РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО»(ИЗО)
ДЛЯ 7 КЛАССА НА 2016-2017 УЧ. ГОД
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Составитель Ермолова Ольга Александровна,
учитель ИЗО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обеспечение программы
Рабочая программа по искусству (ИЗО) для 7 класса составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273 (гл.2, ст. 11, 12,13);
- Федерального государственного образовательного стандарта ООО (приказ Министерства образования и науки от 17. 12. 10 г. № 1897 с изменениями ,внесенными Министерством образования и науки от 31.12.2015г. №1577);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (fgosreestr.ru.2.)
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- рабочей программы автора Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2012г
- Учебного плана МКОУ «Курбакинская СОШ» на 2016-2017 учебный год;
- Положения о рабочей программе МКОУ «Курбакинская СОШ».
Настоящая программа составлена на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на один год обучения и является программой базового уровня.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Изобразительное искусство: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений». .Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2012
Специфика и значение предмета «Искусство» для решения общих целей и задач образования.
Изобразительное искусство входит в предметную область «Искусство» Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить:
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней редусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.
В основе - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве. 8 часов.
Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Архитектурный пейзаж. Пейзаж в творчестве художников 19-20 вв. Натюрморт в зарубежном и русском искусстве на разных этапах его развития. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм). Интерьер как жанр изобразительного искусства. Произведения выдающихся художников: Дионисий, А. Венецианов, К.С. Петров-Водкин. В. Ван Гог, П. Пикассо.
Тема: Гармония природы и архитектуры в пейзаже.
Планируемые предметные результаты изучения темы «Гармония природы и архитектуры в пейзаже» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать: что такое синтез изобразительного искусства и архитектуры; виды архитектуры; деятельность и творчество Ш. Э. ле Корюзье.. ;художественные открытия Леонардо да Винчи, Дюрера и др. ; законы воздушной перспективы.
уметь: выполнять наброски арх-х сооружений и применять графические приемы в создании выразительного изображения; выполнять композиции сельского пейзажа с использованием графических средств выразительности(линия, пятно, штрих, светотень).
Тема: Предметная среда человека в натюрморте.
Планируемые предметные результаты изучения темы «Предметная среда человека в натюрморте.» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать: понятие «Натюрморт» как рассказ об увлечениях или профессии человека, отношения человека к окружающей жизни; о вкладе худ-в в развитие жанра натюрморта, особенностей манеры, стиля того или иного худ-ка , средств худ-й выразит-ти в натюрмортах, своеобразия в композициях; о разнообразии способов передачи свето-воздушной среды, колористического решения в общей эмоц-но –творческой атмосферы; что такое передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте
уметь: изображать графический натюрморт в интерьере по памяти (карандаш, тушь, перо, мелки и и др. – по выбору ; выполнять композиции натюрморта с использованием граф-х и живописных средств выразительности.
Тема: Образ взаимоотношений человека и пространства помещения (3 ч.)
Планируемые предметные результаты изучения темы «Образ взаимоотношений человека и пространства помещения» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать;дизайн интерьера и его древние истории; искусство интерьера сооружений Московского Кремля (Теремный дворец, Успенский собор и др.); о рановидностях интер-в , о своеобразии его декора в зависимости от стиля арх-ры; о росписи интерьера культовой архитектуры 14-16 вв. Рафаэль, Микеланджело ;интерьер в творчестве зарубежных художников. А. Дюрер «Святой Иероним в келье». В. Ван Гог «Спальня Винсента в Арле» А. Венецианов – родоначальник жанра интерьера в отечественном искусстве. Картины «Гумно», «Комнаты»
уметь:выполнять зарисовок и рис-в композиции интерьера или арх-х элементов с учетом линейной перспективы; выполнять эскиз интерьера своего дома (комнаты) с использований законов линейной перспективы (линия горизонта, точка схода) (бумага, карандаш).
Раздел 2. Мир русской дворянской усадьбы как как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. 6часов.
Состояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. 6 часов.
