СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ИЗО 1 класс для детей с ОВЗ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначенна  для детей ОВЗ 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ИЗО 1 класс для детей с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена на заседании

Методического объединения

Протокол от «30»августа 2017 г.

№ 1

Ярусова А.А.__________

УТВЕРЖДЕНА приказом директора

от «30» августа 2017 г.

№ 255

Боровинская И.В.__________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Изобразительное искусство»

Обучающегося 1 дополнительного класса

на 2017/2018 учебный год

для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 2)



Составила: Шестакова Татьяна Викторовна.

Учитель изобразительного искусства




п. Алябьевский, 2017 г


Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………….3

    1. Нормативная база………………………………………………………………………………………………...3

    2. Психолого-педагогическая характеристика……………………………………………………………………4

    3. Цели и задачи……………………………………………………………………………………………………..5

    4. Общая характеристика учебного предмета……………………………………………………………………..6

  1. Содержательный раздел……………………………………………………………………………………………………………....7

    1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы………………………………7

    2. Планируемые результаты учебного предмета (личностные и предметные)…………………………………9

    3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов……………………………………11

  2. Организационный раздел…………………………………………………………………………………………………………….12

    1. Учебный план……………………………………………………………………………………………………..12

    2. Тематическое планирование. ……………………………………………………………………………………12

    3. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью……………………………………………………………………………................23


















1. Пояснительная записка

Программа по данному предмету сформирована и реализуется на основе федерального государственного образовательного Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (Приказ № 1599 от 19.12.2014). Заключения территориальной ПМПК и специальной образовательной Программы по изобразительному искусству для 1 класса составлена в соответствии с авторской программой «Изобразительное искусство» (И.А.Грошенков), изданной в сборнике программ подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В.Воронковой), утвержденной МО РФ, 2013 год.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы нуждаются в постоянном и последовательном приобщении к осознанной трудовой деятельности. Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей детей с ОВЗ. 

Рабочая программа соответствует содержанию авторской программы «Изобразительное искусство» (И.А. Грошенков), но распределение часов по темам выполнено с учетом психофизических возможностей обучающихся.


1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы

Федерального уровня:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вместе с СанПин 2.4.2.3286-15 Санитаррнно-эпидемиологические правила и нормативы….) (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).

Регионального уровня:

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;

- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»

Уровень общеобразовательной организации:

- Устав МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»;

- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.


    1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического по­ражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.

Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ни­ями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, на­ли­чи­ем отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой по­с­ту­па­тельный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (сла­бостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием ус­ло­в­ных связей, тугоподвижностью нервных про­цессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.

На­ру­ше­ние объема и те­мпа во­с­п­ри­я­тия, не­до­статочная его диф­фе­ре­н­ци­ровка, не могут не ока­зы­вать от­ри­ца­тель­ного влияния на весь ход развития ре­бенка с умственной отсталостью (интеллектуаль­ны­ми нарушениями).

Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интелле­к­туальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, ос­но­ву которого составляют такие операции, как анализ, си­нтез, сравнение, обо­б­щение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым ря­дом сво­е­об­ра­з­ных черт, про­яв­ля­ю­щи­хся в трудностях установления отношений между ча­с­тя­ми предмета, вы­де­ле­нии его существенных признаков и дифференциации их от не­су­ще­с­т­ве­н­ных, нахо­ж­дении и сравнении предметов по признакам схо­дства и отличия и т. д.

