СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (УМК "Планета знаний")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО  с календарно-тематическим планированием, которое содержит графы "Тема", "Планируемые результаты" (предметные, метапредметные, личностные), "Характеристика деятельности учащихся", "Дидактическое сопровождение" (УМК "Планета знаний", учебник Н.М. Сокольниковой, 2 класс)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (УМК "Планета знаний")»

МКОУ Городокская средняя общеобразовательная школа № 2


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______


Протокол № ___ от

«____»____________2016г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по учебной работе ____________


«____»____________2016г.


«Утверждено»

Директор


_________


« ___»__________2016г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Журавлевой Натальи Владимировны,

учителя высшей квалификационной категории,

по предмету «Изобразительное искусство»

2 класс


















с. Городок

2016-2017 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 2 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений базового уровня разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Н.М. Сокольниковой  «Изобразительное искусство», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебного плана МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 учебный год.

Программа составлена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся 2 класса – класса возрастной нормы.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

  • приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи курса:

  • сформировать первоначальные представления о роли изоб­разительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравс­твенном развитии;

  • сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоратив­но-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

  • ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобрази­тельного искусства;

  • сформировать эстетическое восприятие произведений ис­кусства; эстетическое отношение к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • сформировать представления о видах и жанрах изобрази­тельного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-приклад­ного искусства;

  • сформировать практические умения и навыки в воспри­ятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • обучить понима­нию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализиро­вать средства художественной выразительности произведений ис­кусства;

  • обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;

  • обучить основам народного и декоративно-прикладного ис­кусства;

  • обучить основам дизайна (элементам проектирования, конс­труирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);

  • развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

  • обучить элементарным умениям, навыкам, способам худо­жественной деятельности;

  • обучить основным средствам художественной вырази­тельности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;







  • обучить способам изображения растений, животных, пейза­жа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

  • развить творческое воображение, художественное мышле­ние, зрительную память, пространственные представления, изоб­разительные способности;

  • развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.


Основные задачи обучения изобразительному искусству в первом классе:


  • изучение видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика);

  • продолжение освоения выразительных возможностей аква­рели и гуаши, живописных приёмов (по-сырому, лессировки, раз­дельный мазок);

  • продолжение ознакомления с выразительными возможнос­тями графических материалов (графитный и цветной карандаши, тушь, перо др.), графических приёмов (штриховка, тонировка, растяжка, растушёвка или растирка);

  • освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с прорезями); лепки чаши щипко­вым методом и по шаблону;

  • продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения): цветовой тон, насыщенность, светлота, тёплый цвет, холодный цвет, контрастный и нюансный цвета; проведение экспе­риментов по составлению различных цветовых оттенков;

  • продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисо­вания (передача цветом вкуса: кислый, сладкий, горький, кисло- сладкий и др.);

  • продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удаленных объек­тов и размещение их ближе к верхнему краю листа);

  • освоение цветового, текстурного, тектонического и образ­ного пространства в процессе художественно-дидактических игр (изобразительных, декоративных и конструктивных) и выполне­ния практических заданий;

  • продолжение формирования умения точно передавать в те­матической композиции, иллюстрации сюжет, создавать вырази­тельные образы;

  • ознакомление с видами декоративного искусства (мозаика, витраж, фарфор, чеканка и др.);

  • освоение приёмов декоративного рисования;

  • изучение видов и построения линейного орнамента;

  • освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладош­ками, нитками, баночками, губкой, засушенными листьями; кляксография, рисование солью и др.);

  • изучение способов выполнения монотипии;

  • изучение техники коллажа;

  • продолжение изучения традиционных народных художест­венных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, матрёшки др.);

  • изучение форм и приёмов росписи Северной Двины и Ме­зени;

  • знакомство с каргопольскими глиняными игрушками, щепной птицей счастья из Архангельска, обрядовым печеньем «тетёрки»;

  • изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, птица и др.) народных орнамен­тов;

  • изучение архитектуры как вида искусства; продолжение изучения дизайна как искусства проектирова­ния;

  • продолжение освоения «Азбуки форм»: обучение умению узнавать геометрические формы и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры;

  • продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм;

  • ознакомление с объёмно-блочной конструкцией как осно­вой архитектурной композиции жилых зданий;

  • продолжение ознакомления с проектной деятельностью ис­следовательского и творческого характера.

