Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании Методического объединения Протокол от «30»августа 2017 г. № 1 Ярусова А.А.__________ | УТВЕРЖДЕНА приказом директора от «30» августа 2017 г. № 255 Боровинская И.В.__________ |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Изобразительное искусство»
Обучающегося 1 дополнительного класса
на 2017/2018 учебный год
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2)
Составила: Шестакова Татьяна Викторовна.
Учитель изобразительного искусства
п. Алябьевский, 2017 г
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………….3
Нормативная база………………………………………………………………………………………………...3
Психолого-педагогическая характеристика……………………………………………………………………4
Цели и задачи……………………………………………………………………………………………………..5
Общая характеристика учебного предмета……………………………………………………………………..6
Содержательный раздел……………………………………………………………………………………………………………....7
Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы………………………………7
Планируемые результаты учебного предмета (личностные и предметные)…………………………………9
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов……………………………………11
Организационный раздел…………………………………………………………………………………………………………….12
Учебный план……………………………………………………………………………………………………..12
Тематическое планирование. ……………………………………………………………………………………12
Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью……………………………………………………………………………................23
1. Пояснительная записка
Программа по данному предмету сформирована и реализуется на основе федерального государственного образовательного Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (Приказ № 1599 от 19.12.2014). Заключения территориальной ПМПК и специальной образовательной Программы по изобразительному искусству для 1 класса составлена в соответствии с авторской программой «Изобразительное искусство» (И.А.Грошенков), изданной в сборнике программ подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В.Воронковой), утвержденной МО РФ, 2013 год.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы нуждаются в постоянном и последовательном приобщении к осознанной трудовой деятельности. Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей детей с ОВЗ.
Рабочая программа соответствует содержанию авторской программы «Изобразительное искусство» (И.А. Грошенков), но распределение часов по темам выполнено с учетом психофизических возможностей обучающихся.
1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы
Федерального уровня:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вместе с СанПин 2.4.2.3286-15 Санитаррнно-эпидемиологические правила и нормативы….) (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).
Регионального уровня:
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;
- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»
Уровень общеобразовательной организации:
- Устав МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»;
- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.
Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Представлениям и воображению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Моторная сфера детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
В классе 1 обучающийся. Согласно заключению территориальной ПМПК имеет умственную отсталость (вариант 2). Обучение организовано очное, согласно рекомендациям территориальной ПМПК (№ от № 241 от 19.05.2017 года).
1.3 Цель и задачи:
Цель программы обучения:
Коррекция недостатков психического развития, моторики детей с нарушением интеллекта, а также развитие речи учащихся, организующей их умственную и практическую деятельность.
Задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
1.4 Общая характеристика учебного предмета
Основной формой организации процесса обучения изобразительного искусства является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы
В 1 классе продолжительность учебного года составляет 33 недели. При 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительное искусство» в 1 дополнительном классе отведено по 2 часа в неделю, что составляет 66 часов за учебный год.
В связи с актированными днями или карантинами возможно уменьшение количества часов, рассчитанное на рассмотрение каждой темы, с целью успешной и полной реализации программы.
В 1 дополнительном классе основополагающим разделом является «Подготовительный период».
Подготовительный период обучения предполагает пропедевтическую и коррекционную работу, направленную на формирование познавательной деятельности и навыков работы с художественными материалами. В ходе выполнения практических видов деятельности
обучающиеся 1 дополнительного класса получают первоначальные представления о человеке и изобразительном искусстве, уроке изобразительного искусства, правилах поведения и работы на уроках изобразительного искусства, правилах организации рабочего места, материалах и инструментах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и правила их хранения.
