СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса (УМК "Планета знаний")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО  с календарно-тематическим планированием, которое содержит графы "Тема", "Планируемые результаты" (предметные, метапредметные, личностные), "Характеристика деятельности учащихся", "Дидактическое сопровождение" (УМК "Планета знаний", учебник Н.М. Сокольниковой)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса (УМК "Планета знаний")»

МКОУ Городокская средняя общеобразовательная школа № 2


«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________И.И. Иванова


Протокол № ___ от

«____»____________201_г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по учебной работе ____________ И.И. Иванова


«____»____________201_г.


«Утверждено»

Директор


_________ И.И. Иванова


« ___»__________201_г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Журавлевой Натальи Владимировны,

учителя высшей квалификационной категории,

по предмету «Изобразительное искусство»

1 класс


















с. Городок

201_-201_ учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Математика» для 1 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений базового уровня разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Н.М. Сокольниковой  «Изобразительное искусство», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебного плана МКОУ Городокской СОШ № 2 на 201_-201_ учебный год.

Программа составлена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся 1 класса – класса возрастной нормы.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

  • приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи курса:

  • сформировать первоначальные представления о роли изоб­разительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравс­твенном развитии;

  • сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоратив­но-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

  • ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобрази­тельного искусства;

  • сформировать эстетическое восприятие произведений ис­кусства; эстетическое отношение к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • сформировать представления о видах и жанрах изобрази­тельного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-приклад­ного искусства;

  • сформировать практические умения и навыки в воспри­ятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • обучить понима­нию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализиро­вать средства художественной выразительности произведений ис­кусства;

  • обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;

  • обучить основам народного и декоративно-прикладного ис­кусства;

  • обучить основам дизайна (элементам проектирования, конс­труирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);

  • развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

  • обучить элементарным умениям, навыкам, способам худо­жественной деятельности;

  • обучить основным средствам художественной вырази­тельности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;







  • обучить способам изображения растений, животных, пейза­жа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

  • развить творческое воображение, художественное мышле­ние, зрительную память, пространственные представления, изоб­разительные способности;

  • развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.


Основные задачи обучения изобразительному искусству в первом классе:

  • изучение «Азбуки цвета», проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в радуге, выразительные возможности основных и составных цветов;

  • ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые мелки и др.);

  • ознакомление с выразительными возможностями и особенностями живописи (гуашь, акварель);

  • освоение простейших приёмов лепки объёмных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.);

  • формирование умения передачи в тематической композиции или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами;

  • умение выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов;

  • освоение способов передачи пространства на плоскости листа (приём загораживания, уменьшение удалённых объектов);

  • ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск);

  • освоение некоторых приёмов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрёшек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий;

  • обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, куб, треугольник) в природе и объектах дизайна;

  • обучение умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе геометрических форм.



Общая характеристика учебного предмета


Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, деко­ративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Художественно-творческая деятельность учащихся осущест­вляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.

Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежно­го искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувс­тва стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, ил­люстрирование сказок и других литературных произведений, со­здание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.

Изучение народного искусства учащимися включает: зна­комство с традиционными художественными промыслами, выявление характерныx особенностей видового образа, умения опреде­лять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровиза­ция по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).

Изучение декоративного искусства предполагает: знакомс­тво с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); де­корирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостнык и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

Основные виды архитектурной и дизайнерской дея­тельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графи­ческими моделями, овладение элементарными приёмами комби­наторики и эвристики, проектирование, художественное конст­руирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выяв­лять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковы­ми и графическими моделями для выявления характерных особен­ностей художественного образа, решать творческие задачи на уров­не комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.

Учащиеся систематически осваи­вают «Азбуку форм»: программа направлена на развитие у ребёнка способности эк­спериментировать с формой (мысленно и практически), различать в природе, произве­дениях искусства, объектах архитектуры и дизайна квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, куб, призму, цилиндр, шар, пирамиду и др. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практичес­кой работы над эскизами, проектами и моделями объектов архи­тектуры и дизайна.