Из всех видов мышления (наглядно-дей­с­т­венного, наглядно-образного и сло­весно-ло­гического) у обучающихся с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­туальными на­ру­ше­ниями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это вы­ра­жа­ет­ся в слабости обобщения, труд­но­с­тях понимания смысла явления или факта. Обу­ча­ю­щи­м­ся присуща сни­же­н­ная активность мыслительных про­це­с­сов и слабая регулирующая роль мы­ш­ления: зачастую, они начинают вы­по­л­нять работу, не до­слушав инструкции, не поняв це­ли задания, не имея внут­ре­н­него плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала нера­з­рывно свя­заны с особеннос­тями их памяти. Запоми­нание, сохранение и во­с­произведение по­лу­че­нной информации обучающимися с умственной отста­лостью (ин­те­л­ле­к­туальными на­ру­ше­ниями) также отличается целым рядом спе­ци­фических особенностей: они луч­ше за­по­ми­нают внешние, иногда слу­чай­ные, зрительно воспринимаемые при­знаки, при этом, труд­нее осознаются и запоминаются внутренние ло­ги­че­с­кие связи; позже, чем у нормаль­ных свер­стников, формируется про­из­воль­ное запоминание, которое требует мно­го­к­ратных по­вторений. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной от­сталостью (ин­те­л­ле­к­туальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое от­личается сужением объе­ма, малой устойчивостью, трудностями его распределения, за­ме­д­ле­н­нос­тью переключения. В значительной степени нарушено произвольное вни­ма­ние, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление тру­дностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в про­це­с­се обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо од­ном объекте или виде деятельности. Представле­ниям и во­об­ра­жению детей с умственной отсталостью (инте­л­ле­к­туальными на­ру­ше­ни­ями) свой­ственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление об­ра­зов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного ма­те­риала. Во­об­ра­же­ние как один из наиболее сложных процессов отли­чается значительной не­с­фо­р­ми­ро­ва­н­нос­тью, что выражается в его примитивности, не­точности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­туальными нарушениями) от­ме­ча­ются недостатки в раз­ви­тии речевой деятельности, физиологической осно­вой которых яв­ляется на­рушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фо­не­ти­че­с­кой, лексической, грам­ма­тической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Моторная сфера детей с умственной отсталостью (инте­л­ле­к­ту­аль­ны­ми на­ру­ше­ниями), как пра­вило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие труд­но­сти обучающиеся испытывают при выполнении заданий, свя­за­н­ных с точной ко­ор­ди­на­ци­ей мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на ов­ла­де­нии письмом и некоторыми трудовыми опе­рациями. Проведение специальных упра­ж­не­ний, включенных как в со­держание коррекционных занятий, так и используемых на от­дель­ных уроках, способствует раз­ви­тию координации и точности движений пальцев рук и ки­сти, а также позволяет под­го­то­вить обучающихся к овладению учебными и трудовыми дей­ствиями, тре­бу­ю­щими определенной моторной ловкости.

В классе 1 обучающийся. Согласно заключению территориальной ПМПК имеет умственную отсталость (вариант 2). Обучение организовано очное, согласно рекомендациям территориальной ПМПК (№ от № 241 от 19.05.2017 года).


1.3 Цель и задачи:

Цель программы обучения:

Коррекция недостатков психического развития, моторики детей с нарушением интеллекта, а также развитие речи учащихся, организующей их умственную и практическую деятельность.

Задачи:

- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.


1.4 Общая характеристика учебного предмета

Основной формой организации процесса обучения изобразительного искусства является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности.






2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы


В 1 классе продолжительность учебного года составляет 33 недели. При 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительное искусство» в 1 дополнительном классе отведено по 2 часа в неделю, что составляет 66 часов за учебный год.

В связи с актированными днями или карантинами возможно уменьшение количества часов, рассчитанное на рассмотрение каждой темы, с целью успешной и полной реализации программы.

В 1 дополнительном классе основополагающим разделом является «Подготовительный период».

Подготовительный период обучения предполагает пропедевтическую и коррекционную работу, направленную на формирование познавательной деятельности и навыков работы с художественными материалами. В ходе выполнения практических видов деятельности

обучающиеся 1 дополнительного класса получают первоначальные представления о человеке и изобразительном искусстве, уроке изобразительного искусства, правилах поведения и работы на уроках изобразительного искусства, правилах организации рабочего места, материалах и инструментах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и правила их хранения.

