СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Работа воспитателя над звукопроизношением детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

 

 

 

Мастер-класс

«Работа воспитателя над звукопроизношением детей»

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед

Середина Нелли Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р. п. Дмитриевка 2020

          Цель: познакомить участников мастер-класса с приемам автоматизации звуков; упражнять в применении приемов автоматизации звуков.

          Задачи:

           1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых приёмов для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.            2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе работы учителя-логопеда и воспитателя по автоматизации звуков у воспитанников, имеющих речевые нарушения.

Ход мастер класса.

          Добрый день уважаемые коллеги!

          Свой мастер класса я начну с притчи: Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает: Скажет живая я ее убью, скажет мёртвая выпущу. Мудрец, подумав, ответил: Всё в твоих руках. А в наших руках, чтобы ребенок научился правильно разговаривать.

Теоретическая часть.

          Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. Ошибки в произношении звуков поможет исправить учитель-логопед, но к постановке звука он приступает тогда, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного на слух. К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звука. Если ребенок путает звуки в произношении, он может путать их и на письме. Он будет допускать ошибки, в словах, которые отличаются только этими звуками: шок - сок, шар- жар, лак- рак, щель- цель и т.д.

          Именно поэтому большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов и коррекции звукопроизношения. Умение различать фонемы это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем. Что затрудняет автоматизацию звуков: - наличие патологии в строении артикуляционного аппарата; - наличие неврологической симптоматики у ребенка; - недостаточно сформированные фонематические процессы у ребенка; - отсутствие самоконтроля и контроля со стороны родителей за звукопроизношением.

          Последовательность автоматизации звуков: в слогах в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в связной речи.

 

 

1. Автоматизация звука в слогах.

          Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

          Проведи слог по дорожке», «Слоговая лесенка», «Пальчики здороваются», «Помоги белочке» и др.

          При автоматизации звука в слоге целесообразно развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Для этого предлагаю задания на определение места звука в слоге, последовательности и количества звуков в нем, составление слога из данных звуков, преобразование слога с изменением местоположения звуков (са ас, со ос).

          На этом этапе работы я использую такие игры: «Разрезные картинки», «Пианино».

2. Автоматизация звуков в словах.

          Сначала осуществляется с опорой на слоги (са сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук в конце и середине слова. Для автоматизации звуков необходимо использовать приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов, так же использую задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук, придумывание слов с запри автоматизации звуков в словах детям очень нравятся игры «Рыбалка», «Собери цветок», «Напои куклу чаем», «Построй домик», «Собери бусы», «Украсим елочку», «Что под листочком».

          Для развития фонематического восприятия звуков можно использовать игру со «Звукоедом», который «похищает» звук, а дети должны спасти звук вернуть его в слово и сказать это слово правильно. Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем.

3. Автоматизация звуков в предложениях.

          Необходимо проводить на базе отработанных слов. Вначале предлагаем предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук). Работа осуществляется либо путем повторения предъявляемого речевого материала, либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы, опорные слова и схемы предложений. Работая над автоматизацией звука в предложениях, я часто использую эффективную и полезную игру «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложения». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными).

         И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы необходимо использовать различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работ утомительны для детей и поэтому, для того чтобы вызвать интерес, я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на детской доске, пересказы драматизации, стихи драматизации.

          Таким образом, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

Практическая часть.

Автоматизация звука в слогах.

         Игра «Лесенка». Игрушка поднимается по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук. «Звуковые дорожки» Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук. Упражнение - игра на пианино, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО РУ-РУ-РУ-РУ-РУ РЭ-РЭ-РЭ- РЭ-РЭ РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ. А затем все 5 песенок - слогов играть вместе: РА-РО-РУ- РЭ-РЫ.

Автоматизация в словах.

          Игра «Вертушка». Картинки, на которых изображён предмет, содержащий автоматизируемый звук раскладываются по кругу. Ребёнок запускает вертушку. Пока вертушка крутится, ребёнок произносит изолированный автоматизируемый звук. Вертушка останавливается, показывает стрелочкой на картинку. Ребёнок называет предмет, изображённый на картинке.

Автоматизация звуков в предложениях.

          Игра «Кто соберет быстрее вещи». Игра «заменяйка». «Живые предложения».  Дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов.        

          Слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными). В конце предложения нужно ставить знак точку, восклицательный или вопросительный знаки. Дети запоминают жестовый показ знаков: сжатый кулачок точка, на кулачок ставится прямая рука восклицательный знак, на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса вопросительный знак.

Автоматизация звуков в связной речи.

         Дифференциация «с-ш» в словах.  Игра «Про Емелю».

Рефлексия.

Отлично, молодцы! Трудно?

На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание.

 Оценка проведения мастер класса (в баллах).

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Работа воспитателя над звукопроизношением детей»»

Месяц

Неделя

Темы занятий для группы

старшей

подготовительной к школе

1

2

3

4


сентябрь

1-я

Детский сад

Детский сад

2-я

Игрушки

Откуда хлеб пришёл

3-я

Огород. Овощи

Огород. Овощи

4-я

Сад. Фрукты. Ягоды

Сад. Фрукты



октябрь

1-я

Ранняя осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Ранняя осень. Осенние цветы

2-я

Лиственные деревья

Лиственные деревья. Осень в стихотворениях русских поэтов, картинах русских художников

3-я

Грибы

Лес. Грибы

4-я

Семья

Семья



ноябрь

1-я

Домашние птицы и их детёныши

Библиотека

2-я

Поздняя осень. Перелётные птицы

Поздняя осень. Перелётные птицы

3-я

Домашние животные и их детёныши

Домашние животные и их детёныши

4-я

Домашние животные. Домашние птицы

Русские народные промыслы. Виды росписи, виды игрушек



декабрь

1-я

Дикие животные и их детёныши

Дикие животные. Зимовка зверей

2-я

Хвойные деревья

Животные Севера

3-я

Новый год

Животные жарких стран

4-я

Праздник новогодней ёлки. Новогодние игрушки

Новый год. Праздник новогодней ёлки. Хвойные деревья


январь

1-2-я

Зимние каникулы

Зимние каникулы

3-я

Зима. Зимние забавы и развлечения

Зима. Зимние забавы и развлечения

4-я

Зимующие птицы

Зимующие птицы



февраль

1-я

Одежда. Обувь

Одежда. Обувь

2-я

Дом. Мебель

Дом. Мебель. Постельные принадлежности

3-я

Транспорт. Правила дорожного движения

Транспорт. Правила дорожного движения

4-я

День защитника Отечества

День защитника Отечества. Военные профессии



март

1-я

Почта

Почта

2-я

Мамин праздник. Женские профессии

Мамин праздник. Женские профессии

3-я

Продукты питания. Посуда

Весна

4-я

Весна

Продукты питания. Посуда. Труд повара



апрель

1-я

Наш огород. Моя улица

Наш огород. Моя улица

2-я

День космонавтики

День космонавтики

3-я

Орудия труда и инструменты

Орудия труда и инструменты. Сельскохозяйственные работы

4-я

Рыбы

Рыбы



май


День Победы

День Победы


Цветы и комнатные растения

Цветы. Насекомые


Насекомые

Школа. Школьные принадлежности


Времена года (обобщение)

Здравствуй, лето! Виды спорта, спортивные развлечения, отдых



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!