Освоение способов и приёмов передачи про­странства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объ­ектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) осуществля­ется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (леп­ка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно-про­странственных композиций (архитектурное макетирование).

Особое вни­мание уделяется изучению «Азбуки цвета» и входящих в неё основ цветоведения (цветовой круг, основные цвета, составные цвета, колорит, цвето­вой контраст и нюанс, холодный и тёплый цвета и др.): учащиеся учатся анализировать выразительные свойства цвета в произведе­ниях изобразительного искусства, народного и декоративного ис­кусства, объектах архитектуры и дизайна; полученные знания закрепляют в процес­се выполнения практических заданий.

Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают но­вые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие воз­можности совместной деятельности детей по созданию коллектив­ных работ (двое создают вместе одно изоб­ражение; 4—5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.) обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей.

Особенностью данной программы является исполь­зование элементов арт-терапии (цветотерапия и сказкотерапия) Она развивает эмоционально-чувственный мир ребёнка, его воображе­ние и направлена на овладение им различными способами изобра­жения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний. С такой целью используют следующие виды деятельности: рассматри­вание картин, рисование, лепка, конструирование, работа с при­родными материалами, иллюстрирование сказок и музыкальных сценок и др. Одной из арт-терапевтических техник является ассоциатив­ное рисование (дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях).

Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам.

Вариативная часть содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности, предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой по изобразительному искусству и организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору. Выполнение домашнего задания является вариативным.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, литературного чтения, с окружающим миром, математикой, технологией.

Наряду в основной формой (уроком) проводятся экскурсии в музеи, в архитектурные заповедники, картинные галереи.





Принципы построения курса


Реализация целей программы рассматривается в связи с сис­темой функций предмета «Изобразительное искусство»:

эмоционально-развивающая, состоящая в воздейс­твии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональ­ной отзывчивости личности на произведения искусства как на отра­жение человеческих переживаний, эмоций, чувств;

ценностно-ориентационная, позволяющая учащим­ся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культу­ре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно- нравственным и эстетическим критериям;

арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;

информационная, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текс­товых и др.).




Место учебного предмета в учебном плане


В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю, в первом классе общее количество часов – 33. В соответствии с учебно-календарным графиком МКОУ Городокской СОШ № 2 на 201_-201_ уч. год (в 1классе 32 недели 4 дня) рабочая программа составлена на 32 часа. Материал программы дан в полном объеме за счет уплотнения тем раздела «Королевство волшебных красок» (« Ра­дужный мост»)




Ценностные ориентиры содержания курса


Содержание программы направлено на реализацию приоритет­ных направлений художественного образования: приобщение к ис­кусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.

Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произве­дений искусства (ученик-зритель) и собственную художествен­но-творческую деятельность (ученик в роли художника, народ­ного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт воз­можность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материа­ла. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт об­щения ребёнка с произведениями искусства. Особенно важно, что, постигая заложен­ные в произведениях искусства художественно-нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогаща­ются.







Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к урокам изобразительного искус­ства;

  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • познавательной мотивации к изобразительному искусству;

  • осознания своей принадлежности к народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;

  • внимательного отношения к красоте окружающего мира, к про­изведениям искусства;

  • эмоционально-ценностного отношения к произведениям искус­ства и изображаемой действительности.



ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • называть расположение цветов радуги;

  • различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и со­ставные цвета, тёплые и холодные цвета;

  • составлять дополнительные цвета из основных цветов;

  • работать с цветом, линией, пятном, формой при создании гра­фических, живописных, декоративных работ, а также при вы­полнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;

  • использовать в работе разнообразные художественные матери­алы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный каран­даш);

  • элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объ­ектами;

  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе на­строением;

  • выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнооб­разными материалами, набрызг краски и др.);

  • определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • организовывать своё рабочее место (под руководством учи­теля);

  • выполнять работу по заданной инструкции;

  • использовать изученные приёмы работы красками;

  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

  • вносить коррективы в свою работу.



Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать цель выполняемых действий;

  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;

  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

  • решать творческую задачу, используя известные средства;

  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изоб­разительную, декоративную и конструктивную).