Общая характеристика учебного предмета


Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, деко­ративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Художественно-творческая деятельность учащихся осущест­вляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.

Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежно­го искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувс­тва стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, ил­люстрирование сказок и других литературных произведений, со­здание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.

Изучение народного искусства учащимися включает: зна­комство с традиционными художественными промыслами, выявление характерныx особенностей видового образа, умения опреде­лять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровиза­ция по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).

Изучение декоративного искусства предполагает: знакомс­тво с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); де­корирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостнык и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

Основные виды архитектурной и дизайнерской дея­тельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графи­ческими моделями, овладение элементарными приёмами комби­наторики и эвристики, проектирование, художественное конст­руирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выяв­лять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковы­ми и графическими моделями для выявления характерных особен­ностей художественного образа, решать творческие задачи на уров­не комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.

Учащиеся систематически осваи­вают «Азбуку форм»: программа направлена на развитие у ребёнка способности эк­спериментировать с формой (мысленно и практически), различать в природе, произве­дениях искусства, объектах архитектуры и дизайна квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, куб, призму, цилиндр, шар, пирамиду и др. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практичес­кой работы над эскизами, проектами и моделями объектов архи­тектуры и дизайна.

Освоение способов и приёмов передачи про­странства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объ­ектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) осуществля­ется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (леп­ка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно-про­странственных композиций (архитектурное макетирование).

Особое вни­мание уделяется изучению «Азбуки цвета» и входящих в неё основ цветоведения (цветовой круг, основные цвета, составные цвета, колорит, цвето­вой контраст и нюанс, холодный и тёплый цвета и др.): учащиеся учатся анализировать выразительные свойства цвета в произведе­ниях изобразительного искусства, народного и декоративного ис­кусства, объектах архитектуры и дизайна; полученные знания закрепляют в процес­се выполнения практических заданий.

Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают но­вые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие воз­можности совместной деятельности детей по созданию коллектив­ных работ (двое создают вместе одно изоб­ражение; 4—5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.) обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей.

Особенностью данной программы является исполь­зование элементов арт-терапии (цветотерапия и сказкотерапия) Она развивает эмоционально-чувственный мир ребёнка, его воображе­ние и направлена на овладение им различными способами изобра­жения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний. С такой целью используют следующие виды деятельности: рассматри­вание картин, рисование, лепка, конструирование, работа с при­родными материалами, иллюстрирование сказок и музыкальных сценок и др. Одной из арт-терапевтических техник является ассоциатив­ное рисование (дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях).

Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам.

Вариативная часть содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности, предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой по изобразительному искусству и организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору. Выполнение домашнего задания является вариативным.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, литературного чтения, с окружающим миром, математикой, технологией.

Наряду в основной формой (уроком) проводятся экскурсии в музеи, в архитектурные заповедники, картинные галереи.


Принципы построения курса


Реализация целей программы рассматривается в связи с сис­темой функций предмета «Изобразительное искусство»:

эмоционально-развивающая, состоящая в воздейс­твии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональ­ной отзывчивости личности на произведения искусства как на отра­жение человеческих переживаний, эмоций, чувств;

ценностно-ориентационная, позволяющая учащим­ся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культу­ре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно- нравственным и эстетическим критериям;

арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;

информационная, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текс­товых и др.).


Место учебного предмета в учебном плане


В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю. В соответствии с учебно-календарным графиком МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 уч. год рабочая программа составлена на 34 ч.


Ценностные ориентиры содержания курса


Содержание программы направлено на реализацию приоритет­ных направлений художественного образования: приобщение к ис­кусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.

Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произве­дений искусства (ученик-зритель) и собственную художествен­но-творческую деятельность (ученик в роли художника, народ­ного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт воз­можность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материа­ла. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт об­щения ребёнка с произведениями искусства. Особенно важно, что, постигая заложен­ные в произведениях искусства художественно-нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогаща­ются.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;

  • осознание своей принадлежности народу, чувства уваже­ния к традиционному народному художественному ис­кусству России;

  • внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

  • эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к культуре своего народа, чувс­тва уважения к мастерам художественного промысла;

  • понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

  • положительной мотивации к изучению различных приё­мов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

  • интереса к посещению художественных музеев, выста­вок;

  • представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

  • составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением, использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, сме­шанные техники);

  • применять основные средства художественной вырази­тельности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюст­рациях к произведениям литературы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • называть ведущие художественные музеи России (Госу­дарственная Третьяковская галерея, Музей изобрази­тельных искусств им. А.С.Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

  • определять (узнавать) произведения традиционных на­родных художественных промыслов (Каргополь, Архан­гельск, Северная Двина, Мезень);

  • учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;

  • правильно и выразительно использовать в работе разно­образные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, разде­льный мазок, от пятна, смешанные техники);

  • изображать глубину пространства на плоскости с помо­щью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;

  • выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;

  • понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художе­ственные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;

  • выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;

  • подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с пе­редаваемым в работе настроением.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • понимать цель выполняемых действий, понимать важность планирования работы;

  • выполнять действия, руководствуясь выбранным алго­ритмом или инструкцией учителя;

  • осуществлять контроль своих действий, используя спо­соб сличения своей работы с заданной в учебнике после­довательностью;

  • адекватно оценивать правильность выполнения зада­ния;

  • осмысленно выбирать материал, приём или технику ра­боты;

  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

  • решать творческую задачу, используя известные сред­ства.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • продумывать план действий при работе в паре, при со­здании проектов;

  • объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

  • различать и соотносить замысел и результат работы; включаться в самостоятельную творческую деятель­ность (изобразительную, декоративную и конструктив­ную).


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий, используя справочные мате­риалы учебника;

  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры; сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

  • характеризовать персонажей произведения искусства; группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; конструировать объекты дизайна.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, исполь­зуя различные справочные материалы; свободно ориентироваться в книге, используя информа­цию форзацев, оглавления, справочного бюро; сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.


КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изоб­ражаемому;

  • уметь слышать, точно реагировать на реплики; учитывать мнения других в совместной работе; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изоб­ражаемому при посещении декоративных, дизайнер­ских и архитектурных выставок, музеев изобразитель­ного искусства, народного творчества и др.;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этике­та и правила устного общения;

  • задавать вопросы уточняющего характера по содержа­нию и художественно-выразительным средствам.



Содержание курса


Программа для 2 класса структурирована в виде четырех больших тем: «Виды изобразительного искусства», «Декоративное искусство», «Народное искусство», «Мир дизайна и архитектуры», на изучение которых отводится по одной четверти. Эти темы условно соответствуют основным содержательным линиям программы: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного и декоративного искусства», «Мир дизайна и архитектуры». Так, содержание линии «Мир изобразительного искусства» раскрывается через разделы «Живопись», «Графика», «Скульптура». Содержание линии «Мир народного и декоративного искусства» отражено в разделах «Декоративное рисование», «Монотипия», «Декоративные эффекты», «Коллаж», «Росписи Северной Двины», «Каргопольская игрушка», «Тетерки», «Птица счастья». Линии «Мир дизайна и архитектуры» соответствуют разделы «Дизайн и архитектура», «Призмы», «Пирамиды», «Конусы», «Цилиндры». Темы завершаются тренингами «Твои творческие достижения» и проектами, реализуемыми в различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, ярмарка, викторина, выставка работ и рисунков, маскарад и пр.).


«Мир изобразительного искусства»

«Путешествие в мир искусства».

Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пуш­кина, Музей современного искусства в Москве, Музей изобрази­тельных искусств в Казани и др.).

«Живопись. В мастерской художника-живописца».

Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Ак­варель. Тёплый цвет. Небо на закате. Холодный цвет. Облака. Зимнее окно. Краски и настроение.

«Графика. В мастерской художника-графика».

Вырази­тельные средства графики. Ветвистое дерево. Что может карандаш. Тушь и перо. Нарядные ёлочки. Кувшин и яблоко. Осенний листок. Сказочное окошко.

«Скульптура. В мастерской художника-скульптора».

