Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы Н.М. Сокольниковой «Изобразительное искусство» (УМК «Планета Знаний»)1 класс, 2011 г.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, авторской программы Н.М. Сокольниковой «Изобразительное искусство» с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
1) Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. - М.: ACT, Астрель, 2014.
2) Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь. - М.: ACT, Астрель, 2016.
В 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом МБОУ Алексеевской сош и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками.
4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства.
5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля |
Предметные УУД | Метапредмет ные(УУД) | личностные |
знать | уметь |
1 | Радужный мост | 01.09 | 1 | Комбинированный | Названия семи цветов спектра | Правильно сидеть за партой Верно и удобно держать лист бумаги и карандаш, кисточку Различать основные и составные , теплые и холодные цвета. | Пользоваться языком изобразительного искусства | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Композиционное решение рисунка | Текущий. Создание рисунка (СР) |
2 | Радужный мост | 08.09 | 1 | Урок -путе-шествие | Названия семи цветов спектра | Правильно сидеть за партой Верно и удобно держать лист бумаги и карандаш, кисточку Различать основные и составные, теплые и холодные цвета | Использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интер-претации информации в соответствии с учебной задачей. | Развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач | Композиционное решение рисунка | Текущий. СР |
3 | Красное королевство | 15.09 | 1 | Урок- игра | Приемы: вливание цвета в цвет, наложения цветов. | Использовать художественные материалы(гуашь, цвет ные карандаши, акварель, бумага) | Пользоваться словарями и справочной литературой для школьников; развивать ассоциативное мышление. | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Композиционное решение рисунка | Текущий. СР |
4 | Оранжевое королевство | 22.09 | 1 | Урок -сказка | Элементарные правила сме-шивания основных цветов. Приемы: прима-кивание, раздельный мазок, смешение цветов. | Использовать художественные материалы(гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага) | Использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей. | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения | Композиционное решение рисунка | Текущий. Рисунок с натуры |
5 | Желтое королевство | 29.09 | 1 | Урок – экскурсия | Оттенки желтого цвета. Прием набрызга краски. | Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предмета | Получать представления о некоторых специфических формах худо-жественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а так-же декоративного искусства и дизайна. | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения | Передача настроения в творческой работе | Готовый рисунок |
6 | Зеленое королевство | 06.10 | 1 | Урок – путешествие | Жанр «натюр-морт». А.Я. Головин И.Э.Грабарь | Правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность | Получать представления о некоторых специфических формах худо-жественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей | Композиционное решение рисунка | Текущий. Рисунок с натуры. Творческий проект по теме «Изобразительное искусство» |
7 | Сине – голубое королевство | 13.10 | 1 | Урок – игра | Оттенки голубого и синего цвета. И.И.Шишкин В.И.Поленов Знать приемы свободной кистевой росписи. | Выполнить композиционное решение рисунка | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Композиционное решение рисунка | Текущий. СР |
8 | Фиолетовое королевство | 20.10 | 1 | Урок -сказка | Основные жанры и виды произведе-ний изобрази-тельного искусства | Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать выска-зывания по поводу художественного произведения | Композиционное решение рисунка | Текущий. СР |
9 | Итоговый урок по теме. Разноцветная страна. | 27.10 | 1 | Урок -кон-курс | | | | | Композиционное решение рисунка | Выставка «Школа лепки» |
В МИРЕ СКАЗОК |
10 11 | Волк и семеро козлят | 10.11 17.11 | 2 | Комбинированный | Особенности изображения животных в лепке. Ю.Васнецов Е. Рачев | Создавать объемные изображения из пластилина | Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Оформление работы в цвете по собст-венному замыслу и представ-лению. | Текущий. СР |
12 | Сорока – белобока | 24.11 | 1 | Комбинированный | Основы ИЗО: рисунок, цвет, композиция. Смешанную технику для выполнения иллюстраций | Применять основные средства художественной выразительности (по памяти и воображению). Передавать про-порции сложных по форме предметов, ком-позиционное решение рисунка | Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Творческий проект «Сказоч-ные герои». | Текущий. Выставка «Рисуем сказку» |