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • «читать» условные знаки, данные в учебнике;

  • находить нужную информацию в словарях учебника;

  • вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

  • различать цвета и их оттенки;

  • соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных худож­ников;

  • характеризовать персонажей произведения искусства; группировать произведения народных промыслов по их харак­терным особенностям; конструировать объекты дизайна.


КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонят­ного;

  • комментировать последовательность действий; выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении;

  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми

  • при реализации творческой работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изобража­емому;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятель­ности (под руководством учителя).





Содержание курса


Мир изобразительного искусства

«Королевство волшебных красок» Картинная галерея. Радужный мост. Основные и составные цвета. Красное королевс­тво. Оранжевое королевство. Жёлтое королевство. Зелёное коро­левство. Сине-голубое королевство. Фиолетовое королевство.

««В мире сказок» Волк и семеро козлят. Сорока-белобо­ка. Колобок. Петушок — Золотой гребешок. Красная Шапочка. Буратино. Снегурочка.

Мир народного и декоративного искусства

«В гостях у народных мастеров» Дымковские иг­рушки. Филимоновские игрушки. Матрёшки. Городец. Хохлома. Гжель.

Мир дизайна и архитектуры

««В сказочной стране «Дизайн» Круглое королевство. Шаровое королевство. Треугольное королевство. Квадратное ко­ролевство. Кубическое королевство.



Учебно-тематический план


Раздел программы

Тема раздела

Всего часов

В том числе:

экскурсии

проекты

1

Мир изобразительного искусства

Королевство волшебных красок

8


1

2

В мире сказок

10


1

3

Мир народного и декоративного искусства

В гостях у народных мастеров

9


1

4

Мир дизайна и архитектуры

В сказочной стране «Дизайн»

5


1

ИТОГО

32


4


Перечень лабораторных, практических, контрольных и других видов работ


Тема раздела

Виды работы

Королевство волшебных красок

Проект «Изобразительное искусство»

В мире сказок

Проект «Сказочные герои»

В гостях у народных мастеров

Проект «Народное искусство»

В сказочной стране «Дизайн»

Проект «Дизайн в нашей жизни»



Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Планируемые результаты

Характеристика

деятельности учащихся

Дидактическое сопровождение

Дата

Корректировка


Предметные

УУД

Метапредметные

Личностные

Мир изобразительного искусства

Королевство волшебных красок (8 ч.)

Ра­дужный мост



Называть расположе-ние цветов радуги.

Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.


Регулятивные:

Организовывать своё рабочее место (под руководством учи­теля). Выполнять работу по заданной инструкции.

Использовать изученные приёмы работы красками. Анализировать результаты собственной работы по заданным критериям.




Положитель-ное отноше-ние к урокам изобрази-тельного искусства.

Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искус­ства


Ориентироваться в учебнике. Соотносить но­вую информацию с имеющимися знаниями о раду­ге. Игровой момент: сначала дети, как волшебни­ки, строят радужный мост, а затем попадают в Королевство волшебных красок. Различать цвета на цветовом круге. Определять, где в цветовом круге находят­ся тёплые и холодные цвета. Выполнить упражнение на альбомном листе по составлению цветовых оттенков (акварель или гуашь)


Картинная галерея. Спра­вочник юного художника. В твоей мастерской. Ра­дужный мост. Школа ри­сования.

С. 3—27



  • Составлять дополнитель-ные цвета из основных цветов.


Познавательные:

Различать цвета и их оттенки.

«Читать» условные знаки, данные в учебнике.

Вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток.




Урок-сказка: красное королевство

  • Использовать в работе разнообраз-ные художествен-ные матери­алы (гуашь, акварель, карандаш). Подбирать цвет в соот-ветствии с передавае-мым в работе на­строением


Коммуникативные:

Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонят­ного.

Выполнять совместные действия со взрослыми.

Комментировать последовательность действий.