Леп­ка декоративной чаши. Лепка рельефа «Птичка». Котик и медве­жонок.


«Мир народного и декоративного искусства

«Декоративное искусство. Декор вокруг нас».

Декоратив­ное рисование. Грибы и ёлочки. Азбука декора. Контрастные цве­та в декоре. Линейный орнамент. Монотипия. Бабочка. «Волшеб­ные ладошки». Печать предметами. Печать осенними листьями. Декоративные эффекты. Рисуем солью. Коллаж. Грибы. Аппли­кация из листьев «Лесные человечки». Декоративная бумага для подарков. Декоративные ракушки. Коллаж «Море».

«Народное искусство».

Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Птица сирин. Пермогорские узоры. Борецкая роспись. Прялки. Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Каргопольская игрушка. Полкан. Тетёрки. Птица счастья.


«Мир архитектуры и дизайна»

«Форма и цвет в дизайне и архитектуре».

Дизайн и архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Пи­рамиды. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. Конусы. Петушок. Весёлая мышка. Цилиндры. Весёлые зверята. Гусеничка. Подарочная упаковка.





Учебно-тематический план


Раздел программы

Тема раздела

Всего часов

1

Мир изобразительного искусства

«Путешествие в мир искусства»


1

2

«Живопись. В мастерской художника-живописца»

6

3

«Графика. В мастерской художника-графика»

4

4

«Скульптура. В мастерской художника-скульптора»

4

5

Мир народного и декоративного искусства

«Декоративное искусство. Декор вокруг нас»

8

6

«Народное искусство»

6

7

Мир дизайна и архитектуры

«Форма и цвет в дизайне и архитектуре».

5

ИТОГО

34




Перечень лабораторных, практических, контрольных и других видов работ


Раздел программы

Виды работы

Мир изобразительного искусства

Проект «Изобразительное искусство»

Мир народного и декоративного искусства

Проект «Народное искусство»

Обучающая комплексная работа

Мир дизайна и архитектуры

Проект ««Дизайн и архитектура»»



Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Планируемые результаты

Характеристика

деятельности учащихся

Дидактическое сопровождение

Дата

Корректировка


Предметные

УУД

Метапредметные

Личностные





Мир изобразительного искусства

Путешествие в мир искусства (1 ч.)

Художественные музеи. Виды изобрази-тельного искусства.



Ориентироваться в учебнике.

Участво­вать в беседе о живописи. Высказывать мнение о том, как изобразительное искус­ство может отражать многообразие окру­жающего мира, мыслей и чувств человека. Получить представления о роли искусства в жизни человека. Выявить главную информацию из текста (с. 4-5 учебника).

Уч.с.1-7




Живопись.

Основы цветоведения. В мас­терской художника-живописца.



Выполнить задания (с. 8-11 учебника), ос­новываясь на картине (с. 6 учебника). Выявить главную информацию из текста

(с. 14-15 учебника). Выполнить ассоциативные упражнения по передаче цветом различного вкуса. Со­относить вкус и цвет. Использовать разнообразные приёмы ра­боты акварелью, основываясь на правилах работы акварельными красками. Оцени­вать результаты своей работы. Выделение приёмов работы по разделу «Учимся у мас­теров» (с. 24-25 учебника). Рассмотреть акварельную живопись, вы­делить сюжет, проанализировать приё­мы, с помощью которых изображены от­дельные детали. Установить последовательность нанесения слоев кра­ски и изучить мазки.

Уч.с.8 – 15



Что может кисть. Гу­ашь. Школа графики и живописи. Иллюстрирова­ние сказки «Гуси-ле­беди».



Знакомиться с иллюстрациями Ю.Васнецова, Е. Рачёва, В. Конашевича к русским народным сказкам. Определить, какие приёмы работы художники использовали для создания представленных иллюстраций. Выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства. Выбрать сюжет, выполнять иллюстра­цию, ориентируясь на определённый поря­док работы.

Уч.с.16 – 21



Гуашь. Школа графики и живописи. Иллюстриро­вание сказки «Гуси-лебеди» (продолжение работы)



Знакомиться с картинами В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на сером

волке». Выделять средст­ва передачи сказочности, необычности. Проверить полученные знания по цветоведению. Решать творческую задачу: выполнить иллюстрацию к сказке. Выразить в твор­ческой деятельности своё отношение к изо­бражаемому через создание художественного образа.



