СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Н.М. Сокольникова, 4 класс, УМК «Планета Знаний»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской  программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 4 класс, - М, АСТ Астрель 2013 г).

Программа реализуется на основе системы учебников «Планета знаний»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Н.М. Сокольникова, 4 класс, УМК «Планета Знаний»»



ЧОУ «ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ

В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ»



СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

_________________________

«_____» ___________2017


Заместитель директора

___________Т.П. Пучнина

«____» ____________2017

Приложение к Основной образовательной

программе начального общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предметная область: Искусство


Учебный предмет: Изобразительное искусство


4 класс



Учитель начальных классов

Шмелева Татьяна Васильевна









г. Нижневартовск


Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 4 класс, - М, АСТ Астрель 2013 г) .

Программа реализуется на основе системы учебников «Планета знаний»:

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова.


Задачи изучения изобразительного искусства:

— сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно - нравственном развитии;

— сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно - прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

— ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

— сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно - прикладного искусства;

— сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;

— обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;

— обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;

— обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);

— развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

— обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;

— обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;

— обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;

— развить эмоционально%эстетическую и нравственную сферы личности.





Общая характеристика курса

Программа «Изобразительное искусство» строится на ос­нове пластических искусств: изобразительного, народно­го, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

Содержание программы направлено на реализацию при­оритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, разви­тие творческой одарённости ребёнка.

Содержание художественного образования предусматри­вает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собствен­ную художественно-творческую деятельность (ученик н роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства.

Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.

Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.

Изучение народного искусства учащимися включает знакомство с традиционными художественными произведениями, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку иг­рушек из глины (пластилина).

Изучение декоративного искусства предполагает: зна­комство с видами декоративно-прикладного искусства (ху­дожественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, созда­ние орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление харак­терных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

Основные виды архитектурной и дизайнерской дея­тельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными при­ёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, худо­жественное конструирование, макетирование и моделиро­вание, развитие чувства стиля.

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные при­знаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объ­единять произведения по видовым и жанровым признакам. Особенно важно, что, постигая заложенные в произведени­ях искусства художественно-нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогащаются.

Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления ха­рактерных особенностей художественного образа, решать практические задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла проявлять оригинальность.

В 4 классе изучаются художественные достоинства ансамбля русского народного мужского и женского костюмов, и костюмов народов России, уделяется внимание изучению композиционных схем размещения орнаментов — ленточного, замкнутого (квадрат, прямоугольник, круг), сетчатого, а также основных видов орнамента по характеру мотивов (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный). Орнамент рассматривается как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Дети учатся распознавать орнаменты и изделия разных центров народного творчества. Кроме копирования элементов узоров они выполняют эскизы росписи народных игрушек и декоративного украшения предметов быта народными росписями, выполняют вариации и импровизации по мотивам народной росписи. Предлагается лепка народных игрушек и посуды и их роспись народными узорами, а также роспись тарелок, стаканов, шкатулок народными узорами.

Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы Н.М. Сокольниковой «Изобразительное искусство» (УМК «Планета Зна­ний»).

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном госу­дарственном стандарте начального общего образования.

Цель: приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформули­ровать следующие задачи курса:

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, деко­ративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах использования их в быту в повседневном окружении ребенка;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, герои­ческому прошлому, многонациональной культуре.

Основные задачи изучения курса «Изобразительное искусство» в 4 классе:

  • продолжение освоения выразительных возможностей графических материалов, различных способов штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пе­ром и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.;

  • продолжение освоения живописных приёмов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.) и способов применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, грато-графия и др.);

  • продолжение освоения правильной передачи пропорциональных соотношений фи­гуры человека и животных;




Место предмета в учебном плане


На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4-м классе отводится 1 час в неделю, таким образом, рабочая программа составлена в полном соответствии с базисным учебным планом, а именно: 1 час в неделю, 34часа в год.

Планируемые результаты освоения программы


Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.


Личностные результаты

Обязательный уровень:

  • осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

  • представление о роли искусства в жизни человека;

  • восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;

  • понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;

  • основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явления жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

Повышенный уровень:

  • устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

  • понимание ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

  • понимание героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;

  • потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • эстетические чувства при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);

  • восприятие и оценка произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;

  • художественный вкус, развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

  • способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

  • понимание причин успеха в творческой деятельности;

  • способность к самооценке.

