МКОУ Городокская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________И.И. Иванова Протокол № ___ от «____»____________201_г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по учебной работе ____________ И.И. Иванова «____»____________201_г. | «Утверждено» Директор _________ И.И. Иванова « ___»__________201_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Журавлевой Натальи Владимировны,
учителя высшей квалификационной категории,
по предмету «Изобразительное искусство»
1 класс
с. Городок
201_-201_ учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» для 1 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений базового уровня разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Н.М. Сокольниковой «Изобразительное искусство», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебного плана МКОУ Городокской СОШ № 2 на 201_-201_ учебный год.
Программа составлена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся 1 класса – класса возрастной нормы.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи курса:
сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношение к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Основные задачи обучения изобразительному искусству в первом классе:
изучение «Азбуки цвета», проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в радуге, выразительные возможности основных и составных цветов;
ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые мелки и др.);
ознакомление с выразительными возможностями и особенностями живописи (гуашь, акварель);
освоение простейших приёмов лепки объёмных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.);
формирование умения передачи в тематической композиции или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами;
умение выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов;
освоение способов передачи пространства на плоскости листа (приём загораживания, уменьшение удалённых объектов);
ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск);
освоение некоторых приёмов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрёшек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий;
обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, куб, треугольник) в природе и объектах дизайна;
обучение умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе геометрических форм.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.
Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.
Изучение народного искусства учащимися включает: знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерныx особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).
Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостнык и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.
Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.
Учащиеся систематически осваивают «Азбуку форм»: программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически), различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, куб, призму, цилиндр, шар, пирамиду и др. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.
Освоение способов и приёмов передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно-пространственных композиций (архитектурное макетирование).
Особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета» и входящих в неё основ цветоведения (цветовой круг, основные цвета, составные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанс, холодный и тёплый цвета и др.): учащиеся учатся анализировать выразительные свойства цвета в произведениях изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, объектах архитектуры и дизайна; полученные знания закрепляют в процессе выполнения практических заданий.
Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ (двое создают вместе одно изображение; 4—5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.) обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей.
Особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии (цветотерапия и сказкотерапия) Она развивает эмоционально-чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний. С такой целью используют следующие виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепка, конструирование, работа с природными материалами, иллюстрирование сказок и музыкальных сценок и др. Одной из арт-терапевтических техник является ассоциативное рисование (дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях).
Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам.
Вариативная часть содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности, предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой по изобразительному искусству и организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору. Выполнение домашнего задания является вариативным.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, литературного чтения, с окружающим миром, математикой, технологией.
Наряду в основной формой (уроком) проводятся экскурсии в музеи, в архитектурные заповедники, картинные галереи.
Принципы построения курса
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
эмоционально-развивающая, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
ценностно-ориентационная, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно- нравственным и эстетическим критериям;
арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
информационная, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю, в первом классе общее количество часов – 33. В соответствии с учебно-календарным графиком МКОУ Городокской СОШ № 2 на 201_-201_ уч. год (в 1классе 32 недели 4 дня) рабочая программа составлена на 32 часа. Материал программы дан в полном объеме за счет уплотнения тем раздела «Королевство волшебных красок» (« Радужный мост»)
Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.
Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства. Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства художественно-нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогащаются.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
Учащиеся получат возможность для формирования:
познавательной мотивации к изобразительному искусству;
осознания своей принадлежности к народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;
внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
называть расположение цветов радуги;
различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
составлять дополнительные цвета из основных цветов;
работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);
элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).
Учащиеся получат возможность научиться:
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);
определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
организовывать своё рабочее место (под руководством учителя);
выполнять работу по заданной инструкции;
использовать изученные приёмы работы красками;
осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащиеся научатся:
«читать» условные знаки, данные в учебнике;
находить нужную информацию в словарях учебника;
вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
различать цвета и их оттенки;
соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства; группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; конструировать объекты дизайна.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
комментировать последовательность действий; выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении;
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми
при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Содержание курса
Мир изобразительного искусства
«Королевство волшебных красок» Картинная галерея. Радужный мост. Основные и составные цвета. Красное королевство. Оранжевое королевство. Жёлтое королевство. Зелёное королевство. Сине-голубое королевство. Фиолетовое королевство.
««В мире сказок» Волк и семеро козлят. Сорока-белобока. Колобок. Петушок — Золотой гребешок. Красная Шапочка. Буратино. Снегурочка.
Мир народного и декоративного искусства
«В гостях у народных мастеров» Дымковские игрушки. Филимоновские игрушки. Матрёшки. Городец. Хохлома. Гжель.
Мир дизайна и архитектуры
««В сказочной стране «Дизайн» Круглое королевство. Шаровое королевство. Треугольное королевство. Квадратное королевство. Кубическое королевство.
Учебно-тематический план
№ | Раздел программы | Тема раздела | Всего часов | В том числе: |
экскурсии | проекты |
1 | Мир изобразительного искусства | Королевство волшебных красок | 8 | | 1 |
2 | В мире сказок | 10 | | 1 |
3 | Мир народного и декоративного искусства | В гостях у народных мастеров | 9 | | 1 |
4 | Мир дизайна и архитектуры | В сказочной стране «Дизайн» | 5 | | 1 |
ИТОГО | 32 | | 4 |
Перечень лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Тема раздела | Виды работы |
Королевство волшебных красок | Проект «Изобразительное искусство» |
В мире сказок | Проект «Сказочные герои» |
В гостях у народных мастеров | Проект «Народное искусство» |
В сказочной стране «Дизайн» | Проект «Дизайн в нашей жизни» |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Дидактическое сопровождение | Дата | Корректировка |
Предметные | УУД |
Метапредметные | Личностные |
Мир изобразительного искусства |
Королевство волшебных красок (8 ч.) |
-
| Радужный мост |
Называть расположе-ние цветов радуги. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. | Регулятивные: Организовывать своё рабочее место (под руководством учителя). Выполнять работу по заданной инструкции. Использовать изученные приёмы работы красками. Анализировать результаты собственной работы по заданным критериям. |
Положитель-ное отноше-ние к урокам изобрази-тельного искусства. Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства | Ориентироваться в учебнике. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о радуге. Игровой момент: сначала дети, как волшебники, строят радужный мост, а затем попадают в Королевство волшебных красок. Различать цвета на цветовом круге. Определять, где в цветовом круге находятся тёплые и холодные цвета. Выполнить упражнение на альбомном листе по составлению цветовых оттенков (акварель или гуашь) | Картинная галерея. Справочник юного художника. В твоей мастерской. Радужный мост. Школа рисования. С. 3—27 | | |
| Познавательные: Различать цвета и их оттенки. «Читать» условные знаки, данные в учебнике. Вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток. | | |
-
| Урок-сказка: красное королевство | | Коммуникативные: Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного. Выполнять совместные действия со взрослыми. Комментировать последовательность действий. | | Совершить воображаемое путешествие в Красное королевство. Соотносить красный цвет с личными ощущениями, которые он вызывает. Выделить живописные достоинства картин (по репродукциям), определить, какое значение в них имеет красный цвет. Выражать своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. Изучить и прокомментировать последовательность действий при рисовании акварелью красных цветов (тюльпан или мак). Использовать инструкцию при применении приёмов – «вливание цвета в цвет» и «последовательное наложение цветов». Провести эксперимент — как изменяется красный цвет при смешивании цветов на палитре. Составление оттенков красного цвета. Поисковая работа: составление коллекции картинок и открыток с предметами красного цвета. | Красное королевство Школа рисования. С. 28—31 | | |
-
| Урок-путешест-вие: оран-жевое коро-левство | | | | Совершить воображаемое путешествие в Оранжевое королевство. Соотносить оранжевый цвет с личными ощущениями, которые он вызывает. Выделить живописные достоинства картин (по репродукциям), определить, какое значение в них имеет оранжевый цвет. Выразить своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. Рисовать цветы ноготков гуашью. Применить приёмы «примакивание», «смешение цветов кистью», «раздельный мазок». Поисковая работа: составление коллекции картинок и открыток с предметами оранжевого цвета. | Оранжевое королевство Школа рисования. С. 32—35 | | |
-
| Урок-игра: жёлтое королевство | | | | Совершить воображаемое путешествие в Жёлтое королевство. Соотнести жёлтый цвет с личными ощущениями, которые он вызывает. Рассмотреть репродукции картин. Выделить их живописные достоинства, определить, какое значение в них имеет жёлтый цвет. Выразить своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. Рисовать на альбомном листе сразу кистью без предварительного рисунка карандашом жёлтые фрукты и овощи (лимон, дыню, банан, репу) по выбору. Изучить и прокомментировать последовательность рисования лимона. Соотносить размер листа и размер изображаемого предмета. Следить за тем, чтобы фрукт был правильно расположен на листе, не был очень мелким или слишком крупным. Учиться определять блик как самое светлое место на предмете. Обратить внимание на то, что тень бывает собственная (на самом предмете) и падающая от предмета. | Жёлтое королевствоШкола рисования. С. 36—39 | | |
-
| Зелёное королевство | | | | Совершить воображаемое путешествие в Зелёное королевство. Соотнести зелёный цвет с личными ощущениями, которые он вызывает. Рассмотреть репродукции картин. Выделить их живописные достоинства, определить, какое значение в них имеет зелёный цвет. Выразить своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. Рисовать зелёные фрукты (груша или яблоко по выбору) цветными карандашами или акварелью. Использовать приём последовательного наложения красок по просохшему слою. Провести эксперимент — как изменится зелёный цвет при смешивании цветов на палитре. Составлять оттенки зелёного цвета (гуашь). | Зелёное королевствоШкола рисования. С. 40—43 | | |
-
| Сине-голубое королевство | | | | Продолжить воображаемое путешествие в Сине-голубое королевство. Соотнести голубой и синий цвета с личными ощущениями, которые они вызывают. Рассмотреть репродукции картин. Выделить их содержание и живописные достоинства, определить, какое значение в них имеют голубой и синий цвета. Выразить своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. Изучить и прокомментировать последовательность рисования незабудки и василька гуашью на цветных листах. Действовать по заданному алгоритму. Исследовать, как можно получить голубой цвет на палитре, и научиться составлять его, добавляя в белую краску немного синей | Сине-голубое королевство Школа рисования. С. 44—47 | | |
-
| Урок-игра: фиолетовое королевство | | | | Продолжить воображаемое путешествие в Фиолетовое королевство. Соотнести фиолетовый цвет с личными ощущениями, которые он вызывает. Рассмотреть репродукции картин. Выделить их содержание и живописные достоинства, определить, какое значение в них имеет фиолетовый цвет. Выразить своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. Рисовать баклажан или фиолетовые цветы (акварель или гуашь). Изучить и прокомментировать последовательность (с.50-51). Действовать по заданному алгоритму. Исследовать, как получаются лиловые, пурпурные и сиреневые цвета на палитре. Научиться составлять их путём смешения красок на палитре в разных пропорциях. Поисковая работа: составление коллекции картинок и открыток с предметами, овощами, фруктами и цветами различных оттенков фиолетового цвета. | Фиолетовое королевство Школа рисования. С. 48—51 | | |
-
| Урок-конкурс: разноцветная страна | | | | Выполнить задание по инструкции учителя, предъявив полученные знания по цветоведению. Решить предложенные творческие задачи: по составлению цветовых оттенков — правильно закрасить гуашью цветочки; украсить кресла для сказочного королевства (гуашь, акварель, цветные карандаши). Использовать изученные приёмы работы красками. Оценить результат своей работы. | Итоговый урок. Разноцветная страна. С. 52—53 | | |
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Изобразительное искусство» С. 54—55 |
В мире сказок (9 ч.) |
-
| Урок сказка: волк и семеро козлят | Работать с цветом, линией, пятном, формой при создании работ. Составлять дополнитель-ные цвета из основных цветов. | Регулятивные: Выполнять работу по заданной инструкции. Осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью. Адекватно оценивать правильность выполнения задания; анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям. |
Познаватель-ная мотивация к изобразитель-номуи скусству Эмоционально-ценностное отношение к изображаемой действитель-ности. | Ориентироваться в учебнике. Принять участие в беседе Сказка в творчестве русских художников: В. Васнецова, Ю. Васнецова, Е. Рачёва, Е. Чарушина и др. Ответить на вопросы по картинам. Выделить художественно-выразительные средства, используемые в картинах и иллюстрациях. Изучить порядок работы над иллюстрацией: выбор сюжета, обдумывание композиции, выполнение рисунка карандашом, работа цветом, подведение итогов. Выбрать цветной фон для иллюстрации. Нарисовать иллюстрацию. Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. | Волк и семеро козлят. Школа лепки. Школа рисования. С. 60—65 | | |
-
| Волк и семеро козлят | | |
-
| Сорока-белобока |
Использовать в работе раз-нообразные художествен-ные материалы. | Познавательные: «Читать» условные знаки, данные в учебнике. Характеризовать персонажей произведения искусства; сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников. | | Ответить на вопросы, опираясь на иллюстрацию учебника. Лепить сказочную птицу из пластилина, солёного теста или глины. Изучить и прокомментировать последовательность работы (с. 67). Действовать по заданному алгоритму, нарисовать Сороку-белобоку (гуашь). Подобрать различные цветовые оттенки основных и составных цветов. Выразить своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. | Сорока-белобока. Школа лепки и рисования. С. 66—69 | | |
-
| Сорока-белобока | | |
-
| Колобок |
Передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами | Коммуникативные Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного. Комментировать последовательность действий. Решать творческую задачу, используя известные средства. Осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью. Вносить коррективы в свою работу. | | Ответить на вопросы, опираясь на иллюстрации к сказке «Колобок» Ю.Васнецова, Е. Рачёва, А. Савченко и Н.Кочергина. Сравнить изображение лисы и волка разными художниками. Выявить художественно-выразительные средства иллюстраций (формат, рисунок, выразительность поз, динамика жестов, пейзаж, цветовое и образное решение и др.). Действуя по заданному алгоритму, выполнить иллюстрации к сказке «Колобок» (гуашь). Решение творческой задачи: создание художественного образа | Колобок. Школа рисования. Школа лепки. С. 70—73 | | |
-
| Колобок | | |
-
| Петушок — Золотой гребешок | | | | Рассмотреть иллюстрации Ю. Васнецова и Е. Рачёва и сравнить изображения петушков. Выявить средства, с помощью которых художники добиваются образной выразительности персонажей. Рисовать петушка (акварелью). Установить и прокомментировать последовательность работы (с.76). Выделить такие приёмы акварельной живописи, как «вливание цвета в цвет» и «прорисовывание деталей тонкой кистью по просохшему слою краски». Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. Обсудить эмоциональное отношение к изображаемому. Провести самооценку: удалось ли выразить своё отношение к изображаемому в рисунке. | Петушок — Золотой гребешок. Школа рисования. С. 74—77 | | |
-
| Красная Шапочка | | | | Рассмотреть и сравнить образ Красной Шапочки в иллюстрациях художников (Б.Дехтерёва, А. Савченко), в детских рисунках. Выявить средства, с помощью которых художник создал сказочный образ волка. Выделить некоторые способы передачи пространства в рисунке. Выполнить иллюстрации к сказке (гуашь). Лепить из солёного теста крендельки, булочки и корзиночки для Красной Шапочки. Следовать заданной последовательности работы (с. 79). Контролировать последовательность выполнения действий. Решать творческую задачу: придумать свои способы плетения корзины, своё угощение. | Красная Шапочка. Школа рисования и лепки. С. 78—79 | | |
-
| Буратино | | | | Ответить на вопросы (с. 80-81) и выполнить задание по инструкции. Принять участие в беседе по иллюстрациям. Выделить средства передачи образной характеристики героев сказки. Сравнить образ Буратино в иллюстрациях Л.Владимирского, В.Каневского, В.Атфеевского. Выполнить иллюстрации к сказке «Буратино» (гуашь, смешанная техника). Применить элементарные способы передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере и др.). Контролировать преодоление фризового расположения объектов. Продолжить изучать «Азбуку цвета», вспомнить сведения о тёплых и холодных цветах. Применить навыки работы акварельными красками («наложение цветов», «вливание цвета в цвет») и цветными карандашами («наложение цветов»). Оценить, какие приёмы удалось применить. | Буратино. Школа рисования. С. 80—83 | | |
-
| Снегурочка | | | | Охарактеризовать образ Снегурочки в произведениях В. Васнецова и иллюстрациях современных художников. Сравнить изображения снегурочек (с. 84). Определить, какие средства художественной выразительности использовали художники. Изучить роль цвета в иллюстрации. Лепить Снегурочку из пластилина или солёного теста. Выполнить иллюстрации к сказке (гуашь). Оценить, удалось ли в выполненной работе передать своё эмоциональное отношение. | Снегурочка. Школа лепки. Итоговый урок. С. 84—87 | | |
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Сказочные герои» С. 88—89 |
Мир народного и декоративного искусства |
В гостях у народных мастеров (9 ч.) |
-
| Урок-путешествие:дымковские игрушки |
Определять (узнавать) произведения традиционных народных художест-венных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель). Выполнять некоторые декоративные приёмы | Регулятивные: Использовать изученные приёмы работы красками; решать творческую задачу, используя известные средства Познавательные: «Читать» условные знаки, данные в учебнике; находить нужную информацию в словарях учебника. Различать цвета и их оттенки. Группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям |
Осознание своей принадлежности к народу, чувства уважения к народным художественным традициям России. Адекватное восприятие содержатель-ной оценки своей работы учителем. | Ориентироваться в учебнике. Узнать о традиционных народных промыслах как части национальной культуры. Совершить воображаемое путешествие в село Дымково. Познакомиться с игрушками, которые делают местные мастера. Рассмотреть игрушки и узоры (с. 94-95) и ответить на вопросы. Воспроизвести по образцу, повторить орнаменты (с. 96) (гуашь, тычки, тонкая кисточка). Лепить или вырезать силуэты дымковских игрушек (собачка, олень, барыня и др.). Решать творческие задачи: расписывать игрушки, используя народные орнаменты. | Дымковские игрушки. Школа народного искусства. С. 94—97 | | |
-
| Дымковские игрушки | | |
-
| Филимоновские игрушки |
| Коммуникативные: Отвечать на вопросы; выслушивать друг друга. Участвовать в коллективном обсуждении; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Понимать цель выполняемых действий. | | Изучить традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов филимоновских игрушек. Сравнить дымковские и филимоновские игрушки. Воспроизвести филимоновские орнаменты (с. 100) (гуашь). Решать творческие задачи: расписать филимоновскими узорами игрушки (гуашь). | Филимоновские игрушки. Школа народного искусства. С. 98—101 | | |
-
| Филимоновские игрушки | | |
-
| Матрёшки |
Работать с цветом, линией, пятном, формой при создании декоративных работ, при выполнении заданий по лепке | | | Рассмотреть игрушки, сопоставить их с описанием в стихах и тексте, ответить на вопросы. Изучить художественный образ матрёшки. Выявить характерные элементы и цветовые решения росписи загорских (сергиево-посадских), семёновских, полхов-майданских матрёшек. Расписать загорских матрёшек (гуашь). Рисовать на альбомном листе полхов-майданские цветы, ягоды п листья (акварель). Использовать жёлтый, малиновый и синий цвета. |
Матрёшки. Школа народного искусства. С. 102—105 | | |
-
| Матрёшки | | | | |
-
| Городец | | | | Побывать мысленно в гостях у городецких мастеров. Рассмотреть их изделия. Ответить на вопросы. Соотносить принесённые на урок изделия с Городецкими узорами. Изображать городецкие узоры (розан, купавка, листок) по образцу (гуашь). Нарисовать городецкую птицу на альбомном листе гуашью по заданной последовательности работы (с. 109). Решать творческую задачу: расписать Городецкими узорами разделочную доску (гуашь). | Городец. Школа народного искусства. С. 106—109 | | |
-
| Хохлома | | | | Ознакомиться с видами изделий хохломских мастеров и выделить их характерные особенности. Изучить характер и цвет росписи этих изделий. Рассмотреть принесённые на урок хохломские изделия. Воспринимать народное искусство как часть национальной культуры. Изучать и последовательно выполнять росписи «Ягодки» и «Травка». Изображать хохломские узоры на альбомном листе (гуашь). Решать творческие задачи (вариативные задания): 1) роспись объёмных изделий (бумажные или деревянные тарелочки, стаканчики, коробочки и др.); 2 ) рисование на альбомном листе сказочной птицы травным орнаментом на чёрном фоне (гуашь). Определять народные промыслы по характерным признакам: участие в обзорной викторине по изученным народным художественным промыслам. | Хохлома. Школа народного искусства. С. 110—113 | | |
-
| Гжель | | | | Знакомиться с видами изделий гжельских мастеров и выделять их характерные особенности. Изучать характер росписи этих изделий. Рассматривать принесённые на урок изделия, фотографии и открытки. Воспринимать народное искусство как часть национальной культуры. Повторять гжельские орнаменты (бордюры, сеточки, листочки и цветочки, выполненные примакиванием) на альбомном листе (гуашь). Решать творческие задачи: роспись контуров или вырезанных из бумаги силуэтов посуды (вазочка, чашка, тарелка) гжельскими узорами (гуашь). | Гжель. Школа народного искусства. Итоговый урок. С. 114—119 | | |
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Народное искусство» С. 120—121 |
Мир дизайна и архитектуры |
В сказочной стране «Дизайн» (5 ч.) |
-
| Круглое королевство | -
Работать с цветом, линией, пятном, формой при создании работ и выполнении заданий по архитектуре и дизайну. | Регулятивные: Включаться в самостоятельную творческую деятельность. Решать творческую задачу, используя известные средства |
Познаватель-ная мотивация к изобрази-тельному искусству. Внимательноеотношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства. | Ориентироваться в учебнике. Совершить воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Находить объекты дизайна круглой формы. Определять круглую форму через ощущения, рисование кругов. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Решать творческие задачи: рисование на альбомном листе круглого угощения для принца Круга (гуашь). Использовать навык живописи гуашью, применять приём «наложение цветов». Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям жизни и искусства. | Круглое королевствоС. 126—127 135 | | |