Направления работы
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование
умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
- разминание куска пластилина;
- отщипывание кусков от целого куска пластилина;
- размазывание по картону;
- скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, оттягивание;
-примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при
подготовке детей к рисованию:
- складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
- совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
- расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующем пространственном положении;
- составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
-приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям);
- раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине, с учётом композиции;
-приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея;
- приёмы отрывания при выполнении отрывной аппликации.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
- рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам);
- рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии;
линий замкнутого контура (круг, овал);
- удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа;
- осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании;
- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;368
- завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по образцу);
Приемы работы красками:
-примакивание кистью;
- наращивание массы;
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
- правила обведения шаблонов;
-обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
-демонстрация натуральных объектов;
-дифференцирование, разноуровневое обучение;
-наглядные пособия, раздаточный материал;
-создание увлекательных ситуаций;
-занимательные упражнения.
Подготовительные упражнения
Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб). Определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.
Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.
Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.
Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.
Декоративное рисование
Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый. Учить детей работать с пластилином на плоскости.
Рисование с натуры
Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.
Рисование на темы
Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.
Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
2.2 Планируемые результаты учебного предмета
Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися со степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ―введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету « Изобразительное искусство» на конец обучения в 1 классе: Посредством занятий изобразительной деятельностью обучающийся достигнет следующих результатов:
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
практические умения и навыки в восприятии произведений искусства;
элементарные практические умения и навыки изобразительной деятельности;
понятия и представления по изучаемым темам, овладение тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.
2.3 Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Учащиеся должны уметь:
-организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
-выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
-обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги;
-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
-различать и называть цвета;
-узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
-передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Подготовительные упражнения. | 17 |
2. | Декоративное рисование. | 13 |
3. | Рисование с натуры. | 14 |
4. | Рисование на темы. | 15 |
5. | Беседы об изобразительном искусстве. | 7 |
| Итого: | 66 |
3.2 Тематический план
Название тем | Количество часов |
I четверть Вводный урок. Основные цвета. Нарисуем зеленую травку и цветы Рисование предметов разной формы и окраски. Рисование прямых линий (высокие столбы, заборчик.) Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий. Лесенки, качели. Рисование дугообразных линий. «Дым идет». Рисование замкнутых круговых линий. Воздушные шарики, цепочка Рисование предметов разной величины. Карандаши-Толстые и тонкие. Рисование предметов круглой, овальной и квадратной формы. (арбуз, яблоки.) Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов треугольной и прямоугольной формы. Мои учебные принадлежности. Рисование по трафарету квадрата и круга. | 17 ч |
II четверть Рисование по опорным точкам знакомых предметов. Дом, скворечник. Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе. Рисование узора в кругу и квадрате Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). Рисование круга и раскрашивание с соблюдением контура. Рисование квадрата и раскрашивание с соблюдением контура. Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов. Рисование с натуры игрушки – светофора Рисование с натуры связки воздушных шаров. | 14 ч |
III четверть Рисуем «Дождь». Беседа по картине Остроухова И.С. «Золотая осень». Рисование по памяти (после показа) несложных елочных игрушек Рисование с натуры зимних вещей. Шарф. Рисование на тему «Снеговик». Беседа о красоте зимней природы. Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам. Рисование с натуры игрушки: Кораблик. Рисование поздравительной открытки. Оформление, украшение открытки. Беседа на тему: «Дымковские узоры» составление в полосе узора для закладки. Рисование с натуры детской. Игрушки: Пирамидка. Рисование по замыслу «Что бывает круглое?» Рисование предметов простой формы «Ёлка» с использованием вспомогательных опорных точек. Декоративное рисование. Узор в круге ,квадрате.(готовая форма). | 19 ч |