Метапредметные результаты

Регулятивные результаты

Обязательный уровень:

  • самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;

  • планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;

  • следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

  • руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;

  • определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Повышенный уровень:

  • ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;

  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно- творческих задач; осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художест­венно-творческой деятельности;

  • вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ; анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно- творческой работы с учётом разных критериев.


Познавательные результаты

Обязательный уровень:

  • находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную по­знавательную литературу справочного характера;

  • наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих ра­ботах;

  • устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);

  • различать многообразие форм предметного мира;

  • сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

  • группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

  • выполнять несложные модели дизайнерских объектов;

  • выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;

  • конструировать по свободному замыслу.

Повышенный уровень:

  • осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопедическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

  • анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

  • моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;

  • сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;

  • использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности; понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником;

  • узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).


Коммуникативные результаты

Обязательный уровень:

  • высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;

  • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России; владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрцать суждение, приводить примеры.

Повышенный уровень:

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;

  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.


Предметные результаты

Обязательный уровень:

  • различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;

  • называть ведущие художественные музеи России и мира;

  • различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных роботах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углём, сангиной и др.) и живописные приёмы то сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения мешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);

  • выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;

  • изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;

  • передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;

  • использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека; изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;

  • определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);

  • изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;

  • выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты; выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.

Повышенный уровень:

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительно­сти произведений;

  • узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зару­бежных художников;

  • использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, вырази­тельно использовать их в творческой работе;

  • использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-приклад­ного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;

  • передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;

  • моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;

  • выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

  • различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной тех­нологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, вырази­тельные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависи­мость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её из­готовления; использовать стилизацию форм для создания орнамента;

  • создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, че­ловека, животного (в программе Paint, Photoshop);

  • оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотре­нии репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изо­бразительного искусства, народного творчества и др.

Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания

Предмет «Изобразительное искусство» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

  1. ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

  2. оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя

  3. осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

  4. включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

  5. использование критериальной системы оценивания;

Содержание программы (34 часа)


«Мир изобразительного искусства» (15 ч)

«Путешествие в мир искусства» (1ч) Знакомство с необычными художественными музеями. «Виды и жанры изобразительного искусства» (13 ч)

Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.

«Мир декоративного искусства» (8 ч)

Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.

«Мир народного искусства» (7 ч)

Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.

«Мир архитектуры и дизайна» (4 ч)

Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.







Учебно-тематический план (34 ч)


Содержание программного материала

Количество часов

1

Мир изобразительного искусства

15


Путешествие в мир искусства

1


Жанры изобразительного искусства

13


Резерв

1

2

Мир декоративного искусства

8

3

Мир народного искусства

7

4

Мир дизайна и архитектуры

4


Итого:

34














Календарно-тематическое планирование изобразительного искусства 4 класс


урока

Тема урока,

страницы

учебника

Задачи урока

Характеристика учебной

деятельности учащихся

Дата

план

Дата

факт

Виды и жанры изобразительного искусства (15 ч)

1.

Необычайные музеи

с. 4 – 5

Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого

потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Знакомство с

необычными музеями страны.


Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о необычных музеях. Выражать собственное

отношение к искусству как способу познания и эмоционального

отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека, основываясь на тексте, фотографиях (с. 4–5 учебника) и видеоматериалах.

Получить представления о роли архитектуры, дизайна и изобразительного искусства в жизни человека.


04.09

04.09

2.

Анималистический

жанр.

Школа лепки.

Школа графики.

С. 13–18

Ознакомление с анималистическим жанром.

Освоение знаний о классическом и современном искусстве.

Ознакомление с выдающимися

произведениями отечественных

и зарубежных художников.


Ознакомиться

с выдающимися произведениями анималистического жанра.

Сравнить изображение одного животного у разных художников.

Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа.

Выполнить задания (с. 12–13 учебника).

Решать творческую задачу:

слепить композиции «Львица со львёнком» или нарисовать обезьянку (глина или пластилин).