Архитектура России 18 вв. Стили: барокко и классицизм. Интерьер дворянской усадьбы и его отражение в бытовой живописи России. Произведения выдающихся художников и архитекторов: В. Растрелли. В. И. Баженов, К. Брюллов, П.А.Федотов. Линейная перспектива в изображении интерьера.
Тема: Русская усадьба как архитектурный ансамбль.
Планируемые предметные результаты изучения темы «Русская усадьба как архитектурный ансамбль» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать: архитектуру России 18 вв. Барокко. В. Растрелли; важнейшие архитектурные элементы зданий, выполненных в стиле классицизма; интерьер дворянской усадьбы 18-19 века; законы линейной перспективы и ее применение в изображении интерьера
уметь: выполнять зарисовки архитектурных элементов фасадов, отражающих время и эпоху (тушь, кисть, карандаш, фломастеры, уголь.;изображать интерьер дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. ;изображать интерьер дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в.
Тема: Одежда и быт русских дворян.
Планируемые предметные результаты изучения темы «Одежда и быт русских дворян» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать: отличительные черты одежды дворянского сословия 18-19 вв. элементы женского и мужского костюма,стилевое единство прически и костюма; что входит в понятие «Тема праздника в иконописи, живописи и графике.» Тема Рождества Христова в творчестве А. Рублева, Джотто, Ботичелли и др. Зимние праздники в живописи и графике. Е. В. Честняков «Коляда»
уметь: зарисовывать элементы одежды дворян (цветные карандаши, фломастеры.;создавать композиции на тему празднования Нового года или Рождества Христова .
Раздел 3. Народный мастер – носитель национальной культуры. 10 часов.
Тема: Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции.
Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения. Истори и современное развитие народных промыслов России: Городец, Хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, Палех, Холуй и др.. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства.
Планируемые предметные результаты изучения темы «Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать: виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.);значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства; древние корни народного художественного творчества, древние образы народной вышивки, жизнь традиций в творчестве современных мастеров разных регионов России; истоки росписи в живописи Древней Руси;традиционные промыслы росписи по дереву: Мезенская роспись, Хохлома, Городец. Истоки и современное развитие промыслов; отличительные черты локальных школ глиняной игрушки разных народов России.; истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки; особенности профессионального декоративно-прикладного искусство, его связь с дизайном
уметь: выполнять узоры по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей в технике коллажа ; выполнять узоры по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей в технике коллажа; изготовлять изделия (роспись по дереву) с стиле одного из промыслов России.; изготовлять роспись глиняной игрушки (в стиле Дымковской игрушки; комбинировать элементы костюма.
Тема: Весенняя ярмарка как праздник народного искусства.
Планируемые предметные результаты изучения темы «Весенняя ярмарка как праздник народного искусства» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать: традиции ярмарочных гуляний; синтез искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство. Лаковая миниатюра. Палех, Холуй и др.
уметь: выполнять проекты оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (материалы по выбору учащихся);классифицировать работы мастеров Палеха и Холуя.
Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. 11 часов.
Тема полета и космическая тема в творчестве художников. Дизайн и его виды. весия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм.зия окружаюо, декоративно-прикладное искусствоПространственная композиция как объект дизайна. Вечные темы великие и исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. Спортивная тема в жанровом искусстве. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Архитектура и ее виды. Произведения выдающихся художников и архитекторов: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина., П. Корин, Ш. Э. ле Корбюзье.
Тема: Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве.
Планируемые предметные результаты изучения темы «Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать: основные идеи летательных аппаратов в эскизах Леонардо да Винчи;
особенности космической темы в творчестве художников-фантастов. Творчество космонавта А. Леонова; дизайн и его виды; особенности проявления темы Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Работы художников и скульпторов, посвященные Великой Отечественной войне. А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский. Мемориальные ансамбли. Мамаев курган.
уметь изготовлять эскизы космических аппаратов будущего ;передавать динамику и равновесие при конструировании космической станции; создавать композиции на тему ВОВ
Тема: Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве.