IVчетверть Тематический рисунок «Я ракету нарисую». Геометрический узор в полосе из треугольников. Декоративное рисование узора для косынки. Беседа на тему: дымковская игрушка «Жар-птица». иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок». Рисование узора в полосе растительных элементов. Рисование с натуры праздничного флажка. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». Рисунок к сказке. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок (три чашки разной величины) Рисование на тему « Весна - время года». Обобщающий урок: линии, штрих, пятно, цвет, изображение. | 16ч |
3.3 Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урок | Количество часов | дата | Планируемые результаты обучения | Основной вид учебной деятельности обучающихся |
Предметные | Универсальные учебные действия (УУД) | Личностные |
I четверть (17ч) |
1 2 | Вводный урок. Основные цвета. Нарисуем зеленую травку и цветы | 2 | | Уметь рисовать на одном листе предметы разной формы величины и окраски (после наблюдения и показа учителем). | Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш, выполняя рисунок, использовать только одну сторону листа бумаги, обводить карандашом шаблоны несложной формы. Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось). Различать и называть цвета. | Развитие восприятия цвета, мелкой моторики. Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности. | Уметь называть цвета и формы предметов. Иметь представление о живописи. |
3 4 | Рисование предметов разной формы и окраски. | 2 | | Уметь различать предметы разной формы величины и окраски (после наблюдения и показа учителем). Уметь различать цвета. |
5 6 | Рисование прямых линий (высокие столбы, заборчик.) | 2 | | Уметь рисовать шахматную доску ,высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии). | Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш, выполняя рисунок, использовать только одну сторону листа бумаги, обводить карандашом шаблоны несложной формы; Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось). | Развитие восприятия цвета, мелкой моторики. Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности. | Иметь представление о разных типах линий и уметь определять их характер. Знать, что такое замкнутая линия. Знать значения низкий - высокий. |
7 8 | Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий. Лесенки, качели. | 2 | | Рисование (по показу) лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др. | Правильно располагать альбом на парте. Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш, выполняя рисунок, использовать только одну сторону листа бумаги. | Умение слушать и правильно выполнять задание. | Знать понятие прямая линия. |
9 | Рисование дугообразных линий. «Дым идет». | 1 | | Уметь рисовать дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др. | Правильно держать карандаш. Уметь проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии. | Слушать объяснение учителя, ответы товарищей. Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги. | Иметь представление о разных типах линий и уметь определять их характер. |
10 11 | Рисование замкнутых круговых линий. Воздушные шарики, цепочка. | 2 | | Уметь рисовать (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др. | Уметь рисовать круговые линии. Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш, выполняя рисунок, использовать только одну сторону листа бумаги, обводить карандашом шаблоны несложной формы; Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось) | Умение организовать свое рабочее место. Знать понятие: линия, цвет Развитие восприятия цвета. Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги. | Иметь представление о разных типах линий и уметь определять их характер. Знать, что такое замкнутая линия. |
12 | Рисование предметов разной величины. Карандаши-Толстые и тонкие. | 1 | | Уметь рисовать предметы разной величины разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и короткие, карандаши — толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др. | Использовать одну сторону листа. Уметь проводить округлые (замкнутые) линии. | Уметь работать самостоятельно Знать понятие: толстый - тонкий. Развитие восприятия цвета. Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги. | Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы. |
13 14 | Рисование предметов круглой, овальной и квадратной формы. (арбуз, яблоки.) | 2 | | Уметь рисовать арбузы, яблоки и т.д. | Уметь правильно пользоваться предметами для рисования. Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы. | Умение оказывать помощь товарищам. Знать форму рисуемого предмета. | Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы. |
15 16 | Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов треугольной и прямоугольной формы. Мои учебные принадлежности. | 2 | | Уметь рисовать альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др. | Ориентироваться на плоскости листа. Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш, выполняя рисунок. | Умение отвечать на отдельные вопросы. Знать геометрические фигуры. | Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы. |
17 | Рисование по трафарету квадрата и круга. | 1 | | Уметь обводить по трафарету, квадрат и круг. | Ориентироваться на плоскости листа. Обводить рисунок по трафарету. | Умение слушать учителя. | Знать понятие – трафарет. |