11.09

11.09

3.

Школа живописи

«Храбрый лев».

С. 14–15


Обучение рисованию льва.

Создание образа храброго льва. Совершенствование живописной техники (гуашь)


Рисовать общий контур животного, проработать

морду, лапы, хвост и детали, создающие образ.

Соблюдать пропорции фигуры льва и её частей.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль

по результатам самостоятельной художественно - творческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе выполнения работы.

Выполнить цветовое решение рисунка (акварель).

Использовать приёмы акварельной живописи.

18.09

18.09

4.

Исторический жанр.

С. 16–17


Ознакомление с историческим жанром.

Освоение знаний о классическом и современном искусстве.

Ознакомление с выдающимися

произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры


Знакомиться с выдающимися произведениями исторического жанра (с. 16–17).

При обсуждении в классе

выражать собственное

эмоционально - ценностное

отношение к героизму защитников Отечества.

Выполнить задания (с. 28–29 учебника)

25.09

25.09

5.

Батальный жанр.

Тульский государственный музей оружия.

Школа живописи и графики «Богатырское сражение»

С.18–21



Ознакомление с батальным жанром. Ознакомление с выдающимися

произведениями отечественной и зарубежной художественной

культуры. Обучение рисованию многофигурной композиции, передаче движения. Знакомство с музеем оружия в г. Туле. Уважение традиций мастерства оружейников.

Знакомитьсяс выдающимися произведениями художников – баталистов.

Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, рименяемые для создания образа, отражающего героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Знакомиться

с музеем оружия в Туле.

Решать творческую задачу: продумать

композицию «Богатырское сражение». Рисовать эпизод исторического сражения или битвы (цветные карандаши, акварель). Подготовить

небольшое сообщение об

изображенном событии.

02.10

02.10

6.

Бытовой жанр.

С. 22–23


Ознакомление с бытовым жанром.

Ознакомление с выдающимися

произведениями отечественной

и зарубежной художественной

культуры.

Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Знакомиться с выдающимися произведениями художников.

Участвовать в беседе по картинам. Выражать собственное эмоциональное

отношение к классическому и современному искусству. Решать творческую задачу: выбрать сюжет на тему чаепития.

Продумать композицию рисунка.

Рисовать композицию «Семейное чаепитие» (гуашь). Определять критерии оценки работ, анализировать

и оценивать результаты художественно - творческой работы по выбранным критериям.

9.10

9.10

7.

Портрет. Пейзаж. Натюрморт.Знакомимся с пропорциями. Учимся у мастеров. Школа

графики. Рисование

фигуры человека.

С. 24–29


Знакомимся с пропорциями фигуры человека


Познакомиться с пропорциями фигуры человека. Знать отличия пропорций маленького ребёнка и взрослого. Участвовать в беседе по картинам М. Шагала, К. Малевича, П. Пикассо (с. 26–27). Решать творческую задачу: наметить пропорции фигуры человека и схему движения

16.10

16.10

8-9.


Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем автопортрет.

С. 30–31


Продолжение знакомства с жанром портретной живописи. Сравнение предметов по высоте, ширине, объёму. Знакомство с пропорциями лица человека, мимикой. Передача на рисунке разных эмоций: радость, печаль, испуг и др.


Познакомиться с пропорциями лица человека: линия глаз, волос, основание носа, расстояние между глазами и др.

Участвовать в беседе о выражении лица человека. Научиться передавать (графически) эмоции на лице.


23.10

23.10

10.

Натюрморт. Перспектива (фронтальная и угловая).

Школа живописи и графики. «Натюрморт с

двумя книгами».

С. 34–37


Освоение способов построения

перспективных сокращений

предметов во фронтальной и угловой перспективе.


Изучить способы изображения книги во фронтальной и угловой перспективе (с. 39 учебника). Изображать

глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной

перспективы.Рисовать натюрморт с двумя книгами (карандаш, акварель).

Осуществлять пошаговый и итоговый

контроль по результатам самостоятельной художественно –

творческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе её выполнения.

06.11

06.11

11.