13 14 | Колобок | 01.12 08.12 | 2 | Комбинированный | Особенности ивырази-тельные средства изображения сказочных мотивов в иллюстрациях | Отрабатывать графические навыки, навыки композиционного решения рисунка. | Формировать представление о роли фантазии в искусстве. | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Составление рассказа – описания | Текущий. Выставка «Рисуем сказку» |
15 | Петушок – Золотой гребешок | 15.12 | 1 | Урок кон-курс | Особенности и выразительные средства изображения сказочных мотивов в иллюстрациях | Отрабатывать графические навыки, навыки композиционного решения рисунка. | Формировать представление о роли фантазии в искусстве. | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Выполнение орнаментов. | Текущий |
16 | Красная шапочка | 22.12 | 1 | Комбинированный | Приемы работы с пластилином особенности объемных изображений. Основы ИЗО: пропорции | Организовать рабочее место при лепке изделий из глины и пластилина | Формировать представление об образных особенностях работы над изображением в объеме. | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Выполнение орнаментов | Текущий. СР |
17 | Буратино | 12.01 | 1 | Комбинированный | Понятие «цвет». Последовательность работы цветом. | Создавать эскиз в карандаше | Формировать представление об образных особенностях работы над изображением в объеме. | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Работа в тетради. Построить композицию рисунка. Карандашный набросок | Текущий. СР |
18 | Снегурочка Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы» | 19.01 | 1 | Комбинированный | Знать о деятельности художника, скульптора | Сравнивать различные виды и жанры ИЗО | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения | | Творческий отчет «Красная коллекция» |
19 | Дымковские игрушки. | 26.01 | 1 | Комбинированный | Известные центры народ-ных художественных ремесел России. Отличи-тельные признаки изделий народных промыслов. Понятие «декоративно – прикладное искусство» | Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка. Вырезать из бумаги силуэты дымковских игрушек и украшать их орнаментами. | Передавать настроение в творческой работе с помощью тона, орнамента | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей | Последовательность выполнения печаток – тычков. | Текущий. СР |
20 | Дымковские игрушки | 02.02 | 1 | Комбинированный | Известные центры народных художест-венных ремесел России. Отличи-тельные признаки изделий народных промыслов. Понятие «декоративно – прикладное искусство» | Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка. Вырезать из бумаги силуэты дымковских игрушек и украшать их орнаментами | Передавать настроение в творческой работе с помощью тона.орнамента | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Выполнение орнаментов. Последовательность выполнения печаток – тычков. | Текущий. СР |
21 | Филимоновские игрушки | 09.02 | 1 | Комбинированный | Характерный узор филимо-новской игрушки. Последо-вательность выполнения филимо-новских орнаментов. | Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка | Получать представления о некоторых специфических формах худо-жественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, а также декоративного искусства и дизайна. | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей | Последовательность выполнения филимоновских орнаментов. | Текущий. СР |
22 | Филимоновские игрушки | 16.02 | 1 | Комбинированный | Характерный узор филимоновской игрушки. Последо-вательность выполнения филимоновскихорнамен-тов. | Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Работать с цветом. Прорисовы-вать детали рисунка | Пользоваться языком изобразительного искусства | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Последовательность выполнения филимоновских орнаментов. | Текущий. СР |
23 | Матрешки | 02.03 | 1 | Комбинированный | Полхов – Майданскаяи Семеновская матрешка (сравнение). Последо-вательностьвыполнения росписи. Роспись деревянных заготовок по замыслу. | Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка | Пользоваться языком изобразительного искусства | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Полхов – Майданская и Семеновская матрешка (сравнение). Последовательность выполнения росписи. | Текущий. СР |