Акварель. Тёплый цвет.

Школа живописи. «Небо на закате»



Наблюдать природу и природные явле­ния, различать их характер и эмоцио­нальное состояние; понимать разницу в изображении природы в разное время суток. Нарисовать несколько этюдов закатного неба. Подобрать тёплые цвета. Использовать правила и приёмы работы акварельными красками («по-сырому», «вливание цвета в цвет» и др.). Сопоставлять замысел и полученный ре­зультат работы.

Уч.с.22 – 27,

31



Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи. Гуашь.

«Зимнее окно»



Воспринимать репродукцию картины К.Васильева «У окна», анализировать средства выразительности. Рисовать зимнее окошко с морозными узо­рами, на котором стоит горящая свеча. Взаимооценка работ

Уч.с.28 – 30,

32 – 33



Школа живописи. «Краски и настро­ение».



Выделять главную информацию из текста (с. 34-35 учебника) и иллюстраций. Обсуждать полученную информацию, подтверждая мнение отрывками из текстов и стихов.

Выполнить задания. Подобрать цветовые сочетания, передающие радость, тревогу, нежность, любовь.

Уч.с.34 – 35



«Графика. В мастерской художника-графика (4 ч.)

Графика. В мастер­ской художника-графика.

Выразительные средства графики.

Школа графики. «Ветвистое дерево».



Участвовать в беседе о графике. Высказывать мнение о том, как изобрази­тельное искусство может отражать много­образие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Выделять средства выразительности для наилучшего воплощения замысла (линию, штрих, пятно) у мастеров рисунка и живо­писи. Нарисовать ветвистое дерево графи­ческими материалами. Выполнить упражне­ния по передаче штриховки, тонировки, растяжки, растушёвки и растирки. Выбрать породу дерева для рисования. Определять размеры изображаемых пред­метов. Учитывать направление различ­ных участков контура, их характер и раз­меры. Находить причину ошибок и исправлять их. Анализировать выполненные рисунки.

Уч.с.36 – 41,

48 – 49



Выразительные сред­ства графики.

Что мо­жет карандаш. Шко­ла графики. «Нарядные ёлочки»



Участвовать в беседе о графике как спосо­бе познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Отвечать на вопросы, основываясь на тексте и иллюстрациях. Выполнить зада­ния (с. 42-45 учебника).

Выделять средства выразительности графики (линию, штрих, пятно, тон) для наилучшего воплощения замысла у мастеров графики. Решать творческую задачу (с. 52 учебни­ка): нарисовать «Нарядные ёлочки», ис­пользуя разнообразную штриховку.

Уч.с.42 – 45,

52



Тушь и перо. Школа графики. «Кувшин и яблоко».



Продолжить знакомство с графикой как видом изобразительного искусства. Отвечать на вопросы, используя репродукции произведений графики русских и зарубеж­ных мастеров. Выполнять задания (с. 46-47, 52-53 учебника), используя приёмы штриховки пером. Изучать последовательность работы (с. 53 учебника). Решать творческую задачу: нарисовать натюрморт, используя точки, линии, штрихи, пятна.

Уч.с.46 – 47,

53



Школа живописи и графики. «Осенний листок».



Участвовать в беседе, используя для ответов текст и картинки учебника. Выполнить задания (с. 50-51 учебника), используя изученные приёмы работы. Нарисовать осенний листок дуба или клё­на акварелью или гуашью (живопись). Решать творческую задачу: выполнить аппликацию «Листья» с дорисовкой про­жилок тушью (графика).

Уч.с.50 – 51



Скульптура. В мастерской художника-скульптора» (4 ч.)

Скульптура.

В мастер­ской художника-скульптора. Школа лепки.



Познакомиться со скульптурой как способом познания и эмоционального отраже­ния многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях. Исследовать особенности матери­ала для лепки (с. 7, 54-55, 58-59 учебника). Участвовать в воображаемом посещении мастерской художника. Слепить рельеф «Птичка» (пластилин). Участвовать в выставке вылепленных ра­бот и оценивать результаты работы.