Пейзаж. Учимся у мастеров. Линия горизонта. Школа живописи. Рассвет. Лунная ночь. С. 32–34, 38–39


Обучение умению передавать

пространство на плоскости с

помощью линейной и воздушной перспективы, передавать различные природные явления с помощью цвета.


Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; понимать

разницу в изображении природы в разное время суток.Изображать

глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной

и воздушной перспективы.

Решать творческую задачу:

рисовать на альбомном листе композиции по выбору.

13.11

13.11

12.

Книжная графика как

вид изобразительного

искусства. Школа книжной графики.Иллюстрирование басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей».

С. 40–43


Ознакомление с книжной графикой как видом искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в иллюстрациях.Развитие у учащихся умения образно характеризовать персонажей басни в рисунке.

Обучение умению передавать в

иллюстрации содержание басни, выбирать формат иллюстрации в зависимости от замысла


Принимать участие в беседе о художниках книги, видах иллюстраций. Соотносить

новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выражать

собственное эмоциональное

отношение к книжной графике как искусству. Учиться у мастеров использовать средства

выразительности (линию, штрих, пятно) для наилучшего воплощения замысла. Изучить иллюстрации и порядок работы (с. 40–42 учебника).

Решать творческую задачу: выбрать сюжет из басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Продумать композицию рисунка.

Выполнить цветовое решение иллюстрации (акварель). В конце урока участвовать в выставке.

Определять критерии оценки работ,

анализировать и оценивать

достижения в художественно –

творческой работе по выбранным критериям (карандаш).

20.11

20.11

13-14.

Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Школа каллиграфии. Чудо –

звери.

С. 44–47

Знакомство с каллиграфией.

Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы. Обучение декорированию зверей.

Знакомиться с каллиграфией как видом искусства, с выдающимися произведениями каллиграфии.

Декорировать с помощью каллиграфических знаков (например, петелек) на тонированной бумаге пером и тушью зайчика или слона.

27.11

7.12

27.11

4.12

15-16.

Проверочный урок.

Твои творческие достижения.

С. 54–55

Проверка развития восприятия

и оценки произведений графики. Проверка умения передавать

пропорциональные отношения и

перспективные сокращения объектов в коллаже.

Проверка умения образно характеризовать персонажей.

Сравнивать произведения графики,

классифицировать их по видам и жанрам. Выполнить задания (с. 54–55 учебника). Сделать фотоколлаж «Ребята и зверята». Использовать

для него свои собственные снимки или вырезки из журналов. Продумать интересное размещение объектов композиции. Следить

за пропорциональными отношениями. Объяснять причины успеха в творческой деятельности;

осуществлять самооценку

творческих достижений.

14.12

21.12



Декоративное искусство (7 ч)

17.

Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с птицей».

С. 60–63


Ознакомление с художественной керамикой и фарфором как видами декоративного искусства. Обучение умению анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства, прослеживать взаимосвязь формы и материала. Воспитание и развитие художественного вкуса,

интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения.



Принимать участие в

обсуждении художественных достоинств изделий (керамика и фарфор). Выражать собственное эмоциональное отношение к художественным керамическим и фарфоровым изделиям

как произведениям искусства. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Различать керамику тонкую (фаянс, фарфор) и грубую. Выполнить задания (с. 60–63 учебника). Решать творческую задачу: лепить, расписывать и декорировать скульптуру «Девочка с птицей» (глина или пластилин). Оценивать результаты работы.

15.01


18.

Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя.

С. 64–67


Ознакомление с художественным стеклом как видом декоративного искусства. Развитие умения прослеживать взаимосвязь формы и материала, анализировать средства

выразительности в произведениях декоративного искусства. Развитие способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Знакомство с ремеслом стеклодувов.


Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств изделий из стекла. Анализировать

приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа.

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выражать собственное эмоциональное отношение к художественным изделиям из стекла как произведениям искусства. Познакомиться

с мастерством стеклодувов.

Выполнить задания (с. 64–67 учебника). Искать информацию

о составе стекла и способах изготовления изделий из него.

22.01


19-20.

Декоративные звери и

птицы. Школа декора.

С. 68–69


Изучение приёмов стилизации

животных и птиц в декоративном искусстве. Ознакомление с мифологической символикой.