24 | Матрешки | 09.03 | 1 | Комбинированный | Полхов – Майданская и Семеновская матрешка (сравнение). Последо-вательность выполнения росписи. Роспись деревянных заготовок по замыслу. | Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка | Полхов – Майданская и Семеновская матрешка (сравнение). | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Последовательность выполнения росписи. | Текущий. СР |
25 | Городец | 16.03 | 1 | Комбинированный | Особенности городецких изделий. Цветовая гамма. Последовательность выполнения городецкой росписи. | Построить композицию рисунка Выполнить карандашный набросок Подбирать цвета на палитре Делать заливку контура цветом Работать с цветом Прорисовывать детали рисунка | Получать представления о некоторых специфических формах худо-жественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Особенности городецких изделий. Цветовая гамма. Последовательность выполнения городецкой росписи. | Текущий. СР |
26 | Хохлома | 23.03 | 1 | Комбинированный | Особенности изделий Хохломы. Цветовая гамма. | Построить композицию рисунка Выполнить карандашный набросок Подбирать цвета на палитре Делать заливку контура цветом Работать с цветом Прорисовывать детали рисунка | Получать представления о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы муль-типликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Цветовая гамма. Последовательность выполнения хохломской росписи ягодка, травка. | |
27 | Гжель | 06.04 | 1 | Урок отчет | Особенности гжельских орнаментов. Цветовая гамма. Виды изделий. Роспись силуэта сахарницы. | Выполнять роспись сахарницы гжельскими орнаментами. | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения | Цветовая гамма. Виды изделий. Последовательность выполнения гжельских орнаментов. | |
В СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ «ДИЗАЙН» (7 ЧАСОВ) |
28 | Круглое королевство. Тематический рисунок в круге. Аппликация «Луноход» из кругов разного размера. | 13.04 | 1 | Комбинированный | О форме предметов; значение слова «дизайн» | Выполнять простейшие композиции – аппликации | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей Подбирать информацию из различных источников. | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Объекты дизайна круглой формы. Аппликация «Луноход» из кругов разного размера. | Текущий. СР. Самооценка |
29 | Шаровое королевство. Рисование мячиков и шариков в подарок королю Шару. | 20.04 | 1 | Комбинированный | Приёмы лепки и соединения деталей. | Рассказать, устно описать изображение на картине или иллюстрации: предметы, явления, действия | Подбирать информацию из различных источников. | Выразить свое отношение к изображенному | Коллекция картинок | Коллекция картинок. Участие в беседе |
30 | Треугольное королевство. Рисование треугольников и превращение их в сказочные предметы. | 27.04 | 1 | Урок викто-рина | Музеи изобразительного искусства России, мира. | Узнавать отдельные произведения выдающихся художников | Подбирать информацию из различных источников. | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Треугольные предметы. Картины Кандинского. | Викторина |
31 | Квадратное королевство. Выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация). | 03.05 | 1 | Комбинированный | Музеи изобразительного искусства России, мира | Выполнить композиционное решение рисунка. Узнавать отдельные произведения выдающихся художников | Подбирать информацию из различных источников. | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Декор из квадратов.. | Текущий. СР |
32 | Кубическое королевство. Роспись бумажных кубиков. | 10.05 | 1 | комбинированный | Приемы свободной кистевой росписи. Ведущие художест-венные музеи России – Третьяковская галерея. | Выполнить композиционное решение рисунка | Анализировать объекты дизайна или их части, которые имеют форму куба. | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Кубы и кубики. Сколько у куба квадрат-ных сторон? | Взаимооценка |
33 | Круглое королевство. Тематический рисунок в круге. Аппликация «Луноход» из кругов разного размера. | 17.05 | 1 | Урок - отчет | Ведущие художест-венные музеи России – Третьяковская галерея. | Использовать приобретенные ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | Воспитывать готовность к отстаиванию своего эстетического идеала. | Выставка «Твои творческие достижения» | Итоговый тест |
34 | Обощающий урок «В некотором королевстве…» | 24.05 | Ведущие художест-венные музеи России – Третьяковская галерея. | Использовать приобретенные знаний в практической деятельности и повседневной жизни | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | Воспитывать готовность к отстаиванию своего эстетического идеала. | Фронталь-но-индиви-дуальная работа. | Взаи-мопро-верка, само-контроль | Творческий проект «Дизайн в нашей жизни» | Выставка «Твои творческие достижения» |