Совершить воображаемое путешествие в Красное королевство. Соотносить красный цвет с личными ощущениями, которые он вызывает. Выделить живописные достоинства картин (по репродукциям), определить, какое значение в них имеет красный цвет. Выражать своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. Изу­чить и прокомментировать последователь­ность действий при рисовании акварелью красных цветов (тюльпан или мак). Использовать инструкцию при применении приёмов – «вливание цвета в цвет» и «последовательное наложение цветов». Провести эксперимент — как изменя­ется красный цвет при смешивании цветов на палитре. Составление оттенков красного цвета. Поисковая работа: составление коллекции кар­тинок и открыток с предметами красного цвета.

Красное королевство Школа рисования. С. 28—31



Урок-путешест-вие: оран-жевое коро-левство




Совершить воображаемое путешествие в Оранжевое королевство. Соотносить оранжевый цвет с личными ощуще­ниями, которые он вызывает. Выделить живописные достоинства картин (по репродукциям), определить, какое значение в них имеет оранжевый цвет. Выразить своё эмоционально-ценностное отно­шение к картинам. Рисовать цветы ноготков гуашью. Применить приёмы «примакивание», «смешение цветов кистью», «раздельный мазок». Поисковая работа: составление коллекции кар­тинок и открыток с предметами оранжевого цвета.

Оранжевое королевство Школа рисования. С. 32—35



Урок-игра: жёлтое королевство



Совершить воображаемое путешествие в Жёлтое королевство. Соотнести жёлтый цвет с личными ощущениями, которые он вызывает. Рассмотреть репродукции картин. Выделить их живописные достоинства, определить, какое зна­чение в них имеет жёлтый цвет. Выразить своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. Рисовать на альбомном листе сразу кистью без предварительного рисунка карандашом жёлтые фрукты и овощи (лимон, дыню, банан, репу) по вы­бору. Изучить и прокомментировать последо­вательность рисования лимона.

Соотносить размер листа и размер изображае­мого предмета. Следить за тем, чтобы фрукт был правильно рас­положен на листе, не был очень мелким или слишком крупным. Учиться определять блик как самое светлое место на предмете. Обратить внимание на то, что тень бывает собственная (на самом предмете) и падающая от предмета.

Жёлтое королевствоШкола рисования. С. 36—39



Зелёное королевство



Совершить воображаемое путешествие в Зе­лёное королевство. Соотнести зелёный цвет с личными ощущения­ми, которые он вызывает. Рассмотреть репро­дукции картин. Выделить их живописные достоинства, определить, какое значение в них имеет зелёный цвет. Выразить своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. Рисовать зелёные фрукты (груша или яблоко по выбору) цветными карандашами или акварелью. Использовать при­ём последовательного наложения красок по про­сохшему слою. Провести эксперимент — как изменится зелё­ный цвет при смешивании цветов на палитре. Со­ставлять оттенки зелёного цвета (гуашь).

Зелёное королевствоШкола рисования. С. 40—43



Сине-голубое королевст­во



Продолжить воображаемое путешествие в Сине-голубое королевство. Соотнести голубой и синий цвета с личными ощущениями, которые они вызывают. Рассмотреть репродукции картин. Выделить их содержание и живописные достоинства, опреде­лить, какое значение

в них имеют голубой и синий цвета. Выразить своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. Изучить и прокомментировать последователь­ность рисования незабудки и василька гуашью на цветных листах. Действовать по заданному алгоритму. Исследовать, как можно получить голубой цвет на палитре, и научиться со­ставлять его, добавляя в белую краску немного си­ней

Сине-голубое королевст­во Школа рисования. С. 44—47



Урок-игра: фиолетовое королевство




Продолжить воображаемое путешествие в Фи­олетовое королевство. Соотнести фиолетовый цвет с личными ощуще­ниями, которые он вызывает. Рассмотреть репродукции картин. Выделить их содержание и живописные достоин­ства, определить, какое значение в них имеет фиолетовый цвет. Выразить своё эмоционально-ценностное отно­шение к картинам. Рисовать баклажан или фиолетовые цветы (акварель или гуашь). Изучить и прокомментировать последовательность (с.50-51). Действовать по заданному алгоритму. Исследовать, как получаются лиловые, пурпур­ные и сиреневые цвета на палитре. Научиться составлять их путём смешения красок на палитре в раз­ных пропорциях. Поисковая работа: составление коллекции картинок и открыток с предметами, овощами, фруктами и цветами различных оттенков фиолетового цвета.