Петух — солнце, лев — власть

и храбрость, медведь — сила и

добродушие. Развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы. Обучение приёмам росписи с использованием символа солнца — петуха.

Развитие умения планировать

работу и работать в коллективе.

Познакомиться с мифологическими символами петух, лев, медведь и их использованием в декоративном искусстве. Изучить порядок работы (с. 68–69 учебника).

Решать творческую задачу: продумать этапы и расписать

декоративную тарелку «Петушок».

Планировать совместную работу,

согласовывать действия, договариваться о результате и оценивать его.

29.01


21.

Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Школа декоративного искусства.

Чугунное кружево.

Волшебный фонарь.

С. 70–75


Ознакомление с художественным металлом как видом декоративного искусства. Развитие умения анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства, прослеживать взаимосвязь формы и материала. Развитие представлений о роли декоративного искусства в

жизни человека. Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств изделий из металла. Выражать

собственное эмоциональное отношение к художественным

изделиям из металла как

произведениям искусства.

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выполнить задания (с. 70–

75 учебника). Осуществить поиск информации о видах работ с художественным металлом. Разли

чать в изделиях ковку и литьё.

Решать творческую задачу:

выполнить эскиз фонарей или нарисовать чугунную ограду с

кружевными узорами (карандаш, фломастер, белый или цветной фон).

05.02


22.

Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок. Музей валенок.

С. 76–79


Ознакомление с художественным текстилем как видом декоративного искусства. Развитие умения анализировать средства выразительности

в произведениях декоративного искусства.Знакомство с мастерством ручной росписи ткани, видами батика. Знакомство с мастерством изготовления войлока и валенок. Ознакомление с московским Музеем валенок и его

экспонатами


Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств текстильных изделий.

Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа.Выражать

Собственное эмоциональное

отношение к текстильным

художественным изделиям как произведениям искусства. Познакомиться с ручной росписью ткани, традициями и видами батика.

Узнать о технологии изготовления валенок. Познакомиться с Музеем валенок. Выполнить задания (с. 76–79 учебника). Различать виды изделий, относящиеся к художественному текстилю.

12.02


23.

Школа декора. Украшаем валенки. Учимся валять валенки.

С. 80–81


Развитие художественного вкуса учащегося, его творческого потенциала. Развитие эмоционально - оценностного отношения к явлениям жизни и искусства.

Обучение приёмам работы с

войлоком. Развитие умения декорировать объекты.


Осуществлять поиск информации

о технологии валяния валенок

вручную, о старинной обуви.

Подготовить сообщение о Му

зее валенок. Привести примеры, в каких народных песнях,пословицах, поговорках, сказках валенки играют главную роль. Решать творческую задачу: нарисовать эскиз артобъекта из валенок (карандаш,

гуашь, коллаж). Составить

коллекцию изображений «Сёстры и братья валенка». Подготовить

презентацию своей работы.

19.02


24.

Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты

народов мира

с.83 - 87


Обучение выполнению сетчатых орнаментов. Формирование умения использовать цветовые контрасты и

нюансы, тёплые и холодные цвета в орнаменте. Развитие творческих способностей. Знакомство с орнаментами народов мира

Различать виды сетчатого орнамента и его мотивы.

Выполнить сетчатый орнамент.

Познакомиться самостоятельно с орнаментами народов мира.


26.02


Народное искусство (9 ч)

25.

Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй). Школа народного искусства. Палехские деревья.

С. 90–91


Знакомство с традиционными

народными художественными

промыслами. Обучение умению копировать палехские деревья.

Развитие устойчивого интере

са к художественным традици

ям своего народа. Обучение умению находить отличия между традиционными школами миниатюрной живописи.

Познакомиться с лаковой миниатюрой. Выражать

собственное эмоциональноцен

ностное отношение к народному искусству как части национал

ьной культуры. Выполнить

задания (с. 90–91 учебника).

Сравнить изделия миниатюрной живописи Палеха, Мстёры и Холуя.

Осуществить поиск информации

о мастерах Палеха. Скопировать

деревья с изделий палехских

мастеров (карандаш, гуашь).

05.03


26.

Русское кружево. Вологодские узоры.