Уч.с.54 – 57



Школа декора. Лепка декоративной чаши.



Участвовать в беседе, анализировать средства выразительности художественной керамики. Выполнить задания руководствуясь заданной последователь­ностью действий. Лепить декоративную чашу щипковым методом или по шаблону Передавать фактуру с помощью различ­ных видов лепных элементов. Участвовать в выставке и оценивать результат работы.

Уч.с.58 – 61



Лепка рельефа «Птич­ки». Лепка декоратив­ной скульптуры «Котик» или «Медве­жонок».



Выполнить задания (с. 62-63 учебника).

Лепить рельеф птички. Объяснять и применять приём наложения формы на пластину (пластилин). Решение творческой задачи: создать декоративный образ.

Использовать приёмы передачи фактуры с помощью штампов.

Уч.с.62 – 63



В мастерской художника-скульптора. Твои

творческие достижения.



Выполнить задания (с. 64-65 учебника). Участвовать в викторине по оп­ределению видов изобразительного искус­ства, тёплых, холодных и контрастных цветов. Сравнивать произведения изобразительного искусства, классифицировать их по видам. Называть ведущие художе­ственные музеи России. Оценивать свои творческие достижения.

Уч.с.64 – 65



Внеклассная работа.

Проект учащихся по теме «Изобразительное искусство» Уч.с. 66—67

Мир народного и декоративного искусства

«Декоративное искусство. Декор вокруг нас» (8ч.)

Декоративное искус­ство вокруг нас. Декоративное рисова­ние. «Грибы и ёлочки».




Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о декоративном искусстве как части национальной культуры. Исследовать, как образ из­меняется в зависимости от материала в произведениях искусства. Решение творческой задачи: рисовать декоративные грибы и ёлочки гелевыми ручками на цветном фоне. Сравнить форму и цвет изображённых объектов в жизни и на рисунке.

Уч.с.68 – 73



Азбука декора. Конт­растные цвета в деко­ре. Линейный орна­мент.




Копировать греческий орнамент (с. 77 учебника). Выявить закономерности построения ор­намента. Нарисовать линейный орнамент (цветные карандаши).

Исследовать традиционные мотивы орнаментов своего народа. Использовать их для составления линейных узоров. Выражать эмоционально-ценностное отношение к выполненным работам.

Уч.с.74 – 77

Т.с.28-29



Школа декора. Моно­типия «Бабочка». «Волшебные ла­дошки».




Изучить художественные достоинства, разнообразие декоративных эффектов. Выявить возможности применения цветовых контрастов в декоре. Решать творческую задачу: сделать не­сколько разноцветных отпечатков ладо­шек и превратить их в реальные или фан­тастические образы (деревья, цветы, птиц, животных и др.).

Дать эстетическую оценку выполненным работам.

Уч.с.78 – 79



Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами.




Анализировать средства декоративного искусства, при рассмотрении ковровых изделий. Выполнить ковёр в тёплой или холодной гамме по желанию (печать листьями). Участвовать в коллективной работе: на­клеить отдельные работы на ткань, изгото­вить большой ковёр. Планировать и реализовывать совместную работу, договариваться о результате.

Уч.с.80 – 83



Декоративные эффек­ты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью.




Установить последовательность работы. Выполнить задание, работая в паре. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Обсуждать, планиро­вать результат, совершать совместные действия. Оформить работу в рамочку. Подготовить презентацию работы в виде рассказа о получившейся картине.

Уч.с.84 – 85



Школа декора. Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». «Волшебный ковёр».




Выполнить задания по заданной последовательности работы (с. 87, 89 учебника). Решать творческую задачу: выполнить декоративную композицию «Волшебный ковёр» из разноцветных ниток, наклеен­ных на основу. Изобразить солнышко, цветок, птичку, рыбку или какой-нибудь узор. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в деко­ративной работе.

Уч.с.86 – 89



Обучающая комплексная работа




Выявить главную информацию из текста. Выполнить задания, используя знания, умения и навыки, полученные на разных уроках.  Осуществить самоконтроль своей работы.

ОКР №11



Декоративное искусство. Твои творческие достижения.