Фиолетовое королевство Школа рисования. С. 48—51



Урок-конкурс:

разно­цветная страна



Выполнить задание по инструкции учителя, предъявив полученные знания по цветоведению. Решить предложенные творческие задачи: по составлению цветовых оттенков — правиль­но закрасить гуашью цветочки; украсить кресла для сказочного королевства (гу­ашь, акварель, цветные карандаши). Использо­вать изученные приёмы работы красками.

Оце­нить результат своей работы.

Итоговый урок. Разно­цветная страна.

С. 52—53



Внеклассная работа.

Проект учащихся по теме «Изобразительное искусство» С. 54—55

В мире сказок (9 ч.)

Урок сказка: волк и семеро козлят


Работать с цветом, линией, пятном, формой при создании работ. Составлять дополнитель-ные цвета из основных цветов.

  • .


Регулятивные:

Выполнять работу по заданной инструкции.

Осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью.

Адекватно оценивать правильность выполнения задания; анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям.




Познаватель-ная мотивация к изобразитель-номуи скусству

Эмоционально-ценностное отношение к изображаемой действитель-ности.


Ориентироваться в учебнике. Принять участие в беседе Сказка в творчестве русских художни­ков: В. Васнецова, Ю. Васнецова, Е. Рачёва, Е. Чарушина и др. Ответить на вопросы по картинам. Выделить художественно-выразительные средства, исполь­зуемые в картинах и иллюстрациях. Изучить по­рядок работы над иллюстрацией: выбор сюжета, обдумывание композиции, выполнение рисунка ка­рандашом, работа цветом, подведение итогов. Выбрать цветной фон для иллюстрации. Нарисо­вать иллюстрацию. Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому че­рез создание художественного образа.

Волк и семеро козлят. Школа лепки. Школа рисования. С. 60—65



Волк и семеро козлят



Сорока-белобока




Использовать в работе раз-нообразные художествен-ные матери­алы.


Познавательные:

«Читать» условные знаки, данные в учебнике.

Характеризовать персонажей произведения искусства; сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников.




Ответить на вопросы, опираясь на иллюстра­цию учебника. Лепить сказочную птицу из пластилина, солёного теста или глины. Изучить и прокомментиро­вать последовательность работы (с. 67). Действовать по заданному алгоритму, нари­совать Сороку-белобоку (гуашь). Подоб­рать различные цветовые оттенки основных и со­ставных цветов. Выразить своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.


Сорока-белобока. Школа лепки и рисова­ния.

С. 66—69



Сорока-белобока




Колобок



Передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объ­ектами

  • Работать с формой при вы­полнении заданий по лепке


Коммуникативные

Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонят­ного. Комментировать последовательность действий. Решать творческую задачу, используя известные средства. Осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью. Вносить коррективы в свою работу.



Ответить на вопросы, опираясь на иллюстра­ции к сказке «Колобок» Ю.Васнецова, Е. Рачёва, А. Савченко и Н.Кочергина. Сравнить изображение лисы и волка разными ху­дожниками. Выявить художественно-выразительные средст­ва иллюстраций (формат, рисунок, выразитель­ность поз, динамика жестов, пейзаж, цветовое и образное решение и др.). Действуя по заданному алгоритму, выполнить иллюстрации к сказке «Колобок» (гуашь). Решение творческой задачи: создание художест­венного образа

Колобок. Школа рисова­ния. Школа лепки.

С. 70—73



Колобок



Петушок — Золотой гре­бешок




Рассмотреть иллюстрации Ю. Васнецова и Е. Рачёва и сравнить изо­бражения петушков. Выявить средства, с помощью которых художники добиваются образной выразительности персонажей. Рисовать петушка (акварелью). Установить и прокомментировать последовательность рабо­ты (с.76). Выделить такие приёмы акварельной живописи, как «вливание цвета в цвет» и «прорисовывание деталей тонкой кистью по просох­шему слою краски». Выразить в творческой де­ятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. Обсудить эмоциональное отношение к изображаемо­му. Провести самооценку: удалось ли выразить своё отношение к изображаемому в рисунке.


