Мастер-класс «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»
Мастер-класс «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»
Цель: Освоение на практике здоровьесберегающих технологий, ознакомление и распространение опыта работы.
Задачи:
• раскрыть значение здоровьесберегающий технологий;
• познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;
• поделиться личным опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий;
Оборудование: электронная презентация, , су-джок-массажеры, рисунки, доска звуков.
Ход
мастер – класса:
Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада вас приветствовать…сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми здоровьесберегающими технологиями, которые быть может, вы тоже используете в своей практике, а некоторые из них для вас новы. Попробуем не просто узнать о них, а постараемся знания получить на практике. Наш мастер- класс, я предлагаю вам провести в форме импровизированного занятия.
Работая в этом направлении в течение года, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:
- двигательная активность
- психологическое здоровье
- творческий характер процесса обучения
- использование оздоровительной силы природы
- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс
Л-д: Кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», помогут стать внимательными, активными, и улучшат ваши учебные достижения! Нам удобнее будет находиться за столами.
1) «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
2) «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
3) «Колечко» - поочередно и как можно быстрее соединить в кольцо с большим пальцем указательный,средний и т. д.
4) «Лезгинка» - левую сожмите в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. Потом одновременно сменить положение левой и правой рук.
Логопед: Вы внимательно слушали, и все упражнения выполнили правильно.
И) Суд-жок терапия в коррекционно-речевой практике.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребенку. Владея своими руками может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. При планировании работы над развитием речи придерживаюсь целого комплекса упражнений, в которые входят: пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, су-джок терапия и т. д.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движением пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. СЛАЙД № 29.
В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам значительно возрос. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой оздоровления. Использование су-джок - массажеров в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитием лексико-граммматических категорий, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможности для оптимальной целенаправленной работы с ребенком.
Давайте вместе выполним несколько вариантов работы с использованием су-джок колец, которые я, успешно апробировала.
«Будь здоров»
Чтоб здоров был пальчик наш
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрем,
И к другому перейдем.
«Мы колечки надеваем»
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров, ты пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
4 этап. Арттерапия.
Подведение итогов. Рефлексия.
Мастер- класс подошёл к концу, я хотела бы с вами поделиться
Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать. Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье наших детей.
Список литературы:
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Р-н/Д., Феникс, 2011
2. Беляковская Н. Н. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. М.
Сфера, 2009
3 .Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.
М. Сфера, 2006
4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. СПБ., 2001.
5. Лопухина И. С. Логопедия- речь, ритм, движение. СПБ.: Дельта, 2003
6. Микляева Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М. Айрис-пресс. 2004
7. Поваляева М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. Р-н/Д., 2006.
8. Репина З. А. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: ЭКСМО 2004
9. Свистунова Е. В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. М.: Форум, 2012.
10. Сиротюк А. Л. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с СДВГ.
11. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. М., 2002.