Направления работы

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование

умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

- разминание куска пластилина;

- отщипывание кусков от целого куска пластилина;

- размазывание по картону;

- скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, оттягивание;

-примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при

подготовке детей к рисованию:

- складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

- совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

- расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующем пространственном положении;

- составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

-приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям);

- раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине, с учётом композиции;

-приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея;

- приёмы отрывания при выполнении отрывной аппликации.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

- рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам);

- рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии;

линий замкнутого контура (круг, овал);

- удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа;

- осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании;

- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;368

- завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по образцу);

Приемы работы красками:

-примакивание кистью;

- наращивание массы;

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

- правила обведения шаблонов;

-обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм.

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Методы стимуляции:

-демонстрация натуральных объектов;

-дифференцирование, разноуровневое обучение;

-наглядные пособия, раздаточный материал;

-создание увлекательных ситуаций;

-занимательные упражнения.

Подготовительные упражнения

Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб). Определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.
      Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.
      Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.
      Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.

Декоративное рисование

Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый. Учить детей работать с пластилином на плоскости.

Рисование с натуры

 Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

Рисование на темы

Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.

Беседы об изобразительном искусстве

Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изобра­жения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

2.2 Планируемые результаты учебного предмета

Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися со степенью умственной отсталости (интеллектуальными

нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ―введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

-понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

-умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

-овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету « Изобразительное искусство» на конец обучения в 1 классе: Посредством занятий изобразительной деятельностью обучающийся достигнет следующих результатов:


  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • практические умения и навыки в восприятии произведений искусства;

  • элементарные практические умения и навыки изобразительной деятельности;

  • понятия и представления по изучаемым темам, овладение тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.


2.3 Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Учащиеся должны уметь:

-организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

-выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

-обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

-ориентироваться на плоскости листа бумаги;

-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);

-различать и называть цвета;

-узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

-передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

п/п

Тема

Количество часов

1.

Подготовительные упражнения.

17

2.

Декоративное рисование.

13

3.

Рисование с натуры.

14

4.

Рисование на темы.

15

5.

Беседы об изобразительном искусстве.

7


Итого:

66

3.2 Тематический план

Название тем

Количество часов

I четверть

Вводный урок. Основные цвета. Нарисуем зеленую травку и цветы

Рисование предметов разной формы и окраски.

Рисование прямых линий (высокие столбы, заборчик.)

Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий. Лесенки, качели.

Рисование дугообразных линий. «Дым идет».

Рисование замкнутых круговых линий. Воздушные шарики, цепочка

Рисование предметов разной величины. Карандаши-Толстые и тонкие.

Рисование предметов круглой, овальной и квадратной формы. (арбуз, яблоки.)

Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов треугольной и прямоугольной формы. Мои учебные принадлежности.

Рисование по трафарету квадрата и круга.

17 ч




II четверть

Рисование по опорным точкам знакомых предметов. Дом, скворечник.

Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе.

Рисование узора в кругу и квадрате

Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см).

Рисование круга и раскрашивание с соблюдением контура.

Рисование квадрата и раскрашивание с соблюдением контура.

Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов.

Рисование с натуры игрушки – светофора

Рисование с натуры связки воздушных шаров.

14 ч

III четверть

Рисуем «Дождь». Беседа по картине Остроухова И.С. «Золотая осень».

Рисование по памяти (после показа) несложных елочных игрушек

Рисование с натуры зимних вещей. Шарф.

Рисование на тему «Снеговик». Беседа о красоте зимней природы.

Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам.

Рисование с натуры игрушки: Кораблик.

Рисование поздравительной открытки. Оформление, украшение открытки.

Беседа на тему: «Дымковские узоры» составление в полосе узора для закладки.

Рисование с натуры детской. Игрушки: Пирамидка.

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»

Рисование предметов простой формы «Ёлка» с использованием вспомогательных опорных точек.

Декоративное рисование. Узор в круге ,квадрате.(готовая форма).

19 ч

IVчетверть

Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

Геометрический узор в полосе из треугольников. Декоративное рисование узора для косынки.

Беседа на тему: дымковская игрушка «Жар-птица». иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок».