Петушок — Золотой гре­бешок. Школа рисования. С. 74—77



Красная Шапочка





Рассмотреть и сравнить образ Красной Шапочки в иллюстрациях художников (Б.Дехтерёва, А. Савченко), в детских рисунках. Выявить средства, с помощью которых художник создал сказочный образ волка. Выделить некото­рые способы передачи пространства в рисунке. Выполнить иллюстрации к сказке (гуашь). Лепить из солёного теста крендельки, булочки и корзиночки для Красной Шапочки. Следовать за­данной последовательности работы (с. 79). Контролировать последовательность выполнения действий. Решать творческую задачу: придумать свои способы плетения корзины, своё угощение.

Красная Шапочка. Шко­ла рисования и лепки.

С. 78—79



Буратино




Ответить на вопросы (с. 80-81) и выполнить задание по инструкции.

Принять участие в беседе по иллюстрациям. Выделить средства передачи образной характе­ристики героев сказки. Сравнить образ Буратино в иллюстрациях Л.Владимирского, В.Каневского, В.Атфеевского. Выполнить иллюстрации к сказке «Буратино» (гу­ашь, смешанная техника). Применить элементарные способы передачи пространства на плоскости (загораживание, располо­жение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в раз­мере и др.). Контролировать преодоление фри­зового расположения объектов. Продолжить изучать «Азбуку цвета», вспомнить сведения о тёплых и холодных цветах. Применить навыки работы акварельными краска­ми («наложение цветов», «вливание цвета в цвет») и цветными карандашами («нало­жение цветов»). Оценить, какие приёмы удалось применить.

Буратино. Школа рисования. С. 80—83



Снегурочка



Охарактеризовать образ Снегурочки в произве­дениях В. Васнецова и иллюстрациях современных художников. Сравнить изображения снегурочек (с. 84). Определить, какие средства художественной выразительности использовали ху­дожники. Изучить роль цвета в иллюстрации. Лепить Сне­гурочку из пластилина или солёного теста. Выполнить иллюстрации к сказке (гуашь). Оце­нить, удалось ли в выполненной работе передать своё эмоциональное отношение.

Снегурочка. Школа леп­ки. Итоговый урок.

С. 84—87



Внеклассная работа.

Проект учащихся по теме «Сказочные герои» С. 88—89

Мир народного и декоративного искусства

В гостях у народных мастеров (9 ч.)

Урок-путешествие:дымковские игрушки



Определять (узнавать) произведения традиционных народных художест-венных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель).

Выполнять некоторые декоративные приёмы


Регулятивные:

Использовать изученные приёмы работы красками; решать творческую задачу, используя известные средства


Познавательные:

«Читать» условные знаки, данные в учебнике;

находить нужную информацию в словарях учебника. Различать цвета и их оттенки. Группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям




Осознание своей принадлежности к народу, чувства уважения к народным художественным традициям России. Адекватное восприятие содержатель-ной оценки своей работы учителем.


Ориентироваться в учебнике. Узнать о тради­ционных народных промыслах как части нацио­нальной культуры. Совершить воображаемое путешествие в село Дымково. Познакомиться с игрушками, которые делают местные мастера. Рассмотреть игрушки и узоры (с. 94-95) и ответить на воп­росы. Воспроизвести по образцу, повторить орна­менты (с. 96) (гуашь, тычки, тонкая кис­точка). Лепить или вырезать силуэты дымковских игру­шек (собачка, олень, барыня и др.). Решать творческие задачи: расписывать игрушки, ис­пользуя народные орнаменты.

Дымковские игрушки. Школа народного искус­ства.

С. 94—97



Дымковские игрушки



Филимоновские игрушки



Коммуникативные:

Отвечать на вопросы; выслушивать друг друга. Участвовать в коллективном обсуждении; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Понимать цель

выполняемых действий.



Изучить традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов филимоновских игрушек. Сравнить дымковские и филимоновские игрушки. Воспроизвести филимоновские орнаменты (с. 100) (гуашь). Решать творческие задачи: расписать филимоновскими узорами иг­рушки (гуашь).

