразительному искусству.
- Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
- Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
- Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-
эстетического кругозора;
- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
- Формирование знаний элементарных основ рисунка.
- Обучение изобразительным техникам и приѐмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
- Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
- Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной
деятельности.
- Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
- Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
-Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения
результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование»,
«коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в
следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать
художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
1.4 Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи учащихся.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы
В 3 классе продолжительность учебного года составляет 34 недели. При 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительное искусство» в 3 дополнительном классе отведен 1 час в неделю, что составляет 34 часов за учебный год.
Формы обучения: обучение осуществляется в массовой школе.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
методы изложения нового материала;
методы закрепления и повторения.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательного процесса
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к предмету. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Интерес учащихся к новому материалу поверхностный, узкий, ситуативный, Поэтому нужен этап подготовки к восприятию новых знаний.
Приемы этой подготовки заключаются в следующем:
-применение удивления;
-создание проблемной ситуации;
-краткая самостоятельная работа;
Наглядные методы: показ, иллюстрация , демонстрация
Средства обучения: Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Методы контроля
- проверка и оценка знаний.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги. Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке,
выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
― размазывание по картону;
― скатывание, раскатывание, сплющивание;
― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостноговосприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
― приемы работы ножницами;
― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями:
внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;
― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.
― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал).
-Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий.
Рисование предметов несложных форм (по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.; приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности
-Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт»,
«деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств,
необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод
обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов:
лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический,
растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме,
цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).Практическое применение приемов и способов передачи графических
образов в лепке, аппликации, рисунке. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в рисунке с помощью красок. Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись»
и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные).Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлости цвета
(светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа.
Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо
― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы 128
использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
Декоративное рисование
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
2.2 Планируемые результаты учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
2.3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются:
Оценка "5"
1Учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
Правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
Верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
Умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
Умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
Учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Учащиеся должны уметь:
Правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого.
Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
Правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
Делить лист на глаз на две и четыре равные части;
Анализировать с помощью учителя строение предмета;
Изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
Рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
Различать и называть цвета и их оттенки;
Узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
Анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
№ | четверть | кол-во занятий |
| Рисование с натуры. | 10ч |
| Декоративное рисование. | 9 ч |
| Рисование на темы. | 12ч |
| Беседы об изобразительном искусстве. | 4ч |
| итого | 34 ч |
3.2 Тематическое планирование
Название тем | Количество часов |
I четверть Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»). Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь Рисование узора в полосе из веток с листочками Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева). Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе). Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей. | 8 ч |
II четверть Рисование с натуры игрушечного домика. Рисование геометрического орнамента в квадрате Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. Знакомство с работами гжельских мастеров. Беседа Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма). Рисование на тему «Нарядная елка». Рисование с натуры будильника круглой формы | 7 ч |
III четверть Рисование с натуры теннисной ракетки. Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.). Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона). Рисование шахматного узора в квадрате. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала Рисование узора из растительных форм в полосе IV четверть Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной». Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы). Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов. Рисование с натуры куста земляники с цветами. итого | 11ч
7ч
34ч |
3.3Календарно-тематическое планирование
№ | Тема, содержание | Кол-во час | Дата | Виды работ по развитию речи | Основные термины и понятия | Прогнозируемые результаты | Межпредметные связи | Формы и вопросы контроля |
знать | уметь |
I четверть (8ч) Декоративное рисование |
1 | Рисование с натуры осенних листьев. | 1 | | Беседа о листьях | Округлый, продолговатый. | различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Беседы об изобразительном искусстве |
2 | Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»). | 1 | | Золотая осень | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Рисование с натуры |
3 | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь | 1 | | фрукты | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Декоративное рисование |
4 | Рисование узора в полосе из веток с листочками | 1 | | узор | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Беседы об изобразительном искусстве |
5 | Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др. | 1 | | цветы | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Рисование с натуры |
6 | Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).
| 1 | | Плодовые деревья | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
7 | Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе). | 1 | | море | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
8 | Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей. | 1 | | узоры | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
2 четверть (7ч) Декоративное рисование |
9 | Рисование геометрического орнамента в квадрате | 1 | | орнамент | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Рисование с натуры |
10 | Рисование с натуры игрушечного домика.
| 1 | | дома | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Беседы об изобразительном искусстве |
11 | Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
| 1 | | рассказы | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
12 | Знакомство с работами гжельских мастеров. Беседа | 1 | | гжель | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Декоративное рисование |
13 | Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма). | 1 | | гжель | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Рисование на тему |
45 | Рисование на тему «Нарядная елка». | 1 | | ёлка | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
15 | Рисование с натуры будильника круглой формы. | 1 | | часы | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
3 четверть (11ч) Рисование с натуры |
16 | Рисование с натуры двухцветного мяча.
