СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (УМК "Планета знаний")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО  для 3 класса (УМК "Планета знаний", учебник Н.М. Сокольниковой)

Календарно-тематическое планирование  к этому курсу можно посмотреть на моем сайте в категории "Рабочие программы"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (УМК "Планета знаний")»

МКОУ Городокская СОШ № 2


«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________________


Протокол № ___ от

«____»____________2017 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по учебной работе _____________________


«____»____________2017 г.


«Утверждено»

Директор


___________________


« ___»__________2017 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Журавлевой Натальи Владимировны,

учителя высшей квалификационной категории,

по предмету «Изобразительное искусство»

3 класс


















с. Городок

2017-2018 учебный год


Пояснительная записка


Курс по изобразительному искусству разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)

Содержание курса полностью соответствует Примерной основной образовательной программе начального общего образования (утвержденной 8 апреля 2015 г., протокол заседания №1/15 от 08.04.2015 г.)

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями документов ФГОС НОО к содержанию начального образования, в частности с учётом содержания и целей базовых программ

1) программы курса изобразительного искусства,

2) междис­циплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий».

При отборе содержания курса учитывались необходимость преемственности с дошкольным периодом обучения, обеспечение учебным материалом школьников с разным уровнем подготовки, обеспечение возможностей развития способностей учащихся, создание прочной базы для успешного освоения программы на следующем этапе обучения.

Программа курса ориентирована на достижение основных целей реализации содержания предметной области «Искусство», определенных в ФГОС НОО:

  • развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства;

  • выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.


Общая характеристика учебного предмета


Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, деко­ративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Художественно-творческая деятельность учащихся осущест­вляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.

Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежно­го искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувс­тва стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, ил­люстрирование сказок и других литературных произведений, со­здание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.

Изучение народного искусства учащимися включает: зна­комство с традиционными художественными промыслами, выявление характерныx особенностей видового образа, умения опреде­лять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровиза­ция по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).

Изучение декоративного искусства предполагает: знакомс­тво с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); де­корирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостнык и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

Основные виды архитектурной и дизайнерской дея­тельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графи­ческими моделями, овладение элементарными приёмами комби­наторики и эвристики, проектирование, художественное конст­руирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.




Место учебного предмета в учебном плане



В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю.


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

33 ч.

34 ч.

34 ч.

34 ч.

135 ч.




Ценностные ориентиры содержания курса



Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


ЛИЧНОСТНЫЕ


У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.


Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.



ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приемов решения задач.


Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.


КОММУНИКАТИВНЫЕ


Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


ПРЕДМЕТНЫЕ


Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

  • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.


Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура ит.д.), в природе, на улице, в быту;

  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.


Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).


Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.


Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.


Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.



Содержание курса


Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.



Учебно-тематический план



Раздел программы

Тема раздела

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

1

Мир изобразительного искусства

Королевство волшебных красок

18

15

12

15

60

3

Мир народного и декоративного искусства

В гостях у народных мастеров

10

14

16

15

55

4

Мир дизайна и архитектуры

В сказочной стране «Дизайн»

5

5

6

4

20

ИТОГО

33

34

34

34

135










Требования к знаниям и умениям обучающихся, оканчивающих 3 класс



ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • называть и различать основные виды изобразитель­ного искусства;

  • называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эр­митаж, Русский музей);

  • узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыс­лов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.); применять основные средства художественной выра­зительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и кон­структивных работах; иллюстрациях к произведени­ям литературы;

  • выбирать живописные приёмы (по-сырому, лесси­ровка, раздельный мазок и др.) в соответствии с за­мыслом композиции;

  • лепить фигуру человека и животных с учётом про­порциональных соотношений;

  • изображать глубину пространства на плоскости (за­гораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

  • составлять разнообразные цветовые оттенки, смеши­вая основные и составные цвета с чёрным и белым.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, назы­вать их авторов (А. Рублёв «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»,

  • К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.);

  • сравнивать различные виды изобразительного ис­кусства (графика, живопись, декоративно-приклад­ное искусство);

  • применять цветовой контраст и нюанс, вырази­тельные возможности красного, оранжевого, жёл­того, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;

  • правильно использовать выразительные возмож­ности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пас­тельные и восковые мелки и др.) в передаче раз­личной фактуры;

  • моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;

  • выполнять ассоциативные рисунки и лепку; подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.







МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • действовать самостоятельно по инструкции, учиты­вать ориентиры, данные учителем при освоении но­вого учебного материала;

  • планировать и организовывать свои действия при выполнении учебных заданий;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху;

  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самооценки;

  • прилагать волевое усилие для преодоления препятствий для достижения цели;

  • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

  • осуществлять само и взаимопроверку, используя спо­соб сличения своей работы с заданным эталоном;

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учи­теля и алгоритмам, описывающем стандартные дей­ствия (памятки в справочнике учебника);

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);

  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий, применяя различные критерии оценки;

  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать её (в рамках проектной деятельности).

  • планировать собственную читательскую деятельность.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • свободно ориентироваться в книге, используя инфор­мацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеоло­гический);

  • осуществлять фиксацию выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;

  • работать с текстом: определять основную и второстепенную информацию, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, выделять смысловые части, ключевые слова, главную мысль текста, его тему, составлять план);

  • получать информацию, используя таблицы, диаграммы, рисунки, схемы, карты;

  • соотносить данные таблицы и диаграммы;

  • самостоятельно моделировать процессы, задачи;

  • доказывать свойства изучаемых объектов;

  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным критериям;

  • строить логические рассуждения, устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, ис­пользуя различные справочные материалы (учебные пособия, фонды библиотек и детские периодиче­ские печатные издания);

  • преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме.


КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • выслушивать друг друга и приходить к общему решению, рабо­тая в группе;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

  • при выполнении заданий в группе: слушать друг друга, договариваться, объединять полученные результаты при совместной презентации решения;

  • работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • осознавать необходимость аргументации собственной позиции и критической оценки мнения партнера;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • формулировать и аргументировать собственную позицию;

  • владеть диалогической формой речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • адекватно использовать речевые средства для реше­ния коммуникативных задач (извинения, пожелания, по­буждения других к действию);

  • участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения).
















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Нормативные документы

Примерная основная образовательная программа начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Литература

УМК «Планета знаний »

Изобразительное искусство : 1—4 классы : рабочая программа / Н. М. Сокольникова. — М. : Дрофа ; Астрель, 2017.

Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: английский язык, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура : [сборник]. — М.: ACT : Астрель,2011.

3 класс

Калинина О.Б. Обучающие комплексные работы. 3 класс / О.Б. Калинина. – М. : Дрофа; Астрель, 2017.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: 3-й класс : учебник : / Н.М. Сокольникова — М.: АСТ, Астрель, 2017.

Сокольникова Н.М. Обучение в 3-м классе по учебнику «Изобразительное искусство» Н.М. Сокольниковой, С.П. Ломова: про­грамма, методические рекомендации, поурочные разра­ботки / Н.М. Сокольникова. — М.: АСТ : Астрель, 2012.

Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство : рабочая тетрадь : к учебнику Н.М. Сокольниковой, С.П. Ломова «Изобразительное искусство» : для 3 кл. четырёхл. нач. шк. / Н.М. Сокольникова. — М.: ACT: Астрель, 2015.


Демонстрационные плакаты

Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

Оборудование

Драпировки.

Классная доска с приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Комплект муляжей.

Набор геометрических тел (гипс).

Технические средства обучения

Компьютер.

Магнитно-маркерная доска.

Мультимедийный проектор.

Принтер.

Электронные пособия:

Аудиозаписи музыки

Видеоуроки (CD)

Презентации

Интернет-ресурсы

http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru, http://www.school.edu.ru, http://windows.edu/ru, http://nachalka.edu.ru, http://www.nachalka.com/biblioteka

http://минобрнауки.рф/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!