С. 92–93

Знакомство с традиционными

народными художественными

промыслами России. Обучение умению рисовать узоры кружева.

Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.


Принимать участие в обсуждении по теме урока о вологодском, елецком и михайловском кружеве. Учиться их различать. Выражать собственное эмоциональное отношение к кружевным изделиям как про изведениям народного искусства. Выполнить задания (с. 92–93 учебника). Повторить

элементы орнамента вологод

ского кружева (белая гуашь, цветной фон). Выполнить эскизы изделий из вологодского кружева.

12.03


27-28.

Резьба по кости. Холмогорские узоры.

С. 94–95


Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Знакомство с

мастерством и традициями архангельских и чукотских косторезов. Обучение умению отличать работы холмогорских и

чукотских мастеров — резчиков по кости


Познакомиться с резьбой по кости мастеров Русского Севера.

Выражать собственное

эмоциональное отношение

к народному искусству как части национальной культуры.

Выполнить задания (с. 94–95

учебника). Решать творческую задачу: нарисовать эскиз карандашницы из кости, украшенной резьбой (белый карандаш на цветном фоне).

19.03

02.04



29-30

Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные

уборы.

С. 96–97


Знакомство с традиционным

русским женским костюмом.

Обучение умению выполнять

эскизы женских головных уборов и сарафанного комплекса. Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа

Принимать участие в обсуждении народного женского костюма.

Выполнить задания (с. 99–101 учебника). Выполнить эскизы русских народных костюмов.

Изготовить праздничные женские головные уборы русского Севера.

09.04

16.04


31-32.

Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Одежда народов Кавказа. Народный костюм. Музей утюга. Школа народного искусства.

С. 98–101


Знакомство с традиционным

русским мужским костюмом;

обувью; традициями одежды

народов Севера и Кавказа.

Обучение умению выполнять

эскизы мужских костюмов.

Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. Знакомство с Музеем утюга (г. Переяславль – Залесский).

Принимать участие в обсуждении народного мужского костюма.

Познакомиться с Музеем утюга.

Поиск информации о технических возможностях и художественных

достоинствах старинных утюгов.

Выполнить задания (с. 102–105 учебника). Выполнить эскизы русских народных костюмов.

11.04


33-34.

Тульские самовары и пряники. Школа народного искусства.

Русский самовар. Пряничные доски.

С. 102–105


Развитие устойчивого интереса к искусству и художественным традициям своего народа. Знакомство с традициями русского чаепития. Ознакомление с музеями самоваров и пряников (г. Тула) и их экспонатами. Обучение умению лепки самовара из глины и рисование пряничных досок.


Знакомиться с видами изделий тульских мастеров.

Выражать собственное

эмоционально - ценностное

отношение к традициям своего

народа. Выполнить задания (с. 96–97 учебника). Нарисовать эскиз подарочного пряника в тульских традициях. Решать творческую задачу: слепить из соленого теста пряник - козулю. Расписать его красками (гуашь). Осуществить поиск информации про пряники - козули, традиционно изготавливаемые на Русском Севере

18.04


Материально-техническое обеспечение


  1. класс

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учеб­ник. — М.: ACT, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабо­чий тетрадь. — М.: ACT, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: ACT, Астрель.




начальная школа

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  • Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

  • К – полный комплект (на каждого ученика класса);

  • Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);

  • П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).

Характеристика учебного кабинета.





ТЕХНОЛОГИЯ



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция

1.

Стандарт начального образования по технологии (труду)

Примерная программа по технологии (труду)

Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.)

Методические пособия и книги для учителя

Предметные журналы

Д

Д

К


Д

Д


Печатные пособия

2.

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

Д

Д/П



Информационно-коммуникативные средства


3.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Д



Экранно-звуковые пособия

4.



Видеофильмы (труд людей; технологические процессы, народные промыслы

Слайды по основным темам курса

Д


Д


Технические средства обучения

5.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска – экран

Интерактиная приставка

Магнитофон

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Шкаф для хранения таблиц

Принтер лазерный


Д

Д

Д

Д

Д

Д


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения

Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов Действующие модели механизмов

Объемные модели геометрических фигур.


К


Ф/П


К


Оборудование класса

7.

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев


Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала


К


1



Д



В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!