Планируемые предметные результаты изучения темы «Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать как развивается тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Спортивные сюжеты в жанровой живописи; тема спорта в живописи, графике, скульптуре; передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов в творчестве современных художников; пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции; особенности изображения участников Олимпийских игр в античном искусстве. Мирон «Дискобол»; спортивные сюжеты в древнегреческой вазописи
уметь: выполнять набросков фигуры человека в различных движениях, характерных для определенных видов спорта
Тема: Скульптура и архитектура как виды пластических искусств
Планируемые предметные результаты изучения темы «Скульптура и архитектура как виды пластических искусств» в соответствии с требованиями ФГОС:
знать/понимать: что такое Объем – основное средство художественной выразительности в скульптуре; основные материалы скульптуры, их пластические и образные возможности); виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая).
Уметь: лепить композиции из двух фигур (пластилин, проволочный каркас.); классифицировать виды скульптуры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 7 КЛАССЕ
НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Обучающийся научится:
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
Формы организации учебных занятий:
фронтальная форма организации учебной работы;
индивидуальная форма организации работы;
групповая форма организации учебной деятельности;
парная форма учебной работы;
индивидуально-групповая форм;
урок «открытия нового знания»;
урок развивающего контроля;
урок-защита проекта;
урок творчества;
урок-зачёт;
урок-соревнование.
Основные виды учебной деятельности:
рисование под впечатлением от прочитанных литературных и просмотренных драматических произведений, от наблюдений с натуры;
рисование на белой бумаге акварельными, гуашевыми красками и на цветной, тонированной бумаге гуашью, цветными мелками;
декоративное творчество по мотивам народных промыслов и по народным фольклорным мотивам;
индивидуальное и коллективное творчество учащихся в технике аппликации и коллажа, используемое в оформлении школьных интерьеров;
изображение на плоскости (рисунок, живопись, аппликация), в объеме (из бумаги, картона, пластилина, глины), создание пространственных моделей (в макете из бумаги или пластилина).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО И ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ
I. Обучающиеся должны знать/понимать
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком самого бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19 – 20 столетий.
II. К концу 7 класса обучающиеся должны уметь:
-связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
-работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
-изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
-выполнять элементы оформления альбома или книги;
-отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
-вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
-анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
-конструировать объёмно – пространственные композиции, моделировать архитектурно – дизайнерские объекты (в графике и объёме);
-моделировать в своём творчестве основные этапы художественно – производственного процесса в конструктивных искусствах;
-работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды;
-конструировать основные объёмно –пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно – пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статистику и динамику тектоники и фактур;
-владеть навыками формообразования, использования объёмов в динамике и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
-создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура), использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
-использовать разнообразные художественные материалы;
Учебно- тематический план.
№ урока | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
| Раздел: Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве. | 8 |
| Тема: Гармония природы и архитектуры в пейзаже | 2 |
| Тема: Предметная среда человека в натюрморте. | 3 |
| Тема: Образ взаимоотношений человека и пространства помещения (3 ч.) | 3 |
| Раздел: Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. | 6 |
| Тема: Русская усадьба как архитектурный ансамбль. | 3 |
| Тема: Одежда и быт русских дворян. | 3 |
| Раздел: Народный мастер – носитель национальной культуры | 10 |
| Тема: Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции. | 8 |
| Тема: Весенняя ярмарка как праздник народного искусства. | 2 |
| Раздел: Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. | 11 |
| Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве. | 5 |
| Тема: Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве. | 2 |
| Тема: Скульптура и архитектура как виды пластических искусств | 4 |
| итого | 35 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы, урока | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Примечания. |