| 1 | | Мяч | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Декоративное рисование |
17 | Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу | 1 | | узоры | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Рисование с натуры |
18 | Рисование с натуры теннисной ракетки. | 1 | | спорт | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
19 | Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).
| 1 | | инструменты | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Рисование на тему |
20 | Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
| 1 | | Герои сказок | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Декоративное рисование |
21 | Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. | 1 | | праздник | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Рисование с натуры |
22 | Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона). | 1 | | игрушки | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
23 | Рисование по образцу орнамента из квадратов. | 1 | | орнамент | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Декоративное рисование |
24 | Рисование шахматного узора в квадрате.
| 1 | | узоры | Округлый, продолговатый. | различать и знать названия цветов; | свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Рисование с натуры |
25 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
| 1 | | постройки | Округлый, продолговатый. | - различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Декоративное рисование |
26 | Рисование узора из растительных форм в полосе. | 1 | | узор | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
4 четверть (7ч) Беседы об изобразительном искусстве |
27 | Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). | 1 | | Весна | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Рисование с натуры |
28 | Рисование с натуры весенней веточки. | 1 | | Весна | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Рисование на тему |
29 | Рисование на тему «Деревья весной».
| 2 | | Деревья | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Декоративное рисование |
30 | Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы). | 1 | | Орнамент | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Рисование с натуры |
31 | Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.
| 1 | | ромашка | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
Рисование с натуры |
33 | Рисование с натуры куста земляники с цветами. | 1 | | Земляника | Округлый, продолговатый. | -различать и знать названия цветов; | - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги; | изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около). | изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске |
3.3. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы:
Программы для 1 -4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида; Допущено Министерством образования Российской Федерации под редакцией В.В.Воронковой
Методика преподавания и в коррекционной школе) образовательных учреждений VIII вида автор И. А. Грошенков
Тематический и итоговый контроль, внеклассные мероприятия.
Изобразительное искусство 2 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автор И. А. Грошенков.
Учебно-методическое обеспечение:
- методические рекомендации;
- наглядный и раздаточный материал;
- компьютер,
- таблицы;
-простые и цветные карандаши; гуашь, акварель.
Интернет-ресурсы
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Детские электронные презентации и клипы viki.rdf.ru
Образовательная сеть Copyright © 2012 Metodisty.ru
http://www.proshkolu.ru
Дидактический материал в виде предметов различной формы, величины, цвета.
-1.Изделия дымковской игрушки, плакаты с образцами несложных рисунков, раскладные пирамидки, полоски цветного картона различной длины и ширины, различные игрушки.
Информационно – коммуникационные средства:
Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству. Презентации ,фильмы о художниках. Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.
Технические средства обучения:
CD/DVD – проигрыватели.
Ауди-видео магнитофон.
Компьютер.
Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.
Интерактивная доска.
Экранно – звуковые пособия: аудиозаписи музыки ,видеофильмы и презентации: по художественным и этнографическим музеям; музеям кукол; народным промыслам и др.
Учебно-практическое оборудование: |
Материалы: | 1. Краски акварельные, гуашевые. 2. Фломастеры разного цвета 3. Цветные карандаши 4. Бумага рисовальная А3, А4 (плотная) 5. Бумага цветная разной плотности. 6. Картон цветной, серый, белый 7. Бумага в крупную клетку 8. Набор разноцветного пластилина. 9. Нитки (разные виды) 10. Природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.) 11. Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш. 12. Шнурки для обуви (короткие, длинные) |
Инструменты: | 1. Кисти беличьи № 5, 10, 20 2. Кисти из щетины № 3, 10, 3. Стеки. 4. Ножницы. 5.Линейка. 6. Карандашная точилка. 7. Гладилка для бумаги. |
Вспомогательные приспособления: | 1. Подкладные доски 2. Подкладной лист или клеенка. 3. Коробка для хранения природных материалов. 4. Подставка для кисточки 5. Баночка для клея 6. Листы бумаги для работы с клеем (макулатура) 7. Коробочка для мусора 8. Тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук. |
Модели и натуральный ряд | 1.Модели геометрических фигур и тел. 2.Муляжи фруктов и овощей (комплект). 3.. Гербарии из листьев, еловые и сосновые шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, тростниковая трава и др. 4. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов. 5. Керамические изделия. 6. Предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз, коробки и др.). 8. Образцы новогодних игрушек. 9. Коллекция «Виды и сорта бумаги» 10. Коллекция «Виды и сорта ниток» |