IIчетверть(14ч) |
18 19 | Рисование по опорным точкам знакомых предметов. Дом, скворечник. | 2 | | Уметь рисовать дом, скворечник, кораблик, лесенка. | Рисовать по опорным точкам. Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы. | Умение слушать учителя. Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи. | Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике. |
20 21 | Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе. | 2 | | Формирование графических представлений. | Рисовать несложные фигуры. Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры. | Слушать объяснение учителя, Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи. | Знать геометрические фигуры. Уметь применять полученные знания. |
22 23 | Рисование узора в кругу и квадрате. | 2 | | Знать порядок работы. Формирование графических представлений. | Рисовать, соблюдая контур. Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры. | Умение организовать свое рабочее место Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи. | Уметь применять полученные знания. |
24 25 | Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). | 2 | | Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура. | Обводить рисунок по шаблону. | Умение работать аккуратно. | Знать понятие – шаблон. |
26 | Рисование круга и раскрашивание с соблюдением контура. | 1 | | Знать цвета. | Закрашивать рисунок, соблюдая контур. | Умение слушать, задавать вопросы. | Уметь применять полученные знания. |
27 | Рисование квадрата и раскрашивание с соблюдением контура. | 1 | | Знать способы раскрашивания. | Раскрашивать цветными карандашами. | Умение работать самостоятельно. | Уметь применять полученные знания. |
28 29 | Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов. | 2 | | Знать название рисунка, (веточка ели). | Ориентироваться на плоскости листа. | Соблюдать правильную осанку во время работы. Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи. | Уметь применять полученные знания. |
30 | Рисование с натуры игрушки – светофора | 1 | | Уметь передавать в рисунке основные его свойства | Развитие восприятия формы | Умение правильно планировать ход работы. Умение сравнивать. | Знать форму рисуемого предмета. Знать название рисуемого предмета |
31 | Рисование с натуры связки воздушных шаров. | 1 | | Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине | Развитие концентрации внимания, Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики | Умение организовать свое рабочее место. | Уметь применять полученные знания |
III четверть.(19ч ) |
32 33 | Рисуем «Дождь». Беседа по картине Остроухова И.С. «Золотая осень». | 2 | | Приемы рисования руками: точечное рисование пальцами, линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони. Рисуют пальцами рук, ладонью, кулаком, ребром ладони по образцу и самостоятельно. | Развитие концентрации внимания, Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики. | Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги. | Знать основные приёмы работы цветными карандашами и красками, уметь применять их на практике. |
34 | Рисование по памяти (после показа) несложных елочных игрушек. | 1 | | Развитие пространственной ориентации. Формирование графических представлений. | Рисовать по памяти. Уметь видеть и правильно передавать основную форму, строение, цвет предметов. | Умение отвечать на отдельные вопросы. | Знать форму рисуемого предмета. Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий) и получать новые оттенки при их смешивании. |
35 36 | Рисование с натуры зимних вещей. Шарф. | 2 | | Развитие наглядно-образного мышления. | Правильно располагать альбом на парте. Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии. | Умение правильно планировать ход работы. Умение сравнивать. | Знать название рисуемого предмета. Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий) и получать новые оттенки при их смешивании. |
37 38 | Рисование на тему «Снеговик». Беседа о красоте зимней природы. | 2 | | Рисование кругов разных по размеру. | Ориентироваться на плоскости листа. Уметь рисовать замкнутые округлые линии, закрашивать их. Уметь пользоваться трафаретами – мерками. | Соблюдать правильную осанку во время работы. | Знать название рисуемого предмета. Иметь представление об основных свойствах акварельных красок. |
39 | Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам. | 1 | | Прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета). Развитие восприятия формы. | Уметь рисовать по опорным точкам. Уметь передавать в рисунке основные его свойства. | Умение отвечать на отдельные вопросы. Слушать объяснение учителя. | Знать геометрические фигуры. Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать. |
40 | Рисование с натуры игрушки: Кораблик. | 1 | | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики. | Уметь Правильно располагать альбом на парте. | Умение сравнивать. | Знать применение этого предмета. |
41 42 | Рисование поздравительной открытки. Оформление, украшение открытки. | 2 | | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики. | Уметь различать цвета. Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги. | Умение слушать, задавать вопросы. | Иметь представление об основных свойствах акварельных красок. Практическое творческое задание: выполнить в подарок, маме панно «Букет», постаравшись передать в нём своё настроение. |