| Раздел: Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве. | 8 | | | |
| Тема: Гармония природы и архитектуры в пейзаже | 2 | | | |
1 | Виды архитектуры. Ш. Э. ле Корюзье. Тема архитектуры в живописи и графике. | 1 | 01.09. 2016 | | |
2 | Архитектурный пейзаж (работа на пленэре) | 1 | 08.09. 2016 | | |
| Тема: Предметная среда человека в натюрморте. | 3 | | | |
3 | Натюрморт в зарубежном искусстве. П. Пикассо. | 1 | 15.09. 2016 | | |
4 | Натюрморт в русском искусстве. К.С. Петров-Водкин. | 1 | 22.09. 2016 | | |
5 | Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. | 1 | 29.09. 2016 | | |
| Тема: Образ взаимоотношений человека и пространства помещения (3 ч.) | 3 | | | |
6 | Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Дионисий. | 1 | 06.10. 2016 | | |
7 | Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм) | 1 | 13.10. 2016 | | |
8 | Интерьер как жанр изобразительного искусства. А. Венецианов. | 1 | 20.10. 2016 | | |
| Раздел: Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. | 6 | | | |
| Тема: Русская усадьба как архитектурный ансамбль. | 3 | | | |
9 | Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Классицизм. В. И. Баженов. | 1 | 27.10. 2016 | | |
10 | Интерьер дворянского дома и его отражение в бытовой живописи России. П.А.Федотов. | 1 | 10.11. 2016 | | |
11 | Линейная перспектива и ее применение в изображении интерьера. | 1 | 17.11. 2106 | | |
| Тема: Одежда и быт русских дворян. | 3 | | | |
12 | Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. К.Брюллов. | 1 | 24.11. 2016 | | |
13 | Праздники в дворянском обществе 18-19 вв. | 1 | 01.12. 2016 | | |
14 | Тема праздника в иконописи, живописи и графике. | 1 | 08.12. 2016 | | |
| Раздел: Народный мастер – носитель национальной культуры | 10 | | | |
| Тема: Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции. | 8 | | | |
15 | Виды декоративно-прикладного и народного искусства. Вышивка. | 1 | 15.12. 2016 | | |
16 | Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. | 1 | 22.12. 2016 | | |
17 | Орнамент как основа декоративного украшения. Роспись по дереву. | 1 | 29.12. 2016 | | |
18 | Особенности орнамента народов России. Городец, Хохлома. | 1 | 12.01. 2017 | | |
19 | Связь времен в народном искусстве. Глиняная игрушка. | 1 | 19.12. 2017 | | |
20 | Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки. | 1 | 26.01. 2017 | | |
21 | Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства. | 1 | 02.02. 2017 | | |
22 | Ювелирное искусство: традиции и современность. | 1 | 09.02 .2017 | | |
| Тема: Весенняя ярмарка как праздник народного искусства. | 2 | | | |
23 | Ярмарка и ее отражение в сюжетах лаковой миниатюры Палеха, Холуя и др. | 1 | 16.02. 2017 | | |
24 | Ярмарка в произведениях русскох живописцев. | 1 | 02.03. 2017 | | |
| Раздел: Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. | 11 | | | |
| Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве. | 5 | | | |
25 | Мечты о полете в творчестве художников. | 1 | 09.03. 2017 | | |
26 | Космическая тема в творчестве художников. Творчество А. Леонова. | 1 | 16.03. 2017 | | |
27 | Дизайн и его виды. весия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм.зия окружаюо, декоративно-прикладное искусствоПространственная композиция как объект дизайна. | 1 | 23.03. 2017 | | |
28 | Вечные темы и великие исторические события в искусстве. П. Корин. | 1 | 06.04. 2017 | | |
29 | Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. | 1 | 13.04. 2017 | | |
| Тема: Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве. | 2 | | | |
30 | Изображение участников спортивных состязаний в античном искусстве и в 20 в. | 1 | 20.04. 2017 | | |
31 | Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. | 1 | 27.04. 2017 | | |
| Тема: Скульптура и архитектура как виды пластических искусств | 4 | | | |
32 | Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. | | 04.05. 2017 | |
33 | Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая) | 1 | 11.05. 2017 | | |
34 | Знаменитые скульпторы: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина. | 1 | 18.05. 2017 | | |
35 | Синтез изобразительного искусства и архитьектуры. | 1 | 25.05. 2017 | | |
Учебно- методический комплекс
а) основная литература:
Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37191
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2009.
б) дополнительная литература для учителя:
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1998.
Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1995.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы.- М.: Просвещение, 2003.
Неменский Б.М. Творческая мастерская.- М.: Просвещение, 2003.
Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск,1992.
в) дополнительная литература для учащихся:
– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,
– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,
– Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
– Вачьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.