Рисование узора в полосе растительных элементов.

Рисование с натуры праздничного флажка.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». Рисунок к сказке.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок (три чашки разной величины)

Рисование на тему « Весна - время

года».

Обобщающий урок: линии, штрих, пятно, цвет, изображение.

16ч









3.3 Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урок

Количество часов

дата

Планируемые результаты обучения

Основной вид учебной деятельности обучающихся




Предметные

Универсальные учебные действия
(УУД)

Личностные

I четверть (17ч)


1

2

Вводный урок.

Основные цвета. Нарисуем зеленую травку и цветы


2


Уметь рисовать на одном листе предметы разной формы величины и окраски (после наблюдения и показа учителем).

Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш, выполняя рисунок, использовать только одну сторону листа бумаги, обводить карандашом шаблоны несложной формы.

Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось).

Различать и называть цвета.

Развитие восприятия цвета, мелкой моторики. Выявление уровня развития художест­венных способностей к изобразительной деятельности.

Уметь называть цвета и формы предметов. Иметь представление о живописи.

3

4

Рисование предметов разной формы и окраски.

2


Уметь различать предметы разной формы величины и окраски (после наблюдения и показа учителем). Уметь различать цвета.

5

6

Рисование прямых линий (высокие столбы, заборчик.)

2


Уметь рисовать шахматную доску ,высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).

Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш, выполняя рисунок, использовать только одну сторону листа бумаги, обводить карандашом шаблоны несложной формы;

Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось).

Развитие восприятия цвета, мелкой моторики. Выявление уровня развития художест­венных способностей к изобразительной деятельности.

Иметь представление о разных типах линий и уметь определять их характер.

Знать, что такое замкнутая линия.

Знать значения низкий - высокий.


7

8

Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий. Лесенки, качели.

2


Рисование (по показу) лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.

Правильно располагать альбом на парте. Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш, выполняя рисунок, использовать только одну сторону листа бумаги.

Умение слушать и правильно выполнять задание.

Знать понятие прямая линия.

9

Рисование дугообразных линий. «Дым идет».

1


Уметь рисовать дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.

Правильно держать карандаш. Уметь проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии.

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей. Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги.

Иметь представление о разных типах линий и уметь определять их характер.

10

11

Рисование замкнутых круговых линий. Воздушные шарики, цепочка.

2


Уметь рисовать (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.

Уметь рисовать круговые линии. Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш, выполняя рисунок, использовать только одну сторону листа бумаги, обводить карандашом шаблоны несложной формы;

Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось)

Умение организовать свое рабочее место. Знать понятие: линия, цвет Развитие восприятия цвета.

Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги.

Иметь представление о разных типах линий и уметь определять их характер. Знать, что такое замкнутая линия.

12

Рисование предметов разной величины. Карандаши-Толстые и тонкие.

1


Уметь рисовать предметы разной величины разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и короткие, карандаши — толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др.

Использовать одну сторону листа. Уметь проводить округлые (замкнутые) линии.

Уметь работать самостоятельно Знать понятие: толстый - тонкий. Развитие восприятия цвета.

Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги.

Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы.

13

14

Рисование предметов круглой, овальной и квадратной формы. (арбуз, яблоки.)

2


Уметь рисовать арбузы, яблоки и т.д.

Уметь правильно пользоваться предметами для рисования. Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы.

Умение оказывать помощь товарищам. Знать форму рисуемого предмета.

Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы.

15

16

Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов треугольной и прямоугольной формы. Мои учебные принадлежности.

2






Уметь рисовать альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др.

Ориентироваться на плоскости листа. Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш, выполняя рисунок.


Умение отвечать на отдельные вопросы. Знать геометрические фигуры.

Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы.

17

Рисование по трафарету квадрата и круга.

1


Уметь обводить по трафарету, квадрат и круг.

Ориентироваться на плоскости листа. Обводить рисунок по трафарету.

Умение слушать учителя.

Знать понятие – трафарет.