43 44 | Беседа на тему: «Дымковские узоры» составление в полосе узора для закладки. | 2 | | Развитие концентрации внимания Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики. | Уметь слушать учителя. Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине. | Слушать объяснение учителя, давать ответы на вопросы. | Знать название узора. Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать. |
45 46 | Рисование с натуры детской. Игрушки: Пирамидка. | 2 | | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики. | Уметь ориентироваться на плоскости листа. | Умение организовать свое рабочее место. | Знать основные цвета. |
47 | Рисование по замыслу «Что бывает круглое?» | 1 | | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики. Передача в рисунке основной формы предметов. | Передавать основную форму предметов. Уметь передавать в рисунке основные его свойства. | Умение слушать и правильно выполнять задание Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи. | Знать понятие «круглое» Иметь представление об основных свойствах акварельных красок. |
48 | Рисование предметов простой формы «Ёлка» с использованием вспомогательных опорных точек. | 1 | | Развить умение дорисовывать несложные изображения карандашом; по опорным точкам, предметы несложной формы; раскрашивают работы, с соблюдением контуров, темпа, произвольности нажима на карандаши. | Уметь слушать учителя. Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине. Уметь штриховать, разукрашивать рисунки. | Соблюдать правильную осанку во время работы | Знать правила работы. Уметь применять полученные знания |
49 50 | Декоративное рисование. Узор в круге ,квадрате.(готовая форма). | 2 | | Развитие сенсорного восприятия. | Соблюдать контур узора. Уметь работать кистью акварельными красками; рисовать в круге несложные узоры. | Аккуратно выполнять работу. | Знать правила работы. Уметь применять полученные знания. |
IV четверть.(16ч) |
51 52 | Тематический рисунок «Я ракету нарисую». | 2 | | Оформление открытки. | Уметь срисовывать. Уметь выполнять тематический рисунок. Уметь организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать альбом, карандаш, кисточку. | Нацеливать на выполнение задания. | Знать название рисуемого предмета. Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски. |
53 54 | Геометрический узор в полосе из треугольников. Декоративное рисование узора для косынки. | 2 | | Формирование графических представлений. | Отличать геометрические фигуры. Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии. Уметь выделять в предмете указанные свойства. | Представлять, сравнивать. Умение анализировать. | Знать геометрические фигуры. Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать. |
55 | Беседа на тему: дымковская игрушка «Жар-птица». иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок». | 1 | | Развитие концентрации внимания. | Уметь слушать учителя. Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине. | Слушать объяснение учителя, давать ответы на вопросы. | Иметь представление о дымковском народном промысле. |
56 57 | Рисование узора в полосе растительных элементов. | 2 | | Развитие сенсорного восприятия. | Сравнивать рисунок. | Соблюдать правильную осанку во время работы. | Знать цвета. Иметь представление об орнаменте и о растительном орнаменте. |
58 | Рисование с натуры праздничного флажка. | 1 | | Развитие концентрации внимания, мелкой моторики. | Уметь распознавать цвета. Уметь рисовать с натуры заданный предмет. | Умение объяснять, оказывать помощь. | Знать форму рисунка. Иметь представление об основных свойствах акварельных красок. |
59 60 | Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». Рисунок к сказке. | 2 | | Передача в рисунке простого момента из сказки. Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики. | Распознавать иллюстрации к сказкам. Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений. | Умение обобщать, доказывать. Умение слушать учителя и сравнивать предметы. | Знать название сказки. Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски. |
61 62 | Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок (три чашки разной величины) | 2 | | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики. | Распознавать иллюстрации к сказкам. Уметь рисовать по представлению; узнавать в иллюстрациях изображения предметов и животных; Уметь передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом. Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги. | Умение увидеть главное, анализировать. Умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища. | Знать название сказки. Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски. |
63 64 | Рисование на тему « Весна - время года». | 2 | | Передача в рисунке капель, таяние снега. Развитие восприятия цвета, мелкой моторики. | Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги. Уметь передавать в рисунке основное сходство с оригиналом. | Умение увидеть главное, анализировать. Умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища. | Знать особенности времени года - весна. Иметь представление о природе весной, ее изменениях. |
65 66 | Обобщающий урок: линии, штрих, пятно, цвет, изображение. | 2 | | Развитие восприятия цвета, формы, линий, штрихов. | Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги. | Уметь классифицировать, сравнивать. Закрепление полученных знаний и умений. | Уметь применять полученные знания. |
3.3. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Учебно-методическое обеспечение
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1 класса образовательных организаций для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2008 г.