Самостоятельная работа: выполнить де­коративное панно «Времена года».

Провести экскурсию по выставке декоративных работ своего класса. Оценивать свои творческие достижения.

Уч.с.90 – 91



Народное искусство (6 ч.)

Народное искусство. Росписи Северной Двины. Школа народного искусства.

Пермогорские узоры.




Ориентироваться в учебнике. Познакомиться с миром народного искусства как частью национальной культуры: каргопольской глиняной игрушкой, расписны­ми пермогорскими, борецкими и мезенски­ми прялками и другими изделиями. Выделить и оценить цветовую гамму изде­лий. Повторять узоры пермогорской росписи. Изучать образцы

(с. 98-99 учебника). Выполнять бордюры и рисовать цветок по заданной последовательности. Выполнить задания

(с. 28, 30 тетради). Расписать бумажную тарелочку пермогор­скими орнаментами; нарисовать птицу Си­рин (гуашь). Изучить последовательность работы и образцы (с. 96 учебника). Искать информацию о мастерах, живу­щих на берегах Северной Двины.

Уч.с.92 – 99

Т.с.30-37



Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы.

Школа народного искусства.

Прялки.





Совершить воображаемое путешествие по русскому Северу. Познакомиться с мастерами, которые изготавливают и расписы­вают прялки. Участвовать в беседе о зна­чении традиционных народных художественных промыслов для современного человека. Расписать вырезанный си­луэт пермогорской или мезенской прялки (гуашь, тушь, перо).Знакомиться с народным искусством как частью национальной культуры. Повторять линейные орнаменты мезен­ской росписи . Изучать способ рисования коней, птиц и оленей (с. 103 учебника).

Дополнительно можно расписать мезенской росписью предметы быта (по выбору).

Уч.с.100 – 103

Т.с.38-39



Каргопольская иг­рушка.

Школа народного искусства Полкан.




Изучать традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов каргопольских игрушек. Сравнивать дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки.

Повторить каргопольские узоры по образцам (с. 106 учебника). Решать творческую задачу: расписать каргопольскими узорами игрушки (конту­ры, силуэты, вылепленные по выбору).

Уч.с.104 – 107



Школа народного искусства. Печенье тетёрки.




Участвовать в беседе о народном искусст­ве как части национальной культуры.

Повторять узоры печенья тетёрки на альбомном листе (гуашь) по образцам в учебнике (с. 109 учебника). Лепить из солёного теста или пластилина тетёрки, используя изученные приёмы.

Уч.с.108 – 109



Школа народного искусства. Архангельская птица Счастья.




Принять участие в беседе о народном искусстве как части национальной куль­туры.

Выявить художественные достоинства и технологию изготовления щепных птиц.

Изучить последовательность работы (с. 111 учебника). Решать творческую задачу: сконструиро­вать свою чудо-птицу счастья из бумаги.

Уч.с.110 – 111



Народное искусство. Твои творческие достижения.




Участвовать в обзорной театрализован­ной викторине по всем изученным темам раздела «Народное искусство». Задавать вопросы и отвечать на вопросы других.

Определять произведения народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь). Сравнивать их между собой, группировать. Изготавливать изделия в традициях художественных промыслов (по выбору). Оценивать свои творческие достижения.

Уч.с.112 – 113



Внеклассная работа.

Проект учащихся по теме «Народное искусство» Уч.с.114—115

Мир дизайна и архитектуры

«Форма и цвет в дизайне и архитектуре» (5 ч.)

Дизайн. Архитекту­ра. Призмы. Школа дизайна.

Коробоч­ки-сувениры.

Подставка для карандашей.



Ориентироваться в учебнике. Знакомить­ся с объектами дизайна и архитектуры в форме призм. Различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Выполнять упражнение на узнавание призмы.

Сконструировать коробочку-сувенир из бумаги. Изучить последовательность работы (с. 123 учебника). Декорировать коробоч­ку (превратить в котика, птичку, тигрён­ка, жирафа, клоуна и др.).

Уч.с.116 – 123



Пирамиды. Школа дизайна.

Конструирование упа­ковки. Игрушки-пирамидки.



Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме пирамид. Различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Участвовать в обсужде­нии по теме урока, приводить примеры. Выполнить упражнение на узнавание пи­рамиды.

Сконструировать упаковку «Пирамида».

Использовать выкройку (с. 126 учебника).

Декорировать упаковку.

Уч.с.124 – 127



Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка».




Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры конической формы. Различать формы конусов в объектах ди­зайна и архитектуры. Выполнить упраж­нение на ощущение формы конуса. Сконструировать сувениры «Петушок» или «Весёлая мышка».

Изучить последовательность работы, выполнить задания (с. 130—131 учеб­ника)

Уч.с.128 – 131



Цилиндры. Школа дизайна.

«Весёлые зверята». «Гусеничка».



Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры цилиндрической формы.

Разли­чать цилиндрические формы и их поло­винки в объектах дизайна и архитектуры. Обсуждать вопросы по теме, приводить примеры. Выполнить упражнение на ощущение формы. Сконструировать из цилиндров разного размера весёлых человечков, гусеничку или забавных зверят. Анализировать, из каких деталей состоят игрушки (с. 134-135 учебника). Выполнить работу по об­разцу или придумать свои варианты. Решать творческую задачу: использовать конструкции из одного-двух или большего количества цилиндров. Использовать пра­вило склеивания бумажных деталей (с. 134 учебника).

Уч.с.132 – 135



Форма и цвет в дизайне и архитектуре. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел».



Конструировать ангела из бумажной тарелки. Изучить последовательность работы, выполнить задания (с. 136-137 учебника). Украсить подвесками вместе с одноклас­сниками классную комнату.

Оценивать свои творческие достижения.

Уч.с.136 – 137



Внеклассная работа.

Проект учащихся по теме «Дизайн и архитектура» Уч.с.138—139







Требования к знаниям и умениям к концу изучения курса


Учащиеся должны знать:

  • основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;


Учащиеся могут знать:

  • известные центры народных художественных промыслов России (Каргополь, Архан­гельск, Северная Двина, Мезень);

  • ведущие художественные музеи России (Госу­дарственная Третьяковская галерея, Музей изобрази­тельных искусств им. А.С.Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);


Учащиеся должны уметь:

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

  • составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением, использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, сме­шанные техники);

  • применять основные средства художественной вырази­тельности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюст­рациях к произведениям литературы.


Учащиеся могут уметь:

  • определять (узнавать) произведения традиционных на­родных художественных промыслов (Каргополь, Архан­гельск, Северная Двина, Мезень);

  • учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;

  • правильно и выразительно использовать в работе разно­образные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, разде­льный мазок, от пятна, смешанные техники);

  • изображать глубину пространства на плоскости с помо­щью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;

  • выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;

  • понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художе­ственные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;

  • выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;

  • подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с пе­редаваемым в работе настроением.









Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Книгопечатная продукция


Литература для учащихся:

Калинина О.Б. Обучающие комплексные работы. 2 класс / О.Б. Калинина. – М. : Дрофа; Астрель, 2016.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: 2-й класс : учебник : / Н.М. Сокольникова — М.: АСТ, Астрель, 2015.

Литература для учителя:

Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: английский язык, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура : [сборник]. — М.: ACT : Астрель,2011.

Сокольникова Н.М. Обучение во 2-м классе по учебнику «Изобразительное искусство» Н.М. Сокольниковой, С.П. Ломова: про­грамма, методические рекомендации, поурочные разра­ботки / Н.М. Сокольникова. — М.: АСТ : Астрель, 2010.

Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство : рабочая тетрадь : к учебнику Н.М. Сокольниковой, С.П. Ломова «Изобразительное искусство» : для 2 кл. четырёхл. нач. шк. / Н.М. Сокольникова. — М.: ACT: Астрель, 2010.


Демонстрационные плакаты

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.


Традиционные средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Драпировки.

Набор геометрических тел (гипс).


Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор.

Магнитно-маркерная доска

Электронные пособия:

Аудиозаписи музыки

Презентации

Интернет-ресурсы

http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru, http://www.school.edu.ru, http://windows.edu/ru, http://nachalka.edu.ru, http://www.nachalka.com/biblioteka




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!