IIчетверть(14ч)

18

19

Рисование по опорным точкам знакомых предметов. Дом, скворечник.

2


Уметь рисовать дом, скворечник, кораблик, лесенка.

Рисовать по опорным точкам. Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы.

Умение слушать учителя. Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

Знать основные приёмы работы цвет­ными карандашами и уметь приме­нять их на практике.

20

21

Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе.

2


Формирование графических представлений.

Рисовать несложные фигуры. Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры.

Слушать объяснение учителя, Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

Знать геометрические фигуры. Уметь применять полученные знания.

22

23

Рисование узора в кругу и квадрате.

2


Знать порядок работы. Формирование графических представлений.

Рисовать, соблюдая контур. Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры.

Умение организовать свое рабочее место Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

Уметь применять полученные знания.

24

25


Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см).

2


Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.

Обводить рисунок по шаблону.

Умение работать аккуратно.

Знать понятие – шаблон.

26


Рисование круга и раскрашивание с соблюдением контура.

1


Знать цвета.

Закрашивать рисунок, соблюдая контур.

Умение слушать, задавать вопросы.

Уметь применять полученные знания.

27

Рисование квадрата и раскрашивание с соблюдением контура.

1


Знать способы раскрашивания.

Раскрашивать цветными карандашами.

Умение работать самостоятельно.

Уметь применять полученные знания.

28

29

Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов.

2


Знать название рисунка, (веточка ели).

Ориентироваться на плоскости листа.

Соблюдать правильную осанку во время работы. Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

Уметь применять полученные знания.

30


Рисование с натуры игрушки – светофора

1


Уметь передавать в рисунке основные его свойства

Развитие восприятия формы

Умение правильно планировать ход работы. Умение сравнивать.

Знать форму рисуемого предмета. Знать название рисуемого предмета

31

Рисование с натуры связки воздушных шаров.

1


Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине

Развитие концентрации внимания, Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики

Умение организовать свое рабочее место.

Уметь применять полученные знания

III четверть.(19ч )

32

33

Рисуем «Дождь». Беседа по картине Остроухова И.С. «Золотая осень».

2


Приемы рисования руками: точечное рисование пальцами, линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони.
Рисуют пальцами рук, ладонью, кулаком, ребром ладони по образцу и самостоятельно.

Развитие концентрации внимания, Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги.

Знать основные приёмы работы цвет­ными карандашами и красками, уметь приме­нять их на практике.

34

Рисование по памяти (после показа) несложных елочных игрушек.

1


Развитие пространственной ориентации.

Формирование графических представлений.

Рисовать по памяти. Уметь видеть и правильно передавать основную форму, строение, цвет предметов.

Умение отвечать на отдельные вопросы.

Знать форму рисуемого предмета. Знать основные цвета (красный, жёл­тый, синий) и получать новые оттен­ки при их смешивании. 

35

36

Рисование с натуры зимних вещей. Шарф.



2


Развитие наглядно-образного мышления.

Правильно располагать альбом на парте. Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии.

Умение правильно планировать ход работы. Умение сравнивать.

Знать название рисуемого предмета. Знать основные цвета (красный, жёл­тый, синий) и получать новые оттен­ки при их смешивании.

37

38


Рисование на тему «Снеговик». Беседа о красоте зимней природы.

2


Рисование кругов разных по размеру.

Ориентироваться на плоскости листа. Уметь рисовать замкнутые округлые линии, закрашивать их.

Уметь пользоваться трафаретами – мерками.

Соблюдать правильную осанку во время работы.

Знать название рисуемого предмета. Иметь представление об основных свойствах акварельных красок.

39

Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам.

1


Прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета). Развитие восприятия формы.

Уметь рисовать по опорным точкам. Уметь передавать в рисунке основные его свойства.

Умение отвечать на отдельные вопросы. Слушать объяснение учителя.

Знать геометрические фигуры.

Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнамен­ты, и уметь их создавать.

40

Рисование с натуры игрушки: Кораблик.

1


Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики.

Уметь Правильно располагать альбом на парте.

Умение сравнивать.