Филимоновские игрушки. Школа народного искусства. С. 98—101



Филимоновские игрушки



Матрёшки



Работать с цветом, линией, пятном, формой при создании декоративных работ, при выполнении заданий по лепке

  • Использовать в работе раз-нообразные художественные матери­алы




Рассмотреть игрушки, сопоставить их с описа­нием в стихах и тексте, ответить на вопросы. Изучить художественный образ матрёшки. Вы­явить характерные элементы и цветовые решения росписи загорских (сергиево-посадских), семёнов­ских, полхов-майданских матрёшек. Расписать загорских матрёшек (гуашь). Рисо­вать на альбомном листе полхов-майданские цве­ты, ягоды п листья (акварель). Использовать жёлтый, малиновый и синий цвета.



Матрёшки. Школа народного искусства. С. 102—105



Матрёшки





Городец




Побывать мысленно в гостях у городецких масте­ров. Рассмотреть их изделия. Ответить на вопросы. Соотносить принесённые на урок изделия с Городецкими узорами. Изображать городецкие узоры (розан, купавка, листок) по образцу (гуашь). Нарисовать городецкую птицу на альбомном лис­те гуашью по заданной последовательности ра­боты (с. 109). Решать творческую задачу: расписать Городец­кими узорами разделочную доску (гуашь).


Городец. Школа народно­го искусства. С. 106—109



Хохлома



Ознакомиться с видами изделий хохломских мас­теров и выделить их характерные особенности. Изучить характер и цвет росписи этих изделий. Рассмотреть принесённые на урок хохломские изделия. Воспринимать народное искусство как часть национальной культуры. Изучать и последовательно выполнять росписи «Ягодки» и «Травка». Изображать хохломские узоры на альбомном листе (гуашь). Решать творческие задачи (вариативные задания): 1) роспись объёмных изде­лий (бумажные или деревянные тарелочки, стакан­чики, коробочки и др.); 2 ) рисование на альбомном листе сказочной птицы травным орнаментом на чёрном фоне (гуашь). Определять народные промыслы по характерным признакам: участие в обзорной вик­торине по изученным народным художествен­ным промыслам.

Хохлома. Школа народного искусства. С. 110—113



Гжель



Знакомиться с видами изделий гжельских масте­ров и выделять их характерные особенности. Изучать характер росписи

этих изделий. Рас­сматривать принесённые на урок изделия, фото­графии и открытки. Воспринимать народное искусство как часть на­циональной культуры. Повторять гжельские орнаменты (бордюры, се­точки, листочки и цветочки, выполненные примакиванием) на альбомном листе (гуашь). Решать творческие задачи: роспись контуров или вырезанных из бумаги силуэтов посуды (вазоч­ка, чашка, тарелка) гжельскими узорами (гуашь).

Гжель. Школа народного искусства. Итоговый урок.

С. 114—119



Внеклассная работа.

Проект учащихся по теме «Народное искусство» С. 120—121

Мир дизайна и архитектуры

В сказочной стране «Дизайн» (5 ч.)

Круглое королевство

  • Работать с цветом, линией, пятном, формой при создании работ и вы­полнении заданий по архитектуре и дизайну.


Регулятивные:

Включаться в самостоятельную творческую деятельность.

Решать творческую задачу, используя известные средства




Познаватель-ная мотивация к изобрази-тельному искусству.

Внимательноеотношение к красоте окружающего мира, к про­изведениям искусства.



Ориентироваться в учебнике. Совершить вооб­ражаемое путешествие по сказочной стране «Ди­зайн». Находить объекты дизайна круглой фор­мы. Определять круглую форму через ощущения, рисование кругов. Участвовать в беседе по кар­тинам и скульптурам по теме урока. Решать творческие задачи: рисование на альбомном листе круглого угощения для принца Круга (гуашь). Использовать навык живописи гуашью, приме­нять приём «наложение цветов». Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям жизни и искусства.


Круглое королевствоС. 126—127

135



Шаровое королевство

Познавательные:

Различать формы в объектах дизайна и архитектуры.

Конструировать объекты дизайна.