2.Произведения изобразительного искусства (репродукции картин художников). Наглядные пособия в виде таблиц по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству; дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления изделия.
Методический комплект для учителя:
1. И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: «Академия », 2002г.
2. В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: « Просвещение »,1983г.
3. [email protected]. Журнал «Начальная школа», «Здоровье школьника».
4. Pro.Школу. ru.интернет - портал,
5. http://www.yandex.ru/,
6. http://www.breasting.ru/,
7. http://raduga.rkc-74.ru/,
Печатные пособия
-Иллюстрации к детским книгам и сказкам.
-Иллюстраций картинС. Григорьева,Н. Жукова, Л. Кербель, А. Куинджи,И. Левитана,А. Пахомова, В. Поленова, А. Саврасова,А. Пластова, В. Сигорского,, К. Юона,
Т. Яблонскойи др.
-Иллюстрации изделий мастеров декоративно-прикладного искусства: «Золотая хохлома», «Дымковские узоры», «Городецкая роспись», «Гжель», «Полхов-майданская роспись», «Богородска игрушка», вышивка, кружево, резьба по дереву, керамика.
Дидактический материал в виде предметов различной формы, величины, цвета.
-1.Изделия дымковской игрушки, плакаты с образцами несложных рисунков, раскладные пирамидки, полоски цветного картона различной длины и ширины, различные игрушки.
Информационно – коммуникационные средства:
Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству. Презентации ,фильмы о художниках. Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.
Технические средства обучения:
CD/DVD – проигрыватели.
Ауди-видео магнитофон.
Компьютер.
Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.
Интерактивная доска.
Экранно – звуковые пособия: аудиозаписи музыки ,видеофильмы и презентации: по художественным и этнографическим музеям; музеям кукол; народным промыслам и др.
Учебно-практическое оборудование: |
Материалы: | 1. Краски акварельные, гуашевые. 2. Фломастеры разного цвета 3. Цветные карандаши 4. Бумага рисовальная А3, А4 (плотная) 5. Бумага цветная разной плотности. 6. Картон цветной, серый, белый 7. Бумага в крупную клетку 8. Набор разноцветного пластилина. 9. Нитки (разные виды) 10. Природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.) 11. Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш. 12. Шнурки для обуви (короткие, длинные) |
Инструменты: | 1. Кисти беличьи № 5, 10, 20 2. Кисти из щетины № 3, 10, 3. Стеки. 4. Ножницы. 5.Линейка. 6. Карандашная точилка. 7. Гладилка для бумаги. |
Вспомогательные приспособления: | 1. Подкладные доски 2. Подкладной лист или клеенка. 3. Коробка для хранения природных материалов. 4. Подставка для кисточки 5. Баночка для клея 6. Листы бумаги для работы с клеем (макулатура) 7. Коробочка для мусора 8. Тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук. |
Модели и натуральный ряд | 1.Модели геометрических фигур и тел. 2.Муляжи фруктов и овощей (комплект). 3.. Гербарии из листьев, еловые и сосновые шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, тростниковая трава и др. 4. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов. 5. Керамические изделия. 6. Предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз, коробки и др.). 8. Образцы новогодних игрушек. 9. Коллекция «Виды и сорта бумаги» |
28