Знать применение этого предмета.

41

42

Рисование поздравительной открытки. Оформление, украшение открытки.

2


Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики.

Уметь различать цвета. Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги.

Умение слушать, задавать вопросы.

Иметь представление об основных свойствах акварельных красок. Практическое творческое задание: выполнить в подарок, маме панно «Букет», постаравшись передать в нём своё настроение.

43

44

Беседа на тему: «Дымковские узоры» составление в полосе узора для закладки.

2


Развитие концентрации внимания

Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики.

Уметь слушать учителя. Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

Слушать объяснение учителя, давать ответы на вопросы.

Знать название узора. Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнамен­ты, и уметь их создавать.

45

46

Рисование с натуры детской. Игрушки: Пирамидка.

2


Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики.

Уметь ориентироваться на плоскости листа.

Умение организовать свое рабочее место.

Знать основные цвета.

47

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»

1


Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики.

Передача в рисунке основной формы предметов.

Передавать основную форму предметов. Уметь передавать в рисунке основные его свойства.


Умение слушать и правильно выполнять задание Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

Знать понятие «круглое» Иметь представление об основных свойствах акварельных красок.

48

Рисование предметов простой формы «Ёлка» с использованием вспомогательных опорных точек.

1


Развить умение дорисовывать несложные изображения карандашом; по опорным точкам, предметы несложной формы; раскрашивают работы, с соблюдением контуров, темпа, произвольности нажима на карандаши. 

Уметь слушать учителя. Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине. Уметь штриховать, разукрашивать рисунки.

Соблюдать правильную осанку во время работы

Знать правила работы. Уметь применять полученные знания

49

50

Декоративное рисование. Узор в круге ,квадрате.(готовая форма).

2


Развитие сенсорного восприятия.

Соблюдать контур узора. Уметь работать кистью акварельными красками; рисовать в круге несложные узоры.

Аккуратно выполнять работу.

Знать правила работы. Уметь применять полученные знания.

IV четверть.(16ч)

51

52

Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

2


Оформление открытки.

Уметь срисовывать. Уметь выполнять тематический рисунок.

Уметь организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать альбом, карандаш, кисточку.

Нацеливать на выполнение задания.

Знать название рисуемого предмета. Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски.

53

54

Геометрический узор в полосе из треугольников. Декоративное рисование узора для косынки.


2


Формирование графических представлений.

Отличать геометрические фигуры. Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии. Уметь выделять в предмете указанные свойства.

Представлять, сравнивать. Умение анализировать.

Знать геометрические фигуры. Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнамен­ты, и уметь их создавать.

55

Беседа на тему: дымковская игрушка «Жар-птица». иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок».

1


Развитие концентрации внимания.

Уметь слушать учителя. Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

Слушать объяснение учителя, давать ответы на вопросы.

Иметь представление о дымковском народном промысле.

56

57

Рисование узора в полосе растительных элементов.

2


Развитие сенсорного восприятия.

Сравнивать рисунок.

Соблюдать правильную осанку во время работы.


Знать цвета. Иметь представление об орнаменте и о растительном орнаменте.

58

Рисование с натуры праздничного флажка.

1


Развитие концентрации внимания, мелкой моторики.

Уметь распознавать цвета. Уметь рисовать с натуры заданный предмет.

Умение объяснять, оказывать помощь.

Знать форму рисунка. Иметь представление об основных свойствах акварельных красок.

59

60

Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». Рисунок к сказке.

2


Передача в рисунке простого момента из сказки.

Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики.

Распознавать иллюстрации к сказкам. Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений.

Умение обобщать, доказывать. Умение слушать учителя и сравнивать предметы.

Знать название сказки. Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски.

61

62


Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок (три чашки разной величины)

2


Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики.

Распознавать иллюстрации к сказкам. Уметь рисовать по представлению; узнавать в иллюст­рациях изображения предметов и живот­ных;

Уметь передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом.

Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги.

Умение увидеть главное, анализировать. Умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.

Знать название сказки. Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски.

63

64

Рисование на тему « Весна - время

года».

2


Передача в рисунке капель, таяние снега. Развитие восприятия цвета, мелкой моторики.

Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги. Уметь передавать в рисунке основное сходство с оригиналом.


Умение увидеть главное, анализировать. Умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.

Знать особенности времени года - весна. Иметь представление о природе весной, ее изменениях.

65

66

Обобщающий урок: линии, штрих, пятно, цвет, изображение.

2


Развитие восприятия цвета, формы, линий, штрихов.

Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги.


Уметь классифицировать, сравнивать. Закрепление полученных знаний и умений.

Уметь применять полученные знания.


3.3. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью.


Учебно-методическое обеспечение

Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1 класса образовательных организаций для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2008 г.

2.Произведения изобразительного искусства (репродукции картин художников). Наглядные пособия в виде таблиц по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству; дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления изделия.

Методический комплект для учителя:

1. И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: «Академия », 2002г.

2. В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: « Просвещение »,1983г.

3. [email protected]. Журнал «Начальная школа», «Здоровье школьника».

4. Pro.Школу. ru.интернет - портал,

5. http://www.yandex.ru/,

6. http://www.breasting.ru/,

7. http://raduga.rkc-74.ru/,

Печатные пособия

-Иллюстрации к детским книгам и сказкам.

-Ил­люстраций картинС. Григорьева,Н. Жукова, Л. Кербель, А. Куинджи,И. Левитана,А. Пахомова, В. Поленова, А. Сав­расова,А. Пластова, В. Сигорского,, К. Юона,

Т. Яблонскойи др.

-Иллюстрации изделий мастеров декоративно-прикладного искусства: «Золотая хохлома», «Дымковские узоры», «Городецкая роспись», «Гжель», «Полхов-майданская роспись», «Богородска игрушка», вы­шивка, кружево, резьба по дереву, керамика.

Дидактический материал в виде предметов различной формы, величины, цвета.

-1.Изделия дымковской игрушки, плакаты с образцами несложных рисунков, раскладные пирамидки, полоски цветного картона различной длины и ширины, различные игрушки.

Информационно – коммуникационные средства:

Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству. Презентации ,фильмы о художниках. Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.

Технические средства обучения:

CD/DVD – проигрыватели.

Ауди-видео магнитофон.

Компьютер.

Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.

Интерактивная доска.

Экранно – звуковые пособия: аудиозаписи музыки ,видеофильмы и презентации: по художественным и этнографическим музеям; музеям кукол; народным промыслам и др.

Учебно-практическое оборудование:

Материалы:


1. Краски акварельные,

гуашевые.

2. Фломастеры разного цвета

3. Цветные карандаши

4. Бумага рисовальная А3, А4 (плотная)

5. Бумага цветная разной плотности.

6. Картон цветной, серый, белый

7. Бумага в крупную клетку

8. Набор разноцветного пластилина.

9. Нитки (разные виды)

10. Природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.)

11. Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш.

12. Шнурки для обуви (короткие, длинные)

Инструменты:


1. Кисти беличьи № 5, 10, 20

2. Кисти из щетины № 3, 10,

3. Стеки.

4. Ножницы.

5.Линейка.

6. Карандашная точилка.

7. Гладилка для бумаги.

Вспомогательные

приспособления:


1. Подкладные доски

2. Подкладной лист или

клеенка.

3. Коробка для хранения

природных материалов.

4. Подставка для кисточки

5. Баночка для клея

6. Листы бумаги для работы с клеем (макулатура)

7. Коробочка для мусора

8. Тряпочки или бумажные

салфетки (влажные) для вытирания рук.

Модели и натуральный ряд


1.Модели геометрических фигур и тел.

2.Муляжи фруктов и овощей (комплект).

3.. Гербарии из листьев, еловые и сосновые шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, тростниковая трава и др.

4. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.

5. Керамические изделия.

6. Предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз, коробки и др.).

8. Образцы новогодних игрушек.

9. Коллекция «Виды и сорта бумаги»


28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!