-
| Шаровое королевство | | Познавательные: Различать формы в объектах дизайна и архитектуры. Конструировать объекты дизайна. | | Продолжать воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Находить объекты дизайна шарообразной формы, различать шарообразную и круглую формы. Определять форму шара через ощущения. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Решать творческие задачи: рисование мячиков и шариков на альбомном листе в подарок королю Шару (гуашь). | Шаровое королевствоС. 128—129 | | |
-
| Треугольное королевство | | Коммуникативные: Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому. | | Продолжать воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Находить объекты дизайна треугольной формы. Определять форму треугольника через ощущения. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Конструировать: дорисовывать треугольники и «превращать» их в сказочные предметы (цветные карандаши, акварель). Составлять из треугольных форм сказочных зверей (аппликация). | Треугольное королевство С. 130—131 | | |
-
| Квадратное королевство | | | | Продолжать воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Находить объекты дизайна квадратной формы. Определять форму квадрата через ощущения. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Решать творческие задачи: выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация). | Квадратное королевствоС. 132—134 | | |
-
| Кубическое королевство | | Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении. Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; договариваться и приходить к общему решению.. Выполнять совместные действия со сверстниками при реализации творческой работы. Вносить коррективы в свою работу. Анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям. | | Продолжать воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Высказывать собственное мнение, выражающее эмоционально-ценностное отношение к объектам дизайна и архитектуры. Различать кубические формы в объектах дизайна и архитектуры. Определять формы куба через ощущения. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Решать творческую задачу: роспись бумажных кубиков разноцветными линиями (гуашь). Коллективная работа по конструированию: составлять из расписанных кубиков объёмно-пространственные композиции. Различать геометрические формы в архитектурных сооружениях. Высказывать собственное мнение, выражающее эмоционально-ценностное отношение к объектам дизайна и архитектуры. Анализировать выразительные возможности цвета в архитектуре. Решать творческие задачи: рисовать сказочный дворец на основе геометрических форм (круг, полукруг, треугольник, квадрат, куб, шар); моделировать комбинации геометрических форм (фломастеры, гуашь, возможно применение аппликации). | Кубическое королевствоИтоговый урок. С. 136—139 | | |
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Дизайн в нашей жизни» С. 140—141 |
Требования к знаниям и умениям к концу изучения курса
Учащиеся должны знать:
Учащиеся могут знать:
известные центры народных художественных промыслов России (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель);
Учащиеся должны уметь:
составлять дополнительные цвета из основных цветов;
работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);
элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).
Учащиеся могут уметь:
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);
определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).
Материально-техническое обеспечениеобразовательного процесса
Книгопечатная продукция
Литература для учащихся:
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель, 2012.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель, 2012.
Литература для учителя:
Н.М. Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство» Н.М. Сокольниковой: программа, методические рекомендации, поурочные разработки / Н.М. Сокольникова. — М.: Астрель, 2012.
Демонстрационные плакаты
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Традиционные средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Комплект муляжей фруктов и овощей.
Гербарии.
Драпировки.
Набор геометрических тел (гипс).
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор.
Магнитно-маркерная доска
Электронные пособия:
Аудиозаписи музыки к литературным произведениям
Презентации
Интернет-ресурсы
http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru, http://www.school.edu.ru, http://windows.edu/ru, http://nachalka.edu.ru, http://www.nachalka.com/biblioteka