Продолжать воображаемое путешествие по ска­зочной стране «Дизайн». Находить объекты ди­зайна шарообразной формы, различать шарооб­разную и круглую формы. Определять форму шара через ощущения. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Решать творческие задачи: рисование мячиков и шариков на альбомном листе в подарок королю Шару (гуашь).


Шаровое королевствоС. 128—129



Треугольное королевство

Коммуникативные:

Выражать собственное эмоциональное отношение к изобража­емому.



Продолжать воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Находить объекты дизайна треугольной формы. Определять форму треугольника через ощущения. Участвовать в беседе по картинам и скульпту­рам по теме урока.

Конструировать: дорисовывать треугольники и «превращать» их в сказочные предметы (цветные карандаши, акварель). Составлять из треуголь­ных форм сказочных зверей (аппликация).


Треугольное королевство

С. 130—131



Квадратное королевство



Продолжать воображаемое путешествие по ска­зочной стране «Дизайн». Находить объекты ди­зайна квадратной формы. Определять форму квадрата через ощущения. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока.

Решать творческие задачи: выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узора­ми из квадратов (аппликация).

Квадратное королевствоС. 132—134



Кубическое королевство

Коммуникативные:

Участвовать в коллективном обсуждении.

Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

договариваться и приходить к общему решению.. Выполнять совместные действия со сверстниками при реализации творческой работы. Вносить коррективы в свою работу.

Анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям.


Продолжать воображаемое путешествие по ска­зочной стране «Дизайн». Высказывать собст­венное мнение, выражающее эмоционально-цен­ностное отношение к объектам дизайна и архитектуры.

Различать кубические формы в объектах дизайна и архитектуры. Определять формы куба через ощущения. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Решать творческую задачу: роспись бумажных кубиков разноцветными линиями (гуашь). Коллек­тивная работа по конструированию: состав­лять из расписанных кубиков объёмно-простран­ственные композиции. Различать геометрические формы в архитектур­ных сооружениях. Высказывать собственное мнение, выражаю­щее эмоционально-ценностное отношение к объ­ектам дизайна и архитектуры. Анализировать выразительные возможности цвета в архитектуре. Решать творческие задачи: рисовать сказочный дворец на основе геометриче­ских форм (круг, полукруг, треугольник, квадрат, куб, шар); моделировать комбинации геометриче­ских форм (фломастеры, гуашь, возможно приме­нение аппликации).

Кубическое королевствоИтоговый урок.

С. 136—139



Внеклассная работа.

Проект учащихся по теме «Дизайн в нашей жизни» С. 140—141



Требования к знаниям и умениям к концу изучения курса


Учащиеся должны знать:


  • расположение цветов радуги;

  • основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;


Учащиеся могут знать:


  • известные центры народных художественных промыслов России (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель);




Учащиеся должны уметь:


  • составлять дополнительные цвета из основных цветов;

  • работать с цветом, линией, пятном, формой при создании гра­фических, живописных, декоративных работ, а также при вы­полнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;

  • использовать в работе разнообразные художественные матери­алы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный каран­даш);

  • элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).


Учащиеся могут уметь:


  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объ­ектами;

  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе на­строением;

  • выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнооб­разными материалами, набрызг краски и др.);

  • определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).












Материально-техническое обеспечениеобразовательного процесса


Книгопечатная продукция


Литература для учащихся:

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель, 2012.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель, 2012.


Литература для учителя:

Н.М. Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразитель­ное искусство» Н.М. Сокольниковой: про­грамма, методические рекомендации, поурочные разработки / Н.М. Сокольникова. — М.: Астрель, 2012.


Демонстрационные плакаты

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.


Традиционные средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Комплект муляжей фруктов и овощей.

Гербарии.

Драпировки.

Набор геометрических тел (гипс).


Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор.

Магнитно-маркерная доска

Электронные пособия:

Аудиозаписи музыки к литературным произведениям

Презентации

Интернет-ресурсы

http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru, http://www.school.edu.ru, http://windows.edu/ru, http://nachalka.edu.ru, http://www.nachalka